Частные города в России: часть вторая. Дизайн-город
Нашумевшая прошлая статья вызвала бурю обсуждений! Она даже попала в профессиональные сообщества российских проектировщиков в Facebook. Но самое важное — идея, которая появилась 4 года назад, начала собирать вокруг себя заинтересованных предпринимателей.
В этой статье я впервые раскрою подробности концепции Дизайн-города и расскажу, что интересного произошло с момента публикации первой части.
О том, что такое частный город и зачем он нужен читайте в первой части.
Введение
Большинство российских городов строилось в индустриальную эпоху. Они не были ориентированы на человека, как личность. Задачи были строить новую страну, о комфорте думали в последнюю очередь. Среда в таких городах была враждебна: повсюду грязь, типовая застройка и общая серость среды. Безопасно и спокойно человек мог почувствовать себя только в своей квартире рядом с ковром на стене. Такая среда сформировала людей безразличных к тому, что находится вне дома.
Сейчас настает время новых городов, нацеленных на разговор с его жителями. Сможем ли мы их сделать на базе старых? Боюсь, что нет, либо это будет сделать крайне сложно. Проблема в том, что нынешние города, не лояльны к быстрым переменам. Посмотрите на реновацию в Москве. К ней не были готовы ни сами чиновники, ни жители, которые стали протестовали против такого дерзкого вмешательства в частную собственность. А это происходило в богатой и прогрессивной столице, за мкадом, такое представить еще сложнее.
Именно поэтому новые города должны строиться в новых локациях или на базе малых вымирающих городов, чтобы дать им новое дыхание и смыслы.
Комфортный город
Теперь же необходимо понять, в каких городах хочет жить современный человек?
Мой опыт, опыт моих коллег, а также разные мировые рейтинги лучших городов для жизни, выделяют следующие параметры:
- Качество городской и природной среды в городе;
- Доступность городских сервисов;
- Культура и образование;
- Здравоохранение;
- Отдых и развлечения;
- Безопасность;
- Городские технологии (автоматизация и умные системы).
Что же, принимая во внимание эти параметры, я попытаюсь пофантазировать каким же может быть город для современного человека.
Предлагаю ознакомится с концепцией Дизайн-города. Это лишь мое субъективное видение, как человека, побывавшего в 20 странах и ведущего оседлый образ жизни :) . Я буду рад конструктивной критике и дополнительным идеям.
Дизайн-город
В сердце любого города лежит экономика.
Экономика Дизайн-города
Под моими предыдущими статьями в мой адрес звучала критика, что я предлагаю идею моногорода, а моногорода — это тупиковая ветвь (с этим согласен). Хочу здесь внести ясность.
Экономика города будет держаться как минимум на 3-х индустриях:
- ИТ
- Туризм
- Образование
1. ИТ-индустрия
В прошлой статье я приводил интересную цифру:
Немало, правда?
Это дает нам основу предполагать, что часть этих людей с легкостью бы переехала в новый город, если он будет соответствовать их критериям комфортного города.
Разговор, конечно же в первую очередь про удаленных сотрудников, но не только. Есть и вторая часть. Представьте, что крупные (и не очень) ИТ компании смогут арендовать офисы в 3-4 раза дешевле московской ставки и предложат части своих сотрудников релокацию.
Для компании — это финансовая выгода и лояльность сотрудника, для сотрудника — это более дешевая аренда жилья и комфорт проживания.
2. Туризм
Этой части я уделял мало внимания, но сегодня я это исправлю.
Я уже озвучивал мысль, что туризм — это двигатель, который способен быстро запустить экономику в городе. В России внутренний туризм плохо развит, а потенциал огромный. При этом конкуренции почти нет. Туризм способен создать поток людей, а вместе с потоком подтянутся сфера обслуживания и ритейл.
А что станет той достопримечательностью, которая способна заставить семью или старых друзей сесть на авто и поехать в путешествие за 200-300 км от крупного города?
/// Футурум-парк
Футурум-парк — это парковый комплекс, в основе которого находится современный интерактивный музей космонавтики, музей происхождения Земли и музей цифрового искусства.
Цель комплекса — сформировать у детей интерес к космонавтике, побудить их изучать науку. Взрослые же получат уйму новых эмоций и отдохнут от трудовых будней.
Сама архитектура будет погружать в атмосферу космического дизайна:
а) Музей космонавтики
Космос — это та сфера, где России есть чем гордиться и есть что показать. Этот парк сможет рассказать посетителю историю Циолковского, Гагарина, Терешковой и советских конструкторов в виде оживающих говорящих голограмм, 3D видеомэппинга и копий советских спутников. Это не скучный музей, где экспонаты просто лежат на стеллажах, это музей-приключение со своим сторителлингом и интерактивом.
У взрослых этот музей будет вызывать эмоции ностальгии, у детей — воодушевление от прикосновения к чему-то грандиозному и неведомому.
б) Музей происхождения Земли
Садясь в вагонетку, мы проезжаем по коридорам музея, где каждый зал — это отдельная эра в развитии планеты с ее флорой и фауной, запахами и звуками.
Запахло жаренным и потряхивает! Похоже мы проезжаем докембрийскую эру с ее магматическими процессами на Земле. Подъезжая к Меловому периоду слышим пронзительный крик тиранозавра-аниматроника, выполненного студией Сreature Technology из Австралии
Референсы:
Universal Park в Орландо
и Гарри Поттер в Лондоне
Ну а провести вечер будет интересно в следующем музее. Похоже вдалеке что-то светится…
в) Музей цифрового искусства
Знаете ли вы, что в России много талантливых цифровых художников? А слышали ли вы про фестиваль "Просвет" в Перми или "Круг света" в Москве?
Представьте такой музей на постоянной основе, в который всегда можно приехать и насладиться зрелищем в любое время года. И даже несколько раз — экспозиция будет меняться.
Насытить музей можно и вполне осязаемыми, футуристичными объектами. Например, как светоцикл из Трона, который вполне себе продается за зеленую валюту и отлично впишется в концепцию парка.
Но давайте уже остановим мою фантазию и вернемся к земным делам.
3. Образование
Еще одной точкой притяжения в городе могут стать инновационные университеты и школы.
“Где Россия, а где инновации”, - подумают некоторые, но стоит остановиться и посмотреть 2 видео про новые школы в России, которые построили частные инвесторы, и скепсис сразу сползет на пол:
Локация города
Я прислушиваюсь к своей аудитории. В первом варианте концепции я предлагал строить город на юге России. В целом, это рабочий вариант на будущее. Пообщавшись с некоторыми людьми и проведя небольшое исследование, пришел к решению, что лучшим вариантом станет тверская область.
На это есть 2 причины.
1) Удачное расположение между 3-х столиц, а значит огромная и богатая ЦА для туризма, а также близость к инфраструктуре крупных регионов.
2) Изучая информацию по тверской области, убедился в том, что этот регион богат на природные достопримечательности. Очень много озер и хвойных лесов. Пока что мне видится это идеальной локацией.
Планировка города
Что касается планировки города и ИТ-инфраструктуры, информацию можно найти на сайте проекта. О всем этом я писал 4 года назад в разных статьях, но на сайте все это структурировано.
Новости проекта
С даты публикации последней статьи со мной связались несколько предпринимателей из крупного бизнеса, давно размышляющих о создании частного города и у которых есть ресурсы такие проекты реализовывать.
Первая встреча и переговоры намечены в ноябре в Москве. Надеюсь, у нас получится интересное сотрудничество.
Вы все также можете следить за развитием проекта в соцсетях:
Вы еще Сколково вспомните: натурально, карго-культ — папуасы построили красивые здания, повесили таблички на английском и ждут нанотехнологий с неба
Частные города — это уже не просто мечта или далекое будущее. Со мной уже связывались предприниматели, у которых в планах такие города строить. Поэтому, вопроса не стоит будут ли эти города или нет, а в том какими они будут. Моя статья - это, так скажем "запрос снизу" и моя интерпретация личного опыта + 15 летний опыт в дизайне.
А по поводу Сколково, в целом понятен ваш негатив, но нет ничего черного и белого. Мой знакомый из Моторики (делают протезы) получил грант в Сколково и работает там вполне себе успешно.
Приглашаю вас на экскурсию в наш частный минигород в Домодедовском районе. 600 участков, 300 уже застроено. (можно онлайн). Пишите в личку.
Моторика это единственное исключение. Им мне в лицо тыкали и пять лет назад. И эта тема больше про благотворительность, чем про бизнес — было стыдно спрашивать про ROI и тому подобное.
Но мне реально интересно. Как вы прокомментируете прожекты Полонского про свои города будущего?
Павел, я кроме анонсов и обещаний в СМИ ничего так и не нашел. Если есть информация по проекту, буду благодарен за ссылку
«Этот парк сможет рассказать посетителю историю Циолковского, Гагарина, Терешковой и советских конструкторов в виде оживающих говорящих голограмм..»
Терешкова - сразу нет. 😂
история как продать жопу за мандат.
Этот парк - сразу да, только с сохранением вашего названия! 🤣
Хочется много зелени, деревьев, кустарников, травы и садов в самом городе. И фермы по периметру города, которые могли бы поставлять местные продукты в город. Для юга России это более актуально, но и в Тверской области, думаю, растут разные вкусности. Аэропорт в Сингапуре – это, конечно, топ в плане озеленения
«Аэропорт в Сингапуре – это, конечно, топ в плане озеленения»
Скорее - зелень в Сингапуре топ в плане аэропорторения 😂
На постройку всего этого чуда уйдёт лет 30-40. И когда вы уже будете готовы открыть своё творение миру - выясниться, что вы безнадёжно устарели.
Изучая аналоги по численности, убедился что 10-15 лет вполне достаточно, и это не строится одномоментно, а вводится в эксплуатацию поэтапно.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Сергей, здравствуйте!
Ваша идея очень сильно откликается мне. Если Вам нужна какая-либо помощь, буду рад помочь.
Я бы добавил, что в таких городах с удовольствием будут проживать даже люди, работающие вахтовым методом, включая моряков. Это я могу смело сказать, так как сам хожу в море.
Спасибо, групп целевой аудитории может быть достаточно много. Я лишь назвал самые многочисленные
На ИТ, образовании и туризме не вырулить, нужно производство, выражаясь по-марксистски, и средств производства, и конечной продукции. Иначе это будет город, населенный 1-2 социальными группами, и развития не получит. А отучившиеся тут студенты будут уезжать.
Согласна с вами. Проекту этого города подошёл бы проект производства микроэлектроники😉
Музеи не интересны. Я бы ради таких поехал максимум на 10 км. И то не факт.
Автору кажется что он дофига оригинал чтоли? Такой город уже есть , называется Иннополис. Кому интересно могут сьездить посмотреть на то как это выглядит в реальности.
Вот всегда мечтал побывать в этом невероятном городе. А как приехал, вообще не понял, чем там можно заняться. Полтора землекопа, никуда не пускают, ездит 2 автопилотных яндекс такси, которые даже вызвать показаться нельзя. Оказывается, это доступно только ЖИТЕЛЯМ. Лол...Поел ужасной пиццы и свалил обратно в Казань.
Пункта 2, туризма там нет. Остальное как бы есть, но не то чтобы это работает, народ туда ехать не хочет
Единственный шанс, это строить где-то в Новой Москве. Ибо все едут сюда. Чтобы кто-то поехал не сюда (в топ-3 миллионика России) это должно быть что-то уж очень фантастическое (нашли залежи тиберия где-то в окрестностях Тверской области)
В Россию все зацентрализовано на Москву, это тупиковая ветвь развития территорий.
Вторая причина против — в МО очень дорогая земля. Проект по сути станет дорогим и не сможет конкурировать с другими девелоперскими проектами
А причем тут развитие территорий. Речь вроде про людей и города. Развитие территорий - это задача правительства, а не частного инвестора.
Даже климат Москвы не пугает людей. Хотя и тот же Краснодар захлестывает миграция, но все-таки объемы приезжающих разные
Дорогая земля она потому и дорогая, что рядом с Москвой. Но тут вопрос "договариваться с властями". А как еще иначе. Да пусть этот Нью-Сити будет в 50км, главное чтобы транспортная доступность была (экспресс, шатл, что-то еще) для связи со столицей (конечно получится еще один город-спутник, ну а что делать)
Я слышал в Магадане, Воркуте - жилье дешевое. Но мало кто хочет туда ехать :)
Вы в любом случае конкурируете с другими девелоперскими проектами. Но близость столицы дает хоть какой-то шанс на привлечение населения. В тот же казантип, то есть Иннополис, не так чтобы много желающих ехать из страны. Хотя вроде старались
Комментарий недоступен
Да и это не две школы, а два здания красивых. Оценить, нормальные они или нет можно будет после 3-4 выпусков
Комментарий недоступен
Транспортную сеть разумнее убрать под землю с выездом на подземные парковки и спец площадками для экстренных служб, чтобы ярус города на уровне земли был свободной пешеходной зоной.
Наталья, у вас какое (приблизительно) представление, во сколько раз квадратный метр наземной дороги/парковки дешевле подземной?
И если такое представление есть, то за счет каких статей городской инфраструктуры вы полагаете следует финансировать удорожание подземных дорог/парковок (детсады, поликлиники, школы, промзоны, или ?)?
Вопрос не праздный. В плане единовременно затрат - несомненно в разы дешевле. Но не всегда дешевизна является определяющим фактором.
Если это удобно для транспорта, удобно и безопасно для пешеходов наверху, улучшает логистику, решает вопросы с эстетикой и комфортом среды - Город становится местом где приятно жить, может стоит значительно потратиться.
Разве метро - это дёшево? Но это решает насущные проблемы. А разве пробки, потоки машин, движущихся сквозь жилое пространство, заставленные машинами дворы, необходимость пешеходу обходить и петлять как заяц чтобы добраться из пункта А в пункт Б - это не насущно?
Да и настолько ли дешевле "дешёвые" наземные дороги.
Только один пример, всем нам известны истории про "... приехали, сняли асфальт, раскопали, пока копали пробили кабель, пока чинили пошли дожди... и т.д. ... ". Время, затраты? Проблемы людей, которые месят грязь и рискуют провалиться в траншеи и ямы, обычно в расчёт вообще не принимаются.
Если в стенах туннелей и полуоткрытых дорог нижнего яруса закладывать коммуникации - значительно снижаются затраты на их обслуживание и, связанные с этим неудобства. Бетонный каркас туннелей долговечен, можно даже использовать бетонное покрытие дорог.
Мне кажется сама идея достойна внимания и обсуждения.
Вопрос не праздный.
стоит значительно потратиться.Да.
В плане единовременно затрат - несомненно в разы дешевле.
Спасибо за мнение.
Но не всегда дешевизна является определяющим фактором.
Да.
За счет чего - вы не сочли возможным указать.
сама идея достойна внимания и обсуждения.И без расчётов - всё остальное - лирика.
Кем и на каком уровне?
А знаете, если о конкретики, я, например, была бы готова платить некоторую сумму в "фонд района", если бы мой район был похож на парк с пешеходными дорожками и интересными ярусными решениями.
Верю без разговоров.
Осталось понять, что с конкретного жителя это может быть:
- однократная сумма, сопоставимая со стоимостью средней подземной автостоянки (лучше двух на семью), например 3 млн.-5 млн. руб.
- ежемесячная сумма соответствующих расходов (только амортизация 6-10% от указанных сумм в год + страховка 1-2% + эксплуатация 3-4% + рентабельность пусть хоть 5% - всего равно 15-21%, то есть 450,000-1 млн. в год (надеюсь, вы лично готовы, жду подтверждения).
Осталось создать фонд/движение в эту сторону и наладить сбор средств, проектирование, заказ, и пр.
Я в наш частный город в Домодедовском районе приглашаю на экскурсию, можно он-лайн (через личку).
У нас всё описанное практически есть, стоимость владения от 30 млн. руб.
Борис, я понимаю ваш скептицизм, но прежде чем оперировать цифрами, необходим проект, от которого отталкивается смета и эксплуатационные расходы.
Всё начинается с актуальности проблемы. А проблема транспорта всё больше набирает обороты в крупных городах и становится заметной в городах поменьше. В конце концов её придётся решать так или иначе, вынося ли транспортный поток в отдельный ярус, развивая ли воздушный транспорт.
Если рассматривать новую концепцию городов, то стоит менять и концепцию транспорта. Та система транспортной сети, которой мы (человечество) пользуемся сейчас, теряет функциональность.
Если развивать идею нижнего транспортного яруса, нужно учитывать что дешевле и реалистичней строить с нуля, т.к. Дороги нужно привязывать к зданиям, а здания заглублять (технологические этажи, чистая промышленность). Т. Е. Это другая концепция города.
Мне кажется одному частному инвестору это будет трудно, даже рассчитывая на стоимость жилья в 30-40 мил.
А вот группе, в которой сливаются интересы производства, туризма, жилого строительства, возможно.
По поводу "что с конкретного жителя это может быть", мне кажется что тут нужно "продавать" не конкретное жилье, а жилье, рабочее место, среду, тур. Объекты, и т. Д.
Т. Е. Речь о долгосрочных инвестициях заинтересованной группы, расчитывающей на прибыль многих сфер города, как целостного понятия. Речь же о "частных городах"? Тогда и стоимость проживания будет более доступной не только для ТОП специалиста, но и для мед. сестры, которая будет этому специалисту мед. процедуры делать по предписанию врача (тоже экономический балласт) при необходимости.
Спасибо за приглашение, но я не столь значимый человек, чтобы это было полезно для вас и для меня.
Извините за поверхностный взгляд на проблему, но то что окружает сейчас в крупных городах, вызывает только уныние.
Иннополис один из немногих, а автор, вроде, создаёт новую концепцию. Я думаю многие устали от современных городов - унылое пространство коробок, заставленные машинами улицы и дворы, один или два пешеходных перехода на квартал, заборы, шлагбаумы и прочее. Города должны меняться, города должны быть приспособлены для жизни.
Современные города могут быть разными. А что по вашему мнению лучше? Жить дальше в той среде, которая есть сейчас в городах за мкадом? Или попытаться делать новые проекты, как это делают к примеру финны или швейцарцы?
Комментарий недоступен
Очень интересную и правильную тему поднимаете.
Мельком пробежался по данной статье и по прошлой.
Касательно 1 года из 10 тратить в пробках, среди моих знакомых около 15% а то и больше это давно поняли и уехали из Москвы, но... уехали зарубеж, некоторые кстати вернулись(около 5%).
"в России работают 1,8 млн. ИТ-специалистов"
Принято считать, что IT-ники много получают, но...
В регионах навалом людей из IT, которые зарабатывают от 40 до 70, а иногда даже за 25. Правда правда...
По моим подсчетам из всей массы IT-ников в России зп более 100к на руки у 600 000.
Зп более 150к у 350 000, зп более 200к у 150 000.
Делаем выводы.
По многим знакомым знаю, что люди делают с этими деньгами.
Они платят ипотеку и растят детей. Некоторые вообще не заводят детей, а все сбережения 2-4 раза в год просе***ют на поездки заграницу.
Некоторые берут крузак в кредит на 7-10 лет...
Т.е. наличия свободных средств у этих людей по факту отсутствует.
А если у них нет средств и смысл жизни купить квартиру, машину и поднять 1-2 детей, то до жизни в классном городе дело не дойдет.