Галерея: Москва в 23 веке Статьи редакции
Город глазами художника-футуриста начала двадцатого столетия.
Полгода назад мы опубликовали историю кондитерской фабрики «Красный октябрь», которая до революции называлась «Эйнемъ» — по фамилии основателя Теодора фон Эйнема.
Она открылась в середине девятнадцатого века и первое время занималась производством пиленого сахара, а потом расширила ассортимент и сконцентрировалась на производстве шоколада, конфет и печенья.
Сооснователь компании — Юлиус Гейс — увлекался художественной фотографией и уделял большое внимание оформлению товаров и рекламных материалов. А также маркетингу: например, «Эйнемъ» вкладывал в коробки с шоколадом рекламные листовки — покупатель мог собрать 12 талонов и обменять их на фирменную серию почтовых марок.
Кроме того, компания выпускала фирменные почтовые открытки. Одна из наиболее известных серий назвалась «Москва в 23 веке». Ее создал неизвестный художник в 1914 году — незадолго до начала Первой мировой войны.
В серии было восемь карточек с изображением достопримечательностей города — Кремлевской площади, Большого театра или Центрального вокзала. Художник предположил, как мог измениться в далеком будущем облик города и его обитателей. Каждая карточка сопровождалась небольшим пояснением.
1. Петровский парк
«Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах 23 века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды».
Изображение в духе современного стимпанка — по улицам проезжают автомобили, практически не изменившиеся с 1910-х годов, а по небу плывут дирижабли.
Единственной по-настоящему необычной деталью выглядят дамские зонтики — их дизайн совпадает с нынешними представлениями о материалах будущего. Хотя кто знает, будут ли в 23 веке зонты?
2. Петербургское шоссе
«Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок "старой" веселящейся Москвы, древний "Яр" по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в 23 веке Москва верна своим обычаям».
Художнику начала двадцатого столетия даже и представить не мог, что уже через сто лет человечество начнет создавать беспилотные автомобили. Если присмотреться к изображению, то можно легко угадать, что синие аэросани созданы компанией Rolls Royce (судя по неизменной золотой «Нике»).
3. Река Москва
«Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом».
4. Москворецкий мост
«Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги».
Что автор угадал — так это пробки возле Кремля. Похоже, транспортную проблему не помогли решить даже «летающие автобусы» и подвесные монорельсы.
Но раз в 23 веке дирижабли и аэропланы спокойно летают над Кремлем, значит органы государственной безопасности все же решили отключить GPS-глушилки.
5. Театральная площадь
«Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году торговый дом "Мюр и Мерлиз" в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток»
Существовавший еще в 1846 году торговый дом «Мюр и Мерлиз» закрылся на следующий год после революции, а здание было национализировано. Сперва там расположился «Мосторг», а в 1922 году — ЦУМ.
После прихода большевиков совладелец торгового дома Филип Уолтер был уволен и потерял средства к существованию. Он умер в 1919 году в нищете, кормясь за счет своих бывших сотрудников.
6. Лубянская площадь
«Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль "Эйнемъ", летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов».
Эта иллюстрация примечательна сразу двумя деталями. Во-первых, автор как в воду глядел — на Лубянке действительно построили станцию метро, правда — закрытого типа.
Во-вторых, он предвосхитил появление продакт-плейсмента — органичного вплетения бренда в контекст повествования. Это к слову о летящем в Тулу дирижабле «Эйнемъ».
7. Красная площадь
«Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200».
Лет через сто после публикации снимка все осталось без изменений: водители-лихачи, пробки и столпотворение в центре. Любопытно, но здание слева от Исторического музея похоже на гостиницу «Интурист», построенную в 1970 году и снесенную в 2002 году.
8. Центральный вокзал
«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм»
Проект Центрального вокзала обсуждался в первой четверти 20 века. Инженеры предлагали построить его у стен Кремля: Антонович и Голиневич — в Александровском саду, а Уткин и Хофф — на «Охотном ряду». Но от строительства отказались из-за дороговизны проекта и начавшейся Первой мировой войны.
В 1919 году архитектор Щусев предлагал вынести Центральный вокзал севернее — на территорию современной станции метро «Комсомольская», объединив Ленинградский и Ярославский вокзал со станцией «Каланчевской», но от этого проекта также отказались.
это ж стимпанк
Это боян
Кому как - я в первый раз вижу.
Это ведь совершенно другая культура оформления дорогих и качественных товаров.
Культура утерянная, и с неимоверным количеством уровней детализации - я не удивлюсь, если оригиналы этих картин писались по 2-3 недели (каждая), на холсте размером в 1.5 кв.м., прямо вот бригадой художников.
Советские этикетки "Мишка на Севере" и т.д. уже значительно все упростили, до уровня ширпотреба. И в любом случае - это ведь не Illustratore геометрический узорчик из линий изобразить - это настоящее аналоговое искусство.
Я эти открытки впервые увидел в журнале "Москва" ( если не ошибаюсь) год издания 87 или 86
Но там эти открытки были преподнесены как карточки - вкладыши в шоколадки
Было бы смешно, если бы написали - что это боян, на основании того что в 1910 году их уже видел Ваш прадедушка :)
Я боюсь ошибиться, но солидная часть аудитории vc ПОСЛЕ 1993-1998 года рождения, ну не видели они журналы 86-го года, по понятным причинам :)
В интернете полно постов о этих открытках. И есть страница в вики
Аэросани - купе от Rolls Royce очень стильные, но в них наверное прохладно, хорошо бы крышу раскладную добавить. И в путь:)
ЗЫ: Очень шикарные иллюстрации,можно спокойно использовать как концепт арт к фильму:)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
какая реальность такой и футуризм
это посткоммунизм
Где-то в Люберцах есть качалка, в которой приседали ещё деды во время войны. Так вот, однажды качки решили делать ремонт, начали снимать обои со стен, а там несколько слоёв. Дошли даже до шёлковых обоев XХ века - оказалось, в этом помещении тогда был домик прислуги кофаундера Юлиуса Гейса и уже под этими обоями газета @Статскъй Фізкультурнікъ@, где в разделе с рекламой протеиновых батончиков был напечатан этот баян!
Знающие люди потянулись из России еще после 1905 года. На последние деньги, или вовсе без них, правдами и неправдами получая паспорт (разрешение на выезд).
Кинотеатр "Мираж" в СПб издавал рекламно-информационный буклетик, в котором публиковал истории знаменитых деятелей мирового киноискусства - изобретателей тех или иных вещей в кино, ставшими классическими.
Так вот, после 5-го, 6-го выпуска стал понятен паттерн - маленького Моню родители вывозят из еврейского местечка, опасаясь погромов, сперва в Европу, потом в США, а в 1923 году Моня создаёт революционную технику (чего-то там), и зарабатывает капитал.
Или Изя в 1901, 1902, 1903 году бегает по учреждениям в Петербурге, и все пытается кого-то заинтересовать своим изобретением (и даже действующей моделью), уезжает в США, там 10 лет работает кем угодно, и наконец в 1913 году случайный знакомый ... объяснения, то же изобретение - патент ... капитал.
И так - одна история за другой. Одна за другой. А всего их было около двух десятков.
Так что Брины и Цукерберги - не первые проделали этот путь :(
Ой, кто-то шапочно нахватался и рассуждает аки эксперт.
Не спорю, что шапочно - но буду рад услышать Вашу версию картины "исхода" из России изобретателей, ученых, писателей, и т.д.. И трагические судьбы тех кто оставался или тем более возвращался.
Исход был всемирный был и слава Богу, что талантливые люди имели возможность ехать в самые передовые страны мира и более того возвращались с технологиями и опытом.
И что это за множество трагических судьб? После 1917 года? Ну так мы там ПМВ проиграли и страна погрузилась в кровавые советские жернова на 100 лет.
Наступил, считай, ад на земле, но это дело с Россией уже никак напрямую не связано - она тут уже просто жертва, а не актор.
Комментарий удален модератором
в россии была огромная еврейская диаспора и огромный уровень антисемитизма. даже царь был антисемитом, и на действия чёрной сотни более- менее закрывали глаза. в результате погромов половина евреев уехала из россии (голда меир к примеру), половина - пошла в те самые революции, которые вы приняли за причину отъезда. посмотрите состав первого цк ркп(б) - там половина евреи. из трёх лидеров партии, оставшихся после ленина - евреи все. так что связь между революцией и евреями есть, но она прямо противоположна вашим догадкам, основанным на своём собственном менталитете
Я воздержусь от ответа здесь, хотя вопрос интересный, дискуссионный.
Просто Internet сейчас устроен так, что по _этому_ вопросу лучше ничего не писать :) Я могу только сказать, что национальная политика царского правительства использовалась большевиками как мощнейший стимул для революции и в последующей Гражданской войне - ведь сначала надавали всем автономий и независимостей, а уже потом стали медленно "собирать" обратно.
P.S. И кстати, я не знал что между РСДРП и ВКП(б) действительно вклинилась РКП(б) 1918-1925, спасибо.
ну значит, рсдрп (октябрь 17-го). что касается стимула - оно не использовалось большевиками, а было стимулом. и большевики искренне верили, что освобождают народы и от гнёта империи, и от гнёта капиталистов, посылая им на помощь свою красную армию. точно так же как в современном мире надо помочь крымчанам/сирийцам/немцам избавиться от гитлера, бандеровцев, установить демократию и т.д.
напомню, что к примеру Рада объявила о своих правах ещё летом 17-го года - тут тоже Ленин виноват? :) а распад СССР и начавшийся распад РФ в 90-х? просто в 20-м веке модно клубиться по национальному признаку, и в 18-м году распались 3 из 5 империй, участвовавших в той войне
впрочем, ни к антисемитизму, ни к эмиграции евреев это отношения не имеет. почитайте начало мемуаров Голды Меир, там сказано отчего их семья уехала, несмотря на все трудности этого переезда
Я в-целом с Вами согласен - и поэтому предлагаю не продолжать :)
Описания того _от чего_ уехали и _куда_ приехали евреи - составляют значительную часть литературы XX века .. вот и "Атлант" оказывается от автора похожей судьбы (раньше не знал об этом). Трагичней всего судьба тех, кто в Европу уехал - и совершенно сюрреалистична история лайнера Сент-Луис, про нее ведь стараются не вспоминать в США :(
Формально виновата Куба, но так же ясно что США могли спасти людей, но не стали.
а причём тут Айн Ренд? она просто сбежала из СССР, евреев до начала 40-х у нас не преследовали. я говорил про Голду Меир, которая была премьером Израиля
Видно, что автор мало был знаком с технологиями и научной фантастикой того времени.
Вот французский автор-современник был более изобретателен: http://voobsheogon.ru/kak-lyudi-100-let-nazad-predstavlyali-budushhee-v-kotorom-my-zhivem-17-kartinok/
Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек - на ходу превращаясь в кровавое месиво.
в сбитень и горячие сайки. как говорится, прямые поставки мяса от производителя
с большей вероятностью в месиво превращаются собаки с картинки №8
В 1900-м тоже немцы, вот так представляли 2000-е
"Как ни крути, а художник, нарисовавший в 1900-м году жизнь в двухтысячных, довольно точно угадал, как будут выглядеть хипстеры." (с) yasviridov
Комментарий удален модератором
Походу автору иллюстраций просто надо было небо чем-то заполнить)
Комментарий удален модератором
может, чтобы не загораживать вид?
Cама идея, возможно из Нью-Йорка - где ж/д пути High Line на уровне второго этажа проходили с 1847 года ... а subway c 1904 - можно видеть на фото, что высоко.
Все иллюстрации выполнены в духе "гиперболизации" уже существующих технических новинок - и возможно именно поэтому железная дорога прямо вот в небесах.
Хотя чисто технически конечно бред - ни обслуживать такие пути на высоте 100 метров, ни вытаскивать пассажиров в случае остановки "поезда" - невозможно.
Комментарий удален модератором
Арты крутые, знал бы художник в какую жопу в итоге все превратится, изображал бы серо-коричневые развалины под вечным дождем и снегом.
Так дождь и снег были и тогда ... а "сбитенщики" выглядели вот так - на улицах, извините, заваленным конским навозом (аж до конца 1930-х)
Может быть в тему - что русские классики на самом деле думали о русской зиме
"Какая подлость быть приговоренным к такому климату!"
https://www.kommersant.ru/doc/3482060
И вот нелохая публикация - тов. Гончарову надо бы показать "Каким был русский фастфуд в XIX веке"
http://sayanarus.livejournal.com/479437.html?thread=7258829
Прекрасная утопия, которую увы нам не достичь.
это одновременно забавно и отвратительно
Сани с пропеллером - это сильно)
Посмотрите google - аэросани 20-е, аэросани 30-е, аэросани 60-е ... от концептуальных проектов и реальных образцов с открытой кабиной (до 30-х годов) - к почти самолетным фюзеляжам на лыжах.
А художник открыток конечно "мастер" - в его конструкции открытый пропеллер одних аэросаней опасно приближается к пассажирам других.
Неплохо тут изложено - первые проекты в России - в 1904 году
http://www.russianengineering.narod.ru/auto/a3.htm
В 1911 если Вики не врет, на аэросанях покатался Великий Князь Кирилл, а второе фото - более-менее современная модель (аэросани-амфибия)
Я вот заметил, что на всех этих иллюстрациях почему-то не слово про царскую семью и в-целом форму правления в России. Т.е. армия сохранила форму, и даже скачет на лошадках, везде технический прогресс и Кремль красивый - а кто и как правит страной, ни гу-гу.
Или эта тема считалась неприличной для обсуждения, потом что раскол общества уже нарастал - т.е. тогда записали бы кондитерскую фабрику в монархисты или наоборот, революционеры?
Сергей, а вы случаем не левых убеждений? :)
Просто засыпал ... и все думал чего на этих картинках не хватает.
Знаете, как в том анекдоте про женский футбол - команды показывали отличные комбинации, но до гола дело так и не дошло ... думал-думал и заметил странное.
Вы знаете, у одного ругаемого писателя есть мини-серия книг, начинающейся с того, что Тунгусский метеорит лупит по Петербургу вместо Сибири (столица уничтожается целиком, вместе с монархистами и социалистами, т.е. минус вся политика), и далее действие в 1930-х годах в Москве - в той альтернативной истории тоже не было 1-ой мировой войны (и соотв. революции), и все в-целом благополучно.
Проблемы с монархистами никакой не было. Они были органической частью как России так и мира в-целом.
США были единственны и неповторимы в своей экономической и республиканской развитости, а наша монархия была офигенной, но как и проблема любой другой монархии - достаточно хрупкой, а массовая политика слишком скороспелой - слишком ускорились!
Итого террористы замутили локальный бунт, вкинули пару фейковых телеграм, для легитимизации несколько раз продублировали реальные приказы, саботировали жд транспорт вокруг СПб, выпустили фейковое отречение и вот уже власть в стране размыта.
Но Н2 бился до последнего и как итог всю его семью перебили.
Он проиграл и Россия вместе с ним - хрупкость монархии как есть.
Н2 бился до последнего, скинув ответственность на брата под угрозами аж 5 депутатов думы. Можно сказать, чуть не погиб трагически в окопах
Интересный сюжет, вам стоит писать рассказы.
Как бы... Ну это можно лично проверить. Найдите оригинал отречения Н2 и посмейтесь.
Там не над чем смеятся. Умные, образованные, пожилые люди, каждый со своим видением будущего России, не смогли договориться, и пока они выясняли кто больше цитат знает из римских и французских классиков и кто лучше их произносит - пришли решительные ребята и взяли власть. Повезло, тем кто успел от этой власти убежать, остальных ... (просто так, на всякий случай).
а вы Ерохина на d3 не читали? знаете например, что понятия общество и народ тогда сильно не совпадали, раз так в 1000 по численности. и пока 0.1% умного и образованного населения собиралась решить за остальные 99.9%, нашлись те, кто обратился к нему и сказал - "вы теперь можете взять свою судьбу в свои руки". и ещё несколько лет после этого умные и образованные люди пытались доказать народу, что он недостоин права решать свою судьбу самостоятельно. и ведь они были правы - как показали последующие события!
но кто, спрашивается, создал такую ситуацию? уж явно не народ, у которого не было ни образования, ни власти. и расстрел царской семьи - это можно сказать, символический приговор всей российской элите, которая довела страну до революции.
и в частности, как я писал выше- половина большевистской партии была евреями (позже сталин фактически возглавил борьбу русских карьеристов в партии с еврейским лобби), и причины этого - именно в политике царской россии по отношению к евреям
Тема явно не для vc, честное слово. Замнём?
Дмитрий, H2 под давлением общественности и революции 1905 года, после русско-японской войны - запустил "Думы", которые последовательно избирались, и распускались.
Совсем как топики про Теремок на Vc.Ru - появляется новый красивый - - в него накидают одинаковых комментариев "Отмени Сударя! Снизь цены! Проведи оптимизацию" - и топик куда-то пропадает, потом появляется новый - а комменты все те же.
Общественной дискуссии не получилось. Выяснилось, что разные группы населения склонны решать "вопросы" по старым рецептам Великой Французской Революции - террором всех против всех. Тогда, уже в глубоком кризисе (на всех уровнях) была запущена (не будем говорить как и кем), Первая Мировая Война - и первые 1-2 года вся революционная повестка была задвинута в чулан - патриотизмом, причем неподдельным, всенародным. После гигантских потерей, усиленной работы пропагандистов, после инфляции в тылу, маршей "пустых кастрюль" ... короче начался абсолютный бардак. В этих условиях власть перестала действовать, как таковая, и буржуазная революция ничего не смогла изменить - решимости восстанавливать порядок кровью - у них не было. А большевики предложили простые лозунги, и стали выполнять их с помощью пулеметов и такой-то матери. Это - сработало.
Ниче такие мутки :D
Мюр и Мерилиз
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
И тут я понял, что все современные футуристичные концепты автомобилей (и не только) в будущем тоже будут выглядеть смешно =/
Комментарий удален модератором