[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Мария Федоришина", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 15, "likes": 31, "favorites": 18, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "24982", "is_wide": "" }
Мария Федоришина
8 307

От продажи пиленого сахара до «Кондитерской фабрики №1»

История бренда «Красный Октябрь».

Поделиться

В избранное

В избранном

Одна из старейших шоколадных фабрик в России «Красный Октябрь» появилась благодаря немецкому предпринимателю Теодору Фердинанду фон Эйнему, который в 1850 году приехал в Россию с желанием открыть свой бизнес. В Москве на русский манер его стали называть Федор Карлович.

Еще в 18 веке немецкие булочные и кофейные магазины были широко распространены в Санкт-Петербурге. В Москву же предприниматели-иностранцы стали приезжать только в 19 веке. В основном это были немцы. Для открытия собственного дела им даже не требовалось получать российское гражданство. Согласно закону, иностранцы имели право учреждать компании, не отрекаясь от своего подданства.

Эйнем начал свое дело с выпуска пиленого сахара. Публика была не сильно искушенной, поэтому сладость продавалась хорошо. Уже на следующий год предприниматель решил расширить ассортимент и начал выпускать конфеты и шоколад. Так появилась мастерская на Арбате, в которой на тот момент трудилось всего четыре человека.

В ходе Крымской войны 1853-1856 годов Эйнему удалось найти способ дополнительного заработка. Он получил подряд на поставку в армию варенья и сиропа. На вырученные деньги предприниматель расширил производство и открыл фабрику на Мясницкой улице.

Эйнем понял, что без компаньонов ему не обойтись — требовались русские поручители, которые могли бы вложиться в дело деньгами и именем. В 1856 году полковник Лермонтов и коллежский секретарь Романов вложили по 5 тысяч рублей серебром и арендовали помещение на Петровке на десять лет.

Согласно договоренности, русские учредители обеспечивали бизнес деньгами, а Эйнем занимался всем остальным — от разработки новой продукции до ведения бухгалтерии. Сладости компании «Эйнемъ» пользовались популярностью среди москвичей, но о всероссийской известности говорить было рано.

Кондитерская фабрика делала ставку на выпуск шоколада, который до этого в Россию импортировали только из Бельгии, Голландии, Германии и Франции. Кондитерская фабрика «Эйнемъ» запустила производство десяти сортов шоколада, шоколадных конфет и пралине.

По качеству товар не уступал более опытным зарубежным конкурентам. Уже в 1863 году продукция получила бронзовую награду на выставке в Одессе, а затем и в Москве. С 1875 по 1894 годы потребление шоколада в России возросло в 30 раз. Немалая доля пришлась на продукцию фабрики «Эйнемъ».

С расширением производства Теодор Эйнем решил найти компаньона и пригласил в дело своего давнего знакомого, немецкого бизнесмена Юлиуса Гейса, всегда отличавшегося предпринимательской хваткой. В качестве доли партнёр внес всё своё имущество стоимостью в 20 тысяч рублей. Согласно подписанному договору, Эйнем получал 60%, а Гейс — 40% прибыли.

С его приходом фабрика расширила ассортимент — появились новые виды конфет, печенья, а также яркие и интересные обертки. Вдвоем предприниматели открыли новый кондитерский магазин на Театральной площади. Новинкой в магазинах Эйнема стало легкое бисквитное печенье, которое вскоре стало пользоваться большим спросом.

Одним из знаковых событий в истории бренда стало строительство здания фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. Изначально оно представляло собой трехэтажную постройку, внутри которой была установлена новейшая паровая машина, прибывшая из Европы.

Новое здание заработало в 1871 году. Фабрика выпускала 32 тонны шоколада, 160 тонн шоколадных конфет, 24 тонны английского бисквита («чайного печенья») и 64 тонны колотого сахара в год. Доход составлял 300 тысяч рублей, 246 тысяч из которых приходились на шоколад. В том же году фабрика стала крупнейшим производителем среди пяти шоколадных брендов в Москве.

Основными конкурентами «Эйнемъ» в 19 веке были компания «Абрикосов и сыновья» — самая старая кондитерская фабрика России (сейчас это концерн «Бабаевский»), а также «А.Сиу и К» — бренд, основанный французом Адольфом Сиу, позже переименованный в «Большевик».

Компания «Эйнемъ» конкурировала за счет широкого ассортимента. На фабрике производились карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастила, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты, мармелад.

Эйнему не было и пятидесяти лет, когда его здоровье резко ухудшилось. Не имея детей, он должен был заранее подумать о продолжении дела. Он предложил Гейсу выкупить долю. Согласно сделке, компаньон выплатил Эйнему 100 тысяч серебром и обязался заплатить еще 300 тысяч в течение девяти лет. Таким образом Гейс стал единственным владельцем компании.

Предприниматель не решился переименовать фабрику даже после смерти Эйнема в 1876 году, поскольку бренд уже имел широкую известность. Гейс превратил его в семейный бизнес, в котором поначалу приняли участие его жена и старший сын, а далее и остальные сыновья предпринимателя.

Новый владелец придерживался следующих принципов: высокое качество, долгий срок хранения, доступные цены. Результаты выбранного курса не заставили себя ждать: в 1885 году фабрика получила серебряную медаль на выставке в Бельгии. В 1896 году — высшую награду в Нижнем Новгороде.

Через четыре года продукция компании была признана лучшей на всемирной выставке в Париже и получила высшую награду «Гран-при». В качестве благодарности за успехи фабрика «Эйнемъ» получила право размещать на своих изделиях государственный герб Российской Империи.

К 300-летию пребывания династии Романовых на престоле в 1913 году компания была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В коробках появились вкладыши, свидетельствующие об этом почётном звании.

Если в 1884 году на предприятиях фирмы «Эйнемъ» работало 200 человек и доход достигал 700 тысяч рублей, то через десять лет на фабрике трудилось уже 570 рабочих, а продукции выпускалось более чем на 1,7 млн рублей. В начале 20 века показатели увеличились до 915 рабочих и 2,8 млн рублей дохода соответственно.

Производство росло, существующих мощностей не хватало, поэтому Гейс приобрел землю на Берсеньевской набережной, где возвел новые четырех- и пятиэтажные корпусы. На фабрике был установлен немецкий инвентарь. Оборудование, соответствовавшее мировым стандартам, обошлось компании в 400 тысяч рублей.

В 1907 году Юлиус Гейс умер, компания перешла к его сыновьям. Молодые предприниматели вкладывали деньги в расширение фабрики. Так, на Берсеневской набережной появились знаменитые краснокирпичные корпусы, построенные по проекту архитектора Александра Калмыкова — одного из авторов здания Третьяковской галереи.

Здесь располагались служебные помещения, производственные цеха, а перейти из корпуса в корпус можно было по специально построенным крытым переходам. Позже здания кондитерской фабрики «Эйнемъ» стали памятником истории и культуры.

В 1910 году компания произвела продукцию на 7,8 млн рублей. Бренд занял лидирующую позицию в российской кондитерской промышленности. Ассортимент фабрики состоял из более чем ста наименований, в их число, помимо шоколада, печенья и конфет, входили леденцы от кашля, фруктовые соки, абрикосовое пюре, томатная паста, горчица и многое другое.

Заказы поступали из 40 городов России. Наибольшей популярностью среди клиентов пользовались конфеты «Золотая рыбка», «Майские жучки», карамель «Театральная», «Дюшес», «Барбарис», «Земляничная». В начале 20 века бренд «Эйнемъ» владел фабриками в Москве, Симферополе и Риге. Многочисленные магазины были открыты в Москве и Нижнем Новгороде.

Однако Октябрьская революция 1917 года кардинально изменила историю компании «Эйнемъ». Фабрика была национализирована и передана в государственную собственность. Потеряв семейное дело, сын Гейса — Вольдемар — получил от временного правительства приглашение на работу в Главкондитере.

Предприятие было переименовано в Государственную кондитерскую фабрику №1. Однако из-за сомнений, что новое название вызовет недоверие у потребителей, рядом в скобках осталась пометка «бывшая «Эйнемъ». А в 1922 году в честь Октябрьской революции фабрика получила название «Красный Октябрь», которое и носит до сих пор.

Предприятию удалось сохранить высокие стандарты качества и расширить ассортимент. В последующие годы «Красный Октябрь» стал самой крупной кондитерской фабрикой в Москве, на ней трудилось 5 тысяч человек.

В военные годы «Красный Октябрь» продолжила выпускать шоколад. Однако на смену загадочным и красивым названиям пришли более простые. Единственный сорт конфет, выпускаемый в годы войны, был созвучен времени — «Фронтовые».

По заказу правительства был создан горький шоколад для летчиков и подводников — «Гвардейский» с повышенным содержанием теобромина и кофеина, и шоколад «Кола» с добавлением африканского кола-ореха, который обладал тонизирующим действием, а также снимал стресс и усталость.

На фабрике был организован специальный цех № 6 по выпуску военной продукции: сигнальных шашек для флота, пламегасителей для самолетов. Предприятие также производило концентраты каш и супов в брикетах. За неоценимый вклад в дело снабжения фронта продуктами питания фабрика «Красный Октябрь» семь раз была отмечена Государственным комитетом обороны. А в 1946 году переходящее звание лидера было передано фабрике навсегда.

После войны компании удалось достаточно быстро восстановить производство. Все значимые события, которые происходили в стране, находили свое отражение в продукции «Красного Октября». За первым полетом человека в космос последовал выпуск конфет «Космические», к Олимпиаде в 1980 году на прилавках появились сладости «Финиш» и «Волейбол».

В 1992 году фабрика была приватизирована и преобразована в открытое акционерное общество «Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь"». Производство увеличилось за счет пяти дочерних предприятий и нескольких филиалов в Егорьевске, Рязани и Коломне.

В начале 21 века предприятие вошло в состав кондитерского холдинга ООО «Объединенные кондитеры». А в ноябре 2007 года фабрика сменила адрес, покинув легендарные корпусы на Берсеневской набережной. В историческом здании остался музей и цеха по производству шоколада ручной работы.

Благотворительность и отношения к работникам

Основатели кондитерской фабрики всегда уделяли внимание благотворительности. С каждого проданного фунта печенья Теодор Эйнем жертвовал пять копеек серебром. Половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, другая — на счет немецкой школы для бедных и сирот.

Наследник бренда Вольдемар Гейс возглавлял крупнейшую благотворительную организацию общины московских немцев — Московское попечительство о бедных евангелического исповедания. Во время Первой мировой войны фабрика «Эйнемъ» делала денежные пожертвования, организовала лазарет для раненых солдат, отправляла на фронт вагоны с печеньем.

Компания также всегда уделяла большое внимание собственным работникам. В конце 19 века высокая производительность на российских предприятиях фактически достигалась за счет эксплуатации работников. На многих фабриках смена длилась по 15 часов. Рабочий день начинался в 4 утра и заканчивался в 9 вечера с перерывом на завтрак и обед. Удачей считалось попасть на производство с 12-часовым рабочим днем. Юлиус Гейс ввел на своём предприятии десятичасовые смены.

Типичные бытовые условия приезжих работников фабрик в то время не отличались комфортом. Считалось обыденностью жить в «рабочих казармах» по 30-40 человек в комнате. Причем на нарах ночевали как взрослые, так и дети (тогда был разрешен детский труд), как мужчины, так и женщины.

Для кондитеров фабрики «Эйнемъ» было открыто общежитие с чистыми, светлыми спальнями и хорошей столовой. Для фабричных детей-подмастерьев Гейс создал школу. Таким образом предприниматель формировал «рабочие династии», представители которых до сих пор трудятся на предприятии.

На фабрике была самая высокая заработная плата в кондитерской промышленности Москвы. Минимальный размер составлял 20 рублей, затем при хорошей работе зарплата ежегодно повышалась на 2 рубля. Проработавшим на фабрике 25 лет выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия в полном размере зарплаты, чтобы было редчайшим явлением для того времени.

Предприятия в конце 19 века редко были оснащены вентиляцией, поэтому сотрудникам приходилось работать в тесных, душных помещениях. Фабрика на Берсеневской набережной отличалась просторными, проветриваемыми цехами, при которых имелась столовая, швейная мастерская, а также общественная библиотека.

Для фабрикантов был создан драматический кружок и организован хор. Также на предприятии существовала больничная касса, из которой работники при необходимости могли брать некоторую сумму.

В начале 20 века Юлиус Гейс писал: «У меня работают около 1000 рабочих, и я всегда благосклонно относился к ним, хотя и строго следил за порядком. У меня никогда не было неприятностей. У меня вообще никогда не было прогулов, забастовок или пьянства».

Реклама и продвижение продукции фабрики

Предприниматель Юлиус Гейс увлекался художественной фотографией, поэтому всегда уделял большое внимание красивой яркой упаковке товара и стремился давать продуктам звучные названия.

Коробки были отделаны бархатом, шелком или кожей. В ассортименте фабрики «Эйнемъ» появился шоколад «Боярский», конфеты «Ампир», «Миньон». Для оформления упаковок приглашались самые лучшие художники того времени — Врубель, Бакст, Билибин, Бенуа.

Реклама фабрики нередко размещалась на театральных программках. Например, в буклете для спектакля «Ромео и Джульетта» описывались достоинства чудодейственных конфет от кашля — «Пектус». Реклама напоминала, что зрители будут чувствовать себя некомфортно, если закашляют в момент романтического объяснения героев на балконе.

В коробки с конфетами вкладывались рекламные листовки. Выходили серии коллекционных карточек — бабочки, рыбы, птицы, костюмы, русские художники и их картины и многое другое. Над городом проплывали дирижабли, надписи на которых призывали покупать шоколад «Эйнемъ».

Бренд заказал композитору Карлу Фельдману написать музыку, чтобы впоследствии предлагать клиентам в подарок к покупке ноты «Шоколадного вальса» или «Кекс-галопа».

Кроме этого, эксклюзивные конфеты всегда продавались вместе с аксессуарами — в коробки вкладывались фирменные салфетки и специальные щипчики для конфет. Покупателям предлагались красивые жестяные банки для сыпучих продуктов, печенья, шоколада, украшенные фирменными логотипами.

В магазинах фабрика «Эйнемъ» установила шоколадные автоматы. Если ребенок опускал в него 10-копеечную монетку и передвигал рычажок, то получал из окошка маленькую шоколадку весом в пять-шесть грамм.

Компания отпечатала рекламные вкладыши, которые вкладывала в каждую коробку с шоколадом. Собрав некоторое число талонов, покупатель мог обменять их на марки товарищества «Эйнемъ».

После переименования предприятия «Красному Октябрю» было необходимо сделать так, чтобы новое название закрепилось в сознании покупателей. В Москве появились рекламные плакаты, текст для которых писал Владимир Маяковский.

«Золотой фонд» фабрики

В 20-е годы 20 века появилась продукция, которая вошла в так называемый «золотой фонд» «Красного Октября» — конфеты «Сливочная помадка с цукатом», «Сливочная тянучка», ирис «Кис-Кис».

Вскоре фабрика запустила производство знаменитых сладостей «Мишка косолапый». Согласно легенде, кондитеры принесли попробовать новую конфету Юлиусу Гейсу еще в конце 19 века. Толстый слой миндального пралине между двумя вафлями, покрытыми глазированным шоколадом, понравился предпринимателю. Оставалось придумать название и упаковку.

В то время Иван Шишкин написал легендарную картину «Утро в сосновом лесу». У Юлиуса Гейса появилась идея связать новый вкус и изображение со знаменитого произведения художника. Однако после его смерти доработал макет и запустил производство конфет уже его сын Вольдемар.

Одни за другими на прилавках появились конфеты «Южная ночь», «Стратосфера» и «Суфле». Эти и многие другие сладости выпускаются на фабрике до сих пор. Но есть и продукты, которые остались в прошлом. Они были характерны для того времени, но потеряли свою актуальность сейчас.

В начале 60-х годов на пленуме ЦК КПСС, где обсуждалось развитие сельского хозяйства, с трибуны прозвучал призыв к советским кондитерам придумать вкусный, но недорогой молочный шоколад. «Красный Октябрь» принялся за работу. Фабрике потребовалось несколько лет, чтобы создать необходимую рецептуру.

Шоколад было решено назвать «Аленушка» в честь героини сказок, известной каждому ребенку. В оформлении обертки хотели использовать знаменитую картину Васнецова. Однако оказалось, что шоколад с такой упаковкой уже существует. Название было исправлено на «Аленка».

Для создания обертки в 1965 году в газете «Вечерняя Москва» был объявлен конкурс на лучшие фотографии девочек. Из присланных изображений был составлен собирательный образ. Поначалу бренд экспериментировал и в зависимости от времени года печатал на обёртке девочек в платьях или в пальто. Однако образ в платке оказался наиболее популярным — на нем и остановились.

Бывший и нынешний «Красный Октябрь»

Сегодня бывшая территория фабрики «Красный Октябрь» считается одним из наиболее модных мест в Москве — в комплексе открыты галереи, кафе, проходят выставки, арт-мероприятия. Новый виток истории также оказался успешным и для самой фабрики.

После переезда производство предприятия сразу же выросло на 45%. Сейчас компания ежегодно выпускает 64 тонны продукции, на фабрике трудится почти 3 тысячи человек, создавая более 240 наименований кондитерских изделий.

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления