Российский гейминг в новых реалиях: что ждёт разработчиков и дизайнеров игр в 2022 году
Программный директор направления «Игры» Skillbox, руководитель онлайн-магистратуры «Game Design & Development» РАНХиГС и Skillbox, автор книги “Хочу в геймдев” Константин Сахнов рассказал, чего ждать российским разработчикам и игровому бизнесу, как поведёт себя индустрия в условиях санкций и какие перспективы теперь у России в геймдеве на Востоке и Западе.
В последние годы российская игровая индустрия активно развивалась. Инвестиционные фонды вкладывались в разработку российского игрового контента, авторские студии стали прибыльным бизнесом внутри страны, а крупные компании родом из России, например, Playrix, покоряли мировые рынки. Начало этого года стало поворотным для экономики, в том числе для российского геймдева.
«Точка отсчёта»: 2021
Прошлый год стал успешным для российского рынка разработки игр. По данным MY.GAMES, объём игрового рынка в России увеличился на 9% за год и составил 177,4 млрд рублей к концу года. Развитию отечественного игрового рынка способствовала пандемия Covid-19: в начале периода самоизоляции люди по всему миру начали проводить на 39% больше времени в видеоиграх.
Возросший интерес инвесторов к индустрии видеоигр отразился и на российском рынке. Например, проекту российской студии Mundfish, игре Atomic Heart, действие которой происходит в альтернативном СССР, удалось привлечь инвестиции от китайского медиагиганта Tencent. Активно вкладывались в проекты наших студий и такие инвесторы как MGVC и венчурный фонд Романа Абрамовича. Своё игровое направление стал развивать Сбербанк.
В прошлом году российский рынок разработки игр был ориентирован на мобильное потребление. Во-первых, рынок игр для ПК и консолей уже был занят разработчиками из США и Японии, когда на него стали выходить российские проекты. Во-вторых, мобильные игры дешевле в разработке, а рынок потребителей mobile-сегмента гораздо шире. Мировую известность обрели мобильные игры выходцев из России — компаний Playrix (Homescapes, Gardenscapes), MyTona (Seekers Notes, Cooking Diary, Outfire) и Nexters (Throne Rush, Hero Wars), офисы которых сейчас расположены в Ирландии и на Кипре.
2021 год отметился успешными российскими релизами и для ПК. Например, Loop Hero от студии Four Quarters, Black Book от пермской студии Morteshka, Potion Craft от петербургской студии niceplay games.
Российский геймдев между востоком и западом
Исторически российские разработчики не ориентированы на собственный рынок: доходы они получали в основном за рубежом. Дело в том, что доля российских игроков на рынке потребителей видеоигр сравнительно невелика. В 2021 году пользователи из России принесли игровой индустрии около $2,7 млрд (оценка Newzoo и Superdata) –– это 1% от мирового рынка. Кроме того, российский потребитель менее охотно готов платить за контент, чем игроки на западе.
Поэтому российские разработчики монетизируют свои продукты на иностранных рынках — в первую очередь за счет пользователей Европы и США. Поэтому сейчас интеграция российского рынка видеоигр в мировое сообщество может снизиться в связи с политическими событиями. Сегодня мы видим исключение России из отраслевого сообщества. Например, организаторы одной из крупнейших отраслевых конференций DevGAMM отказались от проведения мероприятий в России.Что делать студиям в новых условиях? Одна из стратегий — фокус на российских потребителей вкупе с попытками утвердиться на рынках стран Азии. Надежды на то, что российскому рынку видеоигр удастся преуспеть на восточных рынках, есть, но много и опасений. Например, пробиться в Китай иностранному разработчику невозможно из-за высокой роли государственного контроля в отрасли. Предпочтение отдаётся местным компаниям и играм. Рынки Южной Кореи и Японии более открыты, но культура видеоигр в этих странах довольно специфична, и сделать коммерчески успешный проект сложнее.
Игра в санкции
Весной 2022 года российская игровая индустрия столкнулась с ограничениями в работе крупнейших магазинов видеоигр: пользователи не могут приобрести игры в Steam, российские разработчики мобильных игр — выложить свои проекты в App Store и Google Play. Также из России ушли иностранные компании-производители ПО и техники: AMD, Intel, NVIDIA, Adobe.
Отчасти отечественный рынок оказался подготовленным к такому развитию событий: многие российские компании уже существуют в юрисдикциях других стран в связи с более выгодными законодательными и налоговыми условиями. Это позволяет многим исторически российским проектам пользоваться софтом, техникой и магазинами игр, уже недоступными для российских юридических лиц. Для инди-разработчиков и небольших отечественных студий ситуация более критическая.
Тем не менее, параллельно открываются возможности и на российском рынке: например, разрабатываются отечественные магазины приложений для Android — RuMarket, NashStore, RuStore. Несмотря на уход крупных игровых разработчиков, в России все относительно хорошо с инди-разработкой. Многие сотрудники игровых студий имеют собственные проекты. Разработчики, оставшиеся без работы в связи с уходом их компаний, не теряют опыт и часто задумываются о создании собственных небольших студий. Важную роль в развитии рынка инди-разработки играет высокая доступность образования в сфере разработки игр в России.
Что делать разработчикам и владельцам студий сегодня
Многие работники игровой индустрии уже релоцировались: скорее всего, за рубежом удастся закрепиться наиболее опытным специалистам, востребованным в международных проектах. Многие уехавшие из России специалисты обнаружат менее комфортный уровень жизни в Европе в сравнении с тем, что у них был в России — особенно если до этого зарплата была в валюте.
В любом случае новая реальность подчеркивает важность продвинутых навыков. Инвестиции в образование — отличная стратегия, чтобы никогда не оставаться без работы. Можно присмотреться к программам классического высшего образования, например, онлайн-магистратуре по разработке компьютерных игр РАНХиГС и Skillbox «Game Design & Development», где уже стартовала приемная кампания-2022. А также к краткосрочным программам дополнительного профессионального образования. Если говорить о Skillbox, преимуществом обучения здесь является возможность присоединиться к практической лаборатории Gamebox. Где собираются студенты с разных курсов и профессий — геймдизайнеры, разработчики, аниматоры, художники — и создают под руководством тимлидов реальные игровые проекты.
Российским игровым студиям и компаниям стоит подумать о регистрации юридических лиц за рубежом. Это может решить проблемы с доступом к зарубежному софту и рынкам. Грамотным выходом может стать параллельное сохранение российского офиса для работы «в белую» с отечественными гейм-девелоперами и дизайнерами.
И разработчикам, и предпринимателям стоит прилагать усилия, чтобы избежать разрыва связей в индустрии. Качественные масштабные проекты, которыми гордится рынок игр, делаются лучшими специалистами из разных стран. Российскому рынку важно оставаться в поле зрения мирового сообщества, инициировать диалог, приветствовать обмен опытом и технологиями.
Я всегда задавался вопросом, в стране столько крутых разрабов, почему до сих пор не сделали игрушку мирового уровня? Может хоть сейчас с помощью гос поддержки смогут
Потому что на качественный продукт требуется 4-5 лет разработки, а каждые 8 лет в нашей стране происходит кризис, иногда длительного характера.
А что если сделать игру для какой-нибудь компании?
Геймификация продаж - сейчас в тренде?
Ну и после запуска "корпоративной игры" можно будет внести её в своё портфолио и уже тогда искать "настоящего" заказчика?
(могу подсказать пару компаний-потенциальных клиентов для безработных программистов)
От списка не откажусь (хотя и являюсь андроид разработчиком, а не игровым), вдруг пригодится в будущем.
Да, наша индустрия сейчас так в основном и работала на аутсорс, другое дело что не факт, что сейчас они смогут также делать без релокации.
Комментарий недоступен
россия, страна мобильного гейминга, все спецы у нас сидят в мобилках
Не палите тему, конкуренция в нише и так адовая.
а где они, мобильные геймеры? не встречал ниразу в публичных местах.
Речь о разработчиках, а не о игроках, хотя игроков тоже немало
Комментарий недоступен
Чем вам World of warships не АААААА мирового уровня?
Компания из Беларуси
Которая свинтила из страны уже давно как, с учётом того что там большая часть сотрудников из айти сферы из России
Работать выпускникам ваших курсов будет негде)) и создавать в лучшем случае казуалки будут. пост для хомяков , на которых можно заработать .
Если проблема с фантазией, анализом геймерского комьюнити, и анализом рынка, то да просто клепать по, или как вы выразились казуалки
За*ли боты.
Calm down, bro.
Курсы для хомяков сами себя не продадут.
Ты можешь предложить лучше курсы? Если да, то посоветуй пожалуйста
По какому направлению?
Большинству HR-ов плевать на пройденные вами курсы в принципе. Им нужны люди с релевантным опытом работы, которые сразу включаются в рабочий процесс и начинают приносить прибыль учредителям.
Эм, так как получить этот опыт что бы тебя взяли? Нужен какой то буст (онлайн школы, курсы) в портфолио.
Направление в сфере геймдизайна например
Скорее нужно участие в коммерчески успешных проектах.
Направление в сфере геймдизайна напримерСмотрел несколько курсов от российских школ по этому направлению, которые оказались в открытом доступе, их содержание сплошная вода.
А платные какие нибудь курсы/онлайн школы?
Если уж действительно так охота потратить деньги на платные курсы, то есть Udemy.
Там +- тоже самое, что и у школ вроде XYZ только значительно дешевле.
Тратить деньги только из за того что бы получить корочку для портфолио и какой никакой навык, а так спасибо за рекомендацию
На китайский рынок было бы круто залететь — но тут нужна политическая воля и гений наших дипломатов)
у всех топовых паблишеров уже есть китайская дочка, просто об этом никто не говорит
RuMarket, NashStore, RuStore — есть ощущение, что это Rutube 2.0, но жизнь покажет)
177,4 млрд рублей — потенциал у рынка конечно безграничный
Сегодня в коридорах слышала разговор примерно следующего содержания: "Общался с федерацией киберспорта с Россией только что, готовы выделять бюджету, но остро не хватает крутых спецов"
На самом деле картина ясна: русские разработчики будут просто создавать два компании: на внутренний рынок и на внешний, пока все хотят отдалиться от связей с Россией
Отличная статья!
Давно ищу разработчика простой 2D-стрелялки, но не могу найти адекватную студию (дизайнера и спеца по движку).
Может кто посоветовать кого-нибудь из знакомых?
Из студий, выпускавших качественные тайтлы, могу отметить Nival. Аллоды и Проклятые земли, Демиурги...
Последние - вообще лучший пример успешной попытки скрестить TCG и TBS, даже игр, построенных на Magic: The Gathering таких качественных не было.
Оффтоп. А есть разрабы, которые работают с Cocos Creator и Spine Pro? Есть проект на азиатский рынок. В лс.
У нас вбухали 250 миллионов бюджетных денег (наши с вами налоги) на разработку игры «Смута».
Когда выдаются такие гранты надо бы проверять, а что делала студия до этого (по секрету — они ничего не делали, у них нет ни одной игры) — это первое. Ну и второе — решают кому выдавать эти гранты люди, абсолютно далекие от этой индустрии (среди них была Маргарита Симонян например). В итоге всплыли наработки в сеть — и интернет покрылся этим поносом бездарности.
Игровая индустрия в России нашла ту же золотую жилу, что и кино — создали Фонд и начали пилить бюджет.
Интересно, что ребята собираются продать аж 500000 копий своего консервированного дерьма — амбиции!
P.S. Жду игру по мотивам «Взломать блогера» — наш ответ Мортал Комбат (мы ведь любим давать ответы тем, кто не спрашивал)
Итог. Кто остался в России, может бросать геймдев