Российский гейминг в новых реалиях: что ждёт разработчиков и дизайнеров игр в 2022 году

Программный директор направления «Игры» Skillbox, руководитель онлайн-магистратуры «Game Design & Development» РАНХиГС и Skillbox, автор книги “Хочу в геймдев” Константин Сахнов рассказал, чего ждать российским разработчикам и игровому бизнесу, как поведёт себя индустрия в условиях санкций и какие перспективы теперь у России в геймдеве на Востоке и Западе.

В последние годы российская игровая индустрия активно развивалась. Инвестиционные фонды вкладывались в разработку российского игрового контента, авторские студии стали прибыльным бизнесом внутри страны, а крупные компании родом из России, например, Playrix, покоряли мировые рынки. Начало этого года стало поворотным для экономики, в том числе для российского геймдева.

«Точка отсчёта»: 2021

Прошлый год стал успешным для российского рынка разработки игр. По данным MY.GAMES, объём игрового рынка в России увеличился на 9% за год и составил 177,4 млрд рублей к концу года. Развитию отечественного игрового рынка способствовала пандемия Covid-19: в начале периода самоизоляции люди по всему миру начали проводить на 39% больше времени в видеоиграх.

Возросший интерес инвесторов к индустрии видеоигр отразился и на российском рынке. Например, проекту российской студии Mundfish, игре Atomic Heart, действие которой происходит в альтернативном СССР, удалось привлечь инвестиции от китайского медиагиганта Tencent. Активно вкладывались в проекты наших студий и такие инвесторы как MGVC и венчурный фонд Романа Абрамовича. Своё игровое направление стал развивать Сбербанк.

В прошлом году российский рынок разработки игр был ориентирован на мобильное потребление. Во-первых, рынок игр для ПК и консолей уже был занят разработчиками из США и Японии, когда на него стали выходить российские проекты. Во-вторых, мобильные игры дешевле в разработке, а рынок потребителей mobile-сегмента гораздо шире. Мировую известность обрели мобильные игры выходцев из России — компаний Playrix (Homescapes, Gardenscapes), MyTona (Seekers Notes, Cooking Diary, Outfire) и Nexters (Throne Rush, Hero Wars), офисы которых сейчас расположены в Ирландии и на Кипре.

2021 год отметился успешными российскими релизами и для ПК. Например, Loop Hero от студии Four Quarters, Black Book от пермской студии Morteshka, Potion Craft от петербургской студии niceplay games.

Российский геймдев между востоком и западом

Исторически российские разработчики не ориентированы на собственный рынок: доходы они получали в основном за рубежом. Дело в том, что доля российских игроков на рынке потребителей видеоигр сравнительно невелика. В 2021 году пользователи из России принесли игровой индустрии около $2,7 млрд (оценка Newzoo и Superdata) –– это 1% от мирового рынка. Кроме того, российский потребитель менее охотно готов платить за контент, чем игроки на западе.

Поэтому российские разработчики монетизируют свои продукты на иностранных рынках — в первую очередь за счет пользователей Европы и США. Поэтому сейчас интеграция российского рынка видеоигр в мировое сообщество может снизиться в связи с политическими событиями. Сегодня мы видим исключение России из отраслевого сообщества. Например, организаторы одной из крупнейших отраслевых конференций DevGAMM отказались от проведения мероприятий в России.Что делать студиям в новых условиях? Одна из стратегий — фокус на российских потребителей вкупе с попытками утвердиться на рынках стран Азии. Надежды на то, что российскому рынку видеоигр удастся преуспеть на восточных рынках, есть, но много и опасений. Например, пробиться в Китай иностранному разработчику невозможно из-за высокой роли государственного контроля в отрасли. Предпочтение отдаётся местным компаниям и играм. Рынки Южной Кореи и Японии более открыты, но культура видеоигр в этих странах довольно специфична, и сделать коммерчески успешный проект сложнее.

Игра в санкции

Весной 2022 года российская игровая индустрия столкнулась с ограничениями в работе крупнейших магазинов видеоигр: пользователи не могут приобрести игры в Steam, российские разработчики мобильных игр — выложить свои проекты в App Store и Google Play. Также из России ушли иностранные компании-производители ПО и техники: AMD, Intel, NVIDIA, Adobe.

Отчасти отечественный рынок оказался подготовленным к такому развитию событий: многие российские компании уже существуют в юрисдикциях других стран в связи с более выгодными законодательными и налоговыми условиями. Это позволяет многим исторически российским проектам пользоваться софтом, техникой и магазинами игр, уже недоступными для российских юридических лиц. Для инди-разработчиков и небольших отечественных студий ситуация более критическая.

Тем не менее, параллельно открываются возможности и на российском рынке: например, разрабатываются отечественные магазины приложений для Android — RuMarket, NashStore, RuStore. Несмотря на уход крупных игровых разработчиков, в России все относительно хорошо с инди-разработкой. Многие сотрудники игровых студий имеют собственные проекты. Разработчики, оставшиеся без работы в связи с уходом их компаний, не теряют опыт и часто задумываются о создании собственных небольших студий. Важную роль в развитии рынка инди-разработки играет высокая доступность образования в сфере разработки игр в России.

Что делать разработчикам и владельцам студий сегодня

Многие работники игровой индустрии уже релоцировались: скорее всего, за рубежом удастся закрепиться наиболее опытным специалистам, востребованным в международных проектах. Многие уехавшие из России специалисты обнаружат менее комфортный уровень жизни в Европе в сравнении с тем, что у них был в России — особенно если до этого зарплата была в валюте.

В любом случае новая реальность подчеркивает важность продвинутых навыков. Инвестиции в образование — отличная стратегия, чтобы никогда не оставаться без работы. Можно присмотреться к программам классического высшего образования, например, онлайн-магистратуре по разработке компьютерных игр РАНХиГС и Skillbox «Game Design & Development», где уже стартовала приемная кампания-2022. А также к краткосрочным программам дополнительного профессионального образования. Если говорить о Skillbox, преимуществом обучения здесь является возможность присоединиться к практической лаборатории Gamebox. Где собираются студенты с разных курсов и профессий — геймдизайнеры, разработчики, аниматоры, художники — и создают под руководством тимлидов реальные игровые проекты.

Российским игровым студиям и компаниям стоит подумать о регистрации юридических лиц за рубежом. Это может решить проблемы с доступом к зарубежному софту и рынкам. Грамотным выходом может стать параллельное сохранение российского офиса для работы «в белую» с отечественными гейм-девелоперами и дизайнерами.

И разработчикам, и предпринимателям стоит прилагать усилия, чтобы избежать разрыва связей в индустрии. Качественные масштабные проекты, которыми гордится рынок игр, делаются лучшими специалистами из разных стран. Российскому рынку важно оставаться в поле зрения мирового сообщества, инициировать диалог, приветствовать обмен опытом и технологиями.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Anton Proskura

Я всегда задавался вопросом, в стране столько крутых разрабов, почему до сих пор не сделали игрушку мирового уровня? Может хоть сейчас с помощью гос поддержки смогут

Ответить
Развернуть ветку
MadRat96

Потому что на качественный продукт требуется 4-5 лет разработки, а каждые 8 лет в нашей стране происходит кризис, иногда длительного характера.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

А что если сделать игру для какой-нибудь компании?
Геймификация продаж - сейчас в тренде?
Ну и после запуска "корпоративной игры" можно будет внести её в своё портфолио и уже тогда искать "настоящего" заказчика?
(могу подсказать пару компаний-потенциальных клиентов для безработных программистов)

Ответить
Развернуть ветку
MadRat96

От списка не откажусь (хотя и являюсь андроид разработчиком, а не игровым), вдруг пригодится в будущем.
Да, наша индустрия сейчас так в основном и работала на аутсорс, другое дело что не факт, что сейчас они смогут также делать без релокации.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Важинский

россия, страна мобильного гейминга, все спецы у нас сидят в мобилках

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Не палите тему, конкуренция в нише и так адовая.

Ответить
Развернуть ветку
Lmao

а где они, мобильные геймеры? не встречал ниразу в публичных местах.

Ответить
Развернуть ветку
MadRat96

Речь о разработчиках, а не о игроках, хотя игроков тоже немало

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кондратьев

Чем вам World of warships не АААААА мирового уровня?

Ответить
Развернуть ветку
MadRat96

Компания из Беларуси

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Линг

Которая свинтила из страны уже давно как, с учётом того что там большая часть сотрудников из айти сферы из России

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия

Работать выпускникам ваших курсов будет негде)) и создавать в лучшем случае казуалки будут. пост для хомяков , на которых можно заработать .

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Линг

Если проблема с фантазией, анализом геймерского комьюнити, и анализом рынка, то да просто клепать по, или как вы выразились казуалки

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

За*ли боты.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Calm down, bro.
Курсы для хомяков сами себя не продадут.

Ответить
Развернуть ветку
Паломино

Ты можешь предложить лучше курсы? Если да, то посоветуй пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

По какому направлению?
Большинству HR-ов плевать на пройденные вами курсы в принципе. Им нужны люди с релевантным опытом работы, которые сразу включаются в рабочий процесс и начинают приносить прибыль учредителям.

Ответить
Развернуть ветку
Паломино

Эм, так как получить этот опыт что бы тебя взяли? Нужен какой то буст (онлайн школы, курсы) в портфолио.
Направление в сфере геймдизайна например

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Скорее нужно участие в коммерчески успешных проектах.

Направление в сфере геймдизайна например

Смотрел несколько курсов от российских школ по этому направлению, которые оказались в открытом доступе, их содержание сплошная вода.

Ответить
Развернуть ветку
Паломино

А платные какие нибудь курсы/онлайн школы?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Если уж действительно так охота потратить деньги на платные курсы, то есть Udemy.
Там +- тоже самое, что и у школ вроде XYZ только значительно дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Паломино

Тратить деньги только из за того что бы получить корочку для портфолио и какой никакой навык, а так спасибо за рекомендацию

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

На китайский рынок было бы круто залететь — но тут нужна политическая воля и гений наших дипломатов)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Важинский

у всех топовых паблишеров уже есть китайская дочка, просто об этом никто не говорит

Ответить
Развернуть ветку
Мария Одинцова

RuMarket, NashStore, RuStore — есть ощущение, что это Rutube 2.0, но жизнь покажет)

Ответить
Развернуть ветку
Олег

177,4 млрд рублей — потенциал у рынка конечно безграничный

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Давтян

Сегодня в коридорах слышала разговор примерно следующего содержания: "Общался с федерацией киберспорта с Россией только что, готовы выделять бюджету, но остро не хватает крутых спецов"

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Лидовский

На самом деле картина ясна: русские разработчики будут просто создавать два компании: на внутренний рынок и на внешний, пока все хотят отдалиться от связей с Россией

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная статья!
Давно ищу разработчика простой 2D-стрелялки, но не могу найти адекватную студию (дизайнера и спеца по движку).
Может кто посоветовать кого-нибудь из знакомых?

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Новиков

Из студий, выпускавших качественные тайтлы, могу отметить Nival. Аллоды и Проклятые земли, Демиурги...
Последние - вообще лучший пример успешной попытки скрестить TCG и TBS, даже игр, построенных на Magic: The Gathering таких качественных не было.

Ответить
Развернуть ветку
говнокот

Оффтоп. А есть разрабы, которые работают с Cocos Creator и Spine Pro? Есть проект на азиатский рынок. В лс.

Ответить
Развернуть ветку
Ахмедгаджи Ахмедгаджиев

У нас вбухали 250 миллионов бюджетных денег (наши с вами налоги) на разработку игры «Смута».
Когда выдаются такие гранты надо бы проверять, а что делала студия до этого (по секрету — они ничего не делали, у них нет ни одной игры) — это первое. Ну и второе — решают кому выдавать эти гранты люди, абсолютно далекие от этой индустрии (среди них была Маргарита Симонян например). В итоге всплыли наработки в сеть — и интернет покрылся этим поносом бездарности.

Игровая индустрия в России нашла ту же золотую жилу, что и кино — создали Фонд и начали пилить бюджет.

Интересно, что ребята собираются продать аж 500000 копий своего консервированного дерьма — амбиции!

P.S. Жду игру по мотивам «Взломать блогера» — наш ответ Мортал Комбат (мы ведь любим давать ответы тем, кто не спрашивал)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Kishinskiy

Итог. Кто остался в России, может бросать геймдев

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда