Российский гейминг в новых реалиях: что ждёт разработчиков и дизайнеров игр в 2022 году
Программный директор направления «Игры» Skillbox, руководитель онлайн-магистратуры «Game Design & Development» РАНХиГС и Skillbox, автор книги “Хочу в геймдев” Константин Сахнов рассказал, чего ждать российским разработчикам и игровому бизнесу, как поведёт себя индустрия в условиях санкций и какие перспективы теперь у России в геймдеве на Востоке и Западе.
В последние годы российская игровая индустрия активно развивалась. Инвестиционные фонды вкладывались в разработку российского игрового контента, авторские студии стали прибыльным бизнесом внутри страны, а крупные компании родом из России, например, Playrix, покоряли мировые рынки. Начало этого года стало поворотным для экономики, в том числе для российского геймдева.
«Точка отсчёта»: 2021
Прошлый год стал успешным для российского рынка разработки игр. По данным MY.GAMES, объём игрового рынка в России увеличился на 9% за год и составил 177,4 млрд рублей к концу года. Развитию отечественного игрового рынка способствовала пандемия Covid-19: в начале периода самоизоляции люди по всему миру начали проводить на 39% больше времени в видеоиграх.
Возросший интерес инвесторов к индустрии видеоигр отразился и на российском рынке. Например, проекту российской студии Mundfish, игре Atomic Heart, действие которой происходит в альтернативном СССР, удалось привлечь инвестиции от китайского медиагиганта Tencent. Активно вкладывались в проекты наших студий и такие инвесторы как MGVC и венчурный фонд Романа Абрамовича. Своё игровое направление стал развивать Сбербанк.
В прошлом году российский рынок разработки игр был ориентирован на мобильное потребление. Во-первых, рынок игр для ПК и консолей уже был занят разработчиками из США и Японии, когда на него стали выходить российские проекты. Во-вторых, мобильные игры дешевле в разработке, а рынок потребителей mobile-сегмента гораздо шире. Мировую известность обрели мобильные игры выходцев из России — компаний Playrix (Homescapes, Gardenscapes), MyTona (Seekers Notes, Cooking Diary, Outfire) и Nexters (Throne Rush, Hero Wars), офисы которых сейчас расположены в Ирландии и на Кипре.
2021 год отметился успешными российскими релизами и для ПК. Например, Loop Hero от студии Four Quarters, Black Book от пермской студии Morteshka, Potion Craft от петербургской студии niceplay games.
Российский геймдев между востоком и западом
Исторически российские разработчики не ориентированы на собственный рынок: доходы они получали в основном за рубежом. Дело в том, что доля российских игроков на рынке потребителей видеоигр сравнительно невелика. В 2021 году пользователи из России принесли игровой индустрии около $2,7 млрд (оценка Newzoo и Superdata) –– это 1% от мирового рынка. Кроме того, российский потребитель менее охотно готов платить за контент, чем игроки на западе.
Поэтому российские разработчики монетизируют свои продукты на иностранных рынках — в первую очередь за счет пользователей Европы и США. Поэтому сейчас интеграция российского рынка видеоигр в мировое сообщество может снизиться в связи с политическими событиями. Сегодня мы видим исключение России из отраслевого сообщества. Например, организаторы одной из крупнейших отраслевых конференций DevGAMM отказались от проведения мероприятий в России.Что делать студиям в новых условиях? Одна из стратегий — фокус на российских потребителей вкупе с попытками утвердиться на рынках стран Азии. Надежды на то, что российскому рынку видеоигр удастся преуспеть на восточных рынках, есть, но много и опасений. Например, пробиться в Китай иностранному разработчику невозможно из-за высокой роли государственного контроля в отрасли. Предпочтение отдаётся местным компаниям и играм. Рынки Южной Кореи и Японии более открыты, но культура видеоигр в этих странах довольно специфична, и сделать коммерчески успешный проект сложнее.
Игра в санкции
Весной 2022 года российская игровая индустрия столкнулась с ограничениями в работе крупнейших магазинов видеоигр: пользователи не могут приобрести игры в Steam, российские разработчики мобильных игр — выложить свои проекты в App Store и Google Play. Также из России ушли иностранные компании-производители ПО и техники: AMD, Intel, NVIDIA, Adobe.
Отчасти отечественный рынок оказался подготовленным к такому развитию событий: многие российские компании уже существуют в юрисдикциях других стран в связи с более выгодными законодательными и налоговыми условиями. Это позволяет многим исторически российским проектам пользоваться софтом, техникой и магазинами игр, уже недоступными для российских юридических лиц. Для инди-разработчиков и небольших отечественных студий ситуация более критическая.
Тем не менее, параллельно открываются возможности и на российском рынке: например, разрабатываются отечественные магазины приложений для Android — RuMarket, NashStore, RuStore. Несмотря на уход крупных игровых разработчиков, в России все относительно хорошо с инди-разработкой. Многие сотрудники игровых студий имеют собственные проекты. Разработчики, оставшиеся без работы в связи с уходом их компаний, не теряют опыт и часто задумываются о создании собственных небольших студий. Важную роль в развитии рынка инди-разработки играет высокая доступность образования в сфере разработки игр в России.
Что делать разработчикам и владельцам студий сегодня
Многие работники игровой индустрии уже релоцировались: скорее всего, за рубежом удастся закрепиться наиболее опытным специалистам, востребованным в международных проектах. Многие уехавшие из России специалисты обнаружат менее комфортный уровень жизни в Европе в сравнении с тем, что у них был в России — особенно если до этого зарплата была в валюте.
В любом случае новая реальность подчеркивает важность продвинутых навыков. Инвестиции в образование — отличная стратегия, чтобы никогда не оставаться без работы. Можно присмотреться к программам классического высшего образования, например, онлайн-магистратуре по разработке компьютерных игр РАНХиГС и Skillbox «Game Design & Development», где уже стартовала приемная кампания-2022. А также к краткосрочным программам дополнительного профессионального образования. Если говорить о Skillbox, преимуществом обучения здесь является возможность присоединиться к практической лаборатории Gamebox. Где собираются студенты с разных курсов и профессий — геймдизайнеры, разработчики, аниматоры, художники — и создают под руководством тимлидов реальные игровые проекты.
Российским игровым студиям и компаниям стоит подумать о регистрации юридических лиц за рубежом. Это может решить проблемы с доступом к зарубежному софту и рынкам. Грамотным выходом может стать параллельное сохранение российского офиса для работы «в белую» с отечественными гейм-девелоперами и дизайнерами.
И разработчикам, и предпринимателям стоит прилагать усилия, чтобы избежать разрыва связей в индустрии. Качественные масштабные проекты, которыми гордится рынок игр, делаются лучшими специалистами из разных стран. Российскому рынку важно оставаться в поле зрения мирового сообщества, инициировать диалог, приветствовать обмен опытом и технологиями.
Я всегда задавался вопросом, в стране столько крутых разрабов, почему до сих пор не сделали игрушку мирового уровня? Может хоть сейчас с помощью гос поддержки смогут
Потому что на качественный продукт требуется 4-5 лет разработки, а каждые 8 лет в нашей стране происходит кризис, иногда длительного характера.
А что если сделать игру для какой-нибудь компании?
Геймификация продаж - сейчас в тренде?
Ну и после запуска "корпоративной игры" можно будет внести её в своё портфолио и уже тогда искать "настоящего" заказчика?
(могу подсказать пару компаний-потенциальных клиентов для безработных программистов)
От списка не откажусь (хотя и являюсь андроид разработчиком, а не игровым), вдруг пригодится в будущем.
Да, наша индустрия сейчас так в основном и работала на аутсорс, другое дело что не факт, что сейчас они смогут также делать без релокации.
Комментарий недоступен
россия, страна мобильного гейминга, все спецы у нас сидят в мобилках
Не палите тему, конкуренция в нише и так адовая.
а где они, мобильные геймеры? не встречал ниразу в публичных местах.
Речь о разработчиках, а не о игроках, хотя игроков тоже немало
Комментарий недоступен
Чем вам World of warships не АААААА мирового уровня?
Компания из Беларуси
Которая свинтила из страны уже давно как, с учётом того что там большая часть сотрудников из айти сферы из России
Работать выпускникам ваших курсов будет негде)) и создавать в лучшем случае казуалки будут. пост для хомяков , на которых можно заработать .
Если проблема с фантазией, анализом геймерского комьюнити, и анализом рынка, то да просто клепать по, или как вы выразились казуалки
Комментарий недоступен
Calm down, bro.
Курсы для хомяков сами себя не продадут.
Ты можешь предложить лучше курсы? Если да, то посоветуй пожалуйста
По какому направлению?
Большинству HR-ов плевать на пройденные вами курсы в принципе. Им нужны люди с релевантным опытом работы, которые сразу включаются в рабочий процесс и начинают приносить прибыль учредителям.
Эм, так как получить этот опыт что бы тебя взяли? Нужен какой то буст (онлайн школы, курсы) в портфолио.
Направление в сфере геймдизайна например
Скорее нужно участие в коммерчески успешных проектах.
Направление в сфере геймдизайна напримерСмотрел несколько курсов от российских школ по этому направлению, которые оказались в открытом доступе, их содержание сплошная вода.
А платные какие нибудь курсы/онлайн школы?
Если уж действительно так охота потратить деньги на платные курсы, то есть Udemy.
Там +- тоже самое, что и у школ вроде XYZ только значительно дешевле.
Тратить деньги только из за того что бы получить корочку для портфолио и какой никакой навык, а так спасибо за рекомендацию
На китайский рынок было бы круто залететь — но тут нужна политическая воля и гений наших дипломатов)
у всех топовых паблишеров уже есть китайская дочка, просто об этом никто не говорит
RuMarket, NashStore, RuStore — есть ощущение, что это Rutube 2.0, но жизнь покажет)
177,4 млрд рублей — потенциал у рынка конечно безграничный
Сегодня в коридорах слышала разговор примерно следующего содержания: "Общался с федерацией киберспорта с Россией только что, готовы выделять бюджету, но остро не хватает крутых спецов"
На самом деле картина ясна: русские разработчики будут просто создавать два компании: на внутренний рынок и на внешний, пока все хотят отдалиться от связей с Россией
Отличная статья!
Давно ищу разработчика простой 2D-стрелялки, но не могу найти адекватную студию (дизайнера и спеца по движку).
Может кто посоветовать кого-нибудь из знакомых?
Из студий, выпускавших качественные тайтлы, могу отметить Nival. Аллоды и Проклятые земли, Демиурги...
Последние - вообще лучший пример успешной попытки скрестить TCG и TBS, даже игр, построенных на Magic: The Gathering таких качественных не было.
Оффтоп. А есть разрабы, которые работают с Cocos Creator и Spine Pro? Есть проект на азиатский рынок. В лс.
У нас вбухали 250 миллионов бюджетных денег (наши с вами налоги) на разработку игры «Смута».
Когда выдаются такие гранты надо бы проверять, а что делала студия до этого (по секрету — они ничего не делали, у них нет ни одной игры) — это первое. Ну и второе — решают кому выдавать эти гранты люди, абсолютно далекие от этой индустрии (среди них была Маргарита Симонян например). В итоге всплыли наработки в сеть — и интернет покрылся этим поносом бездарности.
Игровая индустрия в России нашла ту же золотую жилу, что и кино — создали Фонд и начали пилить бюджет.
Интересно, что ребята собираются продать аж 500000 копий своего консервированного дерьма — амбиции!
P.S. Жду игру по мотивам «Взломать блогера» — наш ответ Мортал Комбат (мы ведь любим давать ответы тем, кто не спрашивал)
Итог. Кто остался в России, может бросать геймдев