{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Оба нано: история двух создателей батарей для электрокаров — с началом в одно время и очень разными концами Статьи редакции

Два проекта запустились в один год, в одной и той же сфере. Первый на старте получил $460 млн финансирования, готовые технологии, новый завод и рынок сбыта, у второго не было ничего. Кто окажется успешнее через 11 лет?

Если думаете, что это вопрос с подвохом, так оно и есть. Журналист и автор Telegram-канала The Edinorog Дмитрий Филонов рассказывает об очень разных судьбах российского «Лиотеха» и американской Sila Nanotechnologies, которые запустились в 2011 году и собирались работать на взлетавшем тогда рынке аккумуляторов для электрокаров.

Фото аккумулятора Tesla Model S от wk057 с Tesla Motors Club

По итогам 2021 года в мире было продано около 6,5 млн электромобилей, подсчитали аналитики Canalys. В масштабах всего автомобильного рынка это пока не очень много — около 9% от всех проданных авто.

Зато продажи электромобилей в 2021 году выросли на 109%, а вот обычных — только на 4%. При этом важная часть любого электромобиля — батареи. Они влияют как на дальность хода, так и на стоимость самого авто. Например, стоимость Tesla Model S начинается от $100 тысяч, а батарея для неё обойдется в $13-15 тысяч.

И среди производителей аккумуляторов тоже идет борьба за рынок, как и среди автопроизводителей. Та же Tesla использовала батареи и от Panasonic, и от LG, а в прошлом году договорилась и с китайской Eve. При этом компания работает и над собственным производством.

Сейчас 60% рынка делят три производителя — китайский CATL (32,6%), корейская LG Energy Solution (20,3%), японская Panasonic (12,2%). При этом весь рынок, по оценке SNE Research, в 2021 году удвоился в размере.

В общем, если посмотреть ретроспективно, заняться аккумуляторами для электромобилей ещё в 2011 году выглядит вполне разумной идеей. В тот момент рынок еще не был таким большим, но уже были гибридные авто (та же Toyota Prius), Tesla уже вышла на биржу, в Китае стали субсидировать продажи электрокаров.

Наш нано: «Лиотех»

Идея запустить производство литий-ионных аккумуляторов в России появилась даже раньше, в 2009 году, когда китайская компания Thunder Sky вышла на «Роснано». У китайцев была своя технология и патенты на выпуск аккумуляторных батарей для электрического транспорта. И они хотели расширить производство, но для этого нужны были инвестиции.

Проект оказался интересен «Роснано», тем более у неё были средства на создание российского производства. Его так и назвали — «Российский завод Thunder Sky». Правда, в России он больше известен как «Литий-ионные технологии» («Лиотех»).

Глава «Роснано» Анатолий Чубайс (крайний справа) на открытии завода «Лиотех», 2013 год

Проект развивался довольно быстро. Как вспоминает первый генеральный директор «Лиотеха» Александр Ерохин, в августе 2009 года проект прошел научно-технический совет «Роснано», затем был разработан бизнес-план, а в декабре того же года проект был утвержден наблюдательным советом «Роснано». В феврале 2010 года была учреждена проектная компания «Лиотех».

Завод решили строить в Новосибирске. Во-первых, там же расположен входящий в «Росатом» Новосибирский завод химконцентратов, у которого есть экспертиза по работе с литиевыми компонентами. Во-вторых, Новосибирск — большой транспортный узел с удобным географическим положением. В-третьих, рядом есть Академгородок с его учеными, объяснял Ерохин.

Новый проект Thunder Sky и «Роснано» поделили почти поровну, но китайская компания оказалась чуть главнее — 50,0001% против 49,9999%. Инвестиции были равными — по 2,24 млрд рублей.

Правда, «Роснано» всю сумму дал деньгами, а Thunder Sky часть суммы (640 млн рублей) в виде десятилетней лицензии на свою технологию производства батарей. Но затем «Роснано» дал заём на 5,5 млрд рублей, потом еще один кредит под обязательства «Роснано» выдал «Сбербанк» — на 3,5 млрд рублей.

Общая стоимость проекта составила 13,9 млрд рублей или около $460 млн по тогдашнему курсу.

Презентация «Лиотеха», 2011 год

Сумма немаленькая, но и проект амбициозный. Тогдашний глава «Роснано» Анатолий Чубайс предсказывал, что уже в 2012 году объем выпускаемой продукции будет составлять 9-10 млрд рублей. А к 2015 году, обещал Чубайс, выручка завода достигнет 35-40 млрд рублей.

Со сбытом проблем не должно было быть — 80% произведенных аккумуляторов планировали отправлять в Китай, говорил все тот же гендиректор «Лиотеха» Ерохин.

В декабре 2011 года завод «Лиотех» в Новосибирске был официально открыт — его первую очередь построили за рекордные 18 месяцев.

Их нано: Sila Nanotechnologies

Евгений (Джин) Бердичевский оказался в США еще ребенком, в 1992 году. Ему было девять, когда родители эмигрировали в США. Сначала семья жила в Севастополе — отец и мать были инженерами и занимались подводными лодками. Из Севастополя семья переехала в Мурманск, из Мурманска — в Санкт-Петербург, а уже оттуда — в Штаты.

Евгений Бердичевский

Его отец стал программистом и запустил собственный небольшой бизнес. Сын тоже стал инженером: он попал в Стэнфорд, там увлекся машиностроением и участвовал в проекте по созданию автомобиля на солнечных батареях.

После университета Бердичевский оказался в Tesla — став седьмым сотрудником тогда еще никому не известной компании, просто очередного стартапа, который хотел сделать электромобиль. Там он занялся архитектурой аккумуляторных систем.

На самом деле в каждом электромобиле — не одна батарея. В той же Tesla огромный аккумуляторный отсек, который крепится к днищу и состоит из 16 батарей. В свою очередь, каждая из этих 16 батарей состоит из множества более мелких батарей, по виду похожих на пальчиковые.

Все компоненты нужно определенным образом соединить, установить систему охлаждения и добиться отсутствия сбоев. Этим и занимался Бердичевский в Tesla.

Правда, проработал он там не так долго, несколько лет. У него была идея создать собственный бизнес. Еще в Стэнфорде Бердичевский прорабатывал бизнес-план по созданию электромобиля.

После Tesla Бердичевский попал в Sutter Hill Ventures, один из старейших венчурных фондов США. Это фонд инвестора Билла Дрейпера, которого считают одним из отцов-основателей Кремниевой долины. Именно во время работы в Sutter Hill Ventures Бердичевский познакомился с Глебом Юшиным — будущим партнером по бизнесу.

Юшин тоже эмигрировал из России. В 1999 году он закончил петербургский Политех, потом перебрался в США, где получил степень PhD в Университете Северной Каролины. Его сферой интересов были композитные и нано-материалы, а также хранение энергии. Многие его научные работы, особенно в 2010-2012 годах, были посвящены как раз литий-ионным аккумуляторам.

На момент знакомства с Бердичевским Юшин работал профессором в Университете Джорджии. В одной из его лабораторий и начались эксперименты двух эмигрантов из России, к которым примкнул ещё один бывший сотрудник Tesla Алекс Джейкобс. В 2011 году они основали компанию Sila Nanotechnologies.

Основатели Sila: Глеб Юшин, Евгений Бердический и Алекс Джейкобс

Sila Nanotechnologies не собиралась просто производить аккумуляторы — она собиралась их качественно улучшить.

В литий-ионных аккумуляторах используется порошок графита: если коротко, он нужен для накопления и удержания электрического заряда. Основатели Sila придумали замену графиту — другой порошок, состав которого они держат в секрете, и которого нужно меньше, чем графита. Это позволяло либо увеличить объем батареи, сохранив ее размер и вес, либо уменьшить вес аккумулятора, сохранив объем заряда.

Под эту идею Бердичевский и Юшин подняли в 2011 году свой первый раунд на $5 млн от того же Sutter Hill Ventures и еще одного фонда. А в 2012 году привлекли грант американского государственного агентства ARPA-E, заключили соглашение с BMW и на несколько лет ушли в разработку.

«Лиотех»: уход китайцев и банкротство

К концу 2012 года, как обещал Чубайс, «Лиотех» должен был производить батарей на 10 млрд рублей. Но все пошло не так. Компания выпустила почти в три раза меньше аккумуляторов, чем планировалось, и закончила 2012 год с убытком в 2 млрд рублей. Дальше — хуже.

В 2013 году из проекта вышли китайские партнеры, «Роснано» сменил руководство завода, Счетная палата нашла нарушения на «Лиотехе», а Следственный комитет возбудил уголовное дело, подозреваемым по которому стал к тому времени уже бывший гендиректор предприятия Александр Ерохин.

Завод «Лиотех» в Новосибирске

Обнаружилось много проблем. Например, в отчёте Счётной палаты говорится, что в договоре на поставку линии производства батарей от Thunder Sky отсутствовала детализация по стоимости каждого вида оборудования, а стоимость его доставки подорожала в три раза без каких-либо на то оснований.

Покупка этой линии обошлась заводу в $206,8 млн (почти 6,5 млрд рублей). Интересно, что весной 2013 года Счетная палата оценивала долю Thunder Sky более чем в $600 млн, а весь «Лиотех», соответственно — в $1,2 млрд.

И это не все проблемы с оборудованием. В 2012 году гендиректор «Лиотеха» Александр Ерохин якобы жаловался Чубайсу, что часть оборудования была поставлена в неработающем состоянии и для монтажа пришлось нанимать сторонние компании. С пуско-наладочными работами, которые должны были выполнить китайские специалисты, тоже возникли проблемы, а поставляемое Thunder Sky сырье было низкого качества.

Кроме того, Ерохин отмечал, что китайский партнер не исполняет свои обязательства по выкупу готовой продукции — а на этом должен был держаться весь проект. Та же Счетная палата в своем отчете (напомню, 2013 года) приводила мнение аналитиков Ernst&Young о том, что в ближайшие десять лет Китай будет единственным рынком сбыта для подобной продукции.

Этот прогноз не оправдался, но Китай и сейчас остается крупнейшим рынком электромобилей. Половина из проданных 6 млн электрокаров в 2021 году пришлась именно на Китай, а в США было продано 800 тысяч электромобилей.

Со своим крупнейшим акционером «Лиотех» решил расстаться еще до того, как заводом заинтересовалась Счетная палата и СК. В марте 2012 года 10% из его доли перешло к «Роснано», а уже в сентябре стороны договорились и о полном выходе Thunder Sky из проекта.

Официально озвученная причина: «Китайский партнер не смог выполнить ранее взятых на себя обязательств по технологическому содействию, в том числе по поставкам катодной массы — базового сырья для производства аккумуляторов. Возникшие технологические проблемы стали основанием для расторжения с ним отношений».

«Роснано» при этом пришлось самостоятельно отдать «Сбербанку» кредит на 3,5 млрд рублей и отложить выплаты по своему кредиту, который корпорация давала «Лиотеху».

В конце 2013 года казалось, что острая фаза кризиса на заводе миновала. «Роснано» обновило команду управленцев «Лиотеха» (против старой команды возбудили уголовное дело), а госкорпорация дала заводу дополнительный 1 млрд рублей.

«Вчера с губернатором мы были на заводе и оценили ситуацию. «Лиотех» очевидно вышел из кризиса», — констатировал Чубайс в ноябре 2013 года. Тогда же глава «Роснано» уверял, что завод нашел новый рынок сбыта и анонсировал контракт на €200 млн с Венгрией. «Это фундаментальный прорыв», — обещал Чубайс.

Анатолий Чубайс (справа) официально запускает завод «Лиотех»

Но прорыва не случилось. В августе 2014 года завод остановили — он столкнулся со сложными условиями на рынке промышленных аккумуляторов, на батареи не было спроса. А в 2016 году началась процедура банкротства «Лиотеха».

Sila: выход из стелс-мода и три раунда инвестиций

Больших новостей о проекте о проекте Sila Nanotechnologies не было с 2012 по 2018 год — проект жил в стелс-режиме. В 2014 году компания перебралась из Джорджии в калифорнийский город Аламеда, обзавелась там лабораторией и производственной линией, работала над продуктом, регистрировала патенты.

Все эти годы компания жила на $5 млн инвестиций и на государственный грант примерно на ту же сумму. В 2017 года она наконец начала производство своего секретного порошка, заменяющего графит в литий-ионных батареях, и вот тогда и начался бурный рост Sila Nanotechnologies.

В 2018 году стартап привлекает крупный раунд инвестиций — $70 млн, получив оценку в $350 млн. Этот раунд возглавил всё тот же первый инвестор компании — фонд Sutter Hill Ventures. Среди других инвесторов был еще один известный фонд Bessemer Venture Partners и корейский гигант Samsung.

Интересно, что тогда компания целилась не только в электромобили. Например, во время анонса раунда Бердический говорил, что цель компании на 2019 год — быть в миллионах носимых устройств. Но первым, с кем Sila договорилась о совместной работе над аккумуляторами, была BMW.

В 2019 году Sila Nanotechnologies привлекла $215 млн в двух раундах, и тогда появился четко очерченный интерес к автомобильному рынку. Первый раунд на $170 млн, в ходе которого стартап оценили в заветные $1 млрд, возглавил концерн Daimler, а независимым членом совета директоров стал бывший генеральный директор General Electric Джеффри Иммельт.

К 2022 году Sila Nanotechnologies в общей сложности привлекла $880 млн.

Стартапов, занимавшихся улучшением аккумуляторов, в те годы было довольно много. Чем так приглянулась инвесторам именно Sila? Возможно, одной из главных причин было то, что компания не предлагала менять производственный процесс. Вся инновация была в том, чтобы заменить порошок в аккумуляторе. Интерес со стороны Samsung, Siemens, Daimler и BMW подтверждал, что компания идет в правильном направлении.

«Лиотех»: воскрешение и новое банкротство

Признанный в 2016 году банкротом «Лиотех» спустя три года внезапно «воскрес».

В 2019 году компания договорилась с кредиторами о выплате всех долгов в течение следующих десяти лет — общая сумма долга составляла примерно 10 млрд рублей, крупнейшим кредитором оставался «Роснано».

Тогда же нашлись новые потенциальные клиенты — РЖД, которым нужны были батареи для гибридных локомотивов, работавший над электрическим транспортом «Камаз», а также «Хевел», еще один проект «Роснано», разработчик решений в сфере солнечной энергетики.

Аналитики тогда говорили, что спрос на электробусы (и, соответственно, на аккумуляторы к ним) со стороны только одной Москвы может позволить «Лиотеху» закрыть долги. Сама компания нашла дополнительный источник дохода, решив сдавать в аренду около 20 тысяч кв. м простаивающих площадей завода.

Тяговая модульная литий-ионная батареи для электробусов с динамической зарядкой и гибридным охлаждением

По итогам 2019 года «Лиотех» отчитался о росте выручки в 1,5 раза, до 400 млн рублей. В компании начали модернизировать производство и планировать выйти на 600 млн рублей выручки в 2020 году. И начали думать о втором этапе модернизации, который обошелся бы заводу в 4 млрд рублей, хотя для начала решили добиться гарантированного спроса.

Но возрождения завода не случилось. Выручка по итогам 2020 года не выросла и составила почти те же 400 млн рублей. В сентябре 2021 года появилась новость о том, что завод «Лиотех» в Новосибирске выставлен на продажу за 1 млрд рублей.

В 2022 году возобновилась процедура банкротства «Лиотеха» — после того, как в октябре 2021 года компания не смогла выплатить «Роснано» положенный по согласованному графику 1 млрд рублей. К тому моменту в госкорпорации уже не было Анатолия Чубайса — он ушел со своего поста в конце 2020 года.

Sila: стоит больше $3 млрд и строит свой завод

2021 год Sila Nanotechnologies начала очень бодро — подняв раунд на $590 млн и получив оценку в $3,3 млрд. Деньги компании понадобились для запуска производства аккумуляторов по собственной технологии.

Сейчас практически все крупнейшие мировые автопроизводители озаботились выпуском электрокаров, не говоря о тех же Tesla, Rivian и других компаниях, выпускающих только такие автомобили. Кроме того, каждый производитель ищет «фишку», которая позволит получить преимущество.

В 2010 году, за год до старта Sila и «Лиотех», мировой объем производства аккумуляторов составлял около 20 ГВт•ч. А сейчас он достиг объема 296,8 ГВт•ч. К 2030 году, по прогнозу Sila, рынок должен вырасти до 2000 ГВт•ч, к 2050 году — до 30 000 ГВт•ч. Для сравнения: по прогнозу KPMG, емкость российского рынка накопителей электроэнергии к 2030 году достигнет 25,5 ГВт•ч.

Бердичевский и его партнеры уже нашли место под новую фабрику, купив промышленное здание в штате Вашингтон площадью 56 тысяч кв. м. Выпуск аккумуляторов планируется начать в 2024 году. Первыми клиентами станут Daimler и BMW, которые раньше других автопроизводителей оценили стартап.

Модель будущего завода Sila в штате Вашингтон

Одновременно с новостью о новом заводе Sila появилось сообщение о том, что министерство энергетики США выделит $3,1 млрд на организацию производства аккумуляторов. Власти страны хотят, чтобы к 2030 году электромобили составляли половину всех продаж автомобилей в США. Получит ли часть этих денег Sila — пока не известно, но именно Минэнерго США выделило стартапу первый грант почти на $5 млн.

При всей огромной разнице в деталях и обстоятельствах проекты Sila и «Лиотех» похожи — оба запускались на рынке, который еще только развивался, оба рисковали деньгами инвесторов (правда, очень разными), оба интересовались промышленным производством.

«Лиотех» дали все и сразу, закачав в проект почти полмиллиарда долларов под гарантии государства, а Sila несколько лет сидела на «голодном пайке» из всего десяти миллионов долларов.

«Лиотех» должен был завоевать если не весь мир, то Китай. А в итоге переживает второе банкротство.

Sila могла стать одним из многих тихо скончавшихся стартапов, а стала компанией стоимостью в три с лишним миллиардов долларов и выдающимися перспективами.

Всё потому что всё пошло не так, как выглядело в начале.

Дмитрий Филонов

журналист, автор The Edinorog

Материал написан за счёт донатов пользователей. Мы распределяем полученные деньги в пользу авторов.
0
92 комментария
Написать комментарий...
Jay Green

Очень странное сравнение. Оба проекта супер успешные и достигли поставленных целей. Вот только у рыжего выродка одна цель - пилить бабки. Он это сделал свалил в закат.

Неужели кто-то думает что либероид Чубайс способен создать что-то жизнеспособное? с первого дня было понятно к чему это приведет.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Filonov
Автор

я не совсем согласен. Идея то здравая была, если вдуматься. Сейчас по факту имеем бурный рост электромобилей и нужду в аккумуляторах. Угадали правильно, но вот только реализация подвела и от этого грустно.

Ответить
Развернуть ветку
Jay Green

Ну так понятно что для распила нужна маломальски живая идея.
Если взять бабки на откровенную хуйню из бюджета, даже самые ебнутые ватники это не схавают и забьют тревогу.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Ну "спецоперацию" же хавают, где тревога по всем фронтам?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Jay Green

ну да, сейчас я напомню про 8 лет и вы скините мем с обезьянкой.
съехали с темы.

Ответить
Развернуть ветку
Тесла-канадец

Ага. Пол миллиона не схавали а просто свалили.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Вряд ли свалили

даже самые ебнутые ватники это не схавают и забьют тревогу

Речь то про них

Ответить
Развернуть ветку
Тесла-канадец

Отрицание фактов никак на факты не влияет

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

По вашему, группы уехавшие айтишники и "ебнутые ватники" насколько пересекаются?

Ответить
Развернуть ветку
Тесла-канадец

Айтишники пересекаются с прогрессом и развитием а ватники с регрессом и деградацией.

Ответить
Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда