Инженер в Англии и заочно арестованный в России: история создателя «умных» парковочных датчиков Nwave Статьи редакции
С помощью устройств Юрия Бирченко можно узнать о свободных местах на стоянках.
Белорус Юрий Бирченко переехал в Англию и заметил, как много времени водители тратят на поиск парковочного места. Чтобы решить эту проблему, инженер разработал датчики Nwave, которые передают данные о свободных парковочных местах. Устройства работают с помощью технологии LPWAN — беспроводной передачи данных на дальние расстояния.
Сейчас устройства Nwave стоят в семи городах Великобритании, а также в калифорнийских университетах Беркли и Дейвис.
Продукт для «умного» города
По данным The Telegraph, британские водители тратят на поиск парковочного места в среднем 90 часов в год, а это больше двух рабочих недель. Найти место для парковки можно быстрее там, где есть датчики Nwave: с помощью технологии LPWAN они передают данные о свободных местах в приложения по поиску парковок.
Разработка устройства заняла у Nwave три года. Парковочные датчики компании наземные, их высота составляет 20 мм. Они передают данные на расстояния до 5 км со скоростью 50 бит/с.
Датчики устанавливаются на асфальт с помощью специального клея — сверлить дорожное полотно не нужно. Это позволяет уменьшить стоимость установки.
Кроме самих датчиков, Nwave продаёт данные и статистику об использовании парковок. Именно продажа информации приносит компании основную прибыль. Стоимость доступа к данным и статистике предприниматель не раскрывает.
Решить проблему с помощью технологии
Основатель Nwave Юрий Бирченко с детства увлекался физикой, а после окончания МФТИ и работы в нефтяной компании ТНК-ВР уволился и вместе с товарищем Евгением Ахмадишиным создал компанию «Стриж Интеграция». Партнёры занимались развитием технологии LPWAN — беспроводной передачи данных на дальние расстояния. С помощью технологии партнёры сначала разработали парковочные датчики для правительства Москвы, а через год сфокусировались на приборах для учёта ресурсов ЖКХ.
В 2014 году пути партнёров разошлись — Ахмадишин продолжил строить бизнес в России, а Бирченко решил развивать свой стартап на международном рынке. Вместе они поделили интеллектуальные права на технологию и подписали соглашение о неконкуренции на один год.
Бирченко переехал в Великобританию и основал компанию Nwave. Он хотел создать облачную платформу для межмашинного взаимодействия и IoT-устройств, с помощью которой датчики могли бы обмениваться данными и экономить заряд батареи. С этой идеей и первыми пилотными внедрениями технологии предприниматель выиграл главный приз на конкурсе Cisco BIG Awards и получил чек на $100 тысяч.
Вместо платформы Бирченко решил создать один продукт, который сможет решить сложную технологическую и общественную задачу с помощью технологии LPWAN.
Предприниматель обратил внимание на проблему с поиском парковок в Англии и США. Он понял, что её можно решить, получая точные данные о свободных и занятых парковочных местах и предоставляя их водителям. Конкурентов с развитыми технологиями в этой области Бирченко не нашёл и решил сам создать «умные» парковочные датчики.
Команда и инвестиции
Для проекта Бирченко привлёк больше $1 млн от двух организаций Кремниевой долины — Band of Angels и Sand Hill Angels. Первые $400 тысяч он получил в октябре 2016 года, остальную сумму — через год. В конце 2018 года предприниматель планирует пойти на третий раунд инвестиций.
Чтобы разработать датчик, Бирченко нанял промышленного дизайнера, инженера-электронщика, программиста микроконтроллеров и математика. Сейчас в команде Nwave на постоянной основе работают десять человек и ещё четверо — удаленно по гибкому графику. Большинство инженеров находятся в России, а исполнительный директор и директор по развитию бизнеса — в Кремниевой долине.
По словам основателя проекта, в Лондоне и Кремниевой долине сложно нанимать на работу высококвалифицированных инженеров: за них приходится конкурировать с финансовыми компаниями и технологическими корпорациями. «Нанимать средних программистов не вижу смысла — непонятно, как со средними людьми делать уникальный продукт», — говорит предприниматель.
Трудности разработки
Создать парковочный датчик с точностью детекции автомобиля, близкой к ста процентам, оказалось для команды сложной, но интересной задачей. По задумке Бирченко, электронное устройство должно работать десять лет и быть не выше 20 мм. Кроме того, датчик должен подстраиваться под особенности среды — погоду, пробки, электромагнитный шум метрополитена и уметь распознавать новейшие электромобили c кузовом из углеродного волокна.
Анализируя технологии конкурентов, Бирченко понял, что 90% заряда батареи в их устройствах расходуется впустую из-за отсутствия коррекции ошибок в протоколе радиопередачи. По словам предпринимателя, это можно сравнить с набором текста на печатной машинке вместо компьютера: в случае ошибки приходится заново перепечатывать всю страницу, что отнимает ресурсы.
Он изучил современные методы коррекции ошибок и наткнулся на научные работы своего однокурсника и друга Юрия Полянского, профессора в Массачусетском технологическом институте. Бирченко связался с товарищем, и тот помог команде решить проблему энергоэффективности.
Из Китая в Лондон
Nwave продают свои устройства через системных интеграторов или партнёров. Первыми клиентами компании стали города Рединг и Ковентри в Великобритании.
Основные заказчики датчиков — города, университеты и предприятия. Датчики Nwave уже стоят в Сан-Матео, Оксфорде, Портсмуте, американских университетах Беркли и Дэйвис. Стоимость сделок предприниматель не разглашает, но говорит, что продаёт устройства с маржинальностью не менее 70%.
По расчётам Бирченко, к концу 2018 года компания выйдет на точку безубыточности. По его словам, основную прибыль Nwave приносит не продажа самих датчиков, а данных и статистики об использовании парковок.
Датчики производят на двух фабриках в Китае. Бирченко уверен, что в Китае сейчас проще найти высококвалифицированных инженеров, отлично знающих нюансы литья пластмасс и фрезеровки металла. Стоимость производства одного датчика предприниматель не разглашает.
Уголовное дело и заочный арест
Пока Юрий Бирченко занимался развитием своего стартапа в Англии, в это время по решению Басманного суда Москвы под стражу был взят его бывший партнёр Евгений Ахмадишин. Сам Бирченко по решению суда был заочно арестован. Их подозревают в хищении бюджетных средств при выполнении подрядных работ по обустройству парковочных мест «умными» датчиками в 2013 году.
В 2013 году Департамент капитального ремонта города Москвы (ДКР) объявил тендер на обустройство интеллектуальной системы мониторинга парковочных мест в столице. Государство выделило на проект более 500 млн рублей.
Конкурс выиграла компания «Свэко», но самостоятельно никаких работ не выполняла. Она наняла субподрядчика — компанию «Интеллектуальные трафик системы», которая принадлежала Бирченко и Ахмадишину.
По данным «Коммерсанта», предприниматели установили парковочные датчики и запустили ИТ-систему, которая проработала несколько лет. Однако затем власти города от неё отказались.
Впоследствии оказалось, что заместитель генерального директора Департамента капитального ремонта Константин Сысоев заставлял Бирченко проводить платежи через свою фирму «Ювента». Так он похитил 30 млн рублей, за что получил штраф в 200 тысяч рублей и два года заключения.
В том деле Бирченко и Ахмадишин выступали в качестве свидетелей. Позже Следственный комитет возбудил ещё одно уголовное дело, в котором они стали подозреваемыми.
По версии следствия, предприниматели объединились вместе с чиновниками и похитили большую часть выделенных на проект средств. В сентябре 2017 года Евгений Ахмадишин, директор ДКР Александр Шукюров и бывший генеральный директор «Свэко» Олег Филлипов были задержаны по подозрению в растрате бюджетных средств.
В марте 2018 года по решению Басманного суда Юрий Бирченко был заочно арестован — к тому времени он уже четыре года жил за рубежом. Предприниматель отрицает свою причастность к хищениям. Бирченко утверждает, что его компания имела только коммерческие отношения с компанией «Свэко» и вела работы в рамках правового поля.
Представители ДКР воздержались от комментариев.
Одна идея, две страны, в одной успех а в другой чуть не посадили. Всё что нужно знать об условиях для развития стартапов в России.
Хватит исходить говном по РФ )))) вот это прочитайте медленно
"Без всякой лести могу сказать, что Москва в плане развития парковочного пространства находится впереди многих европейских и американских городов. " почему в сша надо монетки кидать, а в мск платишь через приложение?
Есть такое правило - последний получает все. Если у вас улицы оборудованы паркоматами с монетами последними лет 70, все это работает стабильно и не требует затрат, нужен очень хороший повод, что бы влить миллионы долларов в обновление системы(особенно если каждый доллар расходов виден налогоплатильщикам) . Там где системы делают с 0, уже вводят парковки как в Москве. Плюс большенство монетных аппаратов оснастили модулем для оплаты картами.
А приложение что мешает сделать? А?
ну хотя бы понимание того, что приложение это меньшее из бед. Вам нужно сделать стабильное, способное к масштабированию приложение с серверами. Каким-то образом все это связать с текущими решениями, причем так, не сильно усложнить процесс проверки паркоматов. Параллельно нужно оставить старую систему, т.к. далеко не у всех есть смартфоны (как понимаете, это уже увеличит стоимость обслуживание, по отношению к текущей системе). И т.д. и т.п.. Это на словах просто "создать приложение", а начнешь копаться - там столько нужно дополнительно сделать.
Я уже не говорю про пользовательский паттерн. Люди привыкли к определенным действиям и системам. Приложение также не идеально. К примеру, в чем плюс паркоматов на месте - им без разницы какая машина стоит на оплаченном месте. Не нужно ни о чём дополнительно думать. Я в Москве попал один раз следующим образом - взял у друзей машину, поездил неделю. Потом друзья говорят - штраф пришел за неоплаченную парковку. Как??!! А просто - у меня в приложении стоит моя машина. И я просто забыл внести туда машину друзей. И все время платил как за свою машину. 3500 штрафа.
p.s. в москве всю эта система с парковками жутко глючила первые 2 года да и сейчас продолжает.
Неплохой прыжок. Монетки - это будущее. Приложение - это тоталитарный Путин. Пользуюсь приложением все время- глюков не помню, пару раз были какие-то несущественные задержки.
а что за приложение?