Шеринговая экономика вырастет в десять раз к 2025 году
И всё потому, что миллениалы и поколение Z делают ставку не на владение, а на пользование.
Подробнее про отдельные сегменты и модели экономики совместного потребления, где равные пользователи обмениваются, делятся, продают товары и услуги (каршеринг, краткосрочная аренда помещений, вещей), мы расскажем в одном из следующих выпусков, а сейчас назовём общие признаки шерингового бизнеса:
- Полностью автоматизированный онлайн-сервис, процессы не требуют практически никакого обслуживания.
- Краудфандинговая рейтинговая система: рейтинги пользователей и отзывы собираются, обрабатываются, влияют на итоговый рейтинг поставщиков услуг.
- Оплата за результат.
- Пользовательский контент, обратная связь от пользователей, общий доступ к информации.
- Рыночные цены благодаря чрезвычайно низкому уровню затрат.
Объём и прогнозы роста
Европейская консалтинговая компания Juniper Research отмечает, что мировая экономика совместного потребления (sharing economy) в 2017 году достигла $18,2 млрд, и, по прогнозу, удвоит свою текущую рыночную стоимость к 2022 году, достигнув более $40 млрд (из них 50% займет Северная Америка, на долю восточной Европы прогнозируется около 5%).
Нам эта цифра кажется даже заниженной, либо здесь не учтены данные по России. Согласно отчету РАЭК, объем российского рынка интернет-сервисов совместного пользования вырос в 2017 году на 20%, достигнув 390 млрд рублей ($6 млрд), а в 2018-м превысил 500 млрд, показав рост на 30%.
Эксперты McKinsey прогнозируют, что к 2025 году половина мировой экономики будет задействована в совместных моделях потребления. Потенциал роста объёма рынка шеринговой экономики, по оценке PricewaterhouseCoopers (PwC), значительно выше текущего: отрасль способна вырасти до $335 млрд к 2025 году за счёт пяти ключевых секторов: путешествий, совместного использования автомобилей, финансов, поиска персонала, а также потоковой передачи музыки и видео.
Яркий пример успеха бизнес-модели экономики совместного потребления — достижения Airbnb по сравнению с традиционными гигантами в гостиничной индустрии. Американская шеринговая компания Airbnb по данным PwC ежегодно обслуживает почти на 22% больше туристов, чем международная сеть отелей Hilton. Обращаем внимание, что Airbnb ни копейки не потратила на недвижимость по сравнению с конкурентами (данные на 2018 год):
Другой пример — сервисы совместного использования автомобилей, в том числе американский Uber и Lyft, французский BlaBlaCar, индийский Ola и другие, которые, по оценке Juniper Research, к 2022 году принесут 47% общего дохода экономики совместного пользования.
В России пока основной вклад в экономику совместного потребления вносят c2c-продажи (72% от объёма транзакций в 2018г.) и услуги частных лиц — фрилансеров (19%). Но сегменты транспорта (каршеринг и карпулинг) и краткосрочной аренды жилых помещений активно развиваются, занимая уже 7% от объёма транзакций.
В частности рынок каршеринга, по данным «Сбербанка», вырос в 2018 году в пять раз по сравнению с 2017-м и достиг 7 млрд рублей РАЕК называет другую цифру — 13 млрд рублей.
Охват населения
Согласно отчёту, опубликованному исследовательским центром Pew в 2016 году, 72% населения США использовали какой-либо онлайн-сервис совместного потребления. В России пока только 25% (по данным РОЦИТ от 2017 года) пользователей интернета когда-либо пользовались услугами шеринговых платформ.
Характеристика российского пользователя шеринговых услуг:
- Пол: 55% - мужчины (в Европе перевес в пользу мужчин меньше — 52%, в США — полный гендерный баланс).
- Возраст: почти 60% — 18–30 лет, более 30% — 35–41 год, на пользователей старше 41 года приходится менее 10% (в США тоже преобладает молодежь, но 30% приходится на людей старше 40 лет)
- Место проживания: 75% живут в городах-миллионниках, в первую очередь это Москва.
- Доход: 80% — высокий и средний
К последнему пункту: преимущества шеринга оценили даже в сегменте люкс: владельцы частных самолетов, яхт, дорогих машин готовы предоставлять их в пользование, а другие — брать в краткосрочную аренду для поездок и отдыха.
В одном из следующих обзоров я подробнее разберу направления шерингового бизнеса.
Подготовлено мной для Telegram-канала «Цифрозор» с использованием источников: red-circule.com, tiarcenter.com, lovata.com, raec.ru, sberbank.ru, pewinternet.org, emarketer.com, pwc.com, rbc.ru, wiki.rocit.ru. При поддержке Цеха маркетинговых исследований Гильдии маркетологов.
Ссылки на исследования по теме:
Отчёт «Сбербанка» о каршеринге от 2019 года.
Инфографика РОЦИТ от 2018 года.
Исследование РАЭК Экономика совместного потребления в России 2018 года.
Отчёт REW Research Center о шеринговой экономике от 2016 года.
Обзор Lovata от 2018 года.
А можно получить шеринговое образование ?
Ну типа потратить на это в два раза меньше времени, и получить в 3 раза больше практически полезных навыков ?
Инфоцыгане занервничали
стартап будущего
Посмотрите про Школу 21 от Сбербанка. Примерно все, как Вы описываете )
Давно сделано, называется разделение труда, практикуется в больших городах, чем больше город, тем выше специализация.
Люди просто не могут купить себе услуги или вещь. Отсюда и рост.
А не потому что это так удобно.
Вы наверно плохо читали статью. По статистике 80% клиентов высокий и средний доход. Шеринговые компании как раз начинают пользоваться практичные люди, которые умеют считать деньги.
По другому не получится с ростом населения, такой себе коммунизм получается, от каждого по способностям, каждому хоть на пару минут.
Рабовладение 2.0. Даже при феодализме крепостные имели собственность.
Не знаю почему вас минусуют, все думают, что у них выбор, но я думаю видно, что это навязывают. Образ жизни 1 днем, образно. Очень просто же отобрать в будущем 1 чип и у тебя нет машины, квартиры, одежды, работы все в аренде и ты бомж и опустился. И все уже не боятся потерять что есть, а бояться стать бомжи
Как Убер и другие такси попали в этот список и как-то влияют на общую долю и тенденции? Убер и другие такси это сервисы, краткосрочные услуги, а не шеринг (share - доля, sharing - разделять), где на время передается объект владения одного в пользование другого.
В случае с такси это может быть шерингом только тогда, когда к вам подъехал таксист, встретил вас, передал ключи и тачку и ушел, договорившись, когда и где вы возвращаете тачку и ключи.
Убрать эти 47% и объемы рынка будут уже не те, чтоб обращать на них много внимания.
Либо когда ты едешь в Убере с другими пользователями, которым по пути. Тестили вроде такую услугу.
Большинство автомобилей находятся в частной собственности самих водителей, которые подключаются с Уберу и т.п. через фирмы-прокладки.
Поэтому да, частник сдает вам в краткосрочную аренду автомобиль вместе с услугой водителя. А владельцы Тесла в Америке скоро смогут сдавать свое авто в аренду и без водителя.
Валерий, райдшеринг (также карпулинг) — совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. Убер изначально позиционировался как шеринговая тема, к сервису мог подключиться любой водитель.
В России больше воспринимается как таки (в т.ч. из-за необходимости соответствовать законодательству), но в мире - это типичный пример шеринга.
И да, огромный объем занимают компании, ставшими гигантами. Убрать их - останется небольшой, но все же растущий рынок. Примеры я опишу, пожалуй, в следующей статье.
Всегда были люди, которые не готовы были платить за владение и всегда Были люди, готовые принимать от первых деньги за пользование.
С экономической точки зрения, еслииговорить про недвижимость, в частности в Германии с ипотекой 1.3% для всех 100, а то и 115% от суммы квартиры, выгоднее покупать или покупать и сдавать. И выходить в ноль по кредиту, чтобы через 15-30 лет быть собственником жилья. Нежели эти 15-30 лет платить за аренду чужого эти же деньги.
Добавлю.
Это я к тому, что Шеринговая модель выгодна лишь для краткосрочных услуг (раз в месяц снять яхту, квартиру, машину). Это конечно, выгоднее, чем покупать и содержать
В РФ примерно также имхо, только в первоначальный платеж упирается у большинства.
А почему не учтён рынок проституток? Это же тоже «шеринг» получается. Или без мобильного приложения уже не то?😂
Это просто услуга, а вот когда твоя девушка или жена будет за деньги отдаваться другим в свободное от тебя время, тогда шеринг.
аналогия с лоукостерами- да это дешево. Но это всего лишь один из сегментов авиарынка. Сравнивать сети отелей с квартирами на ночь некорректно в любом смысле. Примерно как сравнивать покупку готовой мебели и шкафов "сделай сам". разный сервис, разные сегменты
Сегменты как раз далеко не всегда разные, покупатели перетекают от одних к другим.
бог с ними, с сегментами, в одном случае это сеть отелей, а в другом, грубо говоря - агенство
Могилы на кладбище тоже можно шерить :
Пакет "light - день" : Схоронили - поплакали - земелькой присыпали. В 00-00 выкопали - выкинули. На утро следующий.
Пакет "optima - 9 дней" : всё то же самое, но еще можно прийти на 9 дней на поминки. В 00-00 10-го дня выкопали - выкинули. На утро следующий.
Пакет "ultra-православие - 40 дней" : как и в предыдущем, но есть еще и поминки в 40 дней. В 00-00 40-го дня выкопали - выкинули. На утро следующий.
Пакет "часовой", он же "вспомним", он же "родительский день" : на рандомную могилу ставят вашу атрибутику заранее - фото усопшего, на граните съемными-наборными красивыми буквами ваш трогательный "стишок" заранее составляют и т.п. Пришли - поплакали - водочки-конфеток оставили. Ушли. В конце часа смена атрибутики. Следующие...
В каждом пакете есть доп. опция - оградку покрасить, листья подмести и т.п. Краску выдают, листья заранее насыпят.
Во многих странах так и есть, только срок побольше, 10-15 лет, потом либо забирай прах, либо плати, либо выкинут.
Отличная статья, спасибо! Буду ждать продолжение! Подписалась на ваш канал!
Спасибо!
Надеюсь, коворкинги тоже посчитали
Да, коворкинги - один из сегментов шерингового бизнеса.
Приятно читать, что в мировой экономике есть не только кризисы и биткоин, но и еще такие замечательные явления как шеринговая экономика. Я так понимаю, это явление полезно не только в экономическом смысле. но и в целом для человечества и планеты, поскольку оно оптимизирует потребление.
Отлично сказано, Антон. Есть даже шеринговые проекты в науке, там речь даже не о потреблении, а о совместном участии.
У нас периодически друзья арендуют загородный коттедж для празднования семейных праздников. Удобно! Не надо его содержать, платить налоги. Я думаю, что шеринг - это не от бедности, а именно рациональное использование различных благ.
Посмотреть бы как они выбирают каршеринг с 1 или 2 детьми. Даже такси не возит 2 детских кресла.
Шеринговая экономика рассчитана на людей без детей. А если точнее, то на вечных инфантилов, которых сейчас до пуя.
Ну если не брать забугорье, то давайте посмотрим как они в центре РФ - Москве устроят ребенка в детский сад с арендой. И потом в школу))))
И тут как нельзя кстати приходит фраза "Лето красное пропела, оглянуться не успела", какие инвестиции? Какие пенсии... Всего этого нет, так о какой выгоде можно говорить? Выгодно - это у меня есть 1000 000 рублей я покупаю квартиру и имею доходность 8%, а положив в банк (любой другой инструмент) я получаю доходность 10%. Сейчас нет альтернатив для обычного человека по соотношению надежность/прибыль.
Тут про другое. У меня нет 1000 000 рублей, и вместо того, чтобы его зарабатывать, я буду жить здесь и сейчас пока меня пьяный петух не клюнет в жО. А потом будут стонать по всем углам, что у меня нет денег на медицину, и из съемной хаты меня выгоняют и тд.
Комментарий недоступен
Хоть шерь, хоть не шерь! Пользуемая кем либо вещь, принадлежит на праве собственности кому либо, а вот тут и закопан главный оскал капитализма. И пока к сожалению не проглядывается нормальный переход к более "разумным" формам правления и владения какой либо собственностью в мире...
По ходу, уже к 2021-му :)?