Умнея в одной области, не глупеем ли в другой? — или почему Шерлок Холмс не хотел знать как устроена Солнечная система?
• Как меняется структура мозга в зависимости от приобретаемых навыков?
• Что если заниматься чем-то одним и ни на что не отвлекаться?
• Как максимально быстро приобрести мастерство в выбранной области?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться влияет ли развитие одних навыков на сохранение других и какой должна быть стратегия профессионального развития
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.
Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.
Существует устоявшееся убеждение, что представители разных профессий ментально отличаются друг от друга — феномен профессиональной деформации. Можно услышать и противоположное утверждение, что талантливый человек — талантлив во всем.
Действительно. Например, Дмитрий Иванович Менделеев — известен как химик, физик, геолог, экономист, социолог, а также судостроитель, воздухоплаватель, энциклопедист, педагог, приборостроитель, метеоролог и футуролог.
Он не только изучал свойства нефти, но и разработал политику инвестирования и предложения по оптимизации таможенной службы. Менделеев много путешествовал. Посетил около ста городов Российской Империи, 32 раза был в германии, 33 — во Франции, 11 раз в Англии, а также побывал в США.
На фото ледокол Ермак, спроектированный Менделеевым. Судно пережило три войны, прослужив на Крайнем Севере в общей сложности больше 60 лет.
Но вернемся к профессиональной деформации. Известно, что в Лондоне для получения лицензии таксиста нужно сдать экзамен на знание города. Для этого требуется выучить 25 000 улиц и 20 000 ориентиров. В качестве задания экзаменуемый должен проложить оптимальный маршрут из одной точки у другую. Приходится учиться несколько лет, и далеко не каждый в итоге может получить зачет.
Этим обстоятельством не могли не воспользоваться исследователи. Они сравнили мозг лондонских таксистов с мозгом тех, кто, как все нормальные люди, ездит по навигатору. И обнаружили отличия.
У таксистов задняя часть гиппокампа – области, участвующей в формировании пространственной памяти, — оказалась увеличена. Конечно причина и следствие могли быть противоположными: люди с увеличенной задней частью гиппокампа — единственные, кто в состоянии сдать этот экзамен.
Есть и другие исследования. У ряда птиц размер этой области мозга меняется в зависимости от сезона. Например, у черношапочных гаичек гиппокамп к октябрю увеличивается на 30%. Это связано с необходимостью прятать пищу на зиму и запоминать все заначки.
Еще одно исследование провели на обезьянах. Их научили за вознаграждение прикасаться к вращающемуся диску, похожему на виниловую пластинку (пошутите кто-нибудь в комментариях о том, что в мозгу у этих ученых). Диск имел выпуклости, так что удерживая на нем пальцы, обезьяна получала постоянную сенсорную стимуляцию пальцев. Через несколько месяцев появились изменения в соматосенсорной коре — области мозга, отвечающей за осязание. Причем изменения произошли именно в тех частях коры, которые отвечали за подушечки конкретных пальцев, касающихся диска.
Есть важное обстоятельство, которое, вероятно, заставило ученых быть такими настойчивыми. В мозгу взрослого человека, равно, как и обезьяны, новых нейронов не образуется. Другими словами размер той самой коры остается неизменным, но отдельные ее участки за счет чего-то развиваются. За счет чего?
Зоны соматосенсорной коры, ответственные за взаимодействие пальцев с диском, увеличились за счет соседних зон. Это похоже на то как если вдвоем сесть на один стул — больше места для одного будет означать, что второму достанется самый краешек. За развитие одного навыка приходится платить ослаблением других.
В другом исследовании одни обезьяны доставали награду из узкого отверстия с помощью ловкости пальцев, а другие открывали ключом замок с помощью работы предплечья. В первой группе тренировка привела к увеличению зоны моторной коры, отвечающей за пальцы в ущерб соседней зоны, отвечающей за предплечье. Во второй группе — ровно наоборот.
Вернемся к лондонским таксистам. Увеличение задней части гиппокампа происходит за счет его передней части. В контрольной группе исследуемых объем гиппокампа был таким же, но соотношение его частей отличалось в ста процентах случаев.
У таксистов наблюдались некоторые функциональные нарушения. Например, они хуже запоминали новые зрительные и пространственные образы.
В другом исследовании группу будущих таксистов изучали на протяжении четырех лет. Те, кто успешно сдали экзамен, хуже справлялись с решением зрительных и пространственных задач. А те, кто провалил или не доучился — нормально.
Справедливости ради, нужно сказать, что на пенсии бывшие таксисты становятся такими же как все, а заодно забывают 25 000 улиц и 20 000 ориентиров.
Давайте общаться
- Напишите в комментариях как вы относитесь к разностороннему развитию во взрослом возрасте.
- Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
- Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
Вот спасибо, теперь мне стало понятно, что происходит в моей жизни. Я не понимал, почему углубляясь в одну сферу, происходят проблемы с памятью в другой. Можно ли что-то предпринять для равномерного развития?
Ага. Таким же образом у меня турецкий язык сильно вытеснил английский, иногда, разговаривая на английском вставляю турецкие слова и говоря на русском, строю предложение по турецкой логике. Хотя (!), чем больше говорю на английском, тем больше он приходит на прошлый уровень. Интересно, конечно, всё это.
Я не знаток, но тяжело мне согласиться с информацией, что новые нейроны не образуются ...хм.
Я здесь, конечно, сама себе противоречу: говорю, что вытесняют и тут же не соглашаюсь с отсутствием новых нейронов 🤣🤣🤣
Но я за наличие новых нейронов)))
🤣🤣🤣
Да будет так!)
Кстати, не могли бы Вы посоветовать, какой метод изучения языка лучше подойдёт для человека не имеющего талантов к изучению языков?
Александр, я не преподаватель по профессии, поэтому, по методам не смогу ответить. Конечно, как мы все понимаем, самый простой - погружение в среду). Но терпение, труд и старание нужны будут в любом случае, даже если есть таланты. Порой, таланты есть, а старания нет)) Как по мне, лучше изучать с репетитором и важно, чтобы было и аудирование, и чтение, и грамматика, и письмо не раз в три недели и проверка домашнего задания) Вы какой язык изучаете (или планируете)?
Пытаюсь немецкий учить.
Удачи Вам и успехов! У меня есть студент, немец, учит турецкий, для меня было открытием, что в немецком языке юбка относится к мужскому роду, ребенок - к среднему. В общем, язык интересный! Пусть у Вас всё получается!!!
Спасибо!
Я слышал, что чем больше языков знаешь, тем легче выучить новый
Да, я тоже такое слышала.
И как? Легче?
Затрудняюсь ответить, так как допускаю ещё место предрасположенности к языкам. Я задавала этот же вопрос людям, которые знают по четыре языка, они так же затруднялись ответить, но, гляда на них, замечала, что да, легче все же))
Да. Навык владения языком это одно, а навык изучения языков — другое. Он каждый раз все больше развивается.
Это точно! Подтверждаю основываясь на собственном опыте. Но другой язык - это не кардинально новый навык. Просто начинаешь понимать структуру языков, слова пересекаются, находишь наилучшие для себя методы изучения и т.д. Как говорится "дело техники".
Не вам, простите.