Автоматизация, AI и Хантфлоу: российские HRD — о будущем найма в IT

Всем привет! На связи AGIMA. Недавно мы провели большой HR-митап. На нем эксперты из Альфа-Банка, Самоката, Авито и AGIMA обсудили главные фичи карьерных сайтов и поделились опытом работы с ними.

Тема оказалась интересной, и мы решили пойти чуть дальше. Спросили HR-экспертов из HiFi-стриминга Звук, Realweb, Альфа-Банка и AGIMA о новинках в автоматизации HR, маст-хэв сервисах для эффективной работы и, конечно, о результатах в цифрах. Ниже приводим их ответы.

Юлия Гудкова
HRD HiFi-стриминга Звук

1. Какие тенденции в сфере автоматизации HR-процессов вы видите?

За последние 2 года рынок поменялся. Многие поняли, что карьерные сайты не закрывают всех потребностей бизнеса.

Мы наблюдаем несколько ключевых тенденций в автоматизации HR-процессов. Во-первых, это переход от статических сайтов к более динамичным и персонализированным платформам. Вторая тенденция — это интеграция искусственного интеллекта и машинного обучения для более эффективного подбора и анализа данных.

Мы не разделяем концепцию «1 HR на 100 человек». Чем больше рутинных процессов мы автоматизируем, чем больше информации о кандидатах и сотрудниках получим, тем более персонализированный и качественный карьерный трек мы можем выстроить для сотрудника. А через улучшение работы сотрудника, мы повышаем эффективность бизнеса в целом.

2. Какие инновации вы уже внедрили в свои HR-процессы? Какую пользу вам принесли эти решения?

Расскажите подробнее о том, как автоматизируете процесс. Может быть, это корпоративный портал? Или карьерный сайт? Или приложение для онбординга? Также интересно узнать о результата, особенно в цифрах.

Мы уделяем внимание разработке и внедрению инструментов, которые поддерживают нелинейные процессы и персонализацию. Также важны факторы коммуникации и скорости получения информации как для работодателя, так и для кандидата.

Мы провели большую работу над нашим карьерным сайтом. Целью было не только собрать актуальные вакансии на одной площадке, но и поделиться с кандидатами полезной информацией:

  • как проходит процесс найма;
  • какими ценностями живет компания;
  • какие у бизнеса цели и чего мы уже достигли;
  • рассказать про корпоративную культуру компании.

На этапе адаптации мы тоже добавили элемент автоматизации и зашили часть онбординга в чат-бот в Telegram. Одним ботом работа не ограничивается, ведь людям важно живое общение. Поэтому мы реализовали программу Бадди — это методика адаптации новых сотрудников через наставничество коллег. Уже более 100 сотрудников в Звуке стали Бадди.

Работу с текущими сотрудниками мы тоже автоматизируем. И вот как:

  • Проводим Performance Review и оценку 360 на базе платформы Aiday;
  • Ввели внутреннюю валюту и систему благодарностей с помощью бота в Mattermost. С апреля 2023 коллеги подарили друг другу 207 304 битов (единица внутренней валюты — прим. ред.)! Сейчас более 46% хэдкаунта пользуются программой битов постоянно, и мы наблюдаем органический рост на 3–5% ежемесячно. 26,5% от хэдкаунта – руководители, которые активно используют инструмент для поощрения и благодарности своей команды. В битах мы видим большой потенциал, поэтому постоянно дорабатываем программу и строим планы по ее улучшению;
  • Ведем заявки на внешнее обучение в 1С;
  • Регулярно проводим опрос вовлеченности Happy Job и внимательно работаем с обратной связью. Здесь получаем высокие показатели вовлеченности (91,8%), лояльности (89,5%) и удовлетворенности (95,6%).

3. Какие фичи, по вашему мнению, должны быть на карьерном сайте?

Возможно, интеграция с Хантфлоу или возможность создавать лендинги под каждую команду? Расскажите, каким должен быть такой сайт.

На мой взгляд, карьерный сайт должен включать гибкую систему фильтрации и поиска вакансий, интеграцию с ATS-системами для автоматизации потока данных о кандидатах, а также модули для аналитики.

Возможно, стоит обратить внимание на инструменты для сбора и анализа отзывов кандидатов, онлайн-чат с рекрутером или чат-бот для первичного общения.

Как идея-мечта: расширение функциональности для более глубокой сегментации и целевой коммуникации — например, персонализированные лендинги и новостной блок под каждого кандидата.

4. Как вы планируете в дальнейшем автоматизировать HR-процессы?

Хочется узнать, какие конкретно процессы вы планируете ввести в онлайн и какие продукты вам в этом помогут.

Мы активно работаем над интеграцией инноваций в наши HR-процессы. В 2024 году одним из ключевых направлений автоматизации HR мы выбрали создание корпоративного портала, который обеспечит централизованный доступ к ресурсам и инструментам для сотрудников. Это решение принесет компании множество преимуществ:

  • улучшение внутренней коммуникации;
  • упрощение поиска информации и повышение эффективности работы;
  • получение обратной связи и вовлечение сотрудников;
  • поддержка профессионального развития сотрудников;
  • укрепление корпоративной культуры.

Кроме того, в наши планы входит разработка мобильной версии и/или приложения для повышения вовлеченности сотрудников.

Анна Кваскова
HRD Realweb в Санкт-Петербурге и Армении

1. Какие тенденции в сфере автоматизации HR-процессов вы видите?

За последние 2 года рынок поменялся. Многие поняли, что карьерные сайты не закрывают всех потребностей бизнеса.

1) Лидер всех трендов — AI и машинное обучение. Это одна из самых горячих тем и настоящая революция в мире IT-HR. ИИ уже сейчас успешно решает следующие задачи:

  • Формирует описание вакансии на основе требований.
  • Ранжирует кандидатов, откликнувшихся на вакансию, и отдельно — прошедших видеоинтервью/тестирование.
  • Формирует оффер на основе данных рынка и компании.
  • Формирует индивидуальный план адаптации на основе вводных тестов и резюме новичка.
  • Отвечает на вопросы и поддерживает новичка в процессе адаптации.
  • Готовит для сотрудника рекомендации по развитию.
  • Выявляет потенциальное выгорание сотрудника и информирует об этом руководителя.
  • Отвечает на вопросы сотрудника в области HR и внутренних политик.
  • Предсказывает увольнение сотрудника и рекомендует руководителю варианты карьерного развития для его удержания.

2) Цифровые ассистенты и чат-боты.

Чат-боты и виртуальные помощники становятся обычным явлением для взаимодействия с кандидатами, автоматизации ответов на частые вопросы и помощи в навигации по процессам HR.

3) Облачные HR-системы.

Многие компании переходят на облачные решения для HR-управления. Это обеспечивает легкий доступ к данным с любого устройства, гибкость и масштабируемость, упрощает интеграцию HR-инструментов.

4) Аналитика и Big Data.

Автоматизированная аналитика больших массивов данных и метрик по всем HR-вертикалям становятся всё более важными для работы HR. Дашборды с автоматизацией сбора метрик — надежный инструмент для диалога с бизнесом на языке цифр, выводов и решений.

5) Комплаенс и безопасность данных.

Рост автоматизации в HR повышает интерес к этическим и безопасным технологиям, в том числе к вопросу о защите персональных данных кандидатов и сотрудников.

6) Персонализация взаимодействия с сотрудниками.

Корпоративные решения всё больше фокусируются на комплексном и персонализированном подходе к сопровождению сотрудников по всему жизненному циклу, начиная с первого контакта с кандидатом, заканчивая процессом сопровождения экзита. Также все еще в трендах — геймификация и спецпроекты на базе высоких технологий.

2. Какие инновации вы уже внедрили в свои HR-процессы? Какую пользу вам принесли эти решения?

Расскажите подробнее о том, как автоматизируете процесс. Может быть, это корпоративный портал? Или карьерный сайт? Или приложение для онбординга? Также интересно узнать о результатах, особенно в цифрах.

В Realweb мы стараемся автоматизировать максимум HR-процессов. При запуске новых проводим АВ-тестирование, после чего масштабируем на всю группу компаний.

Наши внутренние и кросс-функциональные процессы настроены через таск-трекер в JIRA, кадровый документооборот — через КЭДО. Для управления жизненным циклом сотрудников у нас есть корпоративный портал. Он засинхронен с 1С и внутренней CRM, что помогает автоматизировать кадровую статистику и систему расчета бонусов и управления ФОТ.

Мы ведем базу знаний в Confluеnce. Это наш путеводитель по Realweb, где сотрудник может найти ответ на любой вопрос. Рекрутмент автоматизирован через Huntflow и карьерный сайт. Для других задач используем чат-боты, сервисы опросов, Miro, Google-инструменты.

Мы тестируем разные инструменты и пробуем новое, в том числе активно экспериментируем с ИИ: например, мы украшали виртуальную ёлку на Новый год, запускали виртуального помощника для выступления на митапе. Из инноваций — запускаем разные спецпроекты в HR: например, у нас отлично зашла «Своя Игра» как формат смол-тока для собеседований с кандидатами, или проект «Школа Realweb» для обучения новичков, где мы автоматизировали первичную воронку до этапа ассессмента.

Ну и ключевой фокус в нашей работе — это партнерский подход к бизнесу, с которым мы говорим на языке цифр и результатов. В этом нам помогает автоматизированная работа с Big Data и вывод всех метрик на дашборде в Power BI.

Вообще, у нас много разных фишечек, продвинутая IT-команда и даже внедрены технологии «умного офиса».

За счет автоматизации процессов HR-функция стала быстрее, гибче, прозрачнее для сотрудников и ближе к бизнесу. В рамках всех HR-вертикалей мы сократили время на рутинные задачи, сфокусировались на смыслах и партнерском подходе к бизнесу, повысили наши HR-метрики, а также поддерживаем уровень вовлеченности, удовлетворенности и ENPS на высоте.

3. Какие фичи, по вашему мнению, должны быть на карьерном сайте?

Возможно, интеграция с Хантфлоу или возможность создавать лендинги под каждую команду? Расскажите, каким должен быть такой сайт.

Карьерный сайт — это своего рода витрина компании. Важно, чтобы он был не просто информационным ресурсом, но и функциональным инструментом. Вот фичи, которые важны для карьерного сайта:

  • Интеграция с Хантфлоу не только упрощает процесс для рекрутеров, но и делает подачу заявок и отслеживание статуса кандидатов более прозрачными.
  • Персонализация команд и сотрудников. Фотографии и видео, рассказ о командах, интервью с руководителями, истории успеха — всё это помогает кандидатам почувствовать уникальную атмосферу компании, поймать ценностный мэтч.
  • Динамичный контент. Регулярное обновление контента, будь то блоги, видеоинтервью с сотрудниками или виртуальные туры по офису, создает динамичную картину жизни в компании.
  • Удобный поиск и фильтрация. Интуитивно понятный поиск по вакансиям и возможность фильтровать по ключевым критериям (локация, уровень, отдел) упрощают навигацию для кандидатов.
  • Мобильная оптимизация. Карьерный сайт должен быть адаптирован для мобильных устройств, чтобы обеспечить удобство и доступность для кандидатов, которые предпочитают использовать смартфоны и планшеты.

4. Как вы планируете в дальнейшем автоматизировать HR-процессы?

Хочется узнать, какие конкретно процессы вы планируете ввести в онлайн и какие продукты вам в этом помогут.

Автоматизация процессов и инновации — это важная часть нашей стратегии. В ближайших планах: внедрение нового корпоративного мессенджера и чат-ботов с пульс-опросами. Еще у нас в разработке новый корпоративный портал с интеграцией в другие корпоративные системы. Это поможет автоматизировать весь жизненный цикл сотрудников, HR-процессы и HR-аналитику. Еще планируем разработать систему автоматизации исследований по аналитике рынка труда. Ну и конечно, много ожиданий от ИИ и машинного обучения.

Мария Ахмадиева
CTO разработки HR-сервисов в Альфа-Банке

1. Какие тенденции в сфере автоматизации HR-процессов вы видите?

За последние 2 года рынок поменялся. Многие поняли, что карьерные сайты не закрывают всех потребностей бизнеса.

Автоматизация HR-процессов перевернулась на 180 градусов за последнее время. Раньше HR воспринималась исключительно как run-функция. Но ресурсный голод и битва за кадры дала возможность сотруднику почувствовать себя ценным клиентом.

Тренд клиентоцентричности пришел из «большого» бизнеса во внутренние процессы компаний и изменил отношение не только к кандидатам и текущим сотрудникам, но и к бывшим сотрудникам компаний. HR стал больше понимать своих «клиентов»: вместо того, чтобы автоматизировать HR-процессы, мы улучшаем опыт сотрудника.

На мой взгляд, тенденции развития здесь уходят в применение AI для работы с «массовыми» позициями — там, где бизнес испытывает самый большой голод.

2. Какие инновации вы уже внедрили в свои HR-процессы? Какую пользу вам принесли эти решения?

Расскажите подробнее о том, как автоматизируете процесс. Может быть, это корпоративный портал? Или карьерный сайт? Или приложение для онбординга? Также интересно узнать о результатах, особенно в цифрах.

Мы начали внедрение AI, так как битва за ресурсы уже идет. Мы используем его при подборе, особенно на «массовые» позиции. AI-модель сравнивает резюме кандидатов на основе базы успешных, уже прошедших отбор.

Сейчас AI-модель закрывает в квартал примерно 30% массовых позиций, а это около 700 кандидатов. Еще она помогает выстраивать очереди приоритетов, чтобы рекрутер сперва просматривал резюме более подходящих кандидатов.

Возвращаясь к тренду клиентоориентированности, расскажу еще о прелогин-зоне для наших соискателей. Кандидат уже на этапе отбора может зарегистрироваться в нашем корпоративном мобильном приложении и следить за статусами решений, принять оффер, подписать документы, следить за новостями и подключаться к онлайн-мероприятиям Альфы.

3. Какие фичи, по вашему мнению, должны быть на карьерном сайте?

Возможно, интеграция с Хантфлоу или возможность создавать лендинги под каждую команду? Расскажите, каким должен быть такой сайт.

Карьерный сайт — один из инструментов привлечения. Мы привлекаем правильных кандидатов и удерживаем их через внешние мероприятия и митапы. Делаем персонализированную подборку вакансий, релевантную нашему кандидату, зная, какими событиями и блогами он интересуется.

4. Как вы планируете в дальнейшем автоматизировать HR-процессы?

Хочется узнать, какие конкретно процессы вы планируете ввести в онлайн и какие продукты вам в этом помогут.

Одно из направлений — это улучшение AI-модели в подборе. Хотим, чтобы она рекомендовала кандидатов не только на основе профилей успешных сотрудников, но и учитывала особенности руководителя и команды, в которую выходит кандидат.

Валерия Климова
HRD в AGIMA

1. Какие тенденции в сфере автоматизации HR-процессов вы видите?

За последние 2 года рынок поменялся. Многие поняли, что карьерные сайты не закрывают всех потребностей бизнеса.

Конечно, это ИИ. Он пишет вакансии под сформированные требования, отбирает кандидатов, генерит тексты и т. д. Еще невозможно представить работу без таких агрегаторов, как AmazingHiring. Они отвечают за парсинг резюме из открытых источников.

2. Какие инновации вы уже внедрили в свои HR-процессы? Какую пользу вам принесли эти решения?

Расскажите подробнее о том, как автоматизируете процесс. Может быть, это корпоративный портал? Или карьерный сайт? Или приложение для онбординга? Также интересно узнать о результатах, особенно в цифрах.

Хантфлоу

Раньше мы вели всю базу кандидатов практически вручную: подгружали резюме, проставляли метки, искали дубли, собирали аналитику и строили воронки.

Сейчас мы забыли об этом, как о страшном сне. С Хантфлоу наши рекрутеры почти не тратят время на загрузку кандидатов в базу, могут быстро переходить в мессенджеры для общения с соискателями и т. д. Теперь мы видим каналы поиска, которые лучше работают для той или иной позиции, можем отслеживать, в каком месте воронки кандидаты «подвисают» и почему это происходит. Еще можно отслеживать срок закрытия позиций и конверсию не прошедших испытательный срок, и еще много разных плюсов.

Таск-трекер

С помощью таск-трекера можно не только следить за работой команды, но и автоматизировать много задач.

Например, у нас есть автоматическая задача для новых сотрудников. Она прилетает в первый день работы. Там собрана вся необходимая информация с ссылками на нашу базу знаний: от хендбука до «как настроить свою подпись в почте».

В какой-то момент мы поняли, что не все ребята читают эту информацию. Поэтому мы ввели «Нулевой грейд» — обязательный этап на испытательном сроке. Это тест на 10 вопросов по информации, которую сотрудник изучает в первый рабочий день. Теперь все точно знают, к кому и зачем обращаться, как писать заявления на отпуск и где брать контакты сотрудников.

3. Какие фичи, по вашему мнению, должны быть на карьерном сайте?

Возможно, интеграция с Хантфлоу или возможность создавать лендинги под каждую команду? Расскажите, каким должен быть такой сайт.

  • Этапы отбора. Хорошо, если они будут прозрачными, чтобы кандидат понимал все шаги с самого начала. Можно включить информацию о том, как лучше подготовиться к собеседованию.
  • Тесты и игры, чтобы кандидат сразу смог оценить, насколько он совместим с компанией. А еще игровые элементы помогают понять бизнес-процессы компании.
  • Доступ к обучению и курсам прямо с карьерного сайта.
  • Личные кабинеты кандидатов. Кандидат может зарегистрироваться и отслеживать в своем личном кабинете статус по откликам, получать рекомендации (возможно, автоматизированные) и обновления.
  • Интеграция с CRM для рекрутинга. Это может быть Хантфлоу или любая другая популярная CRM.

4. Как вы планируете в дальнейшем автоматизировать HR-процессы?

Хочется узнать, какие конкретно процессы вы планируете ввести в онлайн и какие продукты вам в этом помогут.

Хотелось бы автоматизировать полный цикл HR-процессов. Сейчас для части используем Битрикс. Наша HR-платформа мечты должна включать в себя:

  • Интеграцию с 1С.
  • Планы ИПР (индивидуального плана развития).
  • Личные карточки сотрудника.
  • Идеи по улучшению от сотрудников.
  • Опросы 360 с автоматическими пингами.

  • Календарь с отметками: старт работы, годовщина, день рождения, окончание испытательного срока, праздники и т. п.
  • Разделение по командам.

  • Список сотрудников с фильтрами + отображение, кто на онбординге.
  • Аналитику по встречам 1–2–1.

  • Автоматизированное измерение текучки.

Пишите в комментариях свои вопросы — мы обязательно передадим их экспертам. И заодно подписывайтесь на наш телеграм-канал.

Что еще почитать по теме:

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Евгения Меметова

Статья, где нет фразы про кадровый голод — чудеса)

Ответить
Развернуть ветку
Okama

Спонсоры не те

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куприянов

Есть ощущение, что времена больших работных сайтов уходят в прошлое. Многие знакомые рассказывают, что HH больше не работает никак. Люди ходят напрямую на карьерный сайты компаний, которые им нравятся, и ищут там вакансии

Ответить
Развернуть ветку
Мария Серова

А мне кажется, что это очередное усложнение. Я могу не знать адрес сайта с вакансиями конкретной компании, а вот на том же HH все они для меня, как на блюдечке с голубой каемочкой.

Ответить
Развернуть ветку
Okama

Если имена всевозможных айти-компаний известны каждому наизусть, и их сайты можно проверить самому, это - монополизация. Это вроде как плохо, да?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куприянов

Ну они сделали многое, чтобы про них знали многие. Конечно, не всем карьерные сайты нужны, доски объявлений никогда не умрут.

Но пробиться через ХХ стало сложнее, сотни откликов, высокая клнкуренция. Удобно как раз рекрутерам, неудобно соискателям

Карьерный сайт в этом смысле всем удобнее как будто)

Ответить
Развернуть ветку
Okama

На "больших работных сайтах", внезапно, не только айтишники работу ищут. Сразу виден типичный айтишник в своём типичном пузыре.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куприянов

Ну тут статья про IT- подбор как раз. Для пузыря, выходит)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Князева

Интересно послушать, кто как подходит к ичару. Наличие Карьерного сайта внушает больше доверия у кандидата, как мне кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Наличие кого-чего? У нормального специалиста его карьерный сайт - это профиль на Линкдине :)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда