Почему ваш стартап или бизнес закроется в 2024 году?
За последние 30 лет стартап индустрия стабильно показывает высокий показатель закрытия - 90%. Многие слышали про статистику - “1 из 10 или даже из 100”, но не всем известно, что данная статистика отражает ситуацию на протяжении десятка лет с момента запуска стартапа.
Другими словами, данная статистика справедлива как для начинающего бизнеса, так и для окрепшего стартапа, который нашел свой успех на рынке.
Закрытие стартапа или бизнеса редко объясняется одним фактором, скорее это группа различных аспектов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Если смотреть куда всё сводится, то закрытие происходит когда банально заканчиваются деньги. А вот причин, которые приводят к “cash flow problems” уже целый веер.
Если смотреть на тренды отчетов CB Insights, то радует, что за пять лет предприниматели научились находить нишевые проблемы и создавать понятное и удобное решение. Но этого недостаточно для создания бизнеса, поэтому классическая проблема сходимости экономики бизнеса так и остается в топе причин закрытия.
Добавим сюда, что на эффективность работы бизнеса влияют:
- Cсоры между собственниками
- Конфликты с инвесторами
- Низкий уровень менеджерских компетенций основателей: неспособность найти и удерживать в компании нужных людей, отсутствие внятных целей и стратегии, микроменеджмент и чайка-менеджмент.
Ключевые выводы из неутешительной статистики и реальности бизнеса:
Если вы в поиске бизнес-модели, следуйте заветам Customer Development и Lean Startup.
- Пока бизнес-модель не доказала свою состоятельность на рынке, держите фокус на экономике бизнеса, держите под жёстким контролем производственные расходы (для ИТ-бизнеса это разработка).
- Если бизнес-модель доказала свою работоспособность, то контролируйте свой рост, держите в фокусе конкурентов и потребителей.
И последняя мысль, которая уже накатала мозоли на ушах собственников бизнеса.
Друзья, если вы хотите снизить риски пустых трат времени и средств при разработке продуктов и запуске стартапов, то 27 февраля приглашаю вас на бесплатный онлайн-воркшоп «Дизайн продуктовых исследований и экспериментов».
Расскажу, как сформировать и проверить гипотезы относительно клиентов, конкурентов и рынка в целом, разберем процесс, типы и шаблоны исследований и экспериментов, а также попрактикуем навык дизайна продуктовых исследований и экспериментов.
Спасибо за инфографику!
По-моему опыту запуска десятка различных интернет-проектов в свободное от работы время, могу сказать, что чаще всего они схлопывались в течение 1-2 лет даже при работе в плюс.
И дело скорее всего было не в кэше и инвестициях, а в отсутствии понятной бизнес-модели и необходимых навыков менеджмента. И вижена, если можно так сказать. От этого собственно опускались руки.
Было бы интересно прочитать про Ваш опыт.
В пару словах расскажу об основных :)
1) Возможно, вы знакомы с самым популярным сервисом мониторинга обменников https://www.bestchange.ru/. В 2013-14 году я приобрел тот же скрипт на https://best-curs.info/ (давно сняли с продажи) + покупал у них скрипт мониторинга кредитных автоматов webmoney (тогда это еще было популярно).
Заработок был на партнерках обменников и кредитных сайтов Webmoney. Особо делать ничего не приходилось, это время рай для seo продвижения. 6-8 месяцев я просто ковырялся с скрипте и кастомизировал, где-то через 1,5 года с seo 200$ в неделю. И так я держал его до 2016. В 2016 фокус в моей жизни был на другом и я просто забил и перестал продлевать домен и хостинг. Как следствие, домен с историей зарегистрировал быстро другой. Так я потерял проект.
Печален тот факт, что через год в 2017 год на хайп пошел биткоин и появился во всех обменниках. Даже сложно представить, сколько бы я заработал на комиссии. Но в моменте, я просто не видел возможностей для масштабирования, да и предпосылок никаких не было.
2) В 2019 году запускал инвестиционно-финансовый проект. Тоже на партнерках заработок. Кажется, я его делал 2 года. В нем были:
- Сервисы для инвестиций (крипта, форекс, опцины, недвижимость) и заработок в сети.
- Обменники, кредиты, партнерки, продажа бизнеса
- социальная сеть для инвесторов
- внутренний электронный кошелек
- возможность создавать маркетплейсы с партнеркой для продажи электронных товаров.
- доска объявлений
- и планировал интегрировать в приложение ios и android
Здесь я как раз понимал, куда иду и как масштабировать. Но как итог, я сделал столько всего и сам, что просто не в силах это контролировать. Меня посещали сомнения и страх, что запустив на него 1000 пользователей, он просто упадет, всплывут баги и сервис скатится в скам помойку. + юридически нужно было все сделать красиво до рекламы и привлечения пользователей. Как итог, как и в первом проекте, домен угнали быстро и выставили на продажу за 2000$, пока я временно забил на проект.
Если вы думаете, что я крутой разработчик, то нет. Все готовые решения можно найти на зарубежном рынке и просто развертывать на серваке, делая только кастомизацию.
Но сейчас, в эпоху ИИ, необходимости маркировать по закону партнерские ссылки, закрытия электронных кошельков, высокой конкуренции в поисковых системах и прочих факторов, все стало сильно сложнее.
Надеюсь, мой коротко описанный опыт наведет вас на полезные мысли.
Правильно говорите, люди не идут в ногу со временем, сейчас чуть ли не каждый день в бизнес процессах происходят изменения, под которые надо уметь подстраиваться.
Интересно, обычно считаются показательными первые три года существования. Мне казалось, что за это время и закрываются большинство стартапов.
Он стартапы не выделил, а объединил с новым бизнесом вообще.
Спасибо автору за полезную статью) Я читала, что по статистике в 5 лет закрывается большинство стартапов. Хотя ведь многое зависит от собственника, ниши, рынка, аудитории, сотрудников.
и вы правы. автор неправ. до 5-го года доживут 4-6%. с клиентской базой, продуктом и с крепкими кадрами.
Я как-то читала истории успеха и неуспеха разных стартапов, всегда было интересно, почему у одних получилось, а у других нет.
Многие сейчас просто не решаются открывать бизнесы, даже маленькие.