Менеджер маркетплейсов — не «источник простого заработка»: в чём на самом деле суть его работы

И о чём позаботиться, чтобы магазин был успешным.

Поможет разобраться Виктория Смолко, менеджер маркетплейсов и наставник на курсе «Менеджер маркетплейсов» в Яндекс Практикуме. Также Вика руководит компанией, которая предоставляет услуги по созданию онлайн-магазинов и управлению ими.

Хочу поделиться своим опытом и видением этой отрасли изнутри. Рассказать, какие вообще задачи решает менеджер маркетплейсов и почему в профессию не нужно стремиться тем, кто хочет работать «2 часа в день за много денег».

Виктория Смолко
Эксперт в e-commerce и международных продажах с опытом 5+ лет

Личный опыт: путь в профессию и текущие задачи

Немного бэкграунда: я окончила университет по специальности «инновационный менеджер», а потом работала в отделе международных продаж в крупной компании. Но внутри всегда сидела мысль — надо заниматься чем-то ещё, своими проектами. Так, я вскоре ушла из продаж, а потом и из найма.

Обычно я начинаю рассказ про свой профессиональный путь с фразы, что занималась маркетплейсами до того, как это стало мейнстримом. Первой диджитал-площадкой, на которой мне довелось работать, был Amazon в 2020 году. В России на тот момент маркетплейсы только набирали популярность — и «обучалок» по ним, в отличие от Amazon, не было. Я работала проджект-менеджером нескольких магазинов, реализующих FMCG-товары.

Больше всего тогда пригодились внимательность, самодисциплина и любопытство. Пришлось разбираться во всём: как доставку организовать, как распределить по складам, что выгоднее — собственный склад или площади fulfillment-оператора (компании-посредники, которые сдают в аренду места для хранения товара и пересылают его на склады маркетплейсов), и так далее.

В какой-то момент я поняла, что получила достаточно опыта, чтобы уйти «в свободное плавание». Мы с коллегами собрали команду и сейчас помогаем селлерам выходить на площадки. Иногда берём проекты «под ключ»: от аналитики рынка до логистики и продвижения.

Я старший менеджер, поэтому в списке задач уже не так много операционки, в основном на мне выстраивание процессов, контроль результата и проектирование развития.

Чем хороша наша профессия — зарплата складывается из двух частей: фикс и проценты. Ты растёшь вместе с проектами, не только как профессионал, но и финансово. Если у тебя много проектов или один, но крупный, это больше похоже на win-win-стратегию: вы с владельцем магазина вместе работаете над масштабированием проекта. В этом больше ответственности, чем когда я просто была сотрудником, пусть и на высокой должности.

При таком раскладе очень важно быть проактивным, увлечённым человеком. Чтобы двигаться в сторону пресловутых сотен тысяч, придется брать несколько проектов или один, но масштабный — на фултайм. С определённого момента менеджер уже больше превращается в предпринимателя, как это получилось у меня. И теперь иногда приходится идти на компромисс со своей зоной комфорта: я занимаюсь не только маркетплейсами, но и развитием собственного бизнеса.

Один день из жизни менеджера маркетплейса

Чтобы понять, насколько «многоруким многоногом» надо быть, представим усреднённый день в меру опытного менеджера маркетплейса.

Первым делом утром он проверяет уведомления в личном кабинете продавца — на маркетплейсах регулярно что-то меняется: условия сотрудничества, склады, маркировки. И на всё надо отреагировать, не откладывая, иначе можем попасть на штраф или увезут куда-нибудь не туда товар.

Вторым — менеджер отслеживает, как себя чувствуют продажи, оптимизирует рекламные настройки с учетом того, что показывает аналитика в кабинете. Если какой-то показатель проседает, уделяет время поиску причин и проработке гипотез, как это исправить.

Допустим, с продажами всё хорошо — это не повод расслабиться. Скорее всего, в ближайшее время на складах закончатся остатки товара. Пора заняться вопросами логистики: заказать новую партию или организовать доставку на склад маркетплейса. Здесь наш менеджер, конечно, учитывает сроки: товар, возможно, привозят из-за границы или производят самостоятельно.

Теперь очередь рекламы: проверить акции, в которых предлагают поучаствовать, есть ли среди них актуальные для магазина. Туда же — проверка юнит-экономики (что и сколько магазин может себе позволить) и чек позиций в каталоге. Если карточка на 100-м месте, реклама «не сыграла» — переделать. Ну и в завершение менеджер изучает отзывы на товар, отвечает клиентам — правда, в основном этим занимаются начинающие специалисты.

Повторюсь, что это примерный график, и в нём не учитываются переговоры, работа с контентом и другие опциональные задачи. Наверное, попробую собрать воедино все части бизнеса, которые косвенно или напрямую находятся в зоне ответственности менеджера.

О чём надо позаботиться, чтобы магазин был успешным

Менеджер маркетплейса — исполнительный директор, который следит за всем, что происходит в магазине. Ты беспокоишься на этапе исследования рынка, переживаешь за доставку груза, проверяешь, что товар отправлен, и следишь за обратной связью от покупателей: максимально вовлечён в каждый этап.

Маркетплейс требует соблюдения одновременно принципов офлайн- и онлайн-работы. Юридические требования, документация, внутренние процессы схожи с другими компаниями, которые не связаны с продажами или осуществляют их не только через интернет. При этом, реализуя товары на маркетплейсе, приходится изучать инструменты онлайн-продвижения, а это само по себе целая отдельная отрасль.

Многие процессы можно автоматизировать или оцифровать. Сейчас что-то поручаем нейросетевым помощникам типа ChatGPT: например, шаблонизируем ответы на отзывы.

У «взрослой» компании может быть отдел закупок, рекламный отдел, штатный дизайнер и всё такое. Но работая с малым или средним бизнесом, придётся жить в режиме многозадачности. О чём «болит голова» у менеджера небольшого магазина:

  • Контроль товаров на складах. Нужно, чтобы везде его было достаточно, и в то же время чтобы продукция не залеживалась — это невыгодно. Вроде просто проверяешь цифры остатков, но, по сути, на этом строится аналитика: в какой склад лучше везти, где стоит поработать над ростом оборачиваемости.
  • Создание карточек для товаров. Эта задача, кажется, самая «на слуху». Найти дизайнера, фотографа, копирайтера, раздать ТЗ, собрать все артефакты в одну карточку: по сути, это как создать лендинг. И тут, конечно, важна насмотренность — не факт, что фотография и баннер, которые хороши по отдельности, будут удачно смотреться в карточке.
  • Продвижение. Это основная задача после организации доставки и создания контента. Да, сейчас маркетплейсы предлагают целый календарь акций — их не нужно придумывать, достаточно подтвердить участие. Но и тут надо подходить с умом: насколько нам это выгодно? Учитывая комиссию за реализацию, расходники, логистику — всё равно останемся в прибыли? Такие вопросы в голове менеджера примерно всегда.
  • Настройка рекламы. Коллаборации, креативы, рекламные каналы — всё это нужно продумать. Может быть, что менеджер умеет работать с рекламными инструментами, но это необязательно. В таком случае задача менеджера — найти внешнего специалиста по таргету. Сейчас очень актуальна реклама в Telegram или «ВКонтакте».
  • Аналитика. Кто, если не менеджер, проверит, как всё функционирует, какая рентабельность? Не надо быть бухгалтером, но знать, куда и сколько тратим, где можем сэкономить, а где не хватает, — обязательно. Конечно, менеджер следит за трендами: в соответствии с ними какие-то товары выводят из оборота, а какие-то, наоборот, добавляют. Обращения клиентов и отзывы тоже важная часть аналитики, это влияет на позиционирование бренда, ассортимент, сотрудничество с поставщиками.
  • Коммуникация. Владелец магазина, поставщики, аутсорс-специалисты, коллеги — менеджер связующее звено для всех. Каждому должно быть понятно, что он делает, зачем и как вообще у нас дела. Легко догадаться, что кому-то всегда что-то непонятно, поэтому ещё придётся быть горячей линией.
Пример, как выглядит статистика по товару 

Самая упрощённая маршрутизация открытия онлайн-магазина выглядит как-то так:

Офлайн-задачи:

  • Выбираем категорию товара, которую хотим продавать
  • Исследуем рынок (кто конкуренты, что происходит в нише, стоит ли нам вообще туда заходить)
  • Создаём ассортиментную матрицу
  • Ищем производителя либо поставщика — договариваемся или организуем производство
  • Закупаем товар
  • Организовываем доставку
  • Упаковываем и маркируем товар
  • Отправляем на склад (свой или оператора), затем на склад маркетплейса
  • Контролируем отправку товара в пункт выдачи покупателю

Онлайн-задачи

  • Регистрируем личный кабинет продавца
  • Готовим карточки товаров
  • Продумываем стратегию продвижения
  • Собираем и анализируем обратную связь от покупателей

Это только ключевые «чекпойнты», декомпозировать их можно до бесконечности — к тому же редко что-то делается пошагово, пункты переплетаются самым причудливым образом.

Для меня эта профессия в первую очередь про свободу деятельности — офис всегда «придушивал». Ничего не имею против найма, да и у предпринимательства много малосимпатичных нюансов. Но менеджер маркетплейсов — профессия-конструктор, здесь нет жёстких требований на входе, можешь собрать её под себя. Выбирать интересные проекты и сосредотачиваться на интересной области: аналитика, контент, продвижение, управление.

Место для творчества

Хотя у меня широкий спектр задач сейчас, любимая часть — создание карточки. Какой бы ни был классный товар, его всегда можно плохо сфотографировать. Поэтому карточка — самый важный артефакт. Если на неё кликают, заходят, смотрят, значит, мы справились. Донесли смыслы, триггернули боли, угадали потребности.

Процесс подготовки динамичный: постоянно на связи с фотографом, дизайнером, редактором. Вы вместе ищете идеальный вариант — мне нравится, что в этом много творчества. Не бывает так, что залил карточку — и свободен. Надо постоянно следить за реакцией аудитории, актуализировать.

Карточка — основной продающий инструмент. Поэтому я уделяю много внимания работе над рич-контентом. Это такое расширенное описание товара, когда можешь добавить баннер, инфографику — и на выходе получается, по сути, лендинг. Клиент принимает решение о покупке буквально за 3 секунды (без преувеличения), поэтому картинка работает лучше текста. Так что кроме интересного процесса создания такой лендинг круто повышает конверсию.

Неочевидные сложности

В каждой работе есть «подводные камни», но встречаются люди, которые думают, что продажи на маркетплейсах — это буквально «клик-клик и готово». Я стараюсь развенчивать все мифы в первом же разговоре.

Например, владельцы магазинов без бэкграунда в бизнесе или ритейле часто не вспоминают о соблюдении законодательства, подготовительной и сопроводительной документации или думают, что это необязательно. Если найдут такого же менеджера — скорее всего, попадут на штраф. Или магазин не сработает.

Даже студенты, то есть люди, которые сознательно пришли осваивать новую профессию, приунывают, когда дело доходит до работы в Excel. Главный «подводный камень», что управление — это про вдумчивую, щепетильную работу.

Ещё есть категория менеджеров, я их называю «информационные хомячки». Они не поддерживают актуальность знаний — отучились на курсе, а год спустя решили начать работать по специальности. Так не получится, в онлайн-продажах на маркетплейсах всё меняется через день. Надо постоянно быть в курсе, вкладываться в своё развитие.

Менеджер ответственен за деньги поставщика — неправильный шаг, и вложения улетают. Не разбираясь в юнит-экономике или неправильно составив формулу для таблицы, можно ошибиться в цене. А то, что магазин в финансовой яме, станет понятно, только когда товар уже разлетится.

Менеджеру важно быть дотошным, внимательным, ответственным, дисциплинированным — такому человеку можно доверить деньги и развитие проекта. Мы часто на автомате ставим галочки — «со всем согласен». Вы как пользователи когда-нибудь читали оферту? Или реагировали на письма с содержанием вроде «Мы внесли изменения в оферту, ознакомьтесь, пожалуйста»? Менеджер — постоянно.

У меня не было цели выделить какие-то общие преимущества и недостатки профессии менеджера маркетплейсов: для каждого они будут разными. Хотелось показать, что, приходя в эту профессию, исследуешь не только отрасль, но и свои интересы, свои сильные и слабые стороны. Наверное, в том числе поэтому за 5 лет она мне совсем не наскучила.

Три кита менеджера маркетплейсов: Excel, саморазвитие и многозадачность. Никакой волшебной таблетки: рост в этой профессии — исключительно следствие желания и усилий.


0
13 комментариев
Написать комментарий...
Макс Мартин
Немного бэкграунда: я окончила университет по специальности «инновационный менеджер»

Дальше можно было не продолжать

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

Да да да, прям с языка сняли))) Раньше специалисты по SEO щеки надували, сейчас время пришло менеджеров маркетплэйсов ))))

Ответить
Развернуть ветку
Фулфилмент ОператороФФ

С Хитрым Ченом не согласимся)).
На самом деле, менеджер маркетплейсов это очень трудоемкая и трудозатратная работа, и поверьте, если компания развивается и расширяется, то время на работу и продвижение занимает не 2-3 часа, как многие думают, и как об этом говорит реклама к обучению данной профессии, а намного больше, порой и весь день.
Говорим об этом с уверенностью, так как являемся действующими селлерами и знаем, сколько времени затрачивают на работу наши менеджеры.
Мы, исходя из опыта, рекомендуем как новичкам, так и действующим селлерам делегировать ряд полномочий на аутсорс.
Пользуйтесь услугами фулфилмента, здесь вы будете уверены в том, что ваш товар будет правильно упакован и промаркирован, и доставлен на склад с соблюдением всех требований маркетплейсов.
Не занимайтесь самодеятельностью, а закажите дизайн карточек у профессионального дизайнера, у которого есть портфолио и опыт работы в данном направлении.
Наш совет, перед созданием ТЗ для дизайнера сделайте анализ конкурентов, выявите сильные и слабые места, узнайте полные характеристики товара, подготовьте качественные фото (это, кстати, еще одна обязанность менеджера маркетплейсов).
Карточка товара и упаковка - это лицо товара.
Менеджер маркетплейсов - это работа не 2-3 часа в день, и кто хочет развивать и продвигать свой бизнес, должен это понимать.
Всем успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Хитрый Чен

Менеджер маркетплейсов это не работа. Это хобби декретных мамочек.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ситников

Чтобы менеджеру что-то заработать нужно тратить не час и не два, поэтому мамочки обычно быстро сбегают с таких работ)

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Классно узнать опыт работы с маркетплейсами именно с этой позиции, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Smart Seller

Еще менеджеру необходимо использовать программы для эффективной работы на маркетплейсе, например, биддер для автоматического продвижения товара.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михайлов

В России на тот момент маркетплейсы только набирали популярность
2020
Ну серьезно?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Evgeny

Отличная статья! Спасибо! Рассказали все этапы нашей работы ,как будто план на день для менеджеров читал) мы в MarketJet.ru
тоже помогаем брендам рости в этом непростом мире маркетплейсов , где каждый день какие то новые правила )
Переслал всем менеджерам , пусть сравнят со своими задачами )

Ответить
Развернуть ветку
Smuzi

Ни один нормальный менеджер маркетплейсов не станет работать за процент и качать магазин какого-то дяди. Даже на одном товаре можно сделать больше прибыли чем какой-то мелкий фикс + % (еще попробуй договорись на этот процент), так что статья - скам для привлечения планктона в «новую классную» профессию

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михайлов

Статья похоже написана ИИ с промтом заточи воду по запрос внимательность
Больше всего тогда пригодились внимательность
Больше всего тогда пригодились внимательность

Ответить
Развернуть ветку
Nefco

.

Ответить
Развернуть ветку
Аристотель Видный

А я думал, клиенты ищут менеджера, который в состоянии сделать это сам, не с бюджетом на "Найти дизайнера, фотографа, копирайтера, раздать ТЗ, собрать все артефакты в одну карточку: по сути, это как создать лендинг. "

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда