Декрет в ИТ: три истории отпусков по уходу за ребёнком от отцов и матерей

Роды в ковид, мужской декрет и помощь родственников.

Привычно считать, что именно мамы уходят в отпуск по уходу за ребёнком. Но роль женщин в современном обществе меняется: многие матери продолжают работать, руководить и заниматься предпринимательством, а отцы — берут длительный отпуск.

VK поддерживает родительство среди сотрудников: компания покрывает 100% ДМС для детей в возрасте до 18 лет, обеспечивает ведение беременности и сопровождение родов для сотрудниц со стажем от одного года, а также предоставляет материальную помощь при рождении ребёнка и другие льготы. Но жизнь разнообразнее и интереснее страховых бонусов: представляем три истории от сотрудников VK про то, как они решились стать родителями и как это удалось совместить с работой.

Ксения Кокорева
тимлид команды антифишинга в Почте и Облаке Mail.ru

«Поначалу меня сильно накрыло»

Наверное, во мне были изначально заложены какие-то «правильные» паттерны: сначала школа, потом — универ, дальше вышла замуж, нашла работу и завела детей. Но мы с супругом осознанно подходили к теме родительства. Прежде чем становиться мамой, мне хотелось закрепиться на каком-то уровне в плане работы — чего-то достичь, понять вообще, что с ней будет, когда я уйду в декрет, ведь какое-то время я не буду работать. Это, кстати, было сложно психологически: как так — я уже столько времени каждый день работаю, а теперь не буду?

К этому моменту я уже понимала, что я развиваюсь в теме безопасности, у нас внутри Почты и Облака формируется команда антифишинга. Она был эдаким саппортом между антиспамом и ИБ: мы разбирали случаи мошенничества, придумывали, как обезопасить пользователей, со всеми смежными командами общались.

Конечно, мне хотелось достичь позиции руководителя команды. И когда я стала тимлидом, когда поняла, что работа команды налажена, тогда спокойно ушла в декрет.

Но и в декрете я засиживаться не собиралась: IT активно развивалось и развивается, если долго не работать, то станешь неактуален как специалист. Да и посидев какое-то время не работая, я поняла, что у меня скоро атрофируется мозг: ему хотелось какой-то активности, и лучшим решением было вернуться в работу.

«Вы с мужем резко взрослеете»

Скажу честно: возвращаться из декрета мне было сложно. Меня сильно накрыло — послеродовая депрессия. В целом мой мир, мои ценности и взаимодействие в семье очень сильно поменялись. Вот вы были парой и у вас было какое-то привычное взаимодействие, но когда ты становишься родителем, образ жизни меняется кардинально.

Многое становится завязано на ребенке: ты как в детстве отпрашиваешься у своих родителей, чтобы сходить в кино, потому что теперь они — бабушка и дедушка и могут посидеть с ребёнком вместо тебя. Сами вы при этом резко взрослеете, а ваш круг общения молодеет — твои дети оказываются среди других детей, и с ними всеми нужно учиться общаться.

Только ты привыкаешь к детям, как возвращаешься на работу — а там одни взрослые люди: «Эй, это не песочница!» Но я адаптировалась достаточно быстро: сначала вышла на полставки, потому что вообще не понимала, насколько у меня получится всё совмещать, а потом и на полную ставку. В итоге в декрете пробыла год и два месяца — даже не досидела полтора года, которые оплачиваются по закону.

Да, в период декрета ты получаешь только 40% своей зарплаты, но у меня всё-таки есть супруг, и у нас с ним семейный бюджет. Мы понимали, что мы потеряем 60% моей части заработка, и мы были к этому готовы. Кроме того, в IT хорошие зарплаты, и это безусловно мотивирует вернуться обратно, но для меня это не было главной мотивацией.

Больше всего хочется вернуться в социум, в профессиональную среду, особенно если ты занимаешься любимым делом и у тебя есть поддержка супруга.

Второй декрет

Ко второму декрету тоже подошли осознанно — например, мы знали, что не хотим погодок, представляли себе, что у детей должна быть разница в возрасте 4-6 лет. Кроме того, я уже понимала, на что подписываюсь. Отличие было в том, что в первый раз я ушла в 2015 году, а второй раз — в 2020 году, и выпуск из роддома попал на первый день ковидного локдауна.

В этот раз я вышла на работу уже через 70 дней после того, как взяла больничный по родам — кажется, он начинается на 30 неделе беременности. Примерно два месяца после родов отдохнула и вернулась обратно в рабочие процессы, заранее договорившись, что вернусь на удалёнку. Тогда я ещё не знала, что на удалёнке вместе со мной будет работать и весь остальной мир.

Роды и родительство во время локдауна — это было эпично, особенно в Нижнем Новгороде: у нас был жёсткий контроль передвижения по городу и области. У супруга как раз навалилось много работы — у него было разрешение на перемещение по городу, и он много ездил все первые полгода с рождения второго ребёнка. Зато родители мои живут в частном доме недалеко от меня, поэтому я каждое утро как на работу собирала детей, и мы уезжали к родителям: они нянчились с детьми, а я в это время работала.

Оба декрета с точки зрения поддержки на работе прошли суперкомфортно, считывалась абсолютная поддержка: «Сиди, сколько тебе нужно, мы тебя ждём, всё будет в порядке». Иногда мне писали мои сотрудники, заменявшие мои функции, с вопросами, как и что делать — и это меня позитивно выдёргивало из быта: «О, у меня есть повод о чём-то подумать, немножко пошевелить мозгами». Кроме того, это вызывало офигенское чувство нужности.

Мы все забыли, как с началом удалёнки нормализовались дети на рабочих созвонах. Раньше попадающий в кадр ребёнок вызывал неловкость, ведь все работали в офисе. А когда все стали сидеть по домам, проходящий за спиной у говорящего человека трёхлетний сын в трусах уже перестал кого-либо смущать.

В конце концов, очень помогал корпоративный ДМС, в который включено ведение беременности, а ещё с рождением каждого ребёнка компания давала денежную премию и подарок. Запомнился развивающий коврик: он очень зашёл ребёнку, у него всякие погремушки и игрушки, которые ему понравились. Да и на самих детей распространяется ДМС, что облегчает заботу об их здоровье.

Сергей Волков

менеджер по работе с клиентами

«Пошёл в декрет, чтобы справиться с выгоранием»

Изначально я ушел в декрет, чтобы сменить образ жизни и избавиться от выгорания. Такая идея пришла в голову жене: она видела, что мне плохо на работе, и придумала выход из ситуации. Сказала: «Слушай, тебе нужно отдохнуть, вот тебе неплохой вариант, как уйти в длительный отпуск и не потерять место».

Если честно, я колебался: в голове была классическая картинка: мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага. Не хотелось сидеть на шее у жены, свесив ножки, поэтому декрет казался неправильной историей. Супруге пришлось долго меня переубеждать. Со временем я согласился и решил совместить приятное с полезным: и деятельность сменить, и дома с ребёнком побыть.

Я ушёл в декрет не потому, что была необходимость сидеть с ребёнком. Воспользовался этой штукой, чтобы побороть своё выгорание на работе, как-то переключиться. В том числе — побыть с ребёнком, понять, как он растёт, что у него происходит.

Три месяца в декрете помогли побороть выгорание: я активно занимался ребёнком на пару с с няней, параллельно писал контент для образовательных курсов. В итоге это время помогло восстановить силы, да и направление работы сменить: теперь плотно занимаюсь EdTech.

Сразу скажу, что совсем отдохнуть в декрете не получилось — не лежал на солнышке каждый день без проблем и забот. Но смог почувствовать себя свободнее, была возможность пойти и просто погулять где-то, не думая о том, что клиенты пишут, им надо что-то отвечать, выяснять, и ещё что-то делать.

«Ожидание и реальность не совпали»

Я считаю, что декрет — это очень сложно. Забота о малыше забирает огромное количество сил: физических и эмоциональных. Ребенок высасывает всю энергию: это не собачка и не кошечка, которой можно положить еду в миску и пойти в кино. У ребёнка бывают простуды, колики, истерики. Приходится ходить по врачам, сдавать с ним анализы, следить, чтобы не поранился. Он задалбывает вопросами, капризами, нежеланием что-то делать, ты бесишься. И так — каждый день.

Не спишь ночами, не спишь днями, у тебя нет своего свободного времени, у тебя нет своего уголка, ты не можешь ему сказать «мне нужно полчаса почитать книжку». Ему нужно оказывать внимание круглосуточно, семь дней в неделю.

Помогло то, что мы наняли няню, которая находилась с ребенком пять суток в неделю. На выходных приходилось 48 часов не спать и находиться с малышом, не отлучаясь от него совсем.

Вот так мы проводили день за днем — ребенок либо со мной, либо с няней

Если честно, я с ужасом думаю о тех мамах, которые по три года сидят в декрете и находятся с ребёнком 24/7. Не представляю, как они справляются с малышом и параллельно ещё зарабатывают деньги, пытаются не умереть и как-то выспаться.

«Нужно, чтобы было кому подхватить»

Я думаю, что единственное, что может помочь родителю в декрете — родственник, который сильно вовлекается в жизнь ребёнка, подхватывает его и даёт личное пространство. Отец тоже должен поддерживать супругу в декрете, а не так: ушёл на работу, вечером вернулся, поел то, что ему под нос подставили, лёг на диван, с утра снова ушёл на работу, встретился с ребёнком только в выходной день, почесал ему затылок и уехал на рыбалку, оставив мать наедине с малышом.

Только родственники, которые вовлекаются в жизнь ребёнка и разгружают тебя от всех задач, могут помочь. Только так. В принципе больше тебе ничего не поможет.

Я думаю, что первые годы жизни ребенка для пары — это тяжкий труд. Нам с супругой было очень сложно. Не ругаться, а договариваться, искать слова утешения друг для друга, слова поддержки, ещё больше доверять и сплотиться. Иначе просто не выжить, честно говоря. Большая сила воли нужна, чтобы не разойтись и всё это выдержать.

Ольга Зыкова
руководитель команды

«Муж ушёл в декрет, а я осталась на работе»

Наш малыш был долгожданным, поэтому мы с Сергеем заранее обсудили, кто будет обеспечивать семью, а кто — больше заниматься ребёнком. На решение повлиял тот факт, что к моменту беременности моя зарплата превышала ставку мужа. Плюс я — руководитель, пауза в карьере в моём случае была бы критичной. В итоге супруг оформил частичный декрет, а я осталась на полной ставке.

Неполный декрет стал компромиссным решением для нашей семьи. Я работаю удалённо, мой график более гибкий, чем у мужа. Так мы могли подстроить наши рабочие слоты друг под друга, чтобы не просесть в карьере и деньгах.

Решение было совместное, в первую очередь продиктованное финансовыми обстоятельствами и моей карьерной лестницей.

Наш день строится обычно так: Сергей встаёт в 6:00, его рабочий день начинается в 7:30 и длится до 12:00. Это время — моя вахта с сыном. Обычно я работаю с телефона, проверяю чаты, мессенджеры и общаюсь с коллегами. Параллельно сижу с малышом. Три раза в неделю бывает утренняя няня, которая забирает ребёнка на прогулку. Тогда я могу полноценно поработать и утром.

К 12:30 возвращается муж и укладывает сына на дневной сон, так начинается его смена с малышом до самого вечера. А я отправляюсь на созвоны с коллегам и погружаюсь в рабочие задачи и планы.

Нам удаётся справляться вдвоём, просто правильно распределяя своё рабочее окно и передавая ребенка. Наверное, никто из нас двоих не может в полной мере ощутить, что чувствует женщина в реальном декрете. Но я точно могу сказать, что материнство в разы сложнее любой работы. Я готова управлять людьми, решать конфликтные ситуации, заниматься стратегическим планированием, работать без выходных — всё это лично для меня будет в разы проще родительства. Не потому, что малыш какой-то тяжёлый, а потому, что с ребёнком фокус внимания и ответственности целиком сосредоточен только на одном.

До года, пока я кормила малыша, он был тотально привязан ко мне. Невозможно было отлучиться больше, чем на 3 часа. В этот период иногда я думала, что просто сойду с ума от рутины!

«Важно сменять друг друга»

Мы с Сергеем вместе семь лет, ребёнку — полтора года. До его рождения каждый жил немножко своей жизнью. Я — трудоголик, 24/7 на работе, Сергей занимался творчеством. Кажется, раньше у нас было меньше точек бытового соприкосновения. Сейчас же есть единая зона ответственности — малыш, и в ближайшие 20 лет она никуда не денется.

Я очень благодарна Сергею за помощь и поддержку. После тяжёлых родов из-за травм я не могла качественно ухаживать за ребёнком и домом, первые месяцы муж максимально брал на себя эти моменты. Благодаря этому у них огромная любовь и связь с малышом.

Если с ребёнком близко общаешься и проводишь много времени, то тебе с ним становится и интересно. Он забавный. Он много забирает, но много и отдаёт. Эмоции, которые ты от него получаешь — это очень здорово.

Сергей Зыков, муж Ольги

Плохо, когда уход за малышом целиком ложится на плечи женщины или мужчины, — мне кажется, это настоящая «вешалка». В нашем случае мы ежедневно сменяем друг друга, подхватывая заботу о сыне. Думаю, важно разделять общую ответственность и с уважением относиться к личному пространству партнёра, помнить, что мы не только родители, но и обычные люди, которым нужно переключаться и на свою жизнь.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
SK

Блин, и так рожать не хочется, а еще эти счастливые истории декретов ((

Ответить
Развернуть ветку
Эрик Корпатов Младший

Надо...)))

Ответить
Развернуть ветку
Indy Pop

Тема декрета не раскрыта, опять какие-то сказки про розовых пони и отдых от выгорания)

Ответить
Развернуть ветку
Лавандовый Раф

Столько плюшек, столько всего. А разработчики всё бегут и бегут. Да что случилось то??????

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Побочка от метамфетамина. Наркомания - это беда.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Шушкевич

Я после ребенка просто на год перестал работать. Жена в декрете, я просто паузу взял.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда