Снижение текучести кадров в IT: подробный гайд
Как удержать тех, кого легко потерять.
Причины текучести кадров
Доказано, что текучесть кадров может снизить норму прибыли в четыре раза, а последствия ухода сотрудников преследуют компанию в среднем еще два года — пока новые работники не освоят свой функционал полностью.
Последствия частых увольнений очевидны: снижение производительности труда, дополнительные расходы на поиск новых работников, слабая коммуникация в коллективе (если текучесть высокая, его и вовсе фактически нет), отсутствие пространства для развития бизнеса — ведь нет опытных членов команды, на которых оно бы держалось.
Можно выделить пять наиболее распространенных причин регулярного ухода персонала из компании.
- Скучные и однообразные задачи
Для многих работа является не только источником заработка, но и способом узнать новое и достичь новых высот. Ничто не убивает стремление к развитию так, как однообразие рабочего процесса и решение рутинных задач.
- Низкая заработная плата
Даже если в вашей компании перед сотрудниками стоят интересные задачи, грамотные спецы могут согласиться на оффер от конкурентов. Причина банальна — им могут заплатить больше. Для IT-сектора это особенно актуально: зарплаты специалистов стабильно растут, особенно с учетом конкуренции за узкоспециализированных профессионалов.
- Слабая корпоративная культура
Отсутствие онбординга, отказ от общих мероприятий, требование постоянного нахождения в офисе — верный путь к текучести кадров. Если сотрудники чувствуют, что работодатель рассматривает их лишь как инструмент для зарабатывания денег, вероятность увольнения кратно повышается.
- Переработки
Еще один способ снизить мотивацию сотрудников к работе на вас — не уделять внимания грамотному распределению задач. К сожалению, в компаниях по-прежнему распространены ситуации, когда одна часть персонала вынуждена закрывать дедлайны до глубокой ночи, а другая фактически занята лишь на 2-3 часа в день.
- Некомпетентные руководители и/или «токсичные» коллеги
Зачастую тим-лиды и менеджмент отказываются учитывать интересы сотрудников, не собирают обратную связь и не умеют мотивировать. Все это выливается в смену места работы специалистом, который мог бы принести компании дополнительную ценность. К аналогичному итогу ведут сплетни и распространение слухов в коллективе, отсутствие взаимовыручки и буллинг.
Как рассчитать процент текучести кадров
Как правило, главным индикатором возможного повышения степени текучести кадров является постоянно снижающаяся продуктивность сотрудников. Если вовремя заметить эту тенденцию, разобраться в причинах и принять меры, ухода специалистов можно избежать.
Полезно также ввести график регулярного подсчета текучести кадров, например, раз в квартал. Формула для определения процента проста: (количество уволившихся за период сотрудников) / (среднее за период количество сотрудников компании) * 100%. Считается, что нормальный процент текучести кадров в IT-секторе составляет 8-10% в год.
Если в вашей компании этот показатель выше или вы зафиксировали его рост — самое время углубляться в анализ причин.
Как бороться с уходом специалистов
Ниже представлены самые действенные методы — на каком из них сделать упор можно определить, тщательно проанализировав причины текучести кадров. А если следовать этим принципам всегда, с проблемой и вовсе можно не столкнуться.
- Проводите exit interview.
Чаще всего оно реализуется в виде заполнения уволившимся сотрудником опросного листа, в котором уточняются причины ухода, а также содержится просьба описать сильные и слабые стороны работы руководителя, особенности коммуникации с командой, оценить стоявшие перед работником задачи.
- Работайте над корпоративной культурой.
В компании должны быть традиции — поздравления с днем рождения от руководства, совместные праздники и корпоративы. И обязательно прорабатывайте обратную связь руководства и подчиненных, чтобы менеджмент не отрывался от коллектива.
- Детально продумайте онбординг для новичков.
У каждого нового сотрудника должен быть ментор, а руководству компании следует собирать обратную связь о его адаптации на рабочем месте. Более подробно о внедрении онбординга мы уже писали.
- Занимайтесь профессиональным развитием своих сотрудников.
Если специалист стремится к росту, компания от этого только выигрывает, так что имеет смысл оплачивать участие работников в воркшопах, конференциях и прохождении образовательных курсов.
- Платите в рынке (это как минимум).
Материальную мотивацию никто не отменял. Следите за изменениями заработной платы для профессионалов в вашем сегменте, своевременно пересматривайте систему премирования и признавайте заслуги работников бонусами.
Мы IT Рекрутинговое агентство IT ATLAS применяем более 37 инструментов для сорсинга кандидатов и успешно подбираем IT-cпециалистов уже больше десяти лет.
Опросный лист никогда вам не покажет результат, уволенные сотрудники не пишут правду.
думаю, наоборот, им скрывать нечего
но надо лично опросить
а "лист" я бы тоже не стал заполнять
Комментарий недоступен
Да, конечно, в плане коммуникации в будущем с этой же компанией вы правы, но тогда сотрудник будет писать опять не правду, делая вид, что все хорошо, я просто так ухожу и зачем тогда работодателю этот лист?
Комментарий недоступен
Ну даже если лично делать опрос, то не факт, что скажут правду, могут просто сослаться на личные причины.
Это точно, представил как сотрудник, которому уже пох и возможно обижен, расписывает плюсы и минусы своего экс-работодателя)
Кстати, часто встречаю мини анкеты на обычных сайтах, почему отказываюсь от рассылки, где то чисто символически ставлю галочку и закрываю лист.
Рекомендуют проводить exit-interview не сразу после увольнения, а через пару месяцев чтобы эмоции улеглись так сказать и лучше не в виде анкеты, а устно, если сотрудник согласится на такой формат
Когда зарплаты начнут расти, уже 3 года верхняя граница зарплатой вилки замерла на месте
Добрый день! Работодатель за эти три года не предоставил никакой информации о сроках повышения зарплаты сотрудников?
Я в России не работаю, но мне постоянно стучаться телегу и Ватсапп, и предлагают одну и ту же зарплату в течении уже 3х лет.
Сколько, если не секрет?)) Хотя знать сколько какой Грейд стоит щас
350-400 для сеньора SRE/DevOps, как только прошу 450 сразу разбегаются)
Учитывая происходящее за последние 2 года — я удивлён что в российском IT зарплаты всё ещё сильно выше других профессий в стране. Но дальше скорее всего будет 70-90 тыщ как и везде (в деньгах 2024 года).
Начнут резать, разбегаться начнут
Ну значит запретят разбегаться, что помешает то. Студентам срок отработки за обучение или плати — уже становится стандартной практикой.
Посыпятся все к херам
За то, что написали "текучесть", а не "текучка" кадров - отдельное вам спасибо! :-)
"текучка" нам тоже режет ухо 😄
Attrition rate
сверхтекучесть
Самая главная причина когда сотрудник уходит (особенно суперквал) - чувство, что его навыки уже не нужны команде, задачи тривиальные, рутина и т.д. Обычно такой этап наступает когда быстрорастущий стартап вырос и медленно превращается в корпорацию
Когда речь идет о высоквалифицированных кадрах, обычно возникает комплекс причин для ухода таких спецов
если бабки платятся нормальные, то этот суперквал будет сидеть и 2, и 3 года при жесткой рутине, примеров таких встречал массу
Противоположных примеров тоже довольно много)
Уверенный спец уйдет сразу, как поймет свою ненужность или когда компания уже достигла зрелой стадии, а чуваку хочется новых вызовов. Таких примеров на рынке масса, тот же Влад Зелинский ушел из MIRO..
Многое зависит от зарплаты, если хорошо получает, то будет оставаться, пока не найдётся альтернатива с профессиональным ростом.
Ищу место, где не будет менторов, корпоративной культуры и требований по развитию)
ООО "Рога и копыта"
Норм, только хочется белой зп в рынке и чтобы не было "мы тут все одна семья". Может, слишком многого хочу, но реально хочется просто работать и получать за это деньги
exit interview - лучший шанс красиво послать работодателя нахой 😅
Но лучше этого не делать, мир IT очень тесен)
Я так делал и всё прекрасно, не надо сидеть как мышки, будьте альфа-людьми
Такой совет подойдет не всем, увы)
Спасибо, полезно)
💪💪
Пожалуйста)
Важно осознавать, какие факторы могут влиять на уход сотрудников, чтобы предотвратить потери для компании
делать надо больше просто, а то все только говорят на митапчиках про важность корпкультуры, поощрения, а на деле жмотят даже 13-ю зарплату выплатить
Не всегда премия способствует снижению текучести кадров, иногда — даже наоборот
Это как?
В части кейсов работают совсем другие инструменты —прилюдная похвала за успехи, отсутствие «публичных порок», помощь в прокачке карьеры и многое другое
Безусловно)
Вот от корпоративов лучше отказаться. Классический корпоратив это редкая встреча, где с руководству можно задать вопросы не конкретно по проекту. Но в 99% это вечеринка, на которую нужно время, плюс деньги. Некоторые доходят до того, что просят скинутся и вводят дресс код. То есть зарплата и так не ахти, так еще верни назад получается. Если людям хочется пообщаться, то они посидят вечером в кафе и без "помощи" руководства.