(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(92893652, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(92893652, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://vk.cc/cmvwYN', text: 'Доступ к 300+ рекламным инструментам', button: 'Получить', color: '#181A1A', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Идеальный мэтч: как нанять сотрудника для digital- и IT-команд, чтобы не искать ему замену через месяц

Иногда в поисках того самого сотрудника приходится перебрать десятки резюме и пройти девять кругов собеседований. Печально уже после оформления в штат выяснить, что новенький ссорится с коллегами и слабо ориентируется в задачах, для которых его нанимали. Чтобы такого не случилось, мы придумали свою систему отбора — рассказываем, что в ней интересного.

Привет! Меня зовут Анна Шангареева, я ведущий менеджер по персоналу Centra — маркетплейса рекламных площадок, сервисов и услуг. Нам в штат нужны как IT-, так и digital-специалисты. Мы понимаем, что для каждого направления требуются разные подходы и критерии оценки, поэтому разработали отдельные скрипты и порядок проведения интервью. Рассказываем, как отбираем сотрудников в Centra, почему встречаемся с кандидатами несколько раз и чем отличаются интервью с digital- и IT-специалистом.

Анна Шангареева
Ведущий менеджер по персоналу Centra

Перед тем как принять на работу — встречаемся с кандидатами три раза

Мы в Centra отбираем сотрудников в три этапа: беседа с HR, с нанимающим менеджером, а в финале — с директором направления или CEO. Такой подход требует больше времени и ресурсов, чем, например, интервью только с будущим руководителем, но полностью оправдывает себя. Вот в чем его плюсы ↓

Экономия времени заказчика. Как правило, заказчик — это будущий руководитель или старший специалист в отделе. Если ему придется собеседовать до десяти человек в день — у него останется меньше времени для стратегически важных проектов. Поэтому в Centra менеджер по персоналу сам проводит первичное собеседование — это позволяет максимально порезать воронку кандидатов, направить специалисту самых подходящих и сэкономить его время.

Полная оценка знаний и навыков. Бывает, на интервью кандидат убедительно рассказывает о богатом опыте работы, а после оформления выясняется, что все упомянутые инструменты он знает только в теории. Три этапа собеседования позволяют задать дополнительные вопросы и оценить, соответствуют ли знания и опыт кандидата нашим требованиям. Больше шансов, что сотрудник справится со своими задачами и нам не придется распрощаться еще до окончания испытательного срока.

Возможность познакомиться поближе. Нам важно, чтобы сотрудник не только выполнял рабочие задачи, но и совпадал с нами по вайбу и ценностям — для этого мы смотрим, как соискатель общается, выражает мысли и реагирует на сложные вопросы. Это непросто сделать за одну короткую встречу, ведь в разных ситуациях человек может вести себя иначе. Например, расслабленно болтать с HR во время видеозвонка и испуганно молчать на встрече с CEO. Поэтому мы проводим три интервью, и на каждом из них присутствует менеджер по персоналу — так ему проще оценить поведение кандидата.

Сразу даем максимум информации о работе в компании

Чем больше человек узнает о компании, тем меньше подводных камней будет в процессе работы. Поэтому с каждым кандидатом мы проводим телефонный скрининг, который длится около 20 минут. На нем мы еще раз рассказываем о вакансии, компании и рабочих процессах, а человек может спросить все, что ему интересно. Например, digital-специалистов часто волнует, как построены бизнес-процессы в компании, а IT — по какой методологии мы работаем.

В тексте вакансии мы не только подробно описываем обязанности и требования к кандидату, но и рассказываем о рабочих процессах. Так человек придет на первый созвон уже информированным

Мы приветствуем открытость и честно отвечаем на любые вопросы: даже если кандидат спрашивает, адекватный ли руководитель. Еще мы понимаем, что собеседование — это двусторонний процесс. Не только нам нужно убедиться, подходит ли кандидат, — человеку тоже важно понять, хочет ли он работать в Centra. Поэтому, если у претендента много вопросов, мы будем разговаривать столько, сколько потребуется.

Проверяем знания и опыт на первом этапе

Чтобы оценить знания и навыки соискателей, HR-специалисты проводят интервью по скриптам с закрытыми вопросами. Мы их подготовили заранее: провели огромную работу с руководителями и составили чек-листы по хард- и софт-скилам для каждой позиции и грейда.

Бывает, кандидату сложно ответить — тогда вопрос нужно переформулировать или придумать уточняющие. Для этого необходимо ориентироваться в предметной области, поэтому каждый HR в Centra специализируется в определенном направлении — IT или digital.

Для каждого направления скрипты и вопросы разные, а еще мы часто их модифицируем в зависимости от уровня и бэкграунда соискателя. Отличается и сам порядок проведения интервью.

Собеседование с digital-специалистами проводим только по телефону. Во время него мы спрашиваем об опыте и знании digital-рынка, рекламных инструментах и площадках, смотрим на широту кругозора. Если кандидат претендует на руководящую должность — можем уточнить, насколько он ориентируется в рынке и что знает о конкурентах. Как правило, чтобы выяснить основные моменты, менеджерам достаточно провести 15–20-минутный созвон.

С IT-кандидатами дополнительно встречаемся онлайн. Если первый скрининг прошел хорошо, HR приглашает кандидата присоединиться к видеозвонку и продолжает разговор уже там. Например, может спросить дизайнера, как строится дизайн-процесс, а аналитику задать вопросы по математической статистике. Здесь помогает специализация HR. Например, я занимаюсь отбором IT-персонала и для проверки хард-скилов у меня есть специальные файлы с информацией, в том числе по SQL-запросам. Так я ориентируюсь в беседе и могу лучше оценить знания кандидатов.

Иногда мы пропускаем созвон и сразу приглашаем IT-кандидата на онлайн-интервью. Так бывает, если у человека хорошее и подробное резюме, — например, в нем указаны все критерии, по которым мы отбираем кандидатов, и подробно описаны ожидания от работы.

Для собеседования узких IT-специалистов разработали подробные скрининги

Бывает, нужно провести собеседование с кандидатом на сложное направление, и знаний менеджера по персоналу не хватает для подробного интервью. В этом случае команда HR вместе со специалистами разрабатывает специальные скрининги — списки вопросов, которые нужно задать на собеседовании. Специалисты объясняют менеджеру по персоналу каждый пункт и подробно рассказывают, как строится процесс, — так HR сможет объяснить кандидату вопрос своими словами, если он не понял сути.

HR, которые занимаются подбором IT-персонала, без проблем ответят на все эти вопросы

Да, специалист может потратить на составление скрининга час, но так он экономит свое время в будущем — ведь участвовать в начальном этапе отбора ему больше не придется.

По итогам первого интервью HR оставляет комментарии для заказчика

После первого этапа собеседования HR выбирает самых подходящих кандидатов и направляет их нанимающему специалисту — только он решает, встречаться ли с человеком во второй раз.

Чтобы заказчику было проще принять решение, менеджер по персоналу составляет небольшое саммари с комментариями: рассказывает о знаниях и навыках, «подсвечивает» особенности поведения, отмечает «красные флаги» и советует, на что обратить внимание. Например, если человек отлично знает свою сферу, но стрессует на собеседовании — HR напишет об этом и подскажет, как найти подход к кандидату.

На втором этапе беседуем с заказчиком и знакомимся еще ближе

Будущий руководитель или старший специалист в отделе знает специфику работы лучше, чем менеджер по персоналу. Поэтому у него кандидат может спросить все самое интересное: например, как устроена работа в команде, к кому обратиться с вопросом по задаче и в каком темпе идет разработка продукта.

Со своей стороны, заказчик еще раз проверит навыки кандидата. Например, спросит IT-специалиста, с какими базами данных он работал, а маркетолога — какие профессиональные мероприятия тот посетил. Иногда нанимающий специалист проверяет знания в смежных направлениях: был ли опыт тестирования у разработчиков и умеет ли дизайнер анализировать отчет по метрикам от аналитика данных.

Заказчики проводят собеседование без специальных скриптов, однако все они обучались проводить интервью у HR и точно знают, что необходимо спросить у соискателя и на какие моменты обратить особое внимание. Еще на встрече всегда присутствует HR. Например, если кандидат не поймет вопроса и возникнет неловкая пауза — менеджер по персоналу сможет перехватить инициативу и дать пояснение.

Просим IT-специалистов выполнить практическое задание

Мы не даем тестовое задание ни одному кандидату — даже у претендентов на должность дизайнера смотрим только портфолио. Вот только чтобы проверить технические навыки IT-специалиста — нам нужно увидеть, как он работает. Поэтому мы просим прямо на собеседовании написать код или SQL-запрос, — как правило, это занимает меньше времени, чем предварительное тестовое задание. Еще так заказчик увидит ход мыслей кандидата и точно будет уверен, что тот сам справился с задачей.

В финале встречаемся с большим боссом

Мы ценим в сотрудниках проактивность и заинтересованность в своей роли — с человеком, которому неинтересно, какую роль он сыграет в развитии компании, мы, скорее всего, не сработаемся. Поэтому еще до устройства на работу мы предлагаем пообщаться с руководством — директором направления или CEO.

На финальной встрече у кандидата появляется возможность спросить о стиле управления, планах компании или даже поделиться своими идеями. В то же время руководитель может оценить, насколько ценности претендента совпадают с корпоративными, и убедиться, что он точно впишется в команду Centra. Ведь от этого зависит комфорт не только новобранца, но и всех, кто будет с ним работать, — наших сотрудников.

Мы всегда рады новым коллегам — если понравился наш подход, переходите на сайт и откликайтесь на вакансии.

Расскажите в комментариях: как проходит отбор персонала в вашей компании? С какими видами отбора вы встречались раньше?

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://vk.cc/cmvwYN', text: 'Доступ к 300+ рекламным инструментам', button: 'Получить', color: '#181A1A', textColor: '', img: '714a528c-e979-583c-944b-a104d8ac9d6a', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
11 комментариев
Написать комментарий...
Юлия Цофина

Интересно: написать код прямо на собеседовании. А кандидат заранее знает, что так будет? Или этот сюрприз помогает увидеть, как он справляется со стрессом? ))

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

конечно, мы в любом случае, не важно – это IT или digital собеседование (везде, где предусмотрена проверка хард скилов или тестовое) предупреждаем об этом заранее на первом этапе разговора с HR (скрининге)

Ответить
Развернуть ветку
Xenia

повезло, конечно, этим ойтишникам без тестовых...

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Гиль

А вдруг портфолио дизайнера состоит из работ, где много правил арт-директор? В итоге портфолио хорошее, но работы прошли много итераций правок. Без тестового сложно узнать реальный скил

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

в практике такое достаточно редко встречается, но в любом случае на собеседовании мы можем задавать наводящие вопросы, лучше узнавать опыт кандидата в разрезе автономной работы и взаимодействия с тимлидом/артдиректора

Ответить
Развернуть ветку
Diana Gorbacheva

А если на вопросы по скрипту есть несколько вариантов ответа? Кандидат например ответил одно, что по сути правильно, но это не то, что вам сказал специалист.

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

Как мы говорили в статье, каждый HR специализируется в определенной отрасли и сможет оценить экспертизу кандидата или задать более уточняющие вопросы. Скрипт – это больше подсказка по базовой теме, но вариантов вопросов и ответов в целом может быть и больше)

Ответить
Развернуть ветку
alexandr schurf

Месяц назад собеседовался в компанию на разработчика. Отказали, так как слишком уверенно отвечал на вопросы без ошибок на тех части. Интервьюер озвучил мысль, что я пришел не искать работу, а пройти собес и натаскать знакомых на прохождение интервью в этой компании. До сих пор не могу отделаться от странного ощущения.

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

жаль, что вы столкнулись с такой ситуацией. Возможно, у интервьюера в той компании был негативный опыт и он ошибочно интерпретировал ситуацию. Зато отвечать на вопросы безошибочно - это большое преимущество😅 Надеемся, что вы уже нашли место, в котором вашу экспертизу оценили по достоинству)

Ответить
Развернуть ветку
clingon

При каких условиях описанная вами методика даст ложно негативный результат?

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

ну, так или иначе фактор человеческой ошибки присутствует всегда и везде, условия тут могут быть разные от недосыпа до недостаточной подготовки интервьюера

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда