{"id":9001,"title":"\u0417\u0430\u0447\u0435\u043c \u043d\u0443\u0436\u0435\u043d \u0444\u0438\u043d\u0442\u0435\u0445 \u043a\u0430\u043a \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441. \u041d\u0430\u043f\u0430\u0434\u0430\u0435\u043c \u0441 \u043a\u0440\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e\u0439","url":"\/redirect?component=advertising&id=9001&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321129-kritika-finteh-kak-servis-eto-dorogo-slozhno-i-slishkom-universalno&placeBit=1&hash=0f11beca127b0260f19ba1d57bd2ebb2f81750b56fe49269b93cb930545c9faa","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Denis Misyulya

Как меня не уволили в кризис и что я сделал как маркетолог для компании

Так уж получилось, что предыдущие два кризиса я был на стороне клиента, работал маркетологом. В 2016 году, когда многие предприятия закрывались и дальше утопали в долгах, я со своим партнёром решился открыть креативное агентство.

И сейчас я впервые нахожусь по ту сторону: я не сотрудник, я отвечаю за каждого человека, который работает в агентстве «Молоко». Не важно, сколько людей работает в компании, важно, как мы будем справляться в эти интересные времена. Я хотел бы поделиться историями, основанными на личном опыте в предыдущие кризисы, когда я работал маркетологом и был нужен компании. Меня не уволили, мне оставили прежнюю зарплату, а я со своей стороны сделал все, что только смог, чтобы компания справилась с трудностями.

Верю, что многие компании сейчас совершенно не знают, что делать, как двигаться дальше, и каждый день судорожно читают новости. Но в самом начале перед этим циклом заметок я хотел бы попросить руководителей компаний, в первую очередь, не думать об увольнении маркетологов. Как известно, первая статья, которую все режут в кризис, — маркетинг. Поверьте мне: это не правильно. В шторм маркетолог должен покидать корабль только вместе с капитаном. Маркетолог — это ваш компас в сложные времена.

Ценность действий маркетолога в кризисное время возрастает в разы. Не исключено, что придется работать больше и лучше, но пусть так, нежели просто опустить руки и избавиться от людей, в руках которых судьба вашей компании. Я считаю, что только вместе — руководитель и маркетолог — могут выработать верный план действий в тяжелые время.

Собственники, наверное, настало время, чтобы звонить вашему маркетологу каждый день и совместно искать пути развития. Сейчас креативные маркетинговые ходы при небольшом бюджете ценны как никогда. Большинство хороших маркетологов знают, как действовать, когда у них в кармане 100 долларов.

Конечно, я не исключаю, что возможны сокращения, но сперва дайте вашему маркетологу реализовать свой антикризисный план, а уже потом решайте, нужно ли его увольнять.

Мои антикризисные действия

Время готовить контент

Офис начал погружаться в тишину. Примерно таким я помню 2011 год, когда в компании, где раньше была толпа клиентов, теперь только редко кто-то приходил, чтобы продлить свои обязательства по договору. Моя должность — маркетолог. Продвигаю проектирование, производство и строительство домов, которые, как и люксовые автомобили, в момент стали никому не нужны. Для меня еще тогда было открытием, что мое руководство не попросило собрать вещи и отправиться в отпуск за свой счет, а наоборот сказало: «Надо думать, искать, пробовать».

Большинство клиентов приходило к нам через трафиковые площадки и через поиск. Тогда еще была реклама в журналах, но толка от нее было мало. Конечно, бюджет на рекламу урезали, как это сделали и многие другие компании. Теперь рекламным бюджетом стал я. Если раньше я сам контролировал подрядчиков, то теперь большинство работ делал сам. И в первую очередь, мы взялись за свой сайт.

Любой кризис — это шанс подтянуть хвосты. Я уверен, что у многих в обычные дни совершенно не хватало времени, чтобы заняться своей компанией, навести порядок на сайте и рассказать то, что не рассказали за те годы, пока выполняли нескончаемое количество заказов. Это время, чтобы найти новые форматы, новые истории и возможность, пообщаться с вашими клиентами. Как сейчас помню, что в те месяцы я писал по три текста на сайт, делал рассылки и пробовал новые форматы. Найти историю можно даже в обычном поиске нового секретаря или любого вопроса, который не обработан в отделе продаж.

Где искать истории:

  • Отдел продаж. Детально прорабатывал частые вопросы от клиентов и рассказывал о них.
  • Истории директора, который своими глазами видел проблемы, с которыми может сталкиваться клиент.
  • Истории поиска людей в компанию.
  • Интервью с архитекторами.
  • Прогнозы на будущее.
  • Шуточные гороскопы.
  • Анализ статистики прошлых лет.
  • В обычных рутинных днях. Про них всегда можно рассказать.

И так далее.

Став маркетинговым бюджетом, на мне лежала ответственность не только за результат по привлечению входящих обращений здесь и сейчас, но и спасение от шторма. Пока конкуренты думали, мы оперативно закрывали все поисковые позиции и спустя несколько месяцев начали получать результаты, новых клиентов, откуда-то появились партнеры, а трафик на сайт рос с каждым месяцем.

Мы стали открытой компанией, которая оказалась ближе всех в кризис, много чего рассказала и это не осталось незамеченным. Медиа обращались к нам за комментариями и мы начали получать бесплатную рекламу. До кризиса никто о таком даже мечтать не мог. Наша стратегия оказалась верной и мы преодолели не только кризис 2011 года, но и 2015.

Время объединять сотрудников

Раз в компании стало меньше работы, значит у людей больше времени на маркетинг, — подумал я и пошел с блокнотом гулять по отделам. Кризис — крутейшее время, чтобы объединить команду. Раньше вас могли не слушать, а теперь у маркетолога возможность стать центром в компании. Теперь у всех есть время, чтобы улучшить свою и вашу работу.

Конечно в компании, в которой я работал было собрание, на котором объявили о тяжелых временах, но там же и сказали, что от всей команды будет зависеть жизнь бренда и успех в будущем. Эти слова фактически означали, что теперь все мы работаем на маркетинг. Все мы совершенствуем процессы и ищем новые решения.

Отдел продаж

Это самые важные ребятки. Будь возможность зависать у них до кризиса, я бы ей точно воспользовался. Чаще всего у них приклеен телефон к уху, а руки судорожно собирают очередное коммерческое. И в этой работе совершенно нет места для маркетинга. Во время кризиса эта возможность появляется. Не упустите ее. Самое время понять, как помочь отделу продаж и подбодрить их.

Я привлек отдел продаж посмотреть на сайт и мы совместными усилиями переработали страницу с проектами и саму подачу информации на сайте. Итог работы был круче, чем я мог подумать. Как только мы внедрили все изменения в карточку проекта, продавцы перестали работать со своими бумажками, а полностью начали работать с сайтом. Они легко консультировали клиентов, говорили, где и что можно посмотреть, просили прислать email для обратной связи сразу через сайт, чтобы его не записывать. В общем, сайт стал инструментом не только продвижения, но и работы важнейшего отдела в компании.

Отдел проектирования

В этом отделе как такового спада не произошло, но моя задача была все освободившееся время архитекторов потратить на внедрение системы подготовки проектов для сайта. Думаю, многие компании сталкиваются с тем, что пока есть заказы, то нет времени заняться портфолио. А теперь кризис и время на портфолио наконец-то нашлось.

Мои попытки помогли не просто обновить портфолио, но и проработать новую разветвленную структуру каталога для сайта. У архитекторов наконец-то нашлось время, чтобы помочь мне это сделать.

Руководство

Так уж заведено, что в строительном бизнесе много чего держится на общении. Мой прошлый руководитель не был исключением. До кризиса его выловить было тяжело и времени на все наши задумки не находилось. Не было времени и на поездки к клиентам, чтобы сфотографировать их дом. Теперь оно нашлось. Тут главное взять инициативу в свои руки.

Встречи с существующими клиентами помогли не только получить фотографии готовых домов и малых архитектурных форм, но и поддержать связи, что спровоцировало несколько дополнительных заказов. Кому-то надо было сделать беседку, кто-то хотел будку для собаки, а кому-то нужна была система вольеров. Скорее всего они бы к нам не обратились или отложили бы заказ, а раз к ним мы сами пришли, то они быстрее приняли решение.

Кризисные моменты — это отличный повод объединить людей в компании. Лучшее время, чтобы больше общаться, находить новые идеи и не потерять важных для компании сотрудников.

Думаю, самое время вам пообщаться со своими сотрудниками. Напишите им, узнайте, как у них дела.

Время измениться

Хорошее предкризисное время очень круто врывается в память во время тяжелого времени. Так было и у меня в компании. Не отпускала мысль, что все буквально вчера было хорошо, а сегодня мы сидим за столом и ежедневно разбираем клиентов, их портреты, тип жизни, заполняем карточку на каждого клиента, чтобы детальней влезть к ним в голову. Разговоры плавно перетекают не только на основной профиль, но и на смежные. Мы уже обсуждаем, как получать заказы на услуги, которые раньше даже не рассматривались. Мы строили дорогие дома, а теперь я публикую новость на сайте про типовую беседку, вольер и лавочки со столом. Модель быстро изменилась. И это только к лучшему. Мы сами тогда не подозревали, как создали новые хиты продаж для компании.

Бюджетные вещи

Мы быстро нашли нужно направление. Создали бюджетный дачный дом, лавочки, беседку и вольер для собак. Да, теперь нам нужно было не 1-2 заказа в месяц, а в 10-20 раз больше. Но стоит учитывать, что и клиентская группа солидно расширилась. Теперь нашими клиентами стали не только люди из выше среднего, но и средний и ниже среднего. Это было одно из самых правильных решений во время кризиса.

Комплексное оповещение о новинках

Я быстро написал тексты на сайт, новости в социальные сети, подготовил рассылку, сделал баннеры и нашел, где мы можем купить рекламу по-дешевле. В течение уже первого месяца наше производство было вновь загружено, а мы получили хиты, с которыми компания жила и получала дополнительный доход даже после кризиса. Я до сих пор помню, что мы отгружали деревянные лавочки прямо как конвейерное производство, хотя таким не являлись.

Разработанные в то время комплекты даже сейчас есть в компании, но уже используются не как для основных продаж, а для подарков клиентам.

Компании пришлось быстро измениться во время кризиса, но это еще раз доказывает, что любые изменения могут не просто спасти компанию, но и дать ей приток клиентов в будущем.

Буду рад обсудить, а как вы справлялись со своими кризисными ситуациями. Пишите свои истории в комментариях.

0
2 комментария
Популярные
По порядку

Чувак, рассказал то, чем и так занимается обычно маркетолог. Инфоповод, блин, нашел :)

1

К сожалению, нет. Из практики, когда я создавал отделы маркетинга и затем строил отдел маркетинга в своей агентстве, 99% маркетологов так не работают, потому что они ленивые. И поэтому маркетологов выгоняют, которые ленивые.

0
Читать все 2 комментария
Как устроен контент-маркетинг и почему он, скорее всего, вам не нужен

«Каждому бизнесу нужны соцсети!», «контент — король», «пиши статьи и будет вал клиентов» — Digital-мир помешался на контенте. В этой статье разберёмся, как устроен нормальный контент-маркетинг, зачем он нужен и какому бизнесу подойдёт. Без непрошеных советов. С пруфами и реальными примерами.

Маркировка молочной продукции

В 2021 году в России начала действовать маркировка молочной продукции. У нее есть особенности: в процессе участвуют типографии и предприятия общепита. Разбираемся, что нужно знать о работе по новым правилам и кого они затронут.

«У нас есть Волож, который нам мозг клюет»: Тиньков посчитал, что в «Яндексе» испугались покупать «Тинькофф» Статьи редакции

В «Яндексе» не захотели, чтобы после сделки Олег Тиньков остался консультировать бизнес, рассказал основатель «Тинькофф банка» в документальном фильме.

«Он как из 2008-го»: браузер Edge от Microsoft начал «отговаривать» пользователей перед установкой Chrome Статьи редакции

Компания предупреждает, что браузер работает по тем же технологиям, но Edge безопаснее.

The Verge
Холдинг Алишера Усманова выйдет из VK — продаст «Согазу» 57% голосов в группе Статьи редакции

Теперь структурам «Газпрома» принадлежит большая часть голосов в компании.

Первый канал выплатит возмещение Константину Никольскому

30 ноября второй кассационный суд общей юрисдикции оставил без изменения решение Московского городского суда в пользу певца и автора песен Константина Никольского. Напомним, что в июле текущего года Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда удовлетворила требования музыканта Константина Никольского в части взыскания с АО «Первый канал»…

Наводим порядок и изучаем rocket sience. Доклады Go meetup

На прошедшем Go meetup спикеры из Evrone, «Ситимобил» и «Авито» учили правильной организации кода микросервиса, рассказывали, как вырастить MVP в полноценную масштабируемую архитектуру, и разобраться с мусором и алгоритмами управления памятью. Все доклады записаны в студии и доступны для просмотра.

to Stories – приложение для создания сторис из ссылки, текста, фото или видео

В 2020 году командой из 3 человек буквально за пару выходных мы запустили свой сайд проект. За год проект эволюционировал, аудитория подросла, мы получили интересный опыт и наши первые почти-что инвестиции.

Удаленное трудоустройство - плюсы и минусы. Юридический взгляд
Питч-дейтинг выпуск третий: комбайнеры

Рассказываем историю продакта «Яндекса», который решил помочь фермерам, а также составляем свой словарик стартапера.

Просто напомнить клиентам о себе — важнее скидок и акций: как бизнес теряет продажи на «ровном месте»

Всем привет! В этой статье поделюсь небольшим исследованием о том как бизнесы повторно взаимодействуют с клиентами и почему важно напоминать о себе.

null