Карьера
Denis Misyulya
690

Как меня не уволили в кризис и что я сделал как маркетолог для компании

Так уж получилось, что предыдущие два кризиса я был на стороне клиента, работал маркетологом. В 2016 году, когда многие предприятия закрывались и дальше утопали в долгах, я со своим партнёром решился открыть креативное агентство.

В закладки

И сейчас я впервые нахожусь по ту сторону: я не сотрудник, я отвечаю за каждого человека, который работает в агентстве «Молоко». Не важно, сколько людей работает в компании, важно, как мы будем справляться в эти интересные времена. Я хотел бы поделиться историями, основанными на личном опыте в предыдущие кризисы, когда я работал маркетологом и был нужен компании. Меня не уволили, мне оставили прежнюю зарплату, а я со своей стороны сделал все, что только смог, чтобы компания справилась с трудностями.

Верю, что многие компании сейчас совершенно не знают, что делать, как двигаться дальше, и каждый день судорожно читают новости. Но в самом начале перед этим циклом заметок я хотел бы попросить руководителей компаний, в первую очередь, не думать об увольнении маркетологов. Как известно, первая статья, которую все режут в кризис, — маркетинг. Поверьте мне: это не правильно. В шторм маркетолог должен покидать корабль только вместе с капитаном. Маркетолог — это ваш компас в сложные времена.

Ценность действий маркетолога в кризисное время возрастает в разы. Не исключено, что придется работать больше и лучше, но пусть так, нежели просто опустить руки и избавиться от людей, в руках которых судьба вашей компании. Я считаю, что только вместе — руководитель и маркетолог — могут выработать верный план действий в тяжелые время.

Собственники, наверное, настало время, чтобы звонить вашему маркетологу каждый день и совместно искать пути развития. Сейчас креативные маркетинговые ходы при небольшом бюджете ценны как никогда. Большинство хороших маркетологов знают, как действовать, когда у них в кармане 100 долларов.

Конечно, я не исключаю, что возможны сокращения, но сперва дайте вашему маркетологу реализовать свой антикризисный план, а уже потом решайте, нужно ли его увольнять.

Мои антикризисные действия

Время готовить контент

Офис начал погружаться в тишину. Примерно таким я помню 2011 год, когда в компании, где раньше была толпа клиентов, теперь только редко кто-то приходил, чтобы продлить свои обязательства по договору. Моя должность — маркетолог. Продвигаю проектирование, производство и строительство домов, которые, как и люксовые автомобили, в момент стали никому не нужны. Для меня еще тогда было открытием, что мое руководство не попросило собрать вещи и отправиться в отпуск за свой счет, а наоборот сказало: «Надо думать, искать, пробовать».

Большинство клиентов приходило к нам через трафиковые площадки и через поиск. Тогда еще была реклама в журналах, но толка от нее было мало. Конечно, бюджет на рекламу урезали, как это сделали и многие другие компании. Теперь рекламным бюджетом стал я. Если раньше я сам контролировал подрядчиков, то теперь большинство работ делал сам. И в первую очередь, мы взялись за свой сайт.

Любой кризис — это шанс подтянуть хвосты. Я уверен, что у многих в обычные дни совершенно не хватало времени, чтобы заняться своей компанией, навести порядок на сайте и рассказать то, что не рассказали за те годы, пока выполняли нескончаемое количество заказов. Это время, чтобы найти новые форматы, новые истории и возможность, пообщаться с вашими клиентами. Как сейчас помню, что в те месяцы я писал по три текста на сайт, делал рассылки и пробовал новые форматы. Найти историю можно даже в обычном поиске нового секретаря или любого вопроса, который не обработан в отделе продаж.

Где искать истории:

  • Отдел продаж. Детально прорабатывал частые вопросы от клиентов и рассказывал о них.
  • Истории директора, который своими глазами видел проблемы, с которыми может сталкиваться клиент.
  • Истории поиска людей в компанию.
  • Интервью с архитекторами.
  • Прогнозы на будущее.
  • Шуточные гороскопы.
  • Анализ статистики прошлых лет.
  • В обычных рутинных днях. Про них всегда можно рассказать.

И так далее.

Став маркетинговым бюджетом, на мне лежала ответственность не только за результат по привлечению входящих обращений здесь и сейчас, но и спасение от шторма. Пока конкуренты думали, мы оперативно закрывали все поисковые позиции и спустя несколько месяцев начали получать результаты, новых клиентов, откуда-то появились партнеры, а трафик на сайт рос с каждым месяцем.

Мы стали открытой компанией, которая оказалась ближе всех в кризис, много чего рассказала и это не осталось незамеченным. Медиа обращались к нам за комментариями и мы начали получать бесплатную рекламу. До кризиса никто о таком даже мечтать не мог. Наша стратегия оказалась верной и мы преодолели не только кризис 2011 года, но и 2015.

Время объединять сотрудников

Раз в компании стало меньше работы, значит у людей больше времени на маркетинг, — подумал я и пошел с блокнотом гулять по отделам. Кризис — крутейшее время, чтобы объединить команду. Раньше вас могли не слушать, а теперь у маркетолога возможность стать центром в компании. Теперь у всех есть время, чтобы улучшить свою и вашу работу.

Конечно в компании, в которой я работал было собрание, на котором объявили о тяжелых временах, но там же и сказали, что от всей команды будет зависеть жизнь бренда и успех в будущем. Эти слова фактически означали, что теперь все мы работаем на маркетинг. Все мы совершенствуем процессы и ищем новые решения.

Отдел продаж

Это самые важные ребятки. Будь возможность зависать у них до кризиса, я бы ей точно воспользовался. Чаще всего у них приклеен телефон к уху, а руки судорожно собирают очередное коммерческое. И в этой работе совершенно нет места для маркетинга. Во время кризиса эта возможность появляется. Не упустите ее. Самое время понять, как помочь отделу продаж и подбодрить их.

Я привлек отдел продаж посмотреть на сайт и мы совместными усилиями переработали страницу с проектами и саму подачу информации на сайте. Итог работы был круче, чем я мог подумать. Как только мы внедрили все изменения в карточку проекта, продавцы перестали работать со своими бумажками, а полностью начали работать с сайтом. Они легко консультировали клиентов, говорили, где и что можно посмотреть, просили прислать email для обратной связи сразу через сайт, чтобы его не записывать. В общем, сайт стал инструментом не только продвижения, но и работы важнейшего отдела в компании.

Отдел проектирования

В этом отделе как такового спада не произошло, но моя задача была все освободившееся время архитекторов потратить на внедрение системы подготовки проектов для сайта. Думаю, многие компании сталкиваются с тем, что пока есть заказы, то нет времени заняться портфолио. А теперь кризис и время на портфолио наконец-то нашлось.

Мои попытки помогли не просто обновить портфолио, но и проработать новую разветвленную структуру каталога для сайта. У архитекторов наконец-то нашлось время, чтобы помочь мне это сделать.

Руководство

Так уж заведено, что в строительном бизнесе много чего держится на общении. Мой прошлый руководитель не был исключением. До кризиса его выловить было тяжело и времени на все наши задумки не находилось. Не было времени и на поездки к клиентам, чтобы сфотографировать их дом. Теперь оно нашлось. Тут главное взять инициативу в свои руки.

Встречи с существующими клиентами помогли не только получить фотографии готовых домов и малых архитектурных форм, но и поддержать связи, что спровоцировало несколько дополнительных заказов. Кому-то надо было сделать беседку, кто-то хотел будку для собаки, а кому-то нужна была система вольеров. Скорее всего они бы к нам не обратились или отложили бы заказ, а раз к ним мы сами пришли, то они быстрее приняли решение.

Кризисные моменты — это отличный повод объединить людей в компании. Лучшее время, чтобы больше общаться, находить новые идеи и не потерять важных для компании сотрудников.

Думаю, самое время вам пообщаться со своими сотрудниками. Напишите им, узнайте, как у них дела.

Время измениться

Хорошее предкризисное время очень круто врывается в память во время тяжелого времени. Так было и у меня в компании. Не отпускала мысль, что все буквально вчера было хорошо, а сегодня мы сидим за столом и ежедневно разбираем клиентов, их портреты, тип жизни, заполняем карточку на каждого клиента, чтобы детальней влезть к ним в голову. Разговоры плавно перетекают не только на основной профиль, но и на смежные. Мы уже обсуждаем, как получать заказы на услуги, которые раньше даже не рассматривались. Мы строили дорогие дома, а теперь я публикую новость на сайте про типовую беседку, вольер и лавочки со столом. Модель быстро изменилась. И это только к лучшему. Мы сами тогда не подозревали, как создали новые хиты продаж для компании.

Бюджетные вещи

Мы быстро нашли нужно направление. Создали бюджетный дачный дом, лавочки, беседку и вольер для собак. Да, теперь нам нужно было не 1-2 заказа в месяц, а в 10-20 раз больше. Но стоит учитывать, что и клиентская группа солидно расширилась. Теперь нашими клиентами стали не только люди из выше среднего, но и средний и ниже среднего. Это было одно из самых правильных решений во время кризиса.

Комплексное оповещение о новинках

Я быстро написал тексты на сайт, новости в социальные сети, подготовил рассылку, сделал баннеры и нашел, где мы можем купить рекламу по-дешевле. В течение уже первого месяца наше производство было вновь загружено, а мы получили хиты, с которыми компания жила и получала дополнительный доход даже после кризиса. Я до сих пор помню, что мы отгружали деревянные лавочки прямо как конвейерное производство, хотя таким не являлись.

Разработанные в то время комплекты даже сейчас есть в компании, но уже используются не как для основных продаж, а для подарков клиентам.

Компании пришлось быстро измениться во время кризиса, но это еще раз доказывает, что любые изменения могут не просто спасти компанию, но и дать ей приток клиентов в будущем.

Буду рад обсудить, а как вы справлялись со своими кризисными ситуациями. Пишите свои истории в комментариях.

{ "author_name": "Denis Misyulya", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 4, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 116791, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 01 Apr 2020 12:33:58 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
2 комментария
Популярные
По порядку
1

Чувак, рассказал то, чем и так занимается обычно маркетолог. Инфоповод, блин, нашел :)

Ответить
0

К сожалению, нет. Из практики, когда я создавал отделы маркетинга и затем строил отдел маркетинга в своей агентстве, 99% маркетологов так не работают, потому что они ленивые. И поэтому маркетологов выгоняют, которые ленивые.

Ответить

Прямой эфир