«Кризис не убьёт офлайн»: Андрей Себрант о том, как пандемия повлияет на бизнес и поиск работы Материал редакции

Автор YouTube-канала «Точка G» Олег Артишук взял интервью у директора по стратегическому маркетингу «Яндекса» и автора Telegram-канала TechSparks.

В закладки
Аудио

Себрант рассказал:

  • Какие профессии пострадают от пандемии.
  • Какие навыки станут наиболее перспективными.
  • Как удалённая работа повлияет на поиск новых сотрудников и оптимизацию расходов.
  • Как искать работу в ближайшем будущем.
  • Кто будет важнее — «гуманитарий» или «технарь».
  • Почему продукт важнее технологий.
  • Что будет с ивент-бизнесом.
  • Будет ли школьное образование дистанционным и какой навык преподавателя считается главным.
  • А также о появлении рейтинга пассажиров в «Яндекс.Такси» и пользе фонов в Zoom.

Ниже — конспект интервью.

Какие профессии пострадают от пандемии

Все скучные профессии. Уверен, что сейчас будут особенно внимательно смотреть, какие профессии можно автоматизировать, чтобы в случае болезни или ещё чего-то не зависеть от человека.

Если процесс можно сделать без человека — лучше сделать без него. Проверка бумаг и того, правильно ли в них всё написано, или изучение документов на соответствие определённым правилам. Такой работы много, и она, конечно, вымрет.

Как переход на удалённую работу повлиял на некоторые профессии

Часть разговора с Себрантом Олег Артишук посвятил анализу офлайн-профессий, которые были вынуждены перейти в онлайн, — врачам, учителям, музыкантам, организаторам конференций, отделам продаж.

По словам Себранта, многие «застрахованные от технологий» профессии, например, врача и преподавателей, будут вынуждены перестраиваться: «Нас загнали в ту ситуацию, когда учитель не может преподавать, если не владеет “онлайновым образованием”, а полноценным врачом не может стать тот, кто не умеет дистанционно общаться с пациентом». Те, кто не сможет адаптироваться, будут вынуждены уйти из профессии.

О развитии дистанционной медицины

Очень долго запрещалось использовать дистанционную медицину, так как считалось, что врач обязательно должен осмотреть пациента живьём.

В США и России начали снимать ограничение на дистанционную постановку диагноза, так как сейчас люди просто не могут прийти при определённых ситуациях.

И в дальнейшем будет интересная история про снятие множества запретов, которые не имеют объективных причин. Есть много случаев, когда можно обойтись дистанционным осмотром.

Эта специальность — одна из основных последствий кризиса, которые мы будем наблюдать. Конечно, очный контакт сохранится, но в параллели окажется, что эти же люди смогут решать задачи дистанционно.

О главном навыке современного учителя

Важен традиционный навык — умение удержать внимание человека, рассказывать так, чтобы люди смотрели его, а не мультик на соседнем экране. Это профессиональный навык учителя, к которому новые технологии предъявляют высокие требования.

И в первую очередь специалистам придётся учиться преподавать так, чтобы сидящий дома слушал его, а не отвлекался на домашние дела. Это гораздо серьёзнее, чем овладение очередной программой, где интерфейс изучается в течение недели.

Почему школы не уйдут в онлайн

Школы модернизируются, но я уверен, что школы не уйдут в онлайн, при этом цифровые технологии будут использоваться гораздо активнее.

Трансформация медицины и образования — это не замещение, а вплетение в традиционное школьное образование новых методик, например, игровых или связанных с заданиями, которые лучше делать не в тетради, а в смартфоне.

Большинство хороших школьных приложений не предполагают, что в семье есть компьютер, но семей, где нет смартфона, практически нет.

Себрант отмечает, что сейчас встречаются случаи, когда учителя предлагают ученикам присылать фотографии домашнего задания, а затем делают пометки на фото через Paint. По его мнению, такой формат работы недопустим и не может считаться качественным дистанционным образованием.

Почему менеджерам по продажам нужно уметь продавать дистанционно

Сейчас многие менеджеры по продажам учатся общаться не только вживую, но и в онлайне. Это правильно и полезно для тех, кто занимается продажами, но при этом ничего не может продать, не встретившись с клиентом вживую. Это и раньше было минусом сотрудника, так как он не может одновременно присутствовать в пяти городах и тратит деньги на поездки.

Возникает много организационных и финансовых проблем, если ты для продажи должен обязательно посидеть с человеком.

Поэтому хороший продажник должен владеть всем инструментарием и прекрасно продавать дистанционно, быть убедительным в письме, по Skype или в Zoom, где угодно. И, казалось бы, это профессия, где очень важно быть рядом с клиентом, но будет только полезно, если продавцы научатся продавать дистанционно.

О том, как изменится деятельность музыкантов после пандемии и останутся ли «живые» концерты

Выясняется, что музыканты начинают осваивать другие платформы, и это, наверное, правильно. Сейчас видно, что они ушли туда, куда не хотели идти. Им нравилось играть «живые» концерты, но когда они кончились, музыканты выяснили, что можно стримить на YouTube.

Например, Twitch запартнёрилась с SoundCloud, где самостоятельные музыканты выкладывали свои произведения, и теперь на Twitch можно стримить, как записывается произведение, или играть концерт — по аналогии с игрой киберспортсменов.

Сейчас компания предложила музыкантам льготные условия и оплату стримов. При этом платформа Twitch заточена под монетизацию наблюдения за процессом.

Это не убьёт офлайн: когда можно будет прийти на «живой» концерт, люди пойдут. Но для многих, в том числе музыкантов и артистов, окажется, что есть ещё один канал общения с аудиторией. И он работает, нужно только научиться им пользоваться.

И те, кто исторически ненавидел онлайн, вдруг выяснят, что у него есть свои прелести: там тоже можно работать, там есть другие люди, которые никогда бы не увидели артиста живьём, так как далеко живут. И это тоже изменит мир.

Что будет с ивент-индустрией

Есть два мнения, довольно сильных и аргументированных. Первое — привычки ломаются трудно. Когда выработается привычка избегать сборищ и сидеть дома, люди продолжат это делать.

Есть второе мнение, его поддерживают многие психологи, которые знают людей больше, чем мы, «технари», — люди так истоскуются по живому общению, что будет всплеск желания пообщаться даже среди интровертов.

О проблемах рекламного бизнеса

Сейчас падает реклама. Это стандартная ситуация в любой кризис — сейчас немного перераспределятся рекламодатели. Будет меньше имиджевой рекламы, больше сиюминутной. Людям сейчас надо не бренды строить, а Cash Flow (денежный поток) держать, чтобы не обанкротиться.

Структура рекламных продуктов немного меняется в кризис. Это не означает, что они умирают, — их нужно придержать, через полгода-год они станут востребованными.

Почему некоторым людям придётся сменить профессию после пандемии

Я подозреваю, что в офис вернутся не все. Например, часть малого бизнеса не переживёт эти месяцы и не сможет сразу переоткрыться. Нужны стартовые условия, например, занять денег, а с разбегу запуститься не получится.

И какое-то количество людей не вернётся, им надо будет искать новую работу. Не факт, что ту же, которой занимались. Здесь история про умение пользоваться ИТ-инструментами — скилл, который будет ценным всегда.

Как удалённая работа повлияет на поиск новых сотрудников и оптимизацию расходов

Пока мы сидим по домам, наши работодатели выясняют, кто, оставшись дома, стал работать хуже, а кто — лучше. Подозреваю, часть компаний, которые противились удалёнке из-за страха, что это расхолаживает людей, выяснили: люди могут работать из дома.

Например, по нашим расходам, аренда офиса в пересчёте на сотрудника — это довольно большой вклад в его стоимость, далеко не только зарплата и налоги, но и его рабочее место. А выход из кризиса никогда не бывает таким же, как и падение в него, — он всегда медленный.

Поэтому вопрос оптимизации расходов будет стоять, хорошо, если год, а то и полтора-два. Когда выяснится, что есть новый канал оптимизации, в цене окажутся «надомники».

Как искать работу в ближайшем будущем

Попробуйте понять, как вы можете подчеркнуть свою эффективность на удалённой работе и продать себя как удалёнщика, который не претендует на место в офисе.

Вы будете выгоднее кандидата с такой же квалификацией, который обязательно хочет в офис, потому что не все умеют работать удалённо.

Уровень понимания руководителем того, что умеют современные технологии, должен быть охренительным, потому что иначе он будет конкурентно проигрывать. У наёмного работника то же самое.

Конкурентоспособность человека, который может показать, что он умеет работать с такими-то ИТ-инструментами и работать дистанционно, выше, чем у того, кто должен обязательно сидеть в офисе, писать на бумажках и что-то тыкать в Excel. Он просто неконкурентоспособен в любой профессии.

Я уверен, сейчас в любом резюме, любом разговоре о найме или о том, с кем поработать, будет список: «А ещё я умею работать с такими-то программами, делать что-то в дистанционке, ещё что-то умею делать на компьютере, а вот это — на смартфоне».

Как только человек демонстрирует, что он «на ты» с современными технологиями, а не только смотрит TikTok, он становится более ценным кадром.

Представьте: через два месяца разговариваете с человеком и спрашиваете, насколько хорошо он знает интерфейс Zoom. А он в ответ спрашивает: «А что это такое?» Возникнет подозрение, что это странный человек. А если он не знает, где в Zoom сменить фон, как он тогда вообще работал?

Будет ли приток новичков в ИТ-профессиях и как он повлияет на рынок труда

Приток людей в ИТ будет нескоро, потому что востребованный на рынке ИТ-специалист — это не человек, который отучился где бы то ни было две недели.

Даже если говорить про современные средства подготовки и обучения Junior-специалиста входного уровня, речь идёт о полугодовом или годовом курсе.

Представим себе оптимистический сценарий, что к осени всё более-менее начнёт входить в привычную колею: вернутся рекламодатели, бизнес наладится, начнётся наём в компаниях, которые пережили кризис.

Они захотят вырасти первыми, потому что всегда после кризиса начинается бешеный наём, чтобы собрать всё интересное с рынка. Но человек, который сейчас начнёт учиться какой-то специальности, не сможет к осени стать настоящим специалистом.

Кто будет значимее в ближайшие 10 лет — «гуманитарии» или «технари»

«Технари» сильны в технологиях. Но технология — это не продукт. Когда запустился Google — это не было феерической технологией, там была классная идея, которая дико вовлекла людей. В Facebook нет rocket science в том, что писал Цукерберг и его команда.

Рулить будут сильные команды, в которых «гуманитарии» вместе с ИТ-специалистами научились понимать друг друга и создавать продукт. Рулить в ИТ-мире — это создавать крутые продукты, а не технологии. Это очень важно понимать. Продукт сейчас требует очень тщательного взаимодействия «гуманитариев» с «технарями», поэтому «гуманитарии» могут успокоиться, они нужны.

А high-позиция — это хороший продукт, такой «гуманитарий» должен уметь взаимодействовать с «технарями». Очень многие этого абсолютно не умеют. Для этого нужно как минимум представлять, что возможно, а что нет, как что работает и сколько это стоит.

Остановлен ли наём в «Яндексе» и других ИТ-компаниях

Сейчас не то чтобы мы кого-то активно нанимали. Понятно, что ребята из доставки нанимают курьеров, потому что история с доставкой страшно летит, как и всё, что называется фудтехом. Рынок дико конкурентный. И он поневоле имеет огромную офлайновую составляющую.

Остальной наём немного приторможен. Сейчас «Яндекс» и другие ИТ-компании, а у меня есть знакомые в Facebook и Google, работают в режиме аврала. Обычно ты так работаешь в последнюю неделю перед запуском нового сервиса, а тут в авральном режиме работают все и постоянно.

Во-первых, потому что нужно выкатывать кучу всего нового. Например, мы не собирались в авральном порядке выпускать платформу, связанную с образованием, чтобы охватить школьников всех классов. А сейчас мы пытаемся сделать хоть что-то, чтобы их учебная четверть не совсем поломалась.

А пару дней назад читал заметку ребят из Facebook, которые говорят, что у них никогда в жизни не было такой проблемы с постоянной перенастройкой серверов и балансировкой нагрузки. Они понимают, что если сейчас упадёт Facebook — будет реальная паника, потому что для многих людей это важнейший канал общения.

В этой ситуации им тоже не до найма, так как нет времени тратить его на обучение новичка, введение его в курс дела и так далее. Это чуть потом.

Почему водители «Яндекс.Такси» оценивают клиентов

Мы стараемся «мэтчить» машину, расположение, ещё кое-какие характеристики. До персональных профилей, конечно, пока не дошли, но можно заметить, что мы, например, всерьёз думаем про оценки. Это вызвало бешеное недовольство: «А почему это водители меня оценивают?».

Водители могут оценивать и вас, потому что клиент не всегда прав. Клиент, который хамит, обсчитывает и воспринимает обслуживающего его человека как скотину и раба, никому не нужен.

О пользе фонов в Zoom

Функция, оказывается, полезна даже для поддержания удивительных вещей. У нас [в «Яндексе»] опубликованы фоны всех наших переговорок. Можно собрать людей в переговорке, чтобы они сидели в привычной обстановке и фоном за окном. И это психология — мы сидим в привычном месте, где раньше собирались.

Это уже второе интервью Себранта каналу «Точка G». Ранее эксперт рассказывал о современном маркетинге, SMM и робототехнике.

{ "author_name": "Евгений Делюкин", "author_type": "editor", "tags": ["\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441","\u0441\u0435\u0431\u0440\u0430\u043d\u0442","\u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u0438"], "comments": 59, "likes": 28, "favorites": 63, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 120529, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 16 Apr 2020 09:47:32 +0300", "is_special": false }
Greensight
Контрастная и цветовая доступность при проектировании интерфейсов
В Россию приходит мода на аксессибилити — доступность интерфейсов для всех пользователей. Часть требований можно…
Объявление на vc.ru
0
59 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
23

А вдруг Себрант прочитает и передаст кому надо?  Что имеем по Яндексу:

1. Поисковик - говно, так как везде только свои сервисы, органики кот наплакал

2. Поиск по картинкам - говно, потому что рекламы тоже вагон и тележка

3. Почта - норм, но местами говно - за то, что на каждый чих требуют телефон и не дают нормально забирать письма по pop3 без удаления потом в веб-интерфейсе (хотя, справедливости ради Мэйл с последним почтовым интерфейсом тоже говно)

4. Дзен - говно вне конкуренции

5. Коннект - надо бы запилить отдельный пост, какое это говно. Верните, суки, Почту для домена!

6. Яндекс Трекер - полное, неудобоваримое говнище. Кого вы там нае....ете? Кто в нем работает?

7. Яндекс Формы - охуенно. Хороший, качественный продукт.

8. Яндекс Браузер - последние версии скатился - полное говно. Алиса, Заметки, бл..ское предупреждение о включении антивирусной защиты и тормозаааа..у меня даже Мозилла шустрее работает.

9. Яндекс Карты - средне

10. Техподдержка всех сервисов - полное говно, стремитесь к Б24, так сказать, там в этом плане есть чему поучиться, как даже на платных пользователей забивать.

Ответить
18

У Яндекса поиск по картинкам - божественен, потому что никто, даже Гугл, в поиск по картинкам не могут от слова вообще. Особенно Гугл.

Ответить
0

Уточню - гугл мог. Но никуда технические возможности не делись. Просто, как сервис файндфейс - они теперь не для широкой публики.

Ответить
8

да, так и побежит к Воложу со словами "Там некий Виктор Манн недоволен, на виси прочитал!"

Ответить
7

А вдруг с Игорем Манном перепутают, и послушаются

Ответить
4

Все по делу.
Добавочка яндекс.навигатор. Приложение для навигации, а не для раздражающей рекламы!

Ответить
1

Но это же яндекс)

Ответить
1

то есть вам не нравится навигатор и вы пользуетесь гугл картами?

Ответить
0

Да , раньше он был лучше. С тех пор я его не обновляю.

Ответить
0

без обновлений он через какое-то время перестает работать, тупо меняют апи

Ответить
2

Яндекс стал слишком перегружен. Требую функцию модуля, чтобы я сам мог выбрать, что хочу видеть. Например мне нужны:
- Курсы валют
- Почта
- Поиск
- Погода
Остальное нафиг не нужно

Ответить
0

Яндекс.тулбар это раньше показывал. Может быть, и сейчас показывает.

Для погоды использую p.ya.ru

Ответить
1

На каждый товар свой покупатель)

Ответить
1

а что не так с почтой для домена? использую, проблем вроде нет

Ответить
1

Яндекс.Коннект, Вики и Трекер это вообще треш. Там какая-то своя система аккаунтов, логинов и прочего, в которой черт ногу сломит. Т.е. я тупо не могу подключиться со своим действующим аккаунтом и работать. 

Ответить
0

 Яндекс Формы - охуенно

ГОВНО

Ответить
0

Козуля который добился!

Ответить
6

Не знал, что без фонов переговорных уже нельзя нормально работать. Это как из серии жалоб сотрудников Гугл, которым халявные $100 наушники портят прически.

Ответить
1

"Функция, оказывается, полезна даже для поддержания удивительных вещей."
это хоть на грамм значит, что без фонов нельзя нормально работать?

***шел 2020 год***
***люди не научились читать***

Ответить
1

Зато руки научились все мыть

Ответить
6

Себрант, скрывающий боль

Ответить
1

вот да! тоже подумалось)

Ответить
2

"Клиент, который хамит, обсчитывает и воспринимает обслуживающего его человека как скотину и раба, никому не нужен." - Вроде бы мысль вызывает внетреннее одобрение... Но посмотрим сколько вы с ней просуществуете на реальном рынке, будь вы хоть трижды яндекс. Особенно во время и после коронопаники.

Ответить
4

А будете на таких тратить ресурсы - потеряете хороших клиентов. Единственное для чего нужны токсичные клиенты, это выработать иммунитет к им подобным.

Ответить
1

Вы говорите про ситуацию "избыточности клиентов" - когда возможна ситуация выбора и деления их на "хороших" и "плохих". Я просто в перспективе предполагаю что такой возможности не будет и хорошим будет хоть какой нибудь клиент. Дай бот чтоб я ошибался)

Ответить
1

Я и в самые плохие времена отстранялся от таких клиентов.

Ответить
0

По хорошему завидую...

Ответить
0

токсичные клиенты губят любой бизнес чуть меньше чем токсичный владелец бизнеса. правильный бизнес это А, А+, В клиенты только.

Ответить
1

шта?

Ответить
0

По статистике если бизнес и b2b и b2c не избавляется от токсичных клиентов категорий D, E, F, то он умирает в средне-долгосрочной перспективе. Спасибо за интерес. Напишу по этому поводу статью. Я ответил на Ваш вопрос? Здесь не идет разговор о бизнесах, которые никак не могут регулировать клиентов. Например: магазины оффлайн. Регулируют: страховые компании, банки, предприятия, продающие продукты/услуги другим предприятиям.

Ответить
1

Как называется описательная теория, где клиенты категорируются по латинским буквам? (где почитать)

Ответить
0

Могу написать в двух словах (мы используем расширенную буквенную кодировку в 6 букв, но это наш внутренний классификатор, он зависит от многих факторов: рынок, продукт, клиенты, средний чек, средняя продолжительность сделки). Обычно больше 3-4 букв клиенты не кодируются. Кратко: клиенты категории А: много и постоянно платят. Бизнес получает в обороте и прибыли 80% и того и другого как правило именно от таких клиентов. Поэтому бизнес держится на них. Составляют обычно от 5 до 20% в общем количестве клиентов. Например можете посмотреть такого клиента: это ФНС (Федеральная налоговая служба РФ) в бизнесе ООО "ПНРА". Данные по этой информации открытые и общедоступные. Кстати у нас на сайте есть список потклиентов категории F ("test23.html") - это ликвидированные компании. Продажа таким компаниям невозможна. ABC-анализ смотрите в Википедии, например. Не уверен, что в VC разрешены прямые ссылки.

Ответить
2

Сначала музыкантам говорили: «Зачем покупать альбомы, вы и на концертах зарабатываете?» Теперь говорят, идите на Твитч и ждите донатов

Ответить
2

Столько всяких экспертных экспертов сразу повылазило давать свои ценные прогнозы :)

Ответить
2

Хм

Ответить
0

чего вообще?)

Ответить
0

Большие черные поля, смотрится тупо

Ответить
0

Ты зачем вайдмону подставился, бро?)

Ответить
0

Почему это так смешно?)))

Ответить

Комментарий удален

4

Он же директор, а не мамкин SMM-щик. 

Ответить
3

то ли дело в во всех стартапах директора 25-летние
кроме рся и адвордс других слов-то и не знают

Ответить
0

Стартап от Яндекса отличать будем? Масштабы, например? И про когнитивные способности и восприятие новой информации с возрастом тоже.

Ответить
0

Иди погугли про средний возраст директоров по маркетингу в штатах, сильно удивишься

Ответить
0

Там тоже пенсионный возраст подняли? Приходится работать?

Ответить
2

Нет, там у бизнеса двухсотлетние традиции и преемственность, поэтому старые и мудрые занимают все ключевые должности в крупных компаниях.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

3

а вам сколько сейчас? 

Ответить
2

А сколько нужно?

Ответить
1

А если он не знает, где в Zoom сменить фон, как он тогда вообще работал?

ну как как, не зумом единым. я в глаза не видел этот Зум, так как у нас другие инструменты для удаленной работы. 

Ответить
1

Если в Яндексе по таким критериям фильтруют людей, то сказать особо нечего.

Ответить
1

Интервью с человеком который просидел на жопе в одном кресле 15 лет. nuff said

Ответить
1

Есть еще один похожий дядька, любящий рассказывать сказки про IT:

Ответить

Комментарий удален

0

Отличное интервью. Спасибо.
Информация и выводы достаточно очевидные, но хорошо высказанные и сформированные. Осталось сделать рейтинг/голосования профессий которых "убьет"автоматизация.)

Ответить
0

- Что будет с SMMщиками в будущем?  
- "Сейчас в smm можно заскочить после месяца обучения, а через какое-то время окажется что нужно знать хорошо аналитику специализированную для smm" 

Экспертность гостя в данном вопросе - "посидеть на кухне". 
ИМХО. 

Ответить
0

При этом молчит об кучи народу который работает на Яндекс через компанию прокладки и которые сейчас в простоях. Пора его гнать.

Про продуктов гуманитариев, того пример Яндекса показывает, сколько компания слила денег на их и их хотелки

Ответить
0

Да мне кажется и без пандемии понятно, что двигатель прогресса это "здоровая лень". Нужно максимум все автоматизировать, сделать роботов, написать скрипты, обучить нейронки и т.п. чтобы потом не делать однотипную работу. Если бы разработчики такой "ленью" не отличались от других людей, то до сих пор бы наверное перфокартами пользовались. Как говориться лучше день потерять потом за пять минут долететь (извините собрать :))

Ответить
0

По образованию: хорош не тот учитель, которого слушают, а который умеет научить учиться ученику самому и источники находить правильные. И результат образования не "жеванные" знания, а практические умения. Иначе всегда хороших программистов будет не хватать, да и продажников b2b  по телефону. 

Ответить
0

Уважаю Себранта, но говорить, что пострадают «скучные профессии» хороший маркер того, что кто-тотнемного увлекся своими космолетами и футуризмом.
Пострадает вообще вся сфера услуг. И нет, не вся сфера услуг это скучно.

Ответить

Прямой эфир