{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Из журналистов — в дизайнеры Revolut: как найти себя, когда прежняя профессия умирает

Дарья Луганская много лет работала журналистом в крупнейших изданиях России, но после очередного «разгона уникального журналистского коллектива» всерьез задумалась о смене профессии.

Детский интерес к рисованию и профессиональная экспертиза в ИТ-отрасли подсказали направление — она стала продуктовым дизайнером.

Дарья рассказала, как она освоила новую профессию с нуля, нашла ментора благодаря интервью с основателем WhatsApp Яном Кумом и уехала жить в Лондон.

Сервис Работа.ру продолжает серию интервью о поиске работы мечты.

Агония журналистики в России

В 2013 году мы сидели с соседкой по квартире и думали, чем будем заниматься, когда наши СМИ разгонят. Она работала в «РИА Новости» (реорганизовано в конце 2013-го), а я в РБК. Подруга впоследствии уехала во Францию и начала создавать контент для театров, а я тогда впервые всерьез задумалась о том, чтобы заняться дизайном.

За время своей журналистской карьеры я работала:

— в газете «Московские новости»

— BBC

— Forbes Russia

— РБК

Мысль о дизайне появилась не спонтанно. Я с детства любила рисовать, но учиться в родном поселке городского типа этому по-настоящему было не у кого. Уже будучи журналистом, я всё время что-то читала о дизайне, ходила на митапы и конференции. Примерно три года я накапливала базу. Кстати, другая моя соседка тоже интересовалась дизайном, и я читала ее книги. Сейчас она работает арт-директором.

В 2015–2016 году я училась по стипендии Chevening в Лондоне на курсе Вестминстерского университета про медиа. В то время «закончилась» вместе с руководством РБК моя журналистская работа — речь об увольнении главного редактора газеты РБК и уходе вслед за ним всего редакционного руководства холдинга в 2016 году.

Я поняла, что не смогу реализовать свои амбиции — да, я могу работать в каком-то небольшом СМИ, но такой площадки, как РБК, самого читаемого новостного медиа в стране, которое не зависит от государства, в ближайшее время не будет. Мой курс был не очень тяжелый, поэтому в свободное время я потихоньку начала осваивать дизайнерские программы — пакет Adobe, Sketch и прочее.

Вернувшись в Москву, я нашла курс в Школе дизайна Высшей школы экономики. Я хотела где-то работать, а в свободное время — учиться. Я прошла модуль, но весь курс не закончила — он был слишком абстрактным, а, чтобы стать дизайнером, мне нужна была практическая работа.

Моим первым клиентом стала некоммерческая организация из Вашингтона, ей был нужен сайт, а денег на него не было. Я нарисовала для них макеты и получила первый кейс в портфолио.

Где найти фидбэк и первых клиентов

В 2017 году мы с моим партнером поехали в Нью-Йорк. Я получила оффер от телеканала RTVI, но работать там сразу без разрешения на работу, которое нужно оформить вдобавок к визе, не могла. Документ нужно было ждать три месяца, не выезжая из США. Срок затянулся еще больше — возможно, из-за политики Дональда Трампа.

Пока я ждала документы и фрилансила на Россию как журналист, я переключилась на дизайн и нашла первых клиентов. Параллельно я продолжала искать работу на фултайм — уже как дизайнер. Конечно, если бы не поддержка партнера и финансовая подушка, ничего бы не вышло.

Где учиться на дизайнера

В Нью-Йорке я прошла два трехмесячных курса — в Parsons School of Design (графический дизайн) и в School of Visual Arts (типографика). Занятия проходили после работы и по выходным. Три месяца двух курсов обошлись мне в тысячу долларов. При этом типографику преподавала специалист по типографике с гигантским опытом Ай­лин Стри­з­вер (Ilene Strizver), работавшая со знаменитым графическим дизайнером Гербом Любалиным. При выборе курсов лучше смотреть на опыт преподавателя — курс в более именитой школе Parsons вела более молодая девушка с менее впечатляющим резюме. Однажды ее замещала другая преподавательница, автор обложек Newsweek, — разница в уровне была очевидна.

А еще мне пригодились онлайн-курсы:

Bang Bang Education. Онлайн-курс по сеткам и основам композиции (не для начального уровня).

Coursera. Курс интерактивного дизайна от Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Бесплатный курс Udacity для знакомства с профессией.

Лекции Школы дизайна «Яндекса», доступные бесплатно на YouTube.

Параллельно с учебой я искала реальные проекты. Я нашла группу в «Фейсбуке», в которой начинающие программисты и дизайнеры объединяются в проектные команды.

Один британский дизайнер делал мобильное приложение, через которое можно было получать бонусы за рекомендации знакомых на работу в разные компании, и искал кого-то на подхват — я стала ему помогать.

Мы работали в Figma, в 2017 году это было удивительно, но очень полезно — сейчас в этой программе работают все. Потом оказалось, что это приложение — side-проект руководителя Google Assistant.

Как искать работу начинающему дизайнеру

В резюме дизайнера нужна правильная подача. Важны определенные формулировки, лучше сделать несколько резюме под разные типы вакансий. Например, менять шапку, чтобы подчеркнуть соответствие именно этой вакансии. Резюме должно умещаться на одной странице. Разумеется, ваша фотография, пол и место жительства никого не интересуют. А еще стоит убрать нерелевантный опыт, даже если от этого больно сердечку: мой журналистский бэкграунд никак мне не помогал.

Я искала работу в LinkedIn. Откликалась на вакансии на сайтах компаний. Обращалась к рекрутинговым агентствам. Можно искать работу и через платформу для стартапов AngelList (нашла там несколько проектов). Всегда полезно развивать нетворк — знакомиться с людьми в профессиональных сообществах, на митапах или через приложения (я использовала Shapr).

Для поиска клиентов в моем случае лучше всего сработали соцсети для дизайнеров. Дизайнеры используют Behance и Dribbble для создания своего портфолио и привлечения клиентов, а также на эти соцсети ориентируются рекрутеры. В моем случае идеально сработал Dribbble — клиенты приходили в основном оттуда. Некоторые писали напрямую в личку и на Dribbble. Благодаря этой площадке я поработала со стартапами из Израиля, США и несколькими российскими компаниями. Еще несколько клиентов я нашла через «Телеграм». В «Телеграме» есть множество групп, где общаются дизайнеры и сопричастные. Я опубликовала ссылку на свое портфолио в одной из таких групп, и это привело клиента.

Иногда журналистский опыт мне помогал. В Shapr я познакомилась с довольно маститым дизайнером (он работал с CNN и другими медийными проектами). Он увидел упоминание о том, что я делала интервью с основателем WhatsApp Яном Кумом, и поинтересовался, правда ли это. Мы подружились, и он помогал мне как ментор, подкидывал фриланс и пару раз давал рекомендации в компании.

Работу на полный день я также нашла через Dribbble. На меня вышел арт-директор агентства Concentric Health Experience, которое занимается промо для фармкомпаний и держит офисы в Нью-Йорке и Лондоне. У них горела вакансия, и меня быстро наняли.

Это была очень хорошая компания, с наградами в своей области дизайна, отличным офисом и приятной атмосферой в коллективе. Работа была не самая интересная, но с классными условиями.

К тому же там я могла учиться у коллег с хорошим дизайнерским образованием — они окончили Parsons и другие крутые школы. При этом зарплата у меня была почти вдвое выше, чем мне предлагали на RTVI, — до $100 тысяч в год.

Я работала по найму в агентстве около пяти месяцев. Потом мне нужно было вернуться в Россию по личным причинам. Я устроилась в «Яндекс» и отвечала за весь контент нового сервиса, онлайн-кинотеатра. Это была менеджерская позиция, которая предполагала, что я совмещаю свои медианавыки, налаживаю процессы и думаю о UX. Но я поняла, что мне гораздо интереснее заниматься продуктовым дизайном.

Параллельно с работой в «Яндексе» я проходила трехмесячный курс по продуктовому дизайну от «Нетологии», созданный в партнерстве с лондонской компанией Badoo (сейчас она называется Magic Lab и объединяет несколько предложений для знакомств, в том числе Badoo, Bumble и другие).

Курс занимал все выходные, но точно стоил того. К тому же по его итогам меня, как лучшего студента, пригласили в офис Badoo в Лондоне на недельную стажировку.

В «Яндексе» я нашла себе нового ментора — дизайнера «Яндекс.Музыки». Он давал мне фидбэк и помогал с моим проектом для Badoo. Он же посоветовал мне пойти на дизайнерскую стажировку в «Яндексе». Нужно понимать, что на стажировку в «Яндекс» берут только с опытом работы — здесь не учат с нуля, а требуют решения продуктовых задач с первого дня.

Для меня это был шаг вниз по карьерной лестнице и падение по зарплате, но возможность прокачать именно дизайнерские навыки. Я дождалась запуска нашего продукта, настроила процессы так, чтобы без меня всё не сломалось, и ушла.

Три месяца стажировки были очень крутыми, я решала реальные продуктовые задачи. Мне повезло с ментором — ему было не лень постоянно давать фидбэк и присылать мне ссылки на статьи и книги.

В целом «Яндекс» — очень хорошая среда для развития. Можно попробовать очень многое и научиться делать продукты для большой аудитории. После стажировки меня взяли на вакансию в «Яндекс.Почту». Там я проработала год.

Потом я случайно попала в Лондон. У меня был друг, который раньше работал в Лондоне, но вернулся в Москву. Он знал, что я очень хочу однажды вернуться в Великобританию. А я считала, что у меня недостаточно дизайнерских скилов. Он прислал мне вакансию: «Один русский финтех-стартап ищет дизайнеров». Сразу было понятно, что этот стартап — Revolut.

Процесс найма прошел быстро. Меня взяли на вакансию в Лондоне в июле и сделали визу за четыре месяца. В ноябре 2019 года я переехала в Лондон. В Revolut я занимаюсь дизайном продукта — он включает и UX, и UI (то есть и логику, и визуал). Здесь подходящая мне атмосфера: мы очень быстро и амбициозно фигачим. Что позволило мне многому научиться.

В Revolut занимаюсь и тем, что здесь называют функциональным менеджментом, — выступаю ментором для других дизайнеров. Функциональный менеджер дает фидбэк и выставляет оценку навыков на квартальных ревью.

Я стараюсь отдавать полученный опыт — например, курирую студентов Британской высшей школы дизайна как представитель клиента: они делают финальный проект по брифу Revolut. Я придумала им задачу, которую нужно решить, и даю фидбэк в процессе.

Советы для тех, кто хочет сменить профессию:

  • Не ведитесь на хайп. Одно время я хотела пойти в data science, ведь там много платят. Но потом я посидела за таблицами во время стажировки по журналистике данных в лондонском офисе газеты Guardian и чуть не умерла от скуки. На волне популярности профессии можно стать программистом и сильно разочароваться потом — у меня были такие знакомые.
  • Подумайте о своих интересах. Стоит проанализировать свои склонности, навыки, старые увлечения. Иначе в новой профессии ждет разочарование.
  • Оцените, как нынешние навыки помогут в новой профессии. Иногда первая профессия может помочь неожиданным образом. Например, я каждую неделю презентую свой дизайн нашему руководству и мне очень помогают навыки коммуникации и структурирования информации из журналистского прошлого.
  • Подготовьте финансовую подушку и подумайте, сможет ли вас обеспечить новая профессия. Какие деньги новая профессия будет приносить на старте? Очень здорово проснуться и решить, что хочешь сменить профессию, но всегда есть реальные обстоятельства. Сколько вы будете зарабатывать в режиме подработки и будете ли зарабатывать вообще?
  • Не сдавайтесь, если что-то идет не так. Не всегда всё будет получаться с первой попытки. Вас будут критиковать, вы будете раз за разом получать отказы. Стоит понимать: не всегда провалы означают, что вам не суждено состояться в новой профессии. Мне поставили тройку на защите дипломного проекта на курсах, а потом с этим проектом меня пригласили на стажировку в Badoo и взяли в «Яндекс». Я не знаю, сколько компаний ответили «нет», но много. Следите за своим прогрессом и старайтесь оценить ситуацию по возможности объективно — какой баланс провалов и успехов и стоит ли продолжать?
0
67 комментариев
Написать комментарий...
Юрий Иванов

Дизайн для меня нечто далекое и вообще не знаю, что тут сказать по теме. Но вот считаю, что девушки наверное в дизайне неплохи, потому , что больше оттенков цветов различают физиологически.

Ответить
Развернуть ветку
baguette, again

Скорее это культурные особенности, не связанные с полом физиологически.

Если мальчик скажет, что персиковый оттенок отличается от лососевого, на него косо посмотрят. Раз, два и он уже скажет – «ну че-то там красное или оранжевое».  Хотя детекторы в глазах одинаковые, просто в голове никто не затачивал отличия, так еще и блоки ставил на определенные якобы «девчачьи цвета». Попробуйте пройдите тест на цветочувствительность несколько раз подряд – это тренируется.

Аналогично и с композицией – кто-то заточен на создание из кусочков большего и большего, а кто-то сразу видит всю картину, а потом уточняет. 

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда