{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

За какими специалистами охотятся сегодня?

Я — практикующий бизнес-коуч и карьерный консультант, и хочу поделиться, какие специалисты востребованы сегодня в первую очередь. В статье я также расскажу, какие навыки стоит развивать прямо сейчас, чтобы быть в топе в ближайшие годы.

Люди с инженерным мышлением

Вы наверняка слышали, что многих из нас в скором времени заменят роботы. Опасения не беспочвенны: по данным доклада Jobs of Tomorrow, более 75 миллионов людей в мире могут остаться без работы из-за роботизации и автоматизации. В Оксфорде считают, что роботы возьмут на себя половину рутинных задач уже через 15-20 лет. 68% предпринимателей уверены, что будущее бизнеса — за искусственным интеллектом, но! взаимодействующим с человеком.

Чтобы компаниям успешно включать в свою деятельность ИИ, нужно уметь с ним работать, а потому растет спрос на специалистов с инженерным мышлением. Такие люди в процессе инженерного исследования задействуют свои знания сразу в нескольких естественно-научных областях, а также подключают воображение. STEM-подход (Science, Technology, Engineering and Math) объединяет науку, технологии, инжиниринг и математику, и главное — делает фокус на практику. Рейтинг самых востребованных специалистов на ближайшие 10 лет от HeadHunter почти полностью состоит из профессий, связанных со STEM.

STEM-специалистов не хватает: президент Microsoft Брэд Смит называет нехватку таких профессионалов «кризисом гениев» для технологических компаний. Власти США подталкивают инвестировать в развитие STEM-образования в стране. В России уже можно получить передовое актуальное образование. Например, сильную STEM-магистратуру «Цифровые технологии в бизнесе» совместно с МФТИ и МТС в этом году запустили в бизнес-школе Сколково. Прошедшие конкурс бакалавры смогут получить микс глубоких технических знаний, управленческих навыков и полтора года будут работать над созданием реальных цифровых продуктов в одной из самых инновационных компаний страны. Такие магистерские программы в России можно пересчитать по пальцам, да и за рубежом их тоже не так много: Нормандская бизнес-школа во Франции, университет науки и технологии HKUST в Гонконге, Университет Мангейма в Германии и Университет Киннесоу в США. Однако в условиях закрытых границ и COVID-19 отечественное образование становится особенно актуальным и готово конкурировать с зарубежным.

Специалисты с прокачанными надпрофессиональными навыками

Долгое время считалось, что MBA — пик карьерных возможностей, предел мечтаний. Раньше, если работник с инженерным, да и любым другим образованием хотел стать управленцем, он заканчивал MBA. Сейчас управлять людьми и производством готовы доверить уже молодым специалистам, у которых прокачаны надпрофессиональные навыки (soft skills). К ним относятся самоорганизация, эмоциональный интеллект, осознанность, коммуникативные навыки, креативность, умение работать в команде и управлять проектами. Востребованность «гибких» специалистов на мировом рынке подтверждается опросами: согласно данным LinkedIn, 92% респондентов считают надпрофессиональные навыки и профессиональную экспертизу одинаково важными.

Но вообще нужно быть готовым к тому, что прокачивать свои софт-скиллы и работать над самоорганизацией, эмоциональным интеллектом и стрессоустойчивостью придется всю жизнь. Онлайн-университеты быстрее осознали спрос на данное направление. «Нетология» в июне запустила первый поток курса «Soft skills для руководителей», который длится пять месяцев. Еще один курс по гибким навыкам к запуску готовит образовательный портал GeekBrains и Mail.ru Group — обучение стартует 11 августа. Если денег или времени на прохождение курса пока нет, можно начать с книг: школа «Икра» дает отличную подборку литературы для прокачки разных сфер жизни.

Выпускники технологических компаний, а не классических университетов

В новых условиях классическое образование не всегда идет на пользу будущим выпускникам. Несоответствие компетенций работников требованиям работодателей растет — и остается одной из главных проблем мирового рынка труда. К сожалению, даже лучшим вузам России не удается оперативно отвечать на запросы бизнеса к образованию. Поэтому корпорации уровня «Яндекс» и Mail.ru Group сами готовят себе работников, а инновационные компании запускают совместные образовательные программы с ВУЗами, начав конкурировать за будущих лидеров технологического рынка уже на этапе университета. О совместной магистратуре Сколково, МФТИ и МТС уже было сказано. Ее выпускники программы станут не просто первоклассными технарями, но и управленцами, умеющими вести проект и команду, проверять гипотезы, пробовать выводить продукт на рынок. Таких специалистов ждут лучшие технологические компании страны и мира. Еще пример — образовательный проект компании «Интерсвязь» и разработчика NapoleonIT, в рамках которого с этого года начнут готовить профессионалов в машинном обучении. Магистратура на базе университета ЧелГУ включает стажировку и работу с реальными кейсами в сфере Machine Learning, Highload и Project Management. Обучение специально сделали вечерним, чтобы у студентов была возможность совмещать учебу с работой в компаниях-партнерах проекта.

Практики, а не теоретики

И, продолжая разговор о классическом образовании, нужно отметить, что практика в вузах часто носит ознакомительный характер, и не всегда — по-настоящему прикладной. Акцент на практику делают в Высшей школе менеджмента СПбГУ. У школы 75 академических партнеров по всему миру, с достойным списком партнеров для стажировок, в том числе и за рубежом: «Газпром Нефть», L'oreal, Colliers International, KPMG, PwC и др. Практико-ориентированным вузом считается и ВШЭ. Порядка 20% учебной нагрузки студентов составляет проектная и исследовательская работа. Но речь здесь идет не об опыте работы, скорее о формате обучения: студенты делают презентации, вместе обсуждают доклады и научные труды, проводят деловые ролевые игры, участвуют в симуляторах. Для преподавания курсов привлекаются специалисты-практики, работающие в международных и российских компаниях. Но это все равно пока не сопоставимо с интеграцией реальную работу и проекты.

У выпускников с ценным практическим опытом гораздо больше шансов попасть в топовые компании и корпорации. Если вы еще учитесь или только начинаете карьеру, советую как можно раньше начать получать релевантный будущей профессии опыт. Смотрите требования к вакансиям, чтобы понять, каких навыков вам не хватает, и прокачивайте их. Говорите с эйчарами, кого и какие компетенции они ищут. Не пренебрегайте бесплатными стажировками, если они обещают интересные задачи.

Сложившиеся команды, а не одиночки

Для решения задач и запуска новых продуктов компании готовы брать не одного специалиста, а целые сложившиеся команды. Уже сформированная команда может оказаться для компании даже полезнее.

Так, в 2018 году QIWI запустила программу Product Hub QIWI Universe 3.0. Компания выделяла каждой команде до 3 миллионов рублей на быстрый запуск и тестирование совместного пилота за счет QIWI. Вся программа была направлена на практику и обучения не подразумевала. Из всех заявок выбрали 6 команд. Спустя год, подводя итоги, QIWI рассказала, что 4 из 6 пилотов оказались успешными. Например, с командой EORA компания сделала кейс по аналитике данных. Сотрудничество привело к повышению оборота партнеров QIWI. Участники тоже остались в плюсе: за счет крупной компании смогли реалистично взглянуть на свои бизнес-кейсы и поняли ошибки.

Корпорации не готовы выделять средства для друзей-энтузиастов, которым захотелось поработать вместе, что разумно. Команде придется доказать свою сплоченность и продуктивность. Вот по каким критериям могут проверить ценность коллектива. По мнению Алексея Катаева из Skyeng, важно учитывать выполнение планов командой: сколько запланированных задач удалось реализовать. Также можно считать количество инцидентов — учитывать каждую неудачную выкатку или баг, чтобы затем оценить потери бизнеса. Также важно оценивать ресурсы команды и проводить опросы продакт-менеджеров, разработчиков, заказчиков, чтобы понять слабые места команды и поработать над ними. Еще один способ — ставить членам команды временные рамки и наблюдать, насколько эффективно они справляются со своими задачами в указанные сроки.

Резонный вопрос, где же формируются такие команды. Специалисты могут объединяться как в процессе работы и переходить из одной компании в другую, так и во время учебы на практико-ориентированных программах. Но, если говорить об учебе, речь все равно будет идти о специалистах с практическим опытом работы. Помимо учебы, еще одно частое место встречи — хакатоны. Подобные соревнования проводят корпорации вроде «ВКонтакте», Фонд содействия инновациям, КБ «Стрелка», Тинькофф. Во время хакатона можно не только познакомиться и обменяться знаниями, но и найти единомышленников для будущего стартапа.

Резюме

Подводя итог вышесказанному: вне зависимости от специальности, инженерное мышление и надпрофессиональные навыки крайне важно развивать. Они в сочетании с профессионализмом помогут быстрее адаптироваться к новым условиям, быть гибче и лучше взаимодействовать с людьми, что делает вас более востребованным специалистом в лице работодателя. Если вы студент, старайтесь как можно раньше начать получать реальный опыт, проходите стажировки, ищите наставников и участвуйте в хакатонах. И не бойтесь перемен, они всегда приводят к лучшему!

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Константин

Воды, как в дипломе выпускника бакалавриата, сразу видны навыки бизнес-тренера. Зачем так обмусоливать каждый тезис, когда можно было структурировано и лаконично записать их в 3 пункта?

Ответить
Развернуть ветку
danil nik
Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Нельзя взять, и просто так упомянуть ВШЭ. А то у людей может сложиться обманчивое впечатление, что это топовый ВУЗ.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Фомин

Сейчас в России есть передовые ВУЗ? Вопрос серьезный)))))
Изучая кучу учебного материала ВУЗ, образование отстает лет на 10-15.

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Нас в прошлом веке как учили: инженер - это не тот, кто всё знает, а тот, кто знает, как всё узнать. Поэтому даются платформенные знания. Что толку пять лет назад все кинулись учить блокчейну, кем они сейчас работают?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Фомин

Согласен полностью )))))

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Выпускники технологических компаний, а не классических университетов..

Правильно, компании готовят себе винтиков, которые потом даже работу сменить не смогут) 
Классические универы дают тебе кругозор. 

А технологические компании если будут заниматься обучением (взамен универа) - вырастят специалиста чисто под себя. Он потом нигде больше и работать не сможет (или с большим переобучением).

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт
Я — бизнес-коуч
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Бондаренко

"Я — практикующий бизнес-коуч и карьерный консультант"
Пацаны, фас...

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда