{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как побеждать на каждом этапе отбора в компанию: советы продакт-менеджера

Привет! Меня зовут Влад Якупов, за последние 4 года я запустил 6 продуктов в Genesis и Easybrain. Сейчас развиваю свой EdTech стартап skillsetter.

В этой статье собраны посты из моего телеграм канала.

Внутри прикладные советы, как выбрать место работы, составить правильное резюме, выполнить тестовое задание и пройти интервью с рекрутером и продакт-менеджером.

Структура

Как найти свой карьерный вектор. Как понять, что тебе нравится, а потом стать в этом лучшим.

Куда идти работать. Стартап? Или корпорация? Или все-таки стартап?

Скрининг резюме. Восемь ошибок, которые есть в твоем резюме.

Тестовые задания. Как решать тестовые задания, чтобы звали на интервью.

Интервью с рекрутером. Как надо и не надо отвечать на шесть популярных вопросов.

Техническое интервью. Как выглядит решение бизнес-кейса у продакт-менеджеров.

Вывод. Обобщающий совет.

Как найти свой карьерный вектор?

Большинство людей «плывут по течению» в карьере. Они соглашаются на первую попавшуюся работу после университета. Она им не нравится, но уж куда взяли. Результат — карьерный застой на 5-10 лет. Такие люди становятся неплохими специалистами. Но чтобы стать великим специалистом, нужно контролировать вектор своего развития.

Всю карьеру можно разделить на два этапа: период «постоянного ДА» и период «постоянного НЕТ». Первый этап поможет выбрать основный вектор, а второй этап — не отклоняться от него.

Этап «постоянного ДА» нужен для того, чтобы определиться, какое дело подходит именно тебе. На этом этапе надо соглашаться на все, что поможет тебе попробовать новое.

Стажировка? Да. Запустить стартап с друзьями? Да. Съездить на конференцию? Да.

Период «постоянного ДА» не должен длиться всю жизнь. Он заканчивается, как только ты выбираешь свой вектор развития. Чтобы его выбрать, нужно попасть в два критерия: удовольствие и возможности. Тебе нравится это дело? У тебя хорошо получается? Если ответ на оба вопроса «да», то вектор выбран.

Далее идет этап «Постоянного НЕТ». Надо перестать отвечать на любую возможность согласием. Успеха можно достичь, только находясь в фокусе, сохраняя свой вектор. Если двигаться по двум векторам одновременно, высока вероятность не преуспеть ни в одном.

Стартап в новом направлении? Нет. Проект, который не связан с твоим вектором? Нет. Непрофильная конференция? Нет.

Нужно начать с осознания и принятия такого подхода. Важно задать правильный майндсет. Все остальное — резюме, собеседования, перформанс на работе — следствие.

Куда пойти работать: стартап vs корпорация?

Разберем на моем примере.

Шаг 1. В начале у тебя нет опыта. Легче всего его получить в стартапе: запускать свой или присоединяться к знакомым. В стартапе можно учиться на практике, создавая что-то новое. Параллельно учиться в университете или на курсах. Я создавал с друзьями Wepster, ArtRubber и третий стартап, название которого уже никто помнит.

Шаг 2. Получив опыт, нужно найти ментора. Ментор — это крутой менеджер, у которого есть чему поучиться. Это проще сделать в крупной компании. После стартапов я работал в Genesis. Учился у моего менеджера и CEO компании.

Шаг 3. Поработав с ментором, нужно переходить на C-level позицию в стартап. Или снова запускать свой, но теперь обладая большим опытом и возможностями. Так и появился skillsetter.

Сейчас объясню.

Чтобы попасть в корпорацию на хорошую позицию, нужен сильный бэкграунд: либо большой опыт на релевантной позиции, либо стартап-бекграунд. В крупные ИТ-компании берут людей с enterpreneurial майндсетом. Тех, кто умеет находить и принимать бизнес-решения. Сформировать такой майндсет можно в стартапе. Такой подход позволит попасть в корпорацию быстрее, нежели за счет линейного роста в компании.

В стартапе можно получить много навыков: изучить маркетинг, продакт, аналитику. Все в рамках одной роли. В стартапе легче всего понять, какой конкретно карьерный вектор тебе подходит.

Но зачем уходить из стартапа в корпорацию?

Чтобы работать с крутым менеджером. Очень важно какое-то время поработать с опытным человеком из сферы, в которой ты хочешь развиваться. Можно посмотреть, как он мыслит, какие у него навыки, как он принимает решения. В корпорации проще всего найти нескольких хороших менторов. Это даст тебе фундаментальную прокачку Hard и Soft Skills.

После нескольких лет опыта в корпорации есть вариант уходить в стартап на C-level позицию или же пробовать запустить новый. В стартапе расти до следующего уровня можно гораздо быстрее. Ты сможешь принимать ключевые решения о своем продукте, управлять командой. Это гораздо интереснее.

Вас не зовут на интервью из-за этих ошибок в резюме

За свою жизнь я видел много резюме продакт-менеджеров, маркетологов, разработчиков и дизайнеров. Большинство из них плохие. Смотришь на них и такое ощущение, что люди не хотят на работу.

В этом посте восемь ошибок, которые бесят всех hiring-менеджеров:

1. «Оригинальный» шаблон

Оформление не должно мешать сути. Последнее время часто встречаются резюме, где навыки отмечаются звездочками или шкалой. Это может и выглядит красиво, но чему равен уровень английского “4 точки из 6”? Не известно.

Оформление должно быть простым. Желательно, на белом фоне. Я пишу это, потому что видел зеленые резюме.

2. Абстрактные формулировки

«Управляю проектами”, “анализирую данные». Эти фразы не говорят работодателю ничего. В резюме нужны цифры.

«Умею работать с командой” замени на “Управлял командой из 3 человек». Сразу будет ясен твой опыт. Есть большая разница между командой из 3 и 50 человек.

Управлял проектами? Укажи достигнутые KPI, финансовые показатели. Без цифр это все выглядит как пустословие.

3. «Владею MS Office: Word, Excel, PowerPoint...»

Никогда не пиши это. Сейчас 2020, офисом или гугл доками владеют все.

4. Банальные хобби

Хобби показывают, что ты живой человек. Никто не хочет нанимать робота, который может только писать отчеты и анализировать таблички. Но здесь важно не писать банальности.

Так нельзя: путешествия, кино, музыка

Так можно: серфинг, черно-белое кино, джаз (если это правда, конечно)

5. Нерелевантный опыт

Если ты был грузчиком или доставщиком в Uber eats, не надо добавлять этот опыт в резюме продакт-менеджера. Даже если это единственный опыт. Работодатель не сделает никаких выводов из этого.

Но так работает не всегда. Если ты был медиком и теперь хочешь стать продакт-менеджером в HealthTech, тогда этот опыт нужен в резюме. Работодатель будет понимать, что ты разбираешься в процессах, терминологии и проблемах индустрии.

6. Технический язык

Резюме должно быть понятным. Все непонятное не нравится, это человеческая природа. Есть понятные аббревиатуры и термины, которые знают все: Scrum, MVP и round A. С ними все ок, можно использовать.

А есть термины, которые могут быть непонятны: RFM-анализ, HADI-циклы, Growth loop. Их поймет нанимающий продакт-менеджер. Но сначала твое резюме смотрит рекрутер.

7. Ссылки на все соцсети

Во многих стандартных шаблонах резюме есть поле для соцсетей. Но здесь важно знать меру. Работодателю важно видеть твой профессионализм, а не личную жизнь.

Linkedin — да.

Facebook — только если внутри блог.

Instagram с фотками пива — нет.

8. Фото

Не добавляй свое фото. Это уместно, если ты актер или модель. В остальных случаях внешность не должна играть роли.

Может показаться, что какие-то пункты более важны, а какие-то менее. Но на самом деле резюме воспринимается целостно, по нему складывается впечатление о кандидате. Поэтому важны все пункты. Исследования показывают, что рекрутер тратит на первичный просмотр резюме 7.4 секунды. Если на первый взгляд что-то не понравилось, то резюме дальше не проходит.

В конце наших курсов есть карьерная глава. Мы рассказываем как побеждать на всех этапах отбора и получать несколько офферов. Чтобы твои шансы были выше, используй наш шаблон резюме. Он минималистичный и удобный. И в нем нет зеленого фона.

Как решать тестовые задания

После скрининга резюме зачастую идет тестовое задание. Это обязательный этап практически на все junior и middle позиции. Он нужен работодателю, чтобы оценить навыки из резюме на практике. Но тестовое задание нужно и тебе.

Ты увидишь, какие задачи тебе предстоит выполнять в новой компании, какую обратную связь дает менеджер на твою работу. Компания может оказаться не такой уж и замечательной, как в описании вакансии.

К тому же, тестовое задание — это твоя возможность выделиться среди других кандидатов. Качественно выполненное тестовое задание поможет закрыть пробелы в резюме и повысит твои шансы на интервью.

Представь, что ты устраиваешься в стартап и получаешь такое тестовое задание: «Как привлечь новых пользователей в Preply?». Его можно решить за шесть шагов.

1. Изучи компанию. Удели этому несколько часов. Покажи, что ты в курсе происходящего и делай в тестовом отсылки на факты. Preply — это платформа для изучения языков с репетитором. Суть продукта — онлайн-чат, в котором соединяют учителя и ученика. Ранжирование репетиторов происходит на алгоритмах машинного обучения.

Понятное дело, что ты не знаешь всех деталей: какой алгоритм используется, какая продолжительность сессии, сколько активных пользователей. Но в тестовом задании нельзя совершать фактических ошибок. Например, советовать выйти на рынок Испании, если компания уже там есть.

2. Сфокусируйся. Ключевая задача в нашем тестовом задании — улучшить User Acquisition. Но пользователи — это слишком абстрактно, надо конкретизировать. В Preply это могут быть репетиторы или ученики.

Лучше выбрать кого-то одного и сделать тестовое только для них. Это поможет сфокусироваться и сделать более глубокие выводы. Допустим, ты выбираешь учеников.

В учениках будет три персоны:

– Путешественники. Учат язык для комфортных поездок.

– Абитуриенты. Хотят учиться за границей.

– Карьеристы. Хотят работать в международной компании / переехать за границу.

Можно либо работать со всеми, либо сфокусироваться на ключевой персоне. Допустим, это абитуриенты. Работая с одной конкретной персоной, тебе будет намного проще сделать качественное тестовое задание.

Не забудь объяснить, почему ты не рассматриваешь остальных персон в свое ответе.

3. Добавь цифры. Нужно не только придумать креативное решение, но и оценить возможный эффект. Посчитай простую модель, и твое тестовое уже будет выделяться. Ты можешь посчитать количество иностранных первокурсников в США или оценить LTV для разных сегментов внутри одной персоны.

4. Структурируй и визуализируй. Чтобы твое тестовое задание было проще воспринимать, используй слайды и фреймворки. Расположи персоны в квадрантах, оцени каждую идею по ICE-score, составь Marketing Mix для привлечения пользователей. Упростив жизнь проверяющему, ты повысишь свои шансы на интервью.

5. Расскажи об ограничениях. Решение не может и не должно быть идеальным. Важно указать, что ты знаешь об ограничениях и недостатках своего решения. Это покажет, что ты критично относишься к своим решениям.

В примере с Preply мы сфокусировались только на одной персоне, отложив остальные. Это недостаток решения. В работе с абитуриентами есть два ограничения: у них мало денег и много доверия оффлайн решениям. Команда должна будет помнить об этих рисках.

6. Покажи другим. После нескольких часов работы над решением тебе будет сложно посмотреть на него со стороны. Произойдет кратковременная профдеформация.

Попроси друзей и коллег посмотреть тестовое задание. Они найдут слабые места, которые мог заметить проверяющий. Лучше сделать две-три итерации.

Чтобы решать тестовые задания правильно, нужна практика. Нельзя просто прочитать советы в каком-то телеграмм канале. Нужно решать реальные тестовые задания.

Мы создали бесплатный тренажер тестовых заданий для продакт-менеджеров. Собрали 30 заданий из топовых IT-компаний: Airbnb, Uber, Booking, Google, Facebook. Ты сможешь сначала решить задание самостоятельно, а потом посмотреть, как его решили другие продакт-менеджеры.

Как отвечать на популярные вопросы рекрутеров: 6 примеров

Большинство людей ненавидят этот этап: тебя о чем-то спрашивают, оценивают. Сплошной стресс. Но с таким отношением офферы будет получать сложно.

Нужно полюбить интервью с рекрутером. Ходить на них с удовольствием, чтобы ладошки не потели. Для этого надо понять, зачем нужны интервью с рекрутером, а потом подготовиться к самым популярным вопросам.

У рекрутера есть пять целей:

1. Узнать о тебе побольше. Убедиться, что твой опыт соответствует требованиям вакансии.

2. Понять, почему ты хочешь попасть именно в эту компанию. И хочешь ли — или просто рассылаешь резюме всем подряд?

3. Разобраться, почему ты ищешь новую работу. Что тебе не нравится на текущем месте.

4. Проверить твои soft skills. Это нужно, чтобы команда не устроила бунт после твоего трудоустройства.

5. «Продать» тебе вакансию. Для этого рекрутер рассказывает тебе о роли и компании, а в ответ ждет твои вопросы.

К каждой цели есть свой вопрос. Разберемся на конкретном примере, как на него отвечать.

Познакомимся с Никитой. Никита — продакт-менеджер, у него 4 года опыта в мобильных продуктах. Но в его компании появились финансовые проблемы и его сократили. Теперь он ищет новую работу. Он откликается на вакансию компании X, которая занимается разработкой мобильных игр. Посмотрим, как он мог бы ответить на вопросы рекрутера: плохо и хорошо.

Вопрос 1 — Расскажи немного о себе.

Плохо: Я учился в университете на программиста. Потом работал разработчиком в Z-gaming. Было круто, я узнал там много нового. Когда мне надоело работать на дядю, я создал стартап. Сам набрал команду и мы создали игру-стратегию Clash. Она не выстрелила, но я понял, что быть менеджером — интересно. Тогда начал искать работу в продакт-менеджменте и попал в SmartApps. Проработал там 2.5 года, запустил 5 продуктов: приложения для обработки фото-видео и две casual игры.

Хорошо: Я работаю менеджером мобильных продуктов уже 4 года. Мое последнее место работы — SmartApps. Там я запустил 5 продуктов: 3 приложения для обработки фото и видео, casual-игру раскраску и brain-training игру. Мой самый популярный продукт — приложение для видео-stories в Instagram, 550.000 скачиваний в AppStore за 3 месяца.

До этого у меня был свой стартап, я создал мобильную игру-стратегию Clash, потому что горел играми. Она не выстрелила, но это был мой первый опыт в менеджмент, я получил много полезных уроков. Ранее я был разработчиком, поэтому досконально понимаю все процессы.

Комментарий: Рассказ о себе должен быть структурным и лаконичным, до трех минут. Важно дать понять, что тебе интересна предметная область твоей работы, ты работаешь не только ради зарплаты. Начинать лучше с последнего и наиболее релевантного опыта.

Вопрос 2 — Расскажи кратко о своих любимых проектах.

Плохо: У меня нет какого-то любимого проекта. А, ну может Hype Stories, приложение для обработки видео. Его главная фича — нейросеть, которая подбирает музыку под видеоряд. Мы создали продукт в партнерстве с SoundCloud, музыка выбирается с их площадки. Если что-то конкретное интересно, спрашивайте.

Хорошо: Расскажу про Hype Stories, приложение для обработки видео. Я уже упоминал его, 550.000 скачиваний в AppStore. Его главная фича — нейросеть, которая подбирает музыку под видеоряд. Пользователь загружает свой ролик, а на выходе получает клип. Мы создали продукт в партнерстве с SoundCloud, музыка выбирается с их площадки.

Я работал с командой AI-разработчиков. Это был технически сложный процесс, но мы справились. Нейросеть довольно точно распознавала движение на видео, чтобы подобрать нужный ритм музыки.

Весь процесс от начала разработки до запуска занял 6 месяцев. Мы разработали нейросеть, сделали UI/UX дизайн, провели Usability-тестирование и спланировали маркетинг к релизу. Работали по Kanban… <далее подробности работы и использованных технологий>

Комментарий: На этот вопрос нет универсального ответа, который бы работал для всех. Кому-то важно послушать про метрики, а кому-то про взаимодействие с командой. Нужно чувствовать, что надо рассказать в каждом отдельном интервью.

Вопрос 3 — Почему тебе интересно работать в нашей компании?

Плохо: Я увидел вашу вакансию на LinkedIn и подумал: почему бы и нет? У меня есть релевантный опыт и зарплата у вас высокая. Продукты на слуху. Уверен будет интересно и полезно.

Хорошо: Я общался с вашим CPO на конференции, мне очень понравились его мысли о работе с Retention в играх. Потом я увидел вакансию и понял, что это отличная возможность создать новую игру.

Когда я перешел в SmartApps, я переключился с игр на другие приложения, но быстро понял, что это не мое. И снова начал работу над играми, теперь casual. Жаль, мне не много удалось сделать до сокращения. Но у вас мне точно удастся реализовать все идеи. Это логичное продолжение моего карьерного пути.

Комментарий: Компании не заинтересованы в трудоустройстве кандидатов, которые не могут объяснить, почему они хотят трудоустроиться именно здесь. Причем денежную мотивацию вообще лучше вынести за скобки, нужно говорить именно о нематериальных ценностях.

Вопрос 4 — Почему ты решил уйти с прошлого места работы?

Плохо: Наш CEO оказался недальновидным человеком и компания ушла в долги. Естественно, они решили рандомно сократить половину штата. И вот я попал в число «счастливчиков». Причем попросили написать заявление по собственному желанию, чтобы ничего не платить. Теперь я хочу работать в более стабильной компании.

Хорошо: У моей компании изменилась организационная структура из-за финансовых проблем и меня сократили. Мне было жаль уходить, но раз так получилось, я готов двигаться дальше.

Комментарий: Заранее продумай, как объяснить причину, по которой ты меняешь компанию. Если тебя уволили, не пытайся это скрыть. Расскажи об обстоятельствах и своих выводах из этой ситуации.

Вопрос 5 — Ты упомянул Retention в играх. Можешь рассказать, как и зачем он считается?

Плохо: Ну и вопрос, как будто я на джуна откликнулся. Retention — это удержание пользователя, его возврат в продукт. Важен, чтобы понять, ценен ли продукт для пользователя. Нужно считать retention по когортам. Количество пользователей в продукте на день N разделить на день 0 и умножить на 100%.

Хорошо: Конечно. Retention — это метрика, которая отображает эффективность возврата пользователей в продукт. Она важна, чтобы понять, есть ли в продукте ценность для пользователя, хорошо ли эта ценность доносится. Чтобы ее посчитать, нужно взять количество пользователей в продукте на день X, разделить их на количество пользователей в нулевой день и умножить на 100%. Так мы узнаем, сколько пользователей, которые установили продукт X дней назад, остались в продукте.

Комментарий: Разговаривай простым языком. Как правило, рекрутеры не понимают глубоких деталей профессии, а идут по чек-листу, который подготовили для вакансии. Не будь высокомерным.

Вопрос 6 — У тебя есть какие-нибудь вопросы о вакансии?

Плохо: Нет.

Хорошо: Да. Кто входит в продуктовую команду? Какой уровень автономности в команде? Кому я буду отчитываться о проделанной работе?

Комментарий: Нельзя говорить нет. Даже если ты все знаешь про позицию и компанию, все равно надо задать вопрос. Хотя бы один.

Общий вывод

Ключ к успеху — уверенность в своих ответах. Для этого нужно тренироваться. Нельзя получить работу, провалив интервью с рекрутером.

Мы подготовили для тебя простой тренажер. Внутри список из 150 популярных вопросов на интервью с продакт-менеджерами. Напиши ответ к каждому вопросу и оффер твой.

Как проходит техническое интервью: на примере Netflix

Техническое интервью — самый таинственный и непонятный этап отбора. Кто-то дает математические задачи, кто-то бизнес-кейсы, а кто-то задает поведенческие вопросы.

Сегодня мы разберемся с бизнес-кейсами. На таких интервью кандидату нужно решить бизнес задачу от интервьюера. Обычно кейс связан с компанией, в которую происходит отбор.

Пример решения бизнес-кейса в Netflix. В ролях Интервьюер и Кандидат.

1. Уточнение проблемы

(И) В Netflix уже несколько недель идет обсуждение модели монетизации. Сейчас мы работаем по подписке с бесплатным триалом на 30 дней, но у команды есть предложение заменить триал на Freemium модель. Стоит ли нам это сделать и почему?

(К) Понятно. А какие есть проблемы с текущей моделью монетизации?

(И) Конверсия в покупку ниже ожидаемой. Пользователи создают новые аккаунт после окончания бесплатного триала.

(К) Ясно. А изменение модели будет сразу на все рынки?

(И) Пока что неизвестно.

(К) Окей, понятно. Мне нужна минута, чтобы набросать базовую структуру.

2. Структура

(К) Я думаю, что надо проанализировать Freemium модель по двум критериям: преимущества и недостатки.

(И) Логично. Давайте начнем с преимуществ.

3. Углубление

(К) Первое преимущество — нельзя посмотреть сериал полностью, не заплатив. Freemium будет давать бесплатный доступ к 20% первого сезона, дальше paywall с необходимостью подписки. К тому же на площадке будет категория бесплатных фильмов и сериалов для всех.

(И) Интересно. Что еще?

(К) Внедрение Freemium увеличит количество активных пользователей на платформе. Не нужно будет привязывать банковскую карту. Netflix сможет перетянуть часть аудитории конкурентов: Hulu, Amazon Prime Video и Disney+.

(И) Согласен. Но разве это поможет достичь нашей цели?

(К) Непонятно. Скорее всего, большая часть новой аудитории будет нецелевая. Следовательно, конверсия в покупку не вырастет пропорционально.

(И) Окей, идем к недостаткам.

(К) Убирая ограниченность во времени, мы подталкиваем пользователя отложить решение о покупке. Это снизит конверсию.

(И) Логично.

(К) Более того, пострадает рекомендательный алгоритм. Если пользователь остается в Freemium версии, то Netflix будет тяжелее понять, что ему нравится. Так как большинство сериалов и фильмов будут открыты на 20%.

(И) Окей. Давай синтезировать.

4. Синтез

(К) Преимущества внедрения Freemium модели неоднозначны. Эффект тяжело прогнозируем. В это же время минусы очевидны.

(И) Отлично. Предлагаю переключиться на триал. Придумай несколько идей, как можно улучшить конверсию в покупку в текущей модели.

5. Брейншторм

(К) У меня есть три идеи. Триал можно сделать короче: например, 14 дней. Пользователи устанут постоянно делать новые бесплатные аккаунты. Также можно сделать первый платный месяц в два раза дешевле, чтобы пользователю было легче заплатить. А уже со второго месяца брать полную сумму. Наконец, можно убрать из бесплатного триала самые популярные сериалы: Офис, Друзья. Давать к ним доступ только после подписки.

(И) Интересные идеи. Сделай общий вывод.

6. Вывод

(К) Переход к Freemium сразу на всех рынках — слишком большой риск. Лучше протестировать Freemium модель на одном рынке, параллельно тестируя новые гипотезы на триале.

(И) Отлично. Спасибо!

Чтобы чувствовать себя уверенно на техническом интервью, нужна практика. Она есть в нашем бесплатном тренажере.

Вывод

Побеждать на каждом этапе отбора непросто. Может показаться, что без понимания всех подводных камней лучше даже не начинать.

Это не так. Нужно идти и совершать ошибки: составлять плохое резюме, писать неинтересное сопроводительное письмо, проваливаться на тестовом задании, волноваться на интервью. Чем больше будет у тебя будет провалов, тем выше шанс на оффер в следующий раз.

Ошибаться нужно и при выборе своего вектора развития. Не стоит сидеть и ждать, когда появится тот самый карьерный вектор, который тебе подходит. Такого никогда не произойдет. Вместо этого попробуй десять разных направлений, вычеркни девять и сфокусируйся на одном.

Ключевой вывод, который я закладывал в этой серии постов — нужно не ждать, а пробовать. Практика важнее теории.

Подписывайся на мой телеграмм канал. Внутри продакт-менеджмент, стартапы и карьерное развитие.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Vasilev
Не добавляй свое фото. Это уместно, если ты актер или модель. В остальных случаях внешность не должна играть роли.

9 из 10 hr сейчас где-то громко рассмеялись.

Ответить
Развернуть ветку
Daria Konovkina

в штатах не включают фотографию в резюме - борьба с предвзятостью HR. внешность соискателя не должна влиять на решение работодателя. текст просто местами похож на переводной

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Antanaytis

Ну мы как бы не в США...

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

у них много что не так, как в РФ.. и что?  В США и Европе вообще к резюме принято очень вдкмчивое сопроводительное письмо прикладывать

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щибрик

Тоже об этом подумал.

Либо человек, писавший это, работает исключительно с американскими компаниями, либо не понимает, что специфика в России/Европе отличается от привычной ему.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny N

В Германии без фото никто смотреть даже не будет, по крайней мере есть такое мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Lyubov Sun

В добавок к Германии: поле Cover letter при заполнении заявки почти всегда отмечено звёздочкой, без него не отправить свою кандидатуру

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov

Странные советы по резюме. Мне кажется, что всем пофигу на хобби, а вот фоточка делает резюме более человечным. 

Ответить
Развернуть ветку
Daria Konovkina

Во многих европейских компаниях резюме ожидаются без фото, иначе HR, увидев фотографию соискателя, может стать предвзятым в своем выборе (причем абсолютно подсознательно). 
А хобби могут сказать о наличии/отсутствия трудоголизма, умения в тайм-менеджмент и work-life баланс

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Safronov

Не знаю, что там в Европе. Но в США действительно резюме принято отправлять без фото, а если вы отправляете там резюме на должность гос. служащего, то это даже запрещено.

В то же время, в СНГ наоборот принято присылать резюме с фотографией. Во-первых, у нас менее толерантное общество и большинство компаний хотят заранее убедится, что на собеседование к ним не придет мужик с розовыми волосами или накрашенными губами, женщина с пирсингом в носу и ирокезом и т.д.

Во-вторых, это «очеловечивает» резюме, и рекрутеру на подсознательном уровне сложнее отправить такое резюме в корзину, чем если бы это просто был один текст. Конечно на матёрых hr это не сработает, но разбором резюме и прочей рутиной обычно занимаются hr, которые только-только пришли в эту сферу после вуза. Так почему бы не воспользоваться этим?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

Мое мнение (по РФ) фото  приветствуется. НО оно должно быть подобающего формата, а не в плавках на танке (было у меня в руках и такое резюме) 

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kost

Лучше напишите как пройти первый барьер в виде туповатых хрюшек, работающих по чек-листу (без обид, есть и профессионалы, но их меньшинство, к сожалению) 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

девочки работают по скрипту на потоке..  )) пройти его не сложно, но требует некоторой усидчивости.. вам действительно подсказать? 

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kost

Оно и видно, что на потоке. Потому вакансии месяцами закрыть не могут. 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

да, нынешний HR  в его классическом исполнении совершенно неэффективен.. я за всю свою карьеру видела хорошую организацию HR только один раз - вот помогали, а не вредили

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Safronov

Ну вообще есть варианты, если подумать.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Вы предлагаете звать на собес всех подряд?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

а этого и не нужно, но процесс переваривания кандидатов надо изменить )  например мы подбираем на проектах персонал без вот этого вот всего...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

От темы найма и рекомендаций всегда какое-то противоречивое чувство.
С одной стороны всё классно, много советов, где якобы нужно просто по-человечески и нормально рассказать про себя, открыто, не выдумывать, не мудрить и прочее.

С другой стороны всегда встречается куча ритуальных правил и противоречий:
«компания ушла в долги» плохо, а «у компании изменилась организационная структура из-за финансовых проблем» - хорошо. Ссылка на Linkedin - да, круто. А вот на facebook или (еще хуже) третья ссылка на инсту - это прям бесит HR, о личности выводы не сделать. Туда же пример с фото плохо, хобби хорошо. 

Потом, ситуации из "хорошо" всегда идеальные слишком. Это создает ощущение, что обязательно должна быть красивая история, как я встретился там с кем-то на конференции из команды, как мы здорово пообщались, как всё сложилось, в итоге я загорелся,  а тут у меня и продукт похожий был, и цифры в нем красивые. И волшебные слова-отмычки какие-то правильные есть, чуть ли не методичку составить можно.

А просто компанию вроде увидеть в списке вакансий, прочитать про нее и понять, что они ищут на свои такие-то задачи такого-то чувака - это чего-то слабенько как-то, скучно.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Зайцева

так статья про то, как побеждать на каждом этапе. можно ж так не делать =)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Рыженко

Дочитал до "берут людей с enterpreneurial майндсетом"  и понял, что никакие "лёрнинги из этого кейса" не смогу сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Tunina

Разговаривай простым языком.  Не будь высокомерным...
с enterpreneurial майндсетом :D

Ответить
Развернуть ветку
Denis Faterkin

"Есть понятные аббревиатуры и термины, которые знают все: Scrum, MVP и round A.
А есть термины, которые могут быть непонятны: RFM-анализ, HADI-циклы, Growth loop."

Вот это тоже улыбнуло))) Сомневаюсь, что все HR знают что такое Scrum и MVP.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

Советы по резюме и собеседованию очень дельные (украду своим студентам ссылку - постоянно про это говорим, когда они выходят в мир и ищут работу)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii

Толковый разбор. Респект!
Было б интересно почитать пример разбора поведенческих вопросов на интервью.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кошелев

Небольшое уточнение по PowerPoint - у некоторых работодателей это в требованиях, считаю, что указывать в таких случаях всё же надо.
И немного позанудствую, т.к. по должности случается переделывать презентации за технарями - уж лучше бы они просто дали текст и вектор какую картинку из клипарта там подставить рядом.

Ответить
Развернуть ветку
sourcedoradus

ахахахаха серьезно???? ну сорян....ну то есть шаблон резюме предполагает, что в рамках одного раздела (на примере) EXPERIENCE — у меня должен взгляд прыгать с одной колонки на другую? РЕАЛЬНО? В рамках ОДНОГО РАЗДЕЛА? Что за пиздец? Ахуенный шаблон! ахаха

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Столько движений и конкуренции за место с ЗП 150 тысяч... Чтото не то с этой сферой...

Ответить
Развернуть ветку
geovo

Почему никто не пишет про то, что формула ретеншена неправильная?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Шилин

Кайф, хорошая статья 👍

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Fragner

Якупов настолько ясно, но в то же время объёмно и подробно излагает сложные материи, что диву даешься. Всегда приятно читать

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Умиляет количество закладок - люди надеятся что работу можно искать лайфхаками

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

кому как, думаю, молодым специалистам это полезно

Ответить
Развернуть ветку
sourcedoradus

Просите меня конечно... я может тупой, но:

>Меня зовут Влад Якупов, за последние 4 года я запустил 6 продуктов в Genesis и Easybrain. Сейчас развиваю свой EdTech стартап skillsetter.
>Как проходит техническое интервью: на примере Netflix

Это было художественное воспроизведение технического интервью в Netflix? или что?
Сорян перед всеми, ну я просто реально читаю это с бокалом вина и не понимаю ничего, от слова совсем)

Ответить
Развернуть ветку
sourcedoradus

ахахахахаха бля.... извините)) какой позор

Ответить
Развернуть ветку
Нежный Перфаратор
Никогда не пиши это. Сейчас 2020, офисом или гугл доками владеют все.

А что если я владею всеми этими инструментами лучше, чем все остальные?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

значит надо писать на каком уровне вы ими владеете, подчеркия ваше уникалное конкурентное преимущество

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Todorov

Ребята, дайте мне фидбек по моему CV, пожалуйста! Ищу вакансию начинающего продакт менеджера или аналитика продукта, требований или систем в компании, работающей на западный рынок.
Вот оно: https://www.notion.so/CV-89fe06f0de714f9ca6da2d636cad5339
Буду очень благодарен, если укажете на сильные и слабые стороны моего CV.

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда