{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Проблема тревоги и депрессии у айтишников

Насколько много тревожных людей в IT компаниях? Свойственна ли им депрессия?

IT anxiety freepic

Я работаю психологом для сотрудников одной международной ИТ-компании. У меня также есть длительный опыт работы в разработке проектов в Беларуси и удаленно.

Проблема с тревогой есть у очень большого количества айтишников. Я думаю, намного больше тех, у кого она есть, чем тех, у кого нет. За 10 лет работы в ИТ в нескольких больших и маленьких компаниях, я видела тревожных людей почти в каждой команде, особенно это характерно для Минска.

Пример:

Недавно ко мне обращался клиент, на вид очень успешный, с сильным характером, знает чего хочет. Но работа не ладится. Мы говорили в том числе о прокрастинации. За ней я видела в том числе тревогу , неосознаваемую. Извечные тревожные вопросы:

- Смогу ли я выполнить эту задачу?

- Я не знаю, как ее решить, потому буду делать что-то другое, решать важные вопросы, которые важнее этой работы.

- Достаточно ли я хорош/а в сравнении с другими? Не слишком ли медленно все делаю?

О смысле

Иногда есть проблемы другого порядка: попытка найти смысл в работе и переживание из-за того, что в правке кнопочек и создании однотипных сайтов его найти невозможно. Наступает экзистенциальный кризис.

У таких людей периодически бывает депрессия. Они механически делают свою работу, иногда очень качественно за счёт перфекционизма, но мечтают о другом деле. Хорошо, если им удается уйти в другую сферу или создавать себе разнообразный досуг.

Но есть люди, которые не научились давать себе то, что нужно. Они делают то, что умеют хорошо - выполнять задачи, много зарабатывать. Но внутри много недовольства - собой, компанией, проектом, коллегами, отсутствием смысла. Это часто не прекращаемая тревога и неспособность расслабиться.

Человек при этом может перерабатывать, потому что его ненавязчиво просят об этом, или же он очень исполнительный и чувствует вину, если не поможет. Так за пару месяцев можно выгореть. Если не осознавать причины и следствия, можно остаться в этом состоянии надолго.

Что делать?

Желательно сходить к психотерапевту при следующих симптомах:

  • Постоянный страх и тревога утром перед работой на протяжении нескольких недель.
  • Дискомфорт вечером в воскресенье.
  • На выходных ощущение пустоты и неспособность отдохнуть, получить удовольствие.
  • Чувство одиночества
  • Туннельное мышление - ощущение, что выхода нет, только эта работа единственная, другие кажутся невозможными.
  • Физические симптомы: проблемы со сном, усталость по утрам, нежелание двигаться активно, переедание, головная боль, слабость, ощущение, что чем-то заболел.

У некоторых людей есть предрасположенность к ментальным проблемам, и при стечении обстоятельств эти нарушения проявляются.

Такими условиями могут быть:

- постоянная работа в условиях риска, страх, что клиент может потерять деньги из-за ошибки

- очень медленный ритм работы, скука на работе

- наоборот, очень быстрый темп разработки, когда не получается делать работу хорошо и накапливается усталость

- кратковременные перегрузки, потом пустота, отсутствие задач, бенч.

- конфликтное окружение, коллеги

- давление сверху, манипуляции, токсичность, лицемерие

- частая смена мест работы.

Эти вопросы часто не решаются внутри компаний. Менеджеры, руководители компаний в силу загруженности или по другим причинам не могут создать идеально гладкий процесс для всех. Поэтому каждый должен заботиться о своем состоянии сам. Психолог или психотерапевт помогают справиться с выгоранием, тревожным расстройством и депрессией и предотвратить их появление в будущем.

Другие статьи о проблемах на работе можно прочитать здесь

0
134 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай

Послушай, "не снежинка", попробуй-ка в сильно сжатые сроки порешать проблемы, с которыми ты никогда до этого не сталкивался. Да так, чтобы оно через полгода-год не стрельнуло в каком-нибудь другом проекте. А потом уже рассуждай о вещах, в которых ты ничерта не смыслишь. Любой разработчик (равно как админ) несёт колоссальные риски перед компанией. Одно неверное действие и твой релиз приводит к неработоспособности сервиса, а то и пачки сервисов. И хорошо, если последствия этого неверного действия проявляются сразу, а не в три часа ночи через неделю. Когда какой-нибудь идиот, например, не решил втихаря загнать в кластер СУБД несколько сотен гигов данных, развалив этот самый кластер от нагрузки. 

Ответить
Развернуть ветку
Boris Zyryanov

Ох, в вашем комменте столько много всего намешано и невыстроенные процессы, и не очень умные коллеги, и более глобальные проблемы менеджмента.
При таком подходе через полгода-год обязательно выстрелит, не в этом месте, так в другом. Обязательно факап будет идти за факапом.
Но вот разраб, который разгребает проблемы прожденные таким подходом это человек-герой... или человек-долбоеб?
Да, к сожалению, бывают разные ситуации, когда приходится работать где попало, но любой нормальный (с психической точки зрения) человек никогда не примет на себя вину в таких условиях.

Ответить
Развернуть ветку
Николай
Ох, в вашем комменте столько много всего намешано и невыстроенные процессы, и не очень умные коллеги, и более глобальные проблемы менеджмента.

Практически всё российское IT выглядит примерно так. Всем же надо фичи катить, за которые клиент будет платить деньги. Чтобы исправлять это, нужно снижать капасити спринтов раза так в два и решать все задачи командно. Только кто, опять же, на это денег даст?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

Даже Microsoft отказался от собственных тестировщиков и всех уволил, софт тестируют пользователи Beta. Так что уж там говорить про российские ИТ компании.

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff
 Одно неверное действие и твой релиз приводит к неработоспособности сервиса, а то и пачки сервисов.

В злоебучих компаниях, не имеющих QA но имеющих жесткие дедлайны и высокие требования к фуллстэкам, лучше долго не задерживаться. Во избежание.

Ответить
Развернуть ветку
Николай

QA не спасёт от админа, который забыл раскомментить несколько параметров в джобе для деплоя сервиса или ошибся в расчётах при изменении параметров СУБД.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Zyryanov

У вас в компании практикуют коллективную ответственность, чтоли?
Если да, то это принципиально другая плоскость отношений между компанией и сотрудниками. И где-то рядом с коллективной ответственностью, в этой плоскости, лежат профсоюзная борьба, забастовки, массовые увольнения и саботаж. Может быть админ был обижен и сознательно завалил вам БД? Возникает ощущение, что у вас там всё сводится к "или ты, или тебя", а в это можно и нужно играть вдовем с компанией:) Ну или увольняться.
А, еще есть вариант, что вы начальник и просто получаете за всех, жиза:) Но у вас должны быть инструменты для работы с сотрудниками, всегда можно уволить и нанять более адекватного, всегда можно работать с рисками и т.п.
Знаете, я пока еще ни одного бизнеса не видел, который бы не хотел выжить и заработать, а вот пограммистов, которые не способны заглянуть дальше кода и предложить бизнесу процессы, про то, как им (программистам) работать так, чтоб гарантировать определенную свою производительность и (боже мой) SLA пруд пруди. И, конечно, не имея такого понимания разраб будет работать так как это понимает менеджмент, ну а менеджмент как правило вообще ничего не понимает, но это не значит, что он полностью не договороспособен. Просто обычно разрабам и предложить-то нечего.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай

А я не согласен со всеми твоими мнениями, которые ты написал в комментах к данной статье. Так что лови заслуженные минусы и не плачь.

Ответить
Развернуть ветку
131 комментарий
Раскрывать всегда