{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

«Лучше бы оказался на треш-стриме»: собеседование глазами будущего сотрудника

Искренне считаю, что работодателю на собеседовании сложнее всего — ведь его оценивают только по субъективным критериям. Помочь может взгляд со стороны: в статье рассказываю про начальников, с которыми не стану работать даже за все деньги мира.

Иногда простое собеседование превращается в треш-стрим: наниматель хамит, предлагает участие в коррупционной схеме или пробует сбить цену сразу на 40%.

Я собрал примеры таких работодателей: без имён, зато с подробным описанием. С похожими людьми не сотрудничаю, даже если по деньгам и условиям всё хорошо.

Работу поменял неделю назад, так что информация свежая. Думаю, эта статья полезнее, чем советы вашего HR-специалиста — он наверняка уже пару лет не был на собеседованиях в качестве кандидата.

Кстати, я работаю пиарщиком и редактором. Обычно сотрудничаю с IT-компаниями и начинающими спикерами в той же сфере, иногда с политиками. В любом случае, на работе я всегда нахожусь рядом с руководителем, поэтому научился их выбирать.

Наблюдать полезнее, чем соревноваться

Во время собеседования сложно построить диалог так, чтобы стороны чувствовали себя на равных. Когда такое происходит — значит, случился мэтч. Всё понятно без слов, с вероятностью в 99% вы будете сотрудничать.

В большинстве случаев кто-то всё же получает моральное превосходство, но для кандидата быть сверху — это невыгодная позиция.

Что может пойти не так:

  • Наниматель испугается. Особенно актуально, если собеседует не директор, а руководитель вашего направления. Начнёте давить профессионализмом — и он поймёт, что вы попытаетесь занять его место (и ведь правильно поймёт).
  • Уйдёт в оборону. Если громко критиковать предыдущие проекты компании, люди по инерции будут их защищать. Поэтому я ненавижу тестовые задания в духе «отредактируйте нашу главную страницу».
  • Просто будет некомфортно. Даже если собеседование пройдёт мирно, у руководителя останется чувство, что весь разговор им профессионально рулили. Для топ-менеджера это унизительно.

Будущему сотруднику выгоднее быть ведомым. Лично я выпендриваться начинаю только тогда, когда работодатель несёт откровенную чушь.

Получается, что в большинстве случаев главным будет наниматель. Управлять переговорами — это серьёзное испытание для любого человека, так что в каком-то смысле у кандидата преимущество. Он находится в позиции наблюдателя и может узнать много интересного о личных качествах будущего начальника.

Мой первый босс говорил, что человека можно понять, посмотрев на его отношение к подчинённым. Я дополню: если сыграть роль подчинённого во время собеседования, можно оценить работодателя заранее.

Персонаж 1: популярный

Работодатель говорит, что уже получил множество откликов и оценивает только кандидатов, которые ведут себя активнее других. Сразу после этого скидывает громадное тестовое.

Такое заявление я считаю проявлением неуважения. Даже если вы действительно получили 500 откликов, подумайте вот о чём: среди них есть тот самый кандидат. Вы точно хотите начинать общение с фразы «у меня куча таких, как ты»?

Конечно же, это манипуляция. Откликов может быть много, но толковых профессионалов не хватает в любой сфере — иначе компании не держали бы огромные HR-департаменты, которые днями и ночами думают, как привлечь и удержать сильных специалистов.

Кстати, у кандидатов выбор вакансий шире, чем кажется некоторым работодателям. Я специально рассылаю отклики волнами: допустим, в понедельник откликаюсь на 10 вакансий, а потом жду до конца недели. Так удаётся одновременно получить офферы от двух-трёх компаний — всегда есть, из чего выбирать.

Но работодателям я об этом не говорю. О делах с другими компаниями знают только HR-специалисты, которые связались со мной поздно. Я предупреждаю, что уже получил офферы, чтобы меня не гоняли по дежурным процедурам — иногда это срабатывает и удаётся сразу попасть на последнее собеседование.

Персонаж 2: долго думает

HR ответил через неделю. До встречи с руководителем ждать ещё неделю. Каждая мелочь согласовывается несколько дней.

На днях проходил собеседование в крупную компанию из сферы email-маркетинга, но во время переговоров они попытались сбить цену. Я ответил отказом и предложил вернуться к ставке, которую заявил изначально.

Руководителю понадобилась неделя, чтобы обдумать это — речь шла буквально о дополнительных 15 тысячах в месяц. Оказалось, что директор не просто жлоб, а нерешительный жлоб.

Работать под руководством такого человека — хуже каторги.

Персонаж 3: в оффере не то, что обсуждалось

На собеседовании условия принимаются без оговорок. Оффер приходит не такой, как договаривались: зарплата ниже и оформление через самозанятость.

Намного удобнее, когда руководитель сразу обозначает, на что он готов пойти. Если вы ищите сотрудника на фултайм, но оформить его хотите по самозанятости — говорите об этом сразу.

Я принципиально не сотрудничаю с такими компаниями, потому что уклонение от налогов — это тоже коррупция. Лучше, если мы просто не будем тратить время друг на друга.

Так же и с другими вещами: если вы не готовы предложить желаемую зарплату или у вас в фирме мутные KPI — обсуждайте это лично. В идеале оффер должен только закрепить то, о чём вы и так договорились.

Персонаж 4: вы приняты

Во время собеседования работодатель не слушает меня, но решение принимает пугающе быстро. Ну что тут обсуждать, вы приняты.

Обычно это значит, что начальник не знает, кто ему нужен — но верит, что у него есть чутьё на людей.

В начале карьеры я согласился на подобное предложение. Перед глазами до сих пор картина: я сижу на планёрке, а начальник рассказывает о своей крутой жизни. Два часа подряд.

Собирались всем офисом, почти каждое утро.

Персонаж 5: призрак

Пишет один раз и пытается договориться о собсеседовании. Потом перестаёт отвечать, но снова появляется через пару недель.

Что тут сказать, на таких людей нельзя положиться. Я перестаю с ними контактировать после первого исчезновения.

Персонаж 6: у нас нет бюрократии

Наниматель изо всех сил пытается быть своим в доску. В его фирме нет бюрократии, только друзья, которые магическим образом чего-то вместе достигают.

Во-первых, так не бывает. Даже в горизонтальных системах есть ведущие и ведомые. Более опытные наставляют менее опытных, так результат всегда выходит стабильным.

Во-вторых, на собеседование я иду не друзей искать, мне нужна работа. Дружить с начальником необязательно, зато критически важно, чтобы он не боялся брать на себя ответственность за важные решения — в конце концов, в этом и заключается работа директора.

На днях проходил собеседование: руководитель направления полчаса рассказывал про прекрасную горизонтальную структуру, но не смог нормально ответить на рядовой вопрос.

— Какие цели вы ставите перед новым сотрудником?

— Откуда мне знать? Вот наймём человека, пусть он и разбирается.

Действительно, всегда мечтал работать в компании, где между мной и генеральным директором есть бесполезная прокладка. Поэтому я напрягаюсь, когда наниматель хвастается отсутствием бюрократии — обычно это значит, что начальники боятся принимать трудные решения и скидывают всю ответственность на исполнителей.

Другие мелочи

Эти мелкие моменты не говорят о том, что начальник однозначно плохой, но меня они всё равно напрягают. Таких людей я проверяю тщательнее.

«Ты» вместо «вы». Большинство московских нанимателей с ходу пытаются перейти на «ты» — мол, это помогает сломать лёд. Но я больше доверяю тем, кто может придерживаться рамок в общении. Такие люди не звонят в 23:00 и в целом уважительно относятся к личному времени сотрудников. Лучше не тыкайте — проявите уважение, мы только знакомимся.

Уменьшительно-ласкательные. Если наниматель в 35 годиков представляется Вадиком или Сашей — скорее всего, он немного инфантильный.

Лишняя информация. Когда заходите в созвон, лучше ведите себя так, как будто кандидат уже там. Недавно меня собеседовали две девушки, HR и руководительница направления. Вторая опоздала и сразу начала общаться с первой, как будто меня в звонке нет.

Так я узнал, что руководительница уже полдня не работает, потому что у неё сломался ноутбук — и такое происходит регулярно. Спасибо за подробности: мне не нужен начальник, которого может парализовать сломанный компьютер.

Расскажите про свои собеседования

Если у вас есть истории про странных нанимателей, расскажите их в комментариях. Мне страшно любопытно :)

Иногда я даже прохожу собеседования в компаниях, на которые не хочу работать — просто чтобы посмотреть, как у них устроен найм.

А ещё подписывайтесь на мой телеграм-канал @ghostinthedocs. Он будет полезен руководителям, которые хотят с новой стороны посмотреть на коммуникацию с подчинёнными и внешним миром.

0
146 комментариев
Написать комментарий...
Ivan Pipchenko

А чем вам самозанятость не угодила? Почему вы считаете это уходом от налогов? Последние годы у меня больше опыта со стороны нанимателя, с другой стороны баррикад так сказать, и всегда особенно умиляют «профи», которые не могут оформить ИП себе или самозанятость. Наличие ИП у «попроектного» фрилансера - это признак зрелости и профессионализма для работодателя. 
На мой взгляд, самозанятость это одно из немногих здравых решений нашего правительства - это осознанность граждан повышает.

Ответить
Развернуть ветку
Подкастер
Автор

Таким образом самозанятость — это для тех, кто печёт торты на заказ или рисует логотипы для множества заказчиков одновременно. Такие специалисты оставляют прибавочную стоимость себе, а ещё у них есть поток клиентов — это снижает риск остаться без работы в случае потери одного заказа.

Если человек работает как самозанятый в одной фирме фултайм, а его деятельность не укладывается в проект, который можно сдать — это уход от налогов и обман сотрудника.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Pipchenko

Не очень понятно в чем заключается уход от налогов для работодателя?
Вы точно самозанятость с "черной зарплатой" не путаете?

Смотрите, у меня есть gross ставка сотрудника,  себестоимость, которую я закладываю в свои внутренние расчеты. Моя прибыль никак не изменится от того,  заплачу я сотруднику ЗП за вычетом НДФЛ/взносов или всю сумму gross отправлю ему напрямую. Налоговой экономии для предприятия тут тоже никакой нет (затраты бухгалтера на учет штатного сотрудника не учитываем).
На моем опыте, если предложить сотруднику альтернативу "100к по трудовому договору или 120 по самозанятости" подавляющее большинство выберет второй вариант. И, повторюсь, "ухода от налогов" тут никакого нет. Мне кажется, ваша статья может сформировать некорректное понимание самозанятости у неопытных  читателей.

Про обман тоже не понял: работа по самозанятости также подразумевает возможность заключить письменный договор с работодателем ака заказчиком, где стороны в рамках ГК могут как угодно себя защитить: прописать рабочее время и иные "плюшки" для исполнителя. Как тут работодатель обманывает сотрудника?

Ответить
Развернуть ветку
Подкастер
Автор

Иван, дело в том, что вы путаете самозанятость в РФ с трудовыми договорами в США.

В России государство регулирует отношения между работодателем и наёмным работником. У нас есть ограничения, которые не дадут прописать в договоре с самозанятым рабочее время, отпуск и другие плюшки. Если вы это сделаете — договор признают трудовым и оштрафуют. Могут оштрафовать, даже если регулярно будете заключать правильные договоры с одним и тем же самозанятым.

Подробности здесь: https://sberbusiness.live/publications/kak-rabotat-s-samozaniatymi-ne-narushaia-zakon-chek-list-dlia-biznesa

По поводу gross-ставки: обычно переговоры о зарплате ведутся в net, сотрудник хочет определённую сумму на руки. В случае самозанятости ему придётся заплатить с этой суммы налог, а также он не досчитается взносов. При этом редкий работодатель готов полностью компенсировать сумму — даже ваши 20% в примере полностью не покрывают разницу. В этом и есть обман.

Кроме того, вы не учитываете риски самозанятости. При сокращении сотрудника вам придётся выплатить два месячных оклада — этого хватит, чтобы человек мог спокойно найти новую работу. В случае самозанятости этого можно не ждать.

Важный момент: самозанятый — это компания, а не наёмный сотрудник. Нужно оформлять отношения с ним, как с компанией.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Pipchenko

Артем,  я вообще к сожалению не в теме про трудовые отношения в США, поэтому вряд ли могу с ними что-то путать, веду речь исключительно о российской юрисдикции. 
Я ни в коем случае не предлагаю переводить весь штат на самозанятость: я выше написал, что это отличная форма взаимодействия для попроектной работы, или иной работы, но где есть явный отчуждаемый результат.
И ключевое тут слово "само" - самостоятельность. Да простят меня наемные работники, но я считаю инфантилизмом подход "я на работу буду  ходить, а налоги и взносы пусть за меня дядя капиталист платит, ибо это сложно все". 
Про риски: работники не хотят осознавать этого, но они за свой счет и оплачивают все эти риски, не осознавая этого. Не бывает бесплатного пива на вечеринке.

Давайте теперь с процентами разберемся: для простоты возьмем оклад в 100к / мес. IT-компания (vc же для айтишников ресурс) сверху заплатит взносы по ставке 7.6% (6+1.5+0.1) итого государство получит 20.6К:  7.6К (взносы) + 13К (ндфл). Сотруднику достанется 87К чистыми. Самозанятой при той же себестоимости для компании получит на руки 107.600 из которых 6% отдаст родине, чистыми останется 101К с небольшим. 

Мне как работодателю даже выгоднее взять самозанятого - так, моему бухгалтеру не нужно будет сдавать за него отчеты и вести кадровый учет. А 14К разницы - и есть та "премия за риск". В случае не ИТ компаний разница может быть еще больше.

Рил ток!

Ответить
Развернуть ветку
Подкастер
Автор

Рил ток, значит. Ну давайте считать. Для лёгкости возьмём оклад 100k net.

В случае трудового договора работодатель в IT платит 113k с учётом НДФЛ, а также четыре вида взносов (если учитывать минимальную ставку ФСС НС). Общая нагрузка по взносам составит 7,8% с суммы gross, получается 8814 рублей. В общей сложности работодатель платит 121 814 в месяц.

Для обеспечения пенсии, социальной и медицинской страховки самозанятый должен получать от вас 108 814 после вычета 6%.

Вы предлагали платить 120k. Окей, сотрудник платит 6%, на руках 112 800. Вычитаем оговорённый оклад и сумму взносов, остаётся 3986 рублей в месяц или 47 832 в год. Это компенсация сотрудника за отсутствующие 28 дней отпуска, неоплачиваемые больничные и риск быть уволеным без компенсации.

За год вышло меньше, чем половина оклада. Даже на отпуск не хватит. Ну и где ваша плата за риск?

Ответить
Развернуть ветку
Подкастер
Автор

Самозанятость — это хорошо и правильно. Но компании должны понимать,. что самозанятый — это бизнесмен и его услуги стоят дороже, потому что он берёт на себя риски.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Подкастер
Автор

Это особые условия для IT-компаний, для них нагрузка по взносам уменьшена. Но 0,2% ФСС НС всё равно где-то потерялись.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Benz.inn

Да вы же тупо нарушаете ст.15 Трудового Кодекса РФ который запрещает замену трудовых отношений гражданско-правовыми:

«Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается».

Кроме того, стоит помнить, все работодатели пользующие труд самозанятых в региональных ИФНС что называется «на карандаше», то есть на особом контроле. И если же все вскроется и налоговиками будет доказана подмена одних отношений другими, то (опираясь на п.15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 от 14.11.2018):

Доначисления работодателю: НДФЛ за работника + страховые взносы.

Штрафы: на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб., на юрлицо - от 50000 до 100000 руб., на ИП – от 5 до 10 тр.

Кроме того, будет проведена работа с работниками в части побудить их на претензии к работодателю по выплате в двойном размере отпусков, больничных и оплате работы в выходные.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

ИП и самозанятый это разве одно и то же? мне в одной фирме предлагали устроится в штат через ИП (через ДГПХ наверно).

Но на прошлом месте работы, где было много таких специалистов, года 1.5-2 юр. отдел жестко всем сказал либо переводить всех в штат, либо начинать сотрудничать с фирмами, а не ИП. Видимо, про уход от налогов не просто так автор говорит

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Pipchenko

То есть вы априори уверены в том, что "контора вас хочет кинуть"? С таким подходом лучше вообще ни в какие трудовые отношения ни с кем не вступать, а дома сидеть, кабы чего не вышло. Мне жаль, если у вас был подобный опыт, но поверьте, не все работодатели такие.  

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Elfimov

Я не хочу думать на тему "хочет ли контора меня кинуть?", я не хочу тратить на это время. Я хочу понятных правил, не хочу разбираться в новых схемах, зачем?
В соседних ветках расписали, какая там "экономия", все минусы и риски: сокращение без выплат, штрафы и налоговой и тд

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Вот у меня был подобный опыт. Самозанятый, но по факту наемник. Прошло полгода - внезапно загрузка упала и меня "уволили". 
Вот тебе и самозанятый.

Сейчас многие пытаются нанимать на работу по факту наемника,но по расходам как самозанятого. 
Очень удобно - сейчас он тебе нужен,ты ему платишь. Когда не нужен - не платишь.
Этакий облачный ресурс без обязательств.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Pipchenko

Был и у меня подобный опыт: работам себе тимлид, работал, вел крутой и важный проект. Прошло полгода - внезапно у тимлида изменились планы, перешел в мейл.ру, бросил проект, команда в растерянности. 
Очень удобно - сейчас тебе нужен работодатель, ты на него работаешь.
Когда не нужен - заявление на стол и через 2 недели хоть трава не расти.
Этакий наемник без обязательств...

В чем тут разница-то?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Леонтьева

Вы знаете свою зарплату с учётом всех налогов и какой % от этого Вы получаете на руки? 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Леонтьева

Отвечу на свой же вопрос. Если взять сферу услуг в малом бизнесе, то с каждой оплаты Ваших услуг государство берет себе 13%НДФЛ + 20% взносы +6%УСН =40% среднее по рынку. Т. е. приходя к 9 утра на работу, до обеда Вы работаете не на себя или проклятого работодателя, а на государство. Процент самозанятого же не больше 6. Вопросы могут быть разные. Например, в чем смысл создания социально незащищенной прослойки самозанятых и почему государство не защищает их социальные и гарантируемые Конституцией права. Ну или, например, ощущаете ли Вы на себе честную отработку этих 40% государством. 

Ответить
Развернуть ветку
Подкастер
Автор

Чуть выше уже расписал ситуацию по взносам и налогам в IT. Прекрасно представляю, сколько моих денег получает государство, но проблему это не решает: работодатели хотят экономить на налогах и предлагают самозанятым те же зарплаты, что и сотрудникам в штате.

При этом самозанятый теряет не только взносы, но и уверенность в завтрашнем дне — его всегда могут уволить без компенсации.

Нанять самозанятого на проектную работу и заплатить ему в качестве компенсации 70-80% сверх того, что получает сотрудник в штате — это хороший подход. Но лично я таких предложений на рынке не видел.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Elfimov

В других ветках он расписал минусы, налоги тоже, они немного меньше в it за счёт льгот

Ответить
Развернуть ветку
143 комментария
Раскрывать всегда