Дефицит ИТ-специалистов: кто виноват и что делать
По прогнозам экспертов, в России к 2027 году дефицит ИТ-специалистов может достигнуть 2 млн человек. Директор по персоналу компании «Цифра» Валерия Миненкова рассказывает о том, откуда этот дефицит берется, что можно сделать для решения проблемы и что уже делается.
Согласно недавнему опросу MAXIMUM Education и портала «Навигатор поступления», треть выпускников школ в 2021 году собирается поступать в ВУЗы на ИТ-специальности. Учитывая, что у нас в этом году около 697 тыс. выпускников, это около 230 тыс. человек, и этого количества российской экономике, которая с каждым годом становится все более цифровой, недостаточно. Согласно Минцифры, сегодня дефицит ИТ-кадров составляет от 500 тыс. до 1 млн человек, и, как прогнозируют эксперты, может увеличиться до 2 млн к 2027 году. Отсюда два извечных русских вопроса: кто виноват и что делать.
Откуда берется спрос на ИТ-специалистов
Я занимаюсь подбором специалистов для технологической сферы уже почти 20 лет — с тех пор, как стала бизнес-партнером по HR ИТ-департамента в «Филип Моррис». До 2010 года в этом направлении все было спокойно, потом спрос начал постепенно нарастать — за цифровизацию взялись банки, открывая центры разработки в России. К ним присоединилась розница, «Яндекс» и Mail.ru начали строить свои экосистемы, чтобы диверсифицировать бизнес. В результате мы сегодня имеем банки, ритейлеров, телеком-операторов и пару многопрофильных ИТ-гигантов с масштабными ИТ-экосистемами, требующими специалистов для развития новых сервисов и техподдержки.
Медленно, но верно в новом десятилетии цифровизация захватывает промышленные предприятия, и им тоже нужны, или в скором времени будут нужны, ИТ-команды для реализации проектов цифровой трансформации и создания прикладных сервисов. Как это водится у нас в России, каждый стремится проводить цифровизацию собственными силами, инвестируя в создание собственных ИТ-команд. Это не баг, это фича, часть нашей культуры — каждый строит свою лавку. Этому есть две причины: безопасность и тот факт, что в развитии ИТ наши предприятия видят залог укрепления конкурентоспособности и роста бизнеса, а все, что связано с этими двумя понятиями, принято держать под собственным контролем.
В ближайшее время спрос на ИТ-специалистов будут формировать промышленники и ИТ-компании, с ними работающие, причем не редко за пределами Москвы и Петербурга. Таким образом, стоит задача не только завлечь людей в ИТ, обучить и удержать в профессии, но и заманить их на работу в промышленные регионы. «Цифра» — как раз из числа ИТ-компаний, чьи продукты ориентированы на промышленность, и у нас открыты вакансии бэкенд, фронтенд, тестировщиков DevOps. К этому списку добавим нехватку кадров не ИТ-специальностей, но с хорошим знанием технологий и производства. Например, нужны менеджеры по продуктам со знанием ИТ и производственных процессов (Product Manager) и инженеры, готовые взяться за масштабные проекты роботизации промышленности (например, беспилотный карьер).
Осложняет ситуацию тот факт, что на ИТ-рынке нет границ, поэтому международная конкуренция за кадры всегда была и будет. Многие, что вполне логично, хотят работать на раскрученных ИТ-гигантов — Google, Apple, Microsoft. Если оттуда поступит предложение, вероятность того, что российский ИТэшник согласится, весьма велика: там интересные проекты и интересные зарплаты. Хотя, согласно тому же опросу MAXIMUM Education, в списке привлекательных работодателей для будущих ИТ-специалистов есть и российские компании — «Яндекс», Сбер, Mail.ru. У них конкурентная зарплата, интересные задачи, проекты и современная корпоративная культура.
Где взять 2 млн ИТ-специалистов
Чтобы обеспечить приток людей в отрасль, о востребованности и крутости ИТ-профессий уже вещают по всем каналам и представители правительства, и зарубежные и отечественные ИТ-селебрити. Но на одном хайпе далеко не уедешь. Во-первых, ИТ — это сложная дисциплина, требующая определенного склада ума и сильных математических знаний. Те, кто приходит на ИТ-факультеты на хайпе, думая, что это легко и просто, отваливаются уже в процессе обучения. То есть нам определенно нужно начинать привлекать в профессию тогда, когда дети впервые начинают задумываться о выборе жизненного пути — в 9-10, а то и в 5-7 классах, или даже раньше — рассказывать о профессии, объяснять, почему это круто и что нужно изучать, чтобы стать вторым Илоном Маском. На это хорошо работают музеи робототехники и интерактивные профориентационные центры для детей, и, возможно, мобильные компьютерные игры (подрастающее поколение не выпускает мобильники из рук). Во-вторых, ИТ-профессии все еще не слишком популярны среди девушек из-за устойчивого гендерного стереотипа. Женщин и мужчин в ИТ примерно равное количество, но программист, инженер, разработчик и другие технические профессии обычно достаются мужчинам, тогда как женщины в ИТ в основном работают в маркетинге или в дизайне, часто не в разработке, а в тестировании. Родители в три раза чаще ИТ-профессию рекомендовали бы сыновьям, чем дочерям. То есть, требуются активности по разрушению стереотипа, что ИТ — не для девчонок.
О качестве образования можно спорить сколько угодно. Но, думаю, спорить о том, что студентам нужно больше практики во время обучения и что специалистов нужно готовить на опережение — то есть учить будущим технологиям, а не нынешним, — никто не будет. У нас есть мощные образовательные центры как в столицах, так и в регионах, их и нужно развивать: усиливать финансирование, насыщать программы практикой, приглашать преподавателей с богатым практическим бэкграундом и мировыми именами, давать студентам больше свободы в выборе дисциплин и форматов обучения. Я лично с большой симпатией отношусь к идее позволить студентам посещать курсы за пределами ВУЗа в рамках программы обучения, в том числе корпоративные курсы. Например, «Цифра» уже третий год ведет онлайн-практикум «Цифровое производство» для промышленников и студентов технических специальностей, на котором практики делятся своим опытом по цифровой трансформации различных отраслей промышленности. Так мы стремимся не только просветить нашу аудиторию в области цифровых технологий, но и показать, что работа ИТ-специалиста в промышленности может быть не менее увлекательной, чем в «Яндексе» и Google.
Также на качество образования положительно повлияет сотрудничество технологических компаний с ВУЗами: открытие новых кафедр, создание корпоративных центров при учебных заведениях, привлечение сотрудников для практической подготовки студентов. Так, например, налажено сотрудничество «Яндекса» с Высшей школой экономики, у той же ВШЭ есть магистерская программа, разработанная совместно со Сбером. Если вернуться к промышленности, то «БелАЗ» создает инновационный центр компетенций на базе Санкт-Петербургского горного университета, где большое внимание будет уделено информационным технологиям. В рамках стратегического партнерства «Цифра» предоставит для этого центра свои ИТ-разработки для горной промышленности.
Кроме того, чтобы учить студентов будущим технологиям, нужна сильная научная база, которая и будет эти будущие технологии развивать. Wifi, Bluetooth, VPN, распознавание лиц, искусственный интеллект — всего лишь несколько технологий, которые вышли из научных центров и лабораторий и широко используются сейчас. Впереди квантовые компьютеры, другие прорывы, которые изменят жизнь многих людей. Их авторами станут нынешние студенты и школьники, те, кого мы сегодня заинтересуем профессией и наукой, в том числе благодаря тесной коллаборации научных центров, ВУЗов и бизнеса.
Я вот стажеров не ищу, но с мидлами и сеньерами беда полнейшая. Люди просят огромные деньги (для компании приемлемые) - так что проблема не в этом. Я уже отчаился спрашивать на собеседовании про патерны, алгоритма или, например, о том как работают протоколы и в чем разница. Вы вдумайтесь - питон с разработчик с 7+ опыта не знает простые конструкции языка и не может написать даже пример декоратора. В общем деньги есть - кадров нет.
Скорее всего вы тупо собеседовать не умеете) Если человек находится 7 лет в рынке, то скорее всего он знает все, что необходимо для работы. И какие алгоритмы вам нужны? А что касается паттернов, это просто смешно. Обычно тебе на собесе заливают про паттерны, а потом ты приходишь на проект, а его писали как будто бы школьники, вчера перешедшие с паскаля. И писал один из основателей, по совместительству технический директор. Тот самый, который трахал мне мозг на собесе паттернами) Идите вы в пень, ребятки, самоутверждайтесь на студентах)
Комментарий недоступен
Вполне вероятно, что ревьюер за полгода тоже чему то научился. На проектах время на рефакторинг редко выделяют, а начать писать нормально никогда не поздно.
Комментарий недоступен
Был как то на проекте один и точно могу сказать , что лучше хоть какое нибудь ревью, чем его отсутствие. Так даже опытные разработчики иногда допускают ошибки , ну и о одна голова хорошо, а две лучше.
Комментарий недоступен
Нормальное руководство выделяет время на рефакторинг. А недотехнические директора, вместо того, чтобы заниматься планированием погашения технического долга, занимаются самоутверждением на собеседованиях, сидя с учебником перед кандидатом, и внедрением аджайлов) За 10 лет разработки насмотрелся на всякое дерьмо уже, и по одним лишь вопросам на собесе понятно, с кем ты будешь работать и что тебя ждёт)
Соглашусь, что нормальное руководство должно выделять время на рефакторинг. Но бывает так, что время на рефакторинг нужно достаточно много времени и легче переписать с 0. И в большинстве случаев бизнес не готов платить за это. Да это плохо, но такова реальность.
Комментарий недоступен
Знание паттернов - это не панацея, главное чтобы голова была на плечах.
Комментарий недоступен
Все могут ошибаться, в том числе и те люди, которые собеседуют. Но для таких случаев есть испытательный срок.
Комментарий недоступен