{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Дефицит ИТ-специалистов: кто виноват и что делать

По прогнозам экспертов, в России к 2027 году дефицит ИТ-специалистов может достигнуть 2 млн человек. Директор по персоналу компании «Цифра» Валерия Миненкова рассказывает о том, откуда этот дефицит берется, что можно сделать для решения проблемы и что уже делается.

Согласно недавнему опросу MAXIMUM Education и портала «Навигатор поступления», треть выпускников школ в 2021 году собирается поступать в ВУЗы на ИТ-специальности. Учитывая, что у нас в этом году около 697 тыс. выпускников, это около 230 тыс. человек, и этого количества российской экономике, которая с каждым годом становится все более цифровой, недостаточно. Согласно Минцифры, сегодня дефицит ИТ-кадров составляет от 500 тыс. до 1 млн человек, и, как прогнозируют эксперты, может увеличиться до 2 млн к 2027 году. Отсюда два извечных русских вопроса: кто виноват и что делать.

Откуда берется спрос на ИТ-специалистов

Я занимаюсь подбором специалистов для технологической сферы уже почти 20 лет — с тех пор, как стала бизнес-партнером по HR ИТ-департамента в «Филип Моррис». До 2010 года в этом направлении все было спокойно, потом спрос начал постепенно нарастать — за цифровизацию взялись банки, открывая центры разработки в России. К ним присоединилась розница, «Яндекс» и Mail.ru начали строить свои экосистемы, чтобы диверсифицировать бизнес. В результате мы сегодня имеем банки, ритейлеров, телеком-операторов и пару многопрофильных ИТ-гигантов с масштабными ИТ-экосистемами, требующими специалистов для развития новых сервисов и техподдержки.

Медленно, но верно в новом десятилетии цифровизация захватывает промышленные предприятия, и им тоже нужны, или в скором времени будут нужны, ИТ-команды для реализации проектов цифровой трансформации и создания прикладных сервисов. Как это водится у нас в России, каждый стремится проводить цифровизацию собственными силами, инвестируя в создание собственных ИТ-команд. Это не баг, это фича, часть нашей культуры — каждый строит свою лавку. Этому есть две причины: безопасность и тот факт, что в развитии ИТ наши предприятия видят залог укрепления конкурентоспособности и роста бизнеса, а все, что связано с этими двумя понятиями, принято держать под собственным контролем.

В ближайшее время спрос на ИТ-специалистов будут формировать промышленники и ИТ-компании, с ними работающие, причем не редко за пределами Москвы и Петербурга. Таким образом, стоит задача не только завлечь людей в ИТ, обучить и удержать в профессии, но и заманить их на работу в промышленные регионы. «Цифра» — как раз из числа ИТ-компаний, чьи продукты ориентированы на промышленность, и у нас открыты вакансии бэкенд, фронтенд, тестировщиков DevOps. К этому списку добавим нехватку кадров не ИТ-специальностей, но с хорошим знанием технологий и производства. Например, нужны менеджеры по продуктам со знанием ИТ и производственных процессов (Product Manager) и инженеры, готовые взяться за масштабные проекты роботизации промышленности (например, беспилотный карьер).

Осложняет ситуацию тот факт, что на ИТ-рынке нет границ, поэтому международная конкуренция за кадры всегда была и будет. Многие, что вполне логично, хотят работать на раскрученных ИТ-гигантов — Google, Apple, Microsoft. Если оттуда поступит предложение, вероятность того, что российский ИТэшник согласится, весьма велика: там интересные проекты и интересные зарплаты. Хотя, согласно тому же опросу MAXIMUM Education, в списке привлекательных работодателей для будущих ИТ-специалистов есть и российские компании — «Яндекс», Сбер, Mail.ru. У них конкурентная зарплата, интересные задачи, проекты и современная корпоративная культура.

Где взять 2 млн ИТ-специалистов

Чтобы обеспечить приток людей в отрасль, о востребованности и крутости ИТ-профессий уже вещают по всем каналам и представители правительства, и зарубежные и отечественные ИТ-селебрити. Но на одном хайпе далеко не уедешь. Во-первых, ИТ — это сложная дисциплина, требующая определенного склада ума и сильных математических знаний. Те, кто приходит на ИТ-факультеты на хайпе, думая, что это легко и просто, отваливаются уже в процессе обучения. То есть нам определенно нужно начинать привлекать в профессию тогда, когда дети впервые начинают задумываться о выборе жизненного пути — в 9-10, а то и в 5-7 классах, или даже раньше — рассказывать о профессии, объяснять, почему это круто и что нужно изучать, чтобы стать вторым Илоном Маском. На это хорошо работают музеи робототехники и интерактивные профориентационные центры для детей, и, возможно, мобильные компьютерные игры (подрастающее поколение не выпускает мобильники из рук). Во-вторых, ИТ-профессии все еще не слишком популярны среди девушек из-за устойчивого гендерного стереотипа. Женщин и мужчин в ИТ примерно равное количество, но программист, инженер, разработчик и другие технические профессии обычно достаются мужчинам, тогда как женщины в ИТ в основном работают в маркетинге или в дизайне, часто не в разработке, а в тестировании. Родители в три раза чаще ИТ-профессию рекомендовали бы сыновьям, чем дочерям. То есть, требуются активности по разрушению стереотипа, что ИТ — не для девчонок.

О качестве образования можно спорить сколько угодно. Но, думаю, спорить о том, что студентам нужно больше практики во время обучения и что специалистов нужно готовить на опережение — то есть учить будущим технологиям, а не нынешним, — никто не будет. У нас есть мощные образовательные центры как в столицах, так и в регионах, их и нужно развивать: усиливать финансирование, насыщать программы практикой, приглашать преподавателей с богатым практическим бэкграундом и мировыми именами, давать студентам больше свободы в выборе дисциплин и форматов обучения. Я лично с большой симпатией отношусь к идее позволить студентам посещать курсы за пределами ВУЗа в рамках программы обучения, в том числе корпоративные курсы. Например, «Цифра» уже третий год ведет онлайн-практикум «Цифровое производство» для промышленников и студентов технических специальностей, на котором практики делятся своим опытом по цифровой трансформации различных отраслей промышленности. Так мы стремимся не только просветить нашу аудиторию в области цифровых технологий, но и показать, что работа ИТ-специалиста в промышленности может быть не менее увлекательной, чем в «Яндексе» и Google.

Также на качество образования положительно повлияет сотрудничество технологических компаний с ВУЗами: открытие новых кафедр, создание корпоративных центров при учебных заведениях, привлечение сотрудников для практической подготовки студентов. Так, например, налажено сотрудничество «Яндекса» с Высшей школой экономики, у той же ВШЭ есть магистерская программа, разработанная совместно со Сбером. Если вернуться к промышленности, то «БелАЗ» создает инновационный центр компетенций на базе Санкт-Петербургского горного университета, где большое внимание будет уделено информационным технологиям. В рамках стратегического партнерства «Цифра» предоставит для этого центра свои ИТ-разработки для горной промышленности.

Кроме того, чтобы учить студентов будущим технологиям, нужна сильная научная база, которая и будет эти будущие технологии развивать. Wifi, Bluetooth, VPN, распознавание лиц, искусственный интеллект — всего лишь несколько технологий, которые вышли из научных центров и лабораторий и широко используются сейчас. Впереди квантовые компьютеры, другие прорывы, которые изменят жизнь многих людей. Их авторами станут нынешние студенты и школьники, те, кого мы сегодня заинтересуем профессией и наукой, в том числе благодаря тесной коллаборации научных центров, ВУЗов и бизнеса.

0
234 комментария
Написать комментарий...
Владимир Пономарев

Я вот стажеров не ищу, но с мидлами и сеньерами беда полнейшая. Люди просят огромные деньги (для компании приемлемые) - так что проблема не в этом. Я уже отчаился спрашивать на собеседовании про патерны, алгоритма или, например, о том как работают протоколы и в чем разница. Вы вдумайтесь - питон с разработчик с 7+ опыта не знает простые конструкции языка и не может написать даже пример декоратора. В общем деньги есть - кадров нет. 

Ответить
Развернуть ветку
danil nik

Скорее всего вы тупо собеседовать не умеете) Если человек находится 7 лет в рынке, то скорее всего он знает все, что необходимо для работы. И какие алгоритмы вам нужны? А что касается паттернов, это просто смешно. Обычно тебе на собесе заливают про паттерны, а потом ты приходишь на проект, а его писали как будто бы школьники, вчера перешедшие с паскаля. И писал один из основателей, по совместительству технический директор. Тот самый, который трахал мне мозг на собесе паттернами) Идите вы в пень, ребятки, самоутверждайтесь на студентах)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Пономарев

Вполне вероятно, что ревьюер за полгода тоже чему то научился. На проектах время на рефакторинг редко выделяют, а начать писать нормально никогда не поздно.

Ответить
Развернуть ветку
danil nik

Нормальное руководство выделяет время на рефакторинг. А недотехнические директора, вместо того, чтобы заниматься планированием погашения технического долга, занимаются самоутверждением на собеседованиях, сидя с учебником перед кандидатом, и внедрением аджайлов) За 10 лет разработки насмотрелся на всякое дерьмо уже, и по одним лишь вопросам на собесе понятно, с кем ты будешь работать и что тебя ждёт)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Пономарев

Соглашусь, что нормальное руководство должно выделять время на рефакторинг. Но бывает так, что время на рефакторинг нужно достаточно много времени и легче переписать с 0. И в большинстве случаев бизнес не готов платить за это. Да это плохо, но такова реальность.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Пономарев

Знание паттернов - это не панацея, главное чтобы голова была на плечах.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Пономарев

Все могут ошибаться, в том числе и те люди, которые собеседуют. Но для таких случаев есть испытательный срок.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
231 комментарий
Раскрывать всегда