{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как удержать талантливых сотрудников: миссия выполнима

Более 40% людей по всему миру рассматривают возможность смены работодателя в этом году. Высокий отток специалистов — дорогостоящая проблема для любого бизнеса. Расходы на привлечение нового специалиста составляют в среднем 50–60% от годового оклада, включая платное размещение вакансии на различных платформах, время, необходимое для адаптации и обучения, и промежуточную потерю производительности.

Вопрос о том, как сохранить талантливых специалистов, я решил обсудить с Надеждой Маковой. Мы поговорили о назревшей проблеме нехватки специалистов, демографическом кризисе и о том, что делать бизнесу, чтобы удержать лучших.

Maarten van den Heuvel | Unsplash

Co-founder EdTech-платформы для корпоративного обучения K-AMPUS , CEO просветительского медиа «Теории и практики», со-основатель Московской школы коммуникаций MACS, со-автор бизнес-книги по построению корпоративной культуры “Winning The Hearts: достучаться до сердец сотрудников”, адепт философии lifelong learning

Надежда Макова

Технократ, человек мира решений, основанных на данных, адепт образовательной аналитики и продуктового подхода к образованию. Заведует кафедрой в Институте Образования ВШЭ, автор провокационного телеграмм-канала «Образование, которое мы заслужили», CBDO университета рентабельных профессий Sky.pro, ex-content Director Skyeng.

Миша Свердлов

Раньше бытовало мнение, что у нас незаменимых нет, в том числе и сотрудников, поэтому чаще люди сталкивались со страхом, что их уволят. Как ты думаешь, почему сейчас более остро стоит вопрос того, что компании будут терять специалистов?

— Главный актив любой компании — ее люди. Замена ключевого сотрудника — сильный стресс для работодателя. Нужно срочно перераспределять задачи между другими членами команды, параллельно искать нового человека, а с его приходом адаптировать и обучать, вводить в курс дела. Ситуацию осложняет тот факт, что вдобавок мы живем в эпоху демографического кризиса. Только за этот год в России ожидается снижение численности населения почти на 300 тысяч человек.

То есть ты считаешь, что под воздействием глобальных демографических трендов меняется и рынок труда.

— Да, происходит это в первую очередь в результате старения населения. ООН прогнозирует, что к 2030 году количество людей старше 60 лет впервые в истории превысит численность детей до 10 лет. Если говорить о сотрудниках 20–24-летнего возраста, за последнее десятилетие их количество упало почти вдвое — с 12 до 7 миллионов. Это значит, что за джуниорские и мидл-позиции, на которых обычно работают люди этой возрастной категории, развернулась серьезная конкуренция.

А что о можно сказать о людях, которые уже обладают опытом работы? Уже не джуниоры, но еще не старше 60 лет?

— Это еще один повод для волнения — снижение численности специалистов в возрасте 25–29 лет. Традиционно это люди с опытом, которых компании активно нанимают. Ситуацию усугубили пандемия и локдаун, в результате которых такие сферы, как услуги, общественное питание, торговля, туризм и развлечения, пострадали больше всего и, как следствие, потеряли большое количество сотрудников. Наем в этих сферах до сих пор проходит не так активно, поскольку ситуация на рынке до сих пор нестабильна.

Компании испытывают кадровый голод. Причем это проблема сегодняшнего дня, и времени на подготовку уже нет. По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Это означает, что компании всех рангов без промедления должны задуматься о сохранении персонала.

По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Это означает, что компании всех рангов без промедления должны задуматься о сохранении персонала

Какие советы ты можешь дать владельцам бизнеса и руководителям, чтобы помочь удержать профессионалов?

— Во-первых, создавайте и поддерживайте благоприятные условия для карьерного роста в своей компании. Исследование Global Talent Monitor показало, что 40% сотрудников уходят из организаций из-за отсутствия перспектив карьерного роста. Если продвинуть ценных специалистов по карьерной лестнице пока не представляется возможным, подумайте о создании кадрового резерва или горизонтальном росте.

А как тогда пробить «стеклянный потолок»?

— Это можно сделать с помощью программы развития внутренних экспертов. Талантливые и опытные сотрудники хотят получать признание и укреплять свой авторитет, делясь экспертизой с другими членами команды. Предложите им разработать авторскую программу обучения или проводить мастер-классы для сотрудников. Важно, чтобы внутренние эксперты обладали достаточным количеством времени, желанием создать такой корпоративный продукт и многократно повторять этот опыт.

Предложите сотрудникам стать менторами и наставниками. Такое взаимодействие подразумевает передачу знаний со стороны опытного специалиста младшим коллегам и отлично развивает коучинговые навыки. В будущем это может подтолкнуть экспертов к ведению научной или преподавательской деятельности.

Во-вторых, обучайте своих сотрудников. Корпоративное образование — это не какой-то тренд, а реальный запрос самих людей. 59% соискателеи с высоким карьерным потенциалом оценивают возможности обучения, предоставляемые работодателем, так же высоко, как и финансовую компенсацию. При этом они хотят учиться именно в контексте своего рабочего места, чтобы, «не отходя от кассы», приносить пользу компании.

59% соискателеи с высоким карьерным потенциалом оценивают возможности обучения, предоставляемые работодателем, так же высоко, как и финансовую компенсацию.

Можно ли обучать сотрудников, не имея больших бюджетов? Или это фишка больших компаний?

— Обучать можно коллектив любого размера с разным уровнем запросов, в этом помогают современные LXP-платформы со встроенной базой знаний. Например, с помощью искусственного интеллекта платформа выстраивает индивидуальные планы для каждого сотрудника, автоматизирует и ускоряет рутинные процессы, помогает в онбординге и адаптации, содержит необходимые в работе документы компании и обучающие материалы. По статистике, сотрудники тратят до 30% рабочего времени на поиск нужной информации. Платформа работает по принципу одного окна, в считаные секунды выдавая сотрудникам нужную информацию.

Люблю цифры, и недавно нашел, что 65% опрошенных специалистов считают, что развитие технологий повысит их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

— К мнению сотрудников начали прислушиваться работодатели. Объем дистанционного обучения начал расти, появилось все больше решений для проведения виртуальных классов и удаленного взаимодействия.

Поэтому третьим советом будет: мотивируйте своих сотрудников учиться, развивая инфраструктуру lifelong learning. 79% работодателей убеждены в необходимости вдохновлять команду постоянно развиваться, чтобы компания оставалась конкурентоспособной. Из них 44% создают такие условия для сотрудников.

65% опрошенных специалистов считают, что развитие технологий повысит их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

По возможности сохраняйте удаленку или гибридный формат работы. После локдауна, охватившего весь мир, компании постепенно стали возвращаться в офлайн. Однако за сохранение гибкого формата работы выступили 73% опрошенных по всему миру работников. Российские цифры еще более высокие: продолжить удаленный или смешанный формат работы захотели 83% наших граждан. На первое место должна выйти работа на результат, а не на время.

Кстати, одним из плюсов сохранения удаленной работы для бизнеса является расширение рынка талантов. 46% опрошенных сотрудников планируют в этом году переехать на новое место именно благодаря возможности работать удаленно, например мы с семьей уехали из Москвы за город, а еще за год успели пожить по неделе в 5 регионах России. И все это без отрыва от работы.

— Да, и эта мобильность — еще одна причина отказаться от возрастных и гендерных стереотипов в пользу закрытия вакансий. Берите пример с компаний из ИТ-сферы, которые нанимают людей самых разных возрастов и из разных точек мира.

Выбирая сотрудников, обращайте внимание на их гибкие навыки, а также на отзывы с прежних мест работы. Еще в 2015 году ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки составляют 85% успеха человека. Повысить профессиональные скиллы сотрудников можно уже в процессе работы. Среди гибких навыков, которыми должны овладеть сотрудники к 2025 году, — критическое мышление, гибкость, стрессоустойчивость, умение анализировать и находить комплексное решение проблем и активное обучение.

Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки составляют 85% успеха человека.

И, наконец, автоматизируйте рабочие процессы. Компания Korn Ferry Hay Group прогнозирует, что к 2030 году дефицит квалифицированных кадров в России достигнет 2,8 млн человек.

А с другой стороны, часто слышу ужастики, что нас заменит Скайнет. А в свою очередь эксперты Всемирного экономического форума говорят, что к 2025 году 85 млн рабочих мест перераспределятся между людьми и машинами. Как ты думаешь, стоит ли нам, человечеству, переживать?

— Технологии добавят компаниям конкурентное преимущество и избавят от многих рутинных процессов.

ВЭФ отмечает скорость, с которой Россия идет в ногу с мировыми тенденциями роботизации и автоматизации рынка труда. 47,2% опрошенных российских компаний в ближайшем будущем намерены ускорить автоматизацию выполнения рабочих процессов, 33% ускорят цифровизацию переобучения или повышения квалификации сотрудников.

Выбор, который мы сделаем сегодня, окажет непосредственное влияние на бизнес в будущем. Самое время уделить внимание главным действующим лицам компании — ее сотрудникам. А именно продолжить инвестировать в переподготовку и усиление специалистов, мотивировать их непрерывно учиться, упростить работу с помощью технологий, создать комфортную рабочую среду, развивать корпоративную культуру, а также прокачивать гибкие навыки сотрудников. И результаты точно не заставят себя долго ждать.

Если вы тоже любите цифры, хотели бы следить за трендами и происходящим на рынке образования, интересует EdTech, и по какой-то причине не подписаны на канал "Образование, которое мы заслужили", то он все еще бесплатен и ждет вас.

Ведь #lifelonglearning невозможен без понимания происходящего вокруг, да и тут информацию за вас уже бережно собрали и структурировли.

0
105 комментариев
Написать комментарий...
Галина

По личному опыту и опыту знакомых наблюдаю не "кадровый голод",  а скорее несоответствие между рынком соискателей и работодателей, разрыв между  компетенциями соискателей и требованиями к компании, разрыв между ожиданиями работодателя к сотрудникам и предлагаемыми условиями. Например, все хотят мидл-сеньоров, которых мало и стоят они дорого, а джунам крайне сложно найти работу. Либо объем и функционал работы не соответствует оплате ("спрашивают как с умных, а платят как дуракам"). 

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Makova

Абсолютно согласна с вами, в этом и проявляется кризис в том числе. Его можно решить, давая понятные и нужные программы развития младшим сотрудникам, чтобы внутри растить их до middle , которых сильно не хватает. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Makova

БОльшая часть бюджетов на корпоративное обучение сейчас тратится не эффективно, бессистемно, "для галочки". если ровно эти же бюджеты вкладывать во внедрение системы обмена опытом и знаниями внутри компании, в т.ч. в мотивацию внутренних экспертов, произойдет существенный качественный сдвиг. 
Относительно мотивации наставничества есть прекрасный кейс - проект googler-to-googler , который успешно перенимают многие международные компании, когда у каждого руководителя / талантливого сотрудника в KPI прописан % времени , которое они должны инвестировать в развитие коллег и кол-во специалистов, которые прошли обучение и повысили свою профессиональную ценность. 

Ответить
Развернуть ветку
Галина

Мой знакомый решил подобную проблему в крупной IT-компании в Дубаи внедрением "виртуальных денег". В начале каждого месяца он начислял всем сотрудникам своего отдела "виртуальные деньги". Если сотрудник ничему не обучал коллег, то  к концу месяца деньги сгорали. Если же обучали друг друга и фиксировали эти факты, то эта сумма оставалась у них и обменивалась на  вознаграждения. По словам знакомого, буквально за месяц отдел преобразился из самого зашкварного в компании в образцово-показательный в плане корп. культуры. 

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Makova

Это отличный кейс, спасибо! У нас в системе есть примерно такой функционал геймификации тоже - возможность зарабатывать виртуальные деньги за объём самостоятельно изученных материалов (с подтверждением качеств изучения) , объём рекомендованных коллегам, добавленных самостоятельно в базу, проведённых внутренних обучающих встреч с коллегами. За все действия можешь накопить хорошую сумму коинов и далее разные компании по-разному их конвертируют в материальные поощрения или во благотворительные взносы. Но даже без материальной составляющей система рейтингов на основе заработанных коинов тоже отлично драйвит команды определённого типа. 

Ответить
Развернуть ветку
Галина

Надежда, есть прекрасные кейсы про стимулирование наставничества внутри компании совсем без бюджета либо с минимальными затратами. Например, когда за выполнение определенных задач (в данном случае наставничество и обучение коллег) сотрудникам начисляются баллы/звездочки/ачивки/виртуальные деньги, которые в конце оговоренного периода можно обменять на вознаграждение. Причем, это не обязательно могут быть деньги, а например, дополнительный выходной, курсы, право личной встречи с CEO и т.д. Если сотрудников не ограничивать жестко в форматах и количестве наставничества (и вообще оставить им право участвовать в этом по желанию), а также в выборе способа вознаграждения, то вполне рабочая схема. 

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Иван, но ведь чудес не бывает. Кто-то должен развивать джунов, ведь они сами не подрастут. Тут можно говорить про наставничество, и всегда найдутся желающие, но еще круче, если эта культура становится ДНК компании, ведь не отдавая сложно что-то получать в долгосрочной перспективе. 

Возможно звучит идеалистично, но я в это верю и активно практикую. 

Голод все же из-за отсутствия сотрудников на рынке, не сбалансированной системе обучения в ВУЗах, когда запросы отрасли не удовлетворяются в нужном объеме. Например, в ИТ секторе при выпуске до 50К в год из вузов потребность в 300К+. Отсюда и дефицит.

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Кадровый голод всетаки есть, кадров нет - одни долбоебы.

Проблема не в том что джунов некому учить, а в том что они учиться не хотят, хотят сразу быть охуенными. Только сложно быть охуенным, когда ты ленивый дурачок с чсв.

Пока волну вайтишников, считающих что ойти это такое священное место где деньгами в лицо ссут, не смоет, никаких подвижек в лучшую сторону не будет.

Ответить
Развернуть ветку
102 комментария
Раскрывать всегда