{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как удержать талантливых сотрудников: миссия выполнима

Более 40% людей по всему миру рассматривают возможность смены работодателя в этом году. Высокий отток специалистов — дорогостоящая проблема для любого бизнеса. Расходы на привлечение нового специалиста составляют в среднем 50–60% от годового оклада, включая платное размещение вакансии на различных платформах, время, необходимое для адаптации и обучения, и промежуточную потерю производительности.

Вопрос о том, как сохранить талантливых специалистов, я решил обсудить с Надеждой Маковой. Мы поговорили о назревшей проблеме нехватки специалистов, демографическом кризисе и о том, что делать бизнесу, чтобы удержать лучших.

Maarten van den Heuvel | Unsplash

Co-founder EdTech-платформы для корпоративного обучения K-AMPUS , CEO просветительского медиа «Теории и практики», со-основатель Московской школы коммуникаций MACS, со-автор бизнес-книги по построению корпоративной культуры “Winning The Hearts: достучаться до сердец сотрудников”, адепт философии lifelong learning

Надежда Макова

Технократ, человек мира решений, основанных на данных, адепт образовательной аналитики и продуктового подхода к образованию. Заведует кафедрой в Институте Образования ВШЭ, автор провокационного телеграмм-канала «Образование, которое мы заслужили», CBDO университета рентабельных профессий Sky.pro, ex-content Director Skyeng.

Миша Свердлов

Раньше бытовало мнение, что у нас незаменимых нет, в том числе и сотрудников, поэтому чаще люди сталкивались со страхом, что их уволят. Как ты думаешь, почему сейчас более остро стоит вопрос того, что компании будут терять специалистов?

— Главный актив любой компании — ее люди. Замена ключевого сотрудника — сильный стресс для работодателя. Нужно срочно перераспределять задачи между другими членами команды, параллельно искать нового человека, а с его приходом адаптировать и обучать, вводить в курс дела. Ситуацию осложняет тот факт, что вдобавок мы живем в эпоху демографического кризиса. Только за этот год в России ожидается снижение численности населения почти на 300 тысяч человек.

То есть ты считаешь, что под воздействием глобальных демографических трендов меняется и рынок труда.

— Да, происходит это в первую очередь в результате старения населения. ООН прогнозирует, что к 2030 году количество людей старше 60 лет впервые в истории превысит численность детей до 10 лет. Если говорить о сотрудниках 20–24-летнего возраста, за последнее десятилетие их количество упало почти вдвое — с 12 до 7 миллионов. Это значит, что за джуниорские и мидл-позиции, на которых обычно работают люди этой возрастной категории, развернулась серьезная конкуренция.

А что о можно сказать о людях, которые уже обладают опытом работы? Уже не джуниоры, но еще не старше 60 лет?

— Это еще один повод для волнения — снижение численности специалистов в возрасте 25–29 лет. Традиционно это люди с опытом, которых компании активно нанимают. Ситуацию усугубили пандемия и локдаун, в результате которых такие сферы, как услуги, общественное питание, торговля, туризм и развлечения, пострадали больше всего и, как следствие, потеряли большое количество сотрудников. Наем в этих сферах до сих пор проходит не так активно, поскольку ситуация на рынке до сих пор нестабильна.

Компании испытывают кадровый голод. Причем это проблема сегодняшнего дня, и времени на подготовку уже нет. По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Это означает, что компании всех рангов без промедления должны задуматься о сохранении персонала.

По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Это означает, что компании всех рангов без промедления должны задуматься о сохранении персонала

Какие советы ты можешь дать владельцам бизнеса и руководителям, чтобы помочь удержать профессионалов?

— Во-первых, создавайте и поддерживайте благоприятные условия для карьерного роста в своей компании. Исследование Global Talent Monitor показало, что 40% сотрудников уходят из организаций из-за отсутствия перспектив карьерного роста. Если продвинуть ценных специалистов по карьерной лестнице пока не представляется возможным, подумайте о создании кадрового резерва или горизонтальном росте.

А как тогда пробить «стеклянный потолок»?

— Это можно сделать с помощью программы развития внутренних экспертов. Талантливые и опытные сотрудники хотят получать признание и укреплять свой авторитет, делясь экспертизой с другими членами команды. Предложите им разработать авторскую программу обучения или проводить мастер-классы для сотрудников. Важно, чтобы внутренние эксперты обладали достаточным количеством времени, желанием создать такой корпоративный продукт и многократно повторять этот опыт.

Предложите сотрудникам стать менторами и наставниками. Такое взаимодействие подразумевает передачу знаний со стороны опытного специалиста младшим коллегам и отлично развивает коучинговые навыки. В будущем это может подтолкнуть экспертов к ведению научной или преподавательской деятельности.

Во-вторых, обучайте своих сотрудников. Корпоративное образование — это не какой-то тренд, а реальный запрос самих людей. 59% соискателеи с высоким карьерным потенциалом оценивают возможности обучения, предоставляемые работодателем, так же высоко, как и финансовую компенсацию. При этом они хотят учиться именно в контексте своего рабочего места, чтобы, «не отходя от кассы», приносить пользу компании.

59% соискателеи с высоким карьерным потенциалом оценивают возможности обучения, предоставляемые работодателем, так же высоко, как и финансовую компенсацию.

Можно ли обучать сотрудников, не имея больших бюджетов? Или это фишка больших компаний?

— Обучать можно коллектив любого размера с разным уровнем запросов, в этом помогают современные LXP-платформы со встроенной базой знаний. Например, с помощью искусственного интеллекта платформа выстраивает индивидуальные планы для каждого сотрудника, автоматизирует и ускоряет рутинные процессы, помогает в онбординге и адаптации, содержит необходимые в работе документы компании и обучающие материалы. По статистике, сотрудники тратят до 30% рабочего времени на поиск нужной информации. Платформа работает по принципу одного окна, в считаные секунды выдавая сотрудникам нужную информацию.

Люблю цифры, и недавно нашел, что 65% опрошенных специалистов считают, что развитие технологий повысит их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

— К мнению сотрудников начали прислушиваться работодатели. Объем дистанционного обучения начал расти, появилось все больше решений для проведения виртуальных классов и удаленного взаимодействия.

Поэтому третьим советом будет: мотивируйте своих сотрудников учиться, развивая инфраструктуру lifelong learning. 79% работодателей убеждены в необходимости вдохновлять команду постоянно развиваться, чтобы компания оставалась конкурентоспособной. Из них 44% создают такие условия для сотрудников.

65% опрошенных специалистов считают, что развитие технологий повысит их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

По возможности сохраняйте удаленку или гибридный формат работы. После локдауна, охватившего весь мир, компании постепенно стали возвращаться в офлайн. Однако за сохранение гибкого формата работы выступили 73% опрошенных по всему миру работников. Российские цифры еще более высокие: продолжить удаленный или смешанный формат работы захотели 83% наших граждан. На первое место должна выйти работа на результат, а не на время.

Кстати, одним из плюсов сохранения удаленной работы для бизнеса является расширение рынка талантов. 46% опрошенных сотрудников планируют в этом году переехать на новое место именно благодаря возможности работать удаленно, например мы с семьей уехали из Москвы за город, а еще за год успели пожить по неделе в 5 регионах России. И все это без отрыва от работы.

— Да, и эта мобильность — еще одна причина отказаться от возрастных и гендерных стереотипов в пользу закрытия вакансий. Берите пример с компаний из ИТ-сферы, которые нанимают людей самых разных возрастов и из разных точек мира.

Выбирая сотрудников, обращайте внимание на их гибкие навыки, а также на отзывы с прежних мест работы. Еще в 2015 году ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки составляют 85% успеха человека. Повысить профессиональные скиллы сотрудников можно уже в процессе работы. Среди гибких навыков, которыми должны овладеть сотрудники к 2025 году, — критическое мышление, гибкость, стрессоустойчивость, умение анализировать и находить комплексное решение проблем и активное обучение.

Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки составляют 85% успеха человека.

И, наконец, автоматизируйте рабочие процессы. Компания Korn Ferry Hay Group прогнозирует, что к 2030 году дефицит квалифицированных кадров в России достигнет 2,8 млн человек.

А с другой стороны, часто слышу ужастики, что нас заменит Скайнет. А в свою очередь эксперты Всемирного экономического форума говорят, что к 2025 году 85 млн рабочих мест перераспределятся между людьми и машинами. Как ты думаешь, стоит ли нам, человечеству, переживать?

— Технологии добавят компаниям конкурентное преимущество и избавят от многих рутинных процессов.

ВЭФ отмечает скорость, с которой Россия идет в ногу с мировыми тенденциями роботизации и автоматизации рынка труда. 47,2% опрошенных российских компаний в ближайшем будущем намерены ускорить автоматизацию выполнения рабочих процессов, 33% ускорят цифровизацию переобучения или повышения квалификации сотрудников.

Выбор, который мы сделаем сегодня, окажет непосредственное влияние на бизнес в будущем. Самое время уделить внимание главным действующим лицам компании — ее сотрудникам. А именно продолжить инвестировать в переподготовку и усиление специалистов, мотивировать их непрерывно учиться, упростить работу с помощью технологий, создать комфортную рабочую среду, развивать корпоративную культуру, а также прокачивать гибкие навыки сотрудников. И результаты точно не заставят себя долго ждать.

Если вы тоже любите цифры, хотели бы следить за трендами и происходящим на рынке образования, интересует EdTech, и по какой-то причине не подписаны на канал "Образование, которое мы заслужили", то он все еще бесплатен и ждет вас.

Ведь #lifelonglearning невозможен без понимания происходящего вокруг, да и тут информацию за вас уже бережно собрали и структурировли.

0
105 комментариев
Написать комментарий...
Арслан Панаев

Кадровый голод есть только в среде качественных управленцев, потому что их мало кто хочет нанимать из страха быть обманутым.
А удерживать качественных сотрудников надо деньгами. Качественный сотрудник безмозглым быть не можешь, на такого сказки про дружную команду и интересный проект не подействуют.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Подчерняева

Арслан, деньги не единственный способ удержания талантливых сотрудников. Есть несколько исследований, которые доказывают, что обучение и развитие не менее важно. Например: 

Исследование HH. 59 % соискателей обозначали обучение, как один из главных мотиваторов https://tass.ru/ekonomika/7521701

Исследование hays. 79% работодателей уверены — необходимо мотивировать сотрудников постоянно обучаться, чтобы компания оставалась конкурентоспособной https://hays.ru/wp-content/uploads/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0_Hays-2.pdf

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Важно - безусловно. Не менее - нет. У сотрудника очень большая зп и ноль обучения? Остануться почти все. У сотрудника ноль зарплаты и обалденное обучение? Останутся единицы, которые будут учиться а не работать.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Makova

Мы говорим о создании культуры непрерывного развития, которая работает над удовлетворением гигиенических факторов, таких как стабильная зарплата. У сотрудника ноль зарплаты - конечно здесь ни о какой ценности обучения речи не идёт. Вы просто описали две критические крайности гипотетические. Мы говорим о развитии команд с нормальными рыночными зарплатами и о том, что талантливого сотрудника одной зарплатой невозможно удержать.  

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Мы говорим об имитации целого ряда вещей, не имеющих отношения к главной цели компании - максимизации прибыли, в том числе о декларируемой "корпоративной культуре".
Написанные крайности - это доказательства экстремумами. Быстро и четко.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Врачи: низкая зп и мало обучения
Учителя: низкая зп и мало обучения

Риск того, что при ниже рыночной ЗП и хорошем обучении будет высокий отток есть, а но вопрос, как вы набираете команду, какой необходимый срок жизни сотрудника в компании, чтобы экономика на нем сошлась. 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Врачи - мало обучения? Это было очень смешно.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Мало обучения в процессе, как вы и писали 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Ознакомьтесь с предметом. 

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Это стиль окончания обсуждения, когда нет ответа на вопрос или что-то другое?

С каким предметом вы мне рекомендуете ознакомиться? Я смвлаюсь на вашу мусль, или вы с ней уже не согласны? 

>У сотрудника очень большая зп и ноль обучения? Остануться почти все. У сотрудника ноль зарплаты и обалденное обучение?

Я привет пример врача и учителя как контраргумент вашего тезиса. Ещё можно привести продавца, грузчика, водителя трамвая. 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Для начала вот с этим https://www.unipage.net/ru/education_medicine_russia
Тогда вам не придет в голову сравнивать медицинское образование с "образованием" грузчика. Кошмар.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Про источник опустим. Но мы говорим про тот период, когда человек работает, а не когда учится. По крайней мере вы говорили про него, и я про него, а теперь вы даете ссылку на страницу для абитуриентов. 

Как это связано с обучением на рабочем месте?

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Что именно связано с обучением на рабочем месте? То что вы поставили в один ряд медицинское образование и образование грузчика? 
Видимо подобно кандидатам и докторам медицинских наук у вас есть что-то подобное у грузчиков?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Не очень понимаю, что вы пытаетесь доказать? 
Что обучение в ВУЗе медиков занимает 6 лет и потом еще несколько лет практики для получения специализации? С этим никто не спорит, достаточно очевидный факт. 

С обучением на рабочем месте связан
-  сам материал, ведь вы его читали? 
-  статистика, что  59 % соискателей обозначали обучение, как один из главных мотиваторов

Далее вы замечаете, что мотивируют лишь деньги (заметьте, не подтверждая это ничем) и говорите: 

> У сотрудника очень большая зп и ноль обучения? Остануться почти все. У сотрудника ноль зарплаты и обалденное обучение? Останутся единицы, которые будут учиться а не работать.

На что я привожу примеры, когда обучение на рабочем месте практически отсутствует и вы цепляетесь ко врачам, давая ссылки на ОБУЧЕНИЕ профессии, а не на рабочем месте. 

Если есть что-то добавить по существу или ответить на вопросы - буду рад. Пока что не услышал ни одного аргумента и его подтверждения. Если вы считаете, что у вас достаточно экспертизы в этом вопросе - поделитесь ей, будем рады кейсам, примерам из вашего опыта, ссылкам на релевантные источники. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Иван, так это же не противоречит тезису, что: 

> статистика, что 59 % соискателей обозначали обучение, как один из главных мотиваторов

Тут как вы понимаете, идет речь про добровольное обучение и развитие, а не нормотивное

Тезис от Арслана

> У сотрудника очень большая зп и ноль обучения? Останутся почти все. У сотрудника ноль зарплаты и обалденное обучение? Останутся единицы, которые будут учиться а не работать.

Все еще по моему мнению врачи подпадают под мое алаверды: "На что я привожу примеры, когда обучение на рабочем месте практически отсутствует и вы цепляетесь ко врачам"

По факту, организация не затинтересована в обучении и повышении квалификации врачей. Даже нормативный срок в 5 лет говорит об этом. Ровно так же как и со школами. Да, есть нормативы так же, да, повышение нужно пройти номинально.

Про три вида лжи помню и согласен. Но есть и другая история от Джека Уэлча: "Что невозможно измерить, тем невозможно управлять ". Если нет ориентиров - сложно отталкиваться и принимать решения.Выборка может быть смещенной, любой, но если нет альтернативы, то это единственный ориентир. 

А альтернативы я не увидел в этом обсуждении. Предваряя аргумент, что можно сделать неверные выводы. Можно. Но пока, что опыт показывает, что вкладываясь в обучение мы получаем и выше результаты и большую вовлеченность и лояльность без привязки к оплате труда. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

А как она заинтересована?

У программистов открытый ранок, как и в любой бизнес труктуре. Не развиваешься, теле ищут замену. 

А в школах и больницах работаю на государство. И как мы знаем, государство так себе заказчик. 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев
Врачи: низкая зп и мало обучения
Я привет пример врача и учителя как контраргумент вашего тезиса. Ещё можно привести продавца, грузчика, водителя трамвая
Не очень понимаю, что вы пытаетесь доказать? Что обучение в ВУЗе медиков занимает 6 лет и потом еще несколько лет практики для получения специализации? С этим никто не спорит, достаточно очевидный факт.

Мне интересно, вы сами видите, как заврались? ) 

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Похоже, что видите его только вы. Поделитесь, в чем вы нашли ложь в том, что вы прислали? 

Вы вырвали из контекста 3 моих фразы.

Все они про обучение В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ, как и статья, которую мы обсуждаем. Вы же присылаете мне информацию про то, что врачи обучаются много лет ДЛЯ РАБОТЫ по специальности. Ну это конечно же откровение (нет), но не связанно никак с предметом нашего обсуждения. 

Если у вас KPI на кол-во сообщений, то предлагаю завершить беседу. Так как мы обсуждаем одно, а вы какой-то свой трек запустили, причем упорно не рассказываете какой. 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

К сожалению невозможно определить, осознанно ли вы врёте. В статье было:

обучайте своих сотрудников. Корпоративное образование — это не какой-то тренд, а реальный запрос самих людей...

Предыдущий коммент:

Все они про обучение В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ, как и статья, которую мы обсуждаем.

Misha - вы, возможно, самый бездарный лгун из всех встреченных мной на vc.
В том что касается KPI - это ваша статья. Комменты работают на ее раскрутку. И если вы хотите закончить беседу, то можете просто не отвечать. Так что не надо так по детский проецировать.
Давно мне не было так стыдно за моего собеседника )

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Арлан, вы серьёзно не видите, что вы ставите две цитаты, которые её противоречат себе и говорят об одном и том же и делаете деаметрально противоположный вывод?

Процесс работы, это не обучение через работу, если вы так могли подумать, а про время нахождения человека в трудовых отношениях с ней. 

Давайте на пальцах:
Человек учится в вузе = во время обучения в вузе 
Человек устроился работать в компанию = во время работы 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев
они про обучение В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Ценность для нас = более высокая позиция / зона ответственности / оплата труда. Если для человека основной мотиватор - деньги, то вот и сложился пазл. 

Если же мотиватор не только деньги, то Надежда выше кидала цифры, что 59 % соискателей обозначали обучение, как один из главных мотиваторов. Ну и если приводить это опять же к деньгам - то это увеличение ценности себя на рынке, а значит и цены. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Ну право "получить свою оплату и опыт" можно заработать через приятный или неприятный процесс, как минимум. 

Вот вы же пишете, с чем я абсолютно согласен. Но мне кажется, или вы находите сами в этом противоречие? 

>Обучение и развитие нужно, чтобы в конечном счёте лучший свое социальное и экономическое положение, в конечном счёте все упирается в деньги.

И да и нет, часто обучение нужно человеку, для того, чтобы разобраться в интересующей его теме, например. Проект Синхронизация дает знания по культуре, чтобы было "о чем поговорить на кухне". Социальное? Скорее всего. В том ли смысле, что писали вы? Хороший вопрос. 

>Любое обучение в компании это завуалированный договор с сотрудником: мы тебе дадим больше денег, если ты увеличить свою ценность для нас.

Цель компании - больше прибыли, чтобы было больше прибыли - обучаем персонал (если знаем, что и как влияет от обучения на прибыль)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Разумин
 Если же мотиватор не только деньги, то Надежда выше кидала цифры, что 59 % соискателей обозначали обучение, как один из главных мотиваторов.

Как же вы занимаетесь обучением если не понимаете отличий гигиенических факторов от мотиваторов? Надежда верно написала "гигиенические факторы", а вы пишете "мотиваторы". Вы знаете в чем разница?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Ильи , вы случаем не Арслан? Просто стиль очень похож. 
Не совсем понимаю в чем вы меня упрекаете и почему оцениваете мою образованность на примере двух вырванных слов из контекстов разных людей? Поделитесь, что это за методика такая? 

Гигиенические факторы и мотиваторы смешали вы. 

Я писал, что: 

> 59 % соискателей обозначали обучение, как один из главных мотиваторов

И это цифра из исследования. 

Надя писала про: 

> Мы говорим о создании культуры непрерывного развития, которая работает над удовлетворением гигиенических факторов, таких как стабильная зарплата.

Зачем вы смешиваете винегрет если мы готовим два разных салата? 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Разумин

Нет, я не Арслан.

Я вас не упрекаю а задаю вопрос: вы знаете, чем гигиенические факторы отличаются от мотиваторов? Если знаете, то почему гигиенические факторы называете мотиваторами? Если не знаете, то как вы вообще работаете в корпоративном образовании, если не знакомы с двухфакторной теорией Герцберга?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Давайте прежде чем я отвечу на ваш вопрос, немного обсудим

1. Является знакомство, а главное согласие с теорией Герцберга критерием профпригодности для работы в корп обучении? Если да, то где вы увидели этот критерий необходимости? 

2. Считаете ли вы теорию Герцберга единственно возможной и правильной для описания гигиенических факторов и мотиваторов для корп сектора? 

3. Допускаете ли вы, что теория, созданная в середине 20 века на выборке из 200 сотрудников в послевоенном мире может быть несколько некоректна в 21ом веке и другом наборе ценностей у общества? 

4. Кажется, пора знакомиться. Вы уже полностью разобрали моё "досье", расскажите немного о себе. Откуда ваш опыт, где работаете, каких успехов добились, чтобы понимать на каких уровнях мы велем диалог? Возможно мне нет смысла даже аргументировать что-то, так как ваш опыт зафиксирован в десятке книг и научных статей, что мне сначала стоит с ними ознакомится, чтобы начать иметь возможность вести диалог. 

Ответить
Развернуть ветку
102 комментария
Раскрывать всегда