{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Как удержать талантливых сотрудников: миссия выполнима

Более 40% людей по всему миру рассматривают возможность смены работодателя в этом году. Высокий отток специалистов — дорогостоящая проблема для любого бизнеса. Расходы на привлечение нового специалиста составляют в среднем 50–60% от годового оклада, включая платное размещение вакансии на различных платформах, время, необходимое для адаптации и обучения, и промежуточную потерю производительности.

Вопрос о том, как сохранить талантливых специалистов, я решил обсудить с Надеждой Маковой. Мы поговорили о назревшей проблеме нехватки специалистов, демографическом кризисе и о том, что делать бизнесу, чтобы удержать лучших.

Maarten van den Heuvel | Unsplash

Co-founder EdTech-платформы для корпоративного обучения K-AMPUS , CEO просветительского медиа «Теории и практики», со-основатель Московской школы коммуникаций MACS, со-автор бизнес-книги по построению корпоративной культуры “Winning The Hearts: достучаться до сердец сотрудников”, адепт философии lifelong learning

Надежда Макова

Технократ, человек мира решений, основанных на данных, адепт образовательной аналитики и продуктового подхода к образованию. Заведует кафедрой в Институте Образования ВШЭ, автор провокационного телеграмм-канала «Образование, которое мы заслужили», CBDO университета рентабельных профессий Sky.pro, ex-content Director Skyeng.

Миша Свердлов

Раньше бытовало мнение, что у нас незаменимых нет, в том числе и сотрудников, поэтому чаще люди сталкивались со страхом, что их уволят. Как ты думаешь, почему сейчас более остро стоит вопрос того, что компании будут терять специалистов?

— Главный актив любой компании — ее люди. Замена ключевого сотрудника — сильный стресс для работодателя. Нужно срочно перераспределять задачи между другими членами команды, параллельно искать нового человека, а с его приходом адаптировать и обучать, вводить в курс дела. Ситуацию осложняет тот факт, что вдобавок мы живем в эпоху демографического кризиса. Только за этот год в России ожидается снижение численности населения почти на 300 тысяч человек.

То есть ты считаешь, что под воздействием глобальных демографических трендов меняется и рынок труда.

— Да, происходит это в первую очередь в результате старения населения. ООН прогнозирует, что к 2030 году количество людей старше 60 лет впервые в истории превысит численность детей до 10 лет. Если говорить о сотрудниках 20–24-летнего возраста, за последнее десятилетие их количество упало почти вдвое — с 12 до 7 миллионов. Это значит, что за джуниорские и мидл-позиции, на которых обычно работают люди этой возрастной категории, развернулась серьезная конкуренция.

А что о можно сказать о людях, которые уже обладают опытом работы? Уже не джуниоры, но еще не старше 60 лет?

— Это еще один повод для волнения — снижение численности специалистов в возрасте 25–29 лет. Традиционно это люди с опытом, которых компании активно нанимают. Ситуацию усугубили пандемия и локдаун, в результате которых такие сферы, как услуги, общественное питание, торговля, туризм и развлечения, пострадали больше всего и, как следствие, потеряли большое количество сотрудников. Наем в этих сферах до сих пор проходит не так активно, поскольку ситуация на рынке до сих пор нестабильна.

Компании испытывают кадровый голод. Причем это проблема сегодняшнего дня, и времени на подготовку уже нет. По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Это означает, что компании всех рангов без промедления должны задуматься о сохранении персонала.

По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Это означает, что компании всех рангов без промедления должны задуматься о сохранении персонала

Какие советы ты можешь дать владельцам бизнеса и руководителям, чтобы помочь удержать профессионалов?

— Во-первых, создавайте и поддерживайте благоприятные условия для карьерного роста в своей компании. Исследование Global Talent Monitor показало, что 40% сотрудников уходят из организаций из-за отсутствия перспектив карьерного роста. Если продвинуть ценных специалистов по карьерной лестнице пока не представляется возможным, подумайте о создании кадрового резерва или горизонтальном росте.

А как тогда пробить «стеклянный потолок»?

— Это можно сделать с помощью программы развития внутренних экспертов. Талантливые и опытные сотрудники хотят получать признание и укреплять свой авторитет, делясь экспертизой с другими членами команды. Предложите им разработать авторскую программу обучения или проводить мастер-классы для сотрудников. Важно, чтобы внутренние эксперты обладали достаточным количеством времени, желанием создать такой корпоративный продукт и многократно повторять этот опыт.

Предложите сотрудникам стать менторами и наставниками. Такое взаимодействие подразумевает передачу знаний со стороны опытного специалиста младшим коллегам и отлично развивает коучинговые навыки. В будущем это может подтолкнуть экспертов к ведению научной или преподавательской деятельности.

Во-вторых, обучайте своих сотрудников. Корпоративное образование — это не какой-то тренд, а реальный запрос самих людей. 59% соискателеи с высоким карьерным потенциалом оценивают возможности обучения, предоставляемые работодателем, так же высоко, как и финансовую компенсацию. При этом они хотят учиться именно в контексте своего рабочего места, чтобы, «не отходя от кассы», приносить пользу компании.

59% соискателеи с высоким карьерным потенциалом оценивают возможности обучения, предоставляемые работодателем, так же высоко, как и финансовую компенсацию.

Можно ли обучать сотрудников, не имея больших бюджетов? Или это фишка больших компаний?

— Обучать можно коллектив любого размера с разным уровнем запросов, в этом помогают современные LXP-платформы со встроенной базой знаний. Например, с помощью искусственного интеллекта платформа выстраивает индивидуальные планы для каждого сотрудника, автоматизирует и ускоряет рутинные процессы, помогает в онбординге и адаптации, содержит необходимые в работе документы компании и обучающие материалы. По статистике, сотрудники тратят до 30% рабочего времени на поиск нужной информации. Платформа работает по принципу одного окна, в считаные секунды выдавая сотрудникам нужную информацию.

Люблю цифры, и недавно нашел, что 65% опрошенных специалистов считают, что развитие технологий повысит их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

— К мнению сотрудников начали прислушиваться работодатели. Объем дистанционного обучения начал расти, появилось все больше решений для проведения виртуальных классов и удаленного взаимодействия.

Поэтому третьим советом будет: мотивируйте своих сотрудников учиться, развивая инфраструктуру lifelong learning. 79% работодателей убеждены в необходимости вдохновлять команду постоянно развиваться, чтобы компания оставалась конкурентоспособной. Из них 44% создают такие условия для сотрудников.

65% опрошенных специалистов считают, что развитие технологий повысит их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

По возможности сохраняйте удаленку или гибридный формат работы. После локдауна, охватившего весь мир, компании постепенно стали возвращаться в офлайн. Однако за сохранение гибкого формата работы выступили 73% опрошенных по всему миру работников. Российские цифры еще более высокие: продолжить удаленный или смешанный формат работы захотели 83% наших граждан. На первое место должна выйти работа на результат, а не на время.

Кстати, одним из плюсов сохранения удаленной работы для бизнеса является расширение рынка талантов. 46% опрошенных сотрудников планируют в этом году переехать на новое место именно благодаря возможности работать удаленно, например мы с семьей уехали из Москвы за город, а еще за год успели пожить по неделе в 5 регионах России. И все это без отрыва от работы.

— Да, и эта мобильность — еще одна причина отказаться от возрастных и гендерных стереотипов в пользу закрытия вакансий. Берите пример с компаний из ИТ-сферы, которые нанимают людей самых разных возрастов и из разных точек мира.

Выбирая сотрудников, обращайте внимание на их гибкие навыки, а также на отзывы с прежних мест работы. Еще в 2015 году ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки составляют 85% успеха человека. Повысить профессиональные скиллы сотрудников можно уже в процессе работы. Среди гибких навыков, которыми должны овладеть сотрудники к 2025 году, — критическое мышление, гибкость, стрессоустойчивость, умение анализировать и находить комплексное решение проблем и активное обучение.

Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки составляют 85% успеха человека.

И, наконец, автоматизируйте рабочие процессы. Компания Korn Ferry Hay Group прогнозирует, что к 2030 году дефицит квалифицированных кадров в России достигнет 2,8 млн человек.

А с другой стороны, часто слышу ужастики, что нас заменит Скайнет. А в свою очередь эксперты Всемирного экономического форума говорят, что к 2025 году 85 млн рабочих мест перераспределятся между людьми и машинами. Как ты думаешь, стоит ли нам, человечеству, переживать?

— Технологии добавят компаниям конкурентное преимущество и избавят от многих рутинных процессов.

ВЭФ отмечает скорость, с которой Россия идет в ногу с мировыми тенденциями роботизации и автоматизации рынка труда. 47,2% опрошенных российских компаний в ближайшем будущем намерены ускорить автоматизацию выполнения рабочих процессов, 33% ускорят цифровизацию переобучения или повышения квалификации сотрудников.

Выбор, который мы сделаем сегодня, окажет непосредственное влияние на бизнес в будущем. Самое время уделить внимание главным действующим лицам компании — ее сотрудникам. А именно продолжить инвестировать в переподготовку и усиление специалистов, мотивировать их непрерывно учиться, упростить работу с помощью технологий, создать комфортную рабочую среду, развивать корпоративную культуру, а также прокачивать гибкие навыки сотрудников. И результаты точно не заставят себя долго ждать.

Если вы тоже любите цифры, хотели бы следить за трендами и происходящим на рынке образования, интересует EdTech, и по какой-то причине не подписаны на канал "Образование, которое мы заслужили", то он все еще бесплатен и ждет вас.

Ведь #lifelonglearning невозможен без понимания происходящего вокруг, да и тут информацию за вас уже бережно собрали и структурировли.

0
105 комментариев
Написать комментарий...
Арслан Панаев

Кадровый голод есть только в среде качественных управленцев, потому что их мало кто хочет нанимать из страха быть обманутым.
А удерживать качественных сотрудников надо деньгами. Качественный сотрудник безмозглым быть не можешь, на такого сказки про дружную команду и интересный проект не подействуют.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Подчерняева

Арслан, деньги не единственный способ удержания талантливых сотрудников. Есть несколько исследований, которые доказывают, что обучение и развитие не менее важно. Например: 

Исследование HH. 59 % соискателей обозначали обучение, как один из главных мотиваторов https://tass.ru/ekonomika/7521701

Исследование hays. 79% работодателей уверены — необходимо мотивировать сотрудников постоянно обучаться, чтобы компания оставалась конкурентоспособной https://hays.ru/wp-content/uploads/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0_Hays-2.pdf

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Важно - безусловно. Не менее - нет. У сотрудника очень большая зп и ноль обучения? Остануться почти все. У сотрудника ноль зарплаты и обалденное обучение? Останутся единицы, которые будут учиться а не работать.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Врачи: низкая зп и мало обучения
Учителя: низкая зп и мало обучения

Риск того, что при ниже рыночной ЗП и хорошем обучении будет высокий отток есть, а но вопрос, как вы набираете команду, какой необходимый срок жизни сотрудника в компании, чтобы экономика на нем сошлась. 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Врачи - мало обучения? Это было очень смешно.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Мало обучения в процессе, как вы и писали 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Ознакомьтесь с предметом. 

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Это стиль окончания обсуждения, когда нет ответа на вопрос или что-то другое?

С каким предметом вы мне рекомендуете ознакомиться? Я смвлаюсь на вашу мусль, или вы с ней уже не согласны? 

>У сотрудника очень большая зп и ноль обучения? Остануться почти все. У сотрудника ноль зарплаты и обалденное обучение?

Я привет пример врача и учителя как контраргумент вашего тезиса. Ещё можно привести продавца, грузчика, водителя трамвая. 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Для начала вот с этим https://www.unipage.net/ru/education_medicine_russia
Тогда вам не придет в голову сравнивать медицинское образование с "образованием" грузчика. Кошмар.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Про источник опустим. Но мы говорим про тот период, когда человек работает, а не когда учится. По крайней мере вы говорили про него, и я про него, а теперь вы даете ссылку на страницу для абитуриентов. 

Как это связано с обучением на рабочем месте?

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Что именно связано с обучением на рабочем месте? То что вы поставили в один ряд медицинское образование и образование грузчика? 
Видимо подобно кандидатам и докторам медицинских наук у вас есть что-то подобное у грузчиков?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Не очень понимаю, что вы пытаетесь доказать? 
Что обучение в ВУЗе медиков занимает 6 лет и потом еще несколько лет практики для получения специализации? С этим никто не спорит, достаточно очевидный факт. 

С обучением на рабочем месте связан
-  сам материал, ведь вы его читали? 
-  статистика, что  59 % соискателей обозначали обучение, как один из главных мотиваторов

Далее вы замечаете, что мотивируют лишь деньги (заметьте, не подтверждая это ничем) и говорите: 

> У сотрудника очень большая зп и ноль обучения? Остануться почти все. У сотрудника ноль зарплаты и обалденное обучение? Останутся единицы, которые будут учиться а не работать.

На что я привожу примеры, когда обучение на рабочем месте практически отсутствует и вы цепляетесь ко врачам, давая ссылки на ОБУЧЕНИЕ профессии, а не на рабочем месте. 

Если есть что-то добавить по существу или ответить на вопросы - буду рад. Пока что не услышал ни одного аргумента и его подтверждения. Если вы считаете, что у вас достаточно экспертизы в этом вопросе - поделитесь ей, будем рады кейсам, примерам из вашего опыта, ссылкам на релевантные источники. 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев
Врачи: низкая зп и мало обучения
Я привет пример врача и учителя как контраргумент вашего тезиса. Ещё можно привести продавца, грузчика, водителя трамвая
Не очень понимаю, что вы пытаетесь доказать? Что обучение в ВУЗе медиков занимает 6 лет и потом еще несколько лет практики для получения специализации? С этим никто не спорит, достаточно очевидный факт.

Мне интересно, вы сами видите, как заврались? ) 

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Похоже, что видите его только вы. Поделитесь, в чем вы нашли ложь в том, что вы прислали? 

Вы вырвали из контекста 3 моих фразы.

Все они про обучение В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ, как и статья, которую мы обсуждаем. Вы же присылаете мне информацию про то, что врачи обучаются много лет ДЛЯ РАБОТЫ по специальности. Ну это конечно же откровение (нет), но не связанно никак с предметом нашего обсуждения. 

Если у вас KPI на кол-во сообщений, то предлагаю завершить беседу. Так как мы обсуждаем одно, а вы какой-то свой трек запустили, причем упорно не рассказываете какой. 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

К сожалению невозможно определить, осознанно ли вы врёте. В статье было:

обучайте своих сотрудников. Корпоративное образование — это не какой-то тренд, а реальный запрос самих людей...

Предыдущий коммент:

Все они про обучение В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ, как и статья, которую мы обсуждаем.

Misha - вы, возможно, самый бездарный лгун из всех встреченных мной на vc.
В том что касается KPI - это ваша статья. Комменты работают на ее раскрутку. И если вы хотите закончить беседу, то можете просто не отвечать. Так что не надо так по детский проецировать.
Давно мне не было так стыдно за моего собеседника )

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Арлан, вы серьёзно не видите, что вы ставите две цитаты, которые её противоречат себе и говорят об одном и том же и делаете деаметрально противоположный вывод?

Процесс работы, это не обучение через работу, если вы так могли подумать, а про время нахождения человека в трудовых отношениях с ней. 

Давайте на пальцах:
Человек учится в вузе = во время обучения в вузе 
Человек устроился работать в компанию = во время работы 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев
они про обучение В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

)))

Ответить
Развернуть ветку
102 комментария
Раскрывать всегда