«Меня сразу кинули в огонь»: как устроена стажировка в traveltech-компании
Департамент продукта Level.Travel рассказыает, какими проектами стажёров уже пользуются туристы, в чём плюсы и минусы стажировки в команде ИТ-стартапа, как за месяц молодёжь прокачивается в hard skills и выходит на работу. В конце — рекомендации для тех, кто хочет попасть на стажировку в ИТ-компанию.
Как появились traveltech-стажировки
Первых стажёров мы стали принимать весной 2020 года — в самый разгар пандемии и удалённой работы. За два года компания выпустила 18 стажёров, 12 из них продолжают работу в компании, а один проходит стажировку прямо сейчас.
Всё началось с того, что СТО Level.Travel Эллин Толстов после своего выступления на Ruby-митапе познакомился с Романом Станиславовичем Самаревым — кандидатом технических наук и доцентом кафедры «Компьютерные системы и сети» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Они договорились, что учащиеся курсов по Ruby, которые преподаёт Роман Станиславович, смогут летом попробовать свои силы на реальных проектах. Пилотный выпуск студентов Ruby-курсов оказался успешным, и через некоторое время мы стали принимать также ребят с других факультетов Бауманки. Позже к ним присоединились и выпускники курсов Яндекс.Практикума.
В 2021 году стажировки проходят в разных компетенциях нашего департамента подукта — Golang, Ruby, Frontend, QA.
Студенты из Бауманки
Почти весь наш департамент продукта состоит из инженеров, которые не просто умеют кодить, — у них есть академический бэкграунд, они понимают общие принципы программирования и могут проектировать и создавать сложные интеграционные решения. У стажёров исходные данные должны быть аналогичными.
В 2020 году погружение студентов в работу проходило в основном удалённо: во время первой волны коронавируса мы работали в гибридном режиме, и большую часть времени сотрудники проводили дома, приезжая в офис 1–2 раза в неделю. Этим летом, в 2021 году, у нас есть возможность почти всё время проводить в офисе. Живое общения — важная часть нашей корпоративной культуры. Мы верим, что наиболее эффективная интеграция возможна только когда все работают рядом и могут в моменте ответить на возникающие у новичка вопросы, когда у него есть возможность наблюдать за общим обсуждением и участвовать в принятии решений. А ещё на удалёнке сложнее проникнуться духом команды. Поэтому, несмотря на то, что у нас есть опыт удалённой работы и онлайн-онбординга, со стабилизацией ситуации мы всегда стремимся к возвращению в офис.
В прошлом году, кроме Ruby-стажёров, нам удалось взять новичков и на другие специальности. Это произошло почти случайно, поскольку оказалось, что у отобранных нами ребят больше склонностей не к программированию, а к более общим интеграционным задачам. Так у нас появились Эдуард и Настя в отделе QA — о них мы ещё расскажем.
В этом году в начале весеннего семестра мы сделали рассылку по нескольким факультетам Бауманки с приглашением пройти стажировку в нашей компании. Студенты заполнили анкету, указали базовые данные о себе, описали опыт (если он был) и пожелания по профилю стажировки. Часть из них получили приглашение на вступительный экзамен по основам программирования. Ребят, которые показали хорошие результаты по soft и hard skills, мы пригласили на летнюю стажировку.
Пока что у нас был опыт централизованного приглашения на стажировку только из МГТУ им. Н.Э. Баумана, но в целом нам кажется, что найм из университетов — наиболее удачный вариант поиска младших специалистов. А для студентов это отличный способ получить тот самый опыт работы, без которого так сложно бывает найти эту самую работу.
Студенческая стажировка — это часть процесса обучения. Мы много инвестируем в то, чтобы с нуля погрузить человека в процесс, поэтому стажировка не оплачивается, однако выпускники имеют своеобразный «фаст-трек» на позицию младшего специалиста, в отличие от сторонних соискателей.
Выпускники Яндекс.Практикума
Летом 2020 года перед нами встала задача масштабирования QA-команды. Мы решили, что стоит попробовать сотрудничество с курсами Яндекс.Практикума, и отобрали лучших выпускников для стажировки. Как правило, на профессиональных курсах люди осваивают вторую профессию, и фундаментальное образование у них нетехническое. Через стажировку мы пытаемся понять, насколько они обладают аналитическим складом ума и высокой мотивацией для того чтобы погрузиться в новую сферу и работать в технологической компании.
За месяц стажировки мы обычно понимаем, сможет ли человек без технического бэкграунда разобраться в устройстве продукта и влиться в процесс. Проходят наиболее талантливые, потому что мы стремимся к высокому качеству работы нашего продукта. Если всё получается, предлагаем выпускникам стажировки начать с позиции младшего специалиста. Дальше сотрудник развивается в своём темпе и растёт вместе с компанией.
У выпускников Яндекс.Практикума и других профессиональных курсов вместо экзамена — два собеседования, как для обычных разработчиков. Разница в том, что на профессиональных курсах студенты чаще всего уже работают с реальными коммерческими проектами в современных процессах разработки. Так, на курсах Яндекс.Практикума тестировщики анализировали качество настоящих продуктов Яндекса. Это значит, что они уже могут рассказать о своём практическом опыте фактически как о предыдущем месте работы, в отличие от студентов университетов, которые обычно обладают только теоретическими знаниями. Для тех, кто окончил профессиональные курсы и прошёл два полноценных собеседования, стажировка оплачивается.
Организационный багфикс
Вернёмся к лету 2020 и первым стажёрам из Бауманки. Изначально мы рассчитывали на ребят 4 курсов или учащихся магистратуры, которые после ВУЗа смогут прийти к нам на постоянную работу, но почти все стажёры оказались второкурсниками. После летней практики они продолжали обучение в ВУЗе, и оставаться в компании на полный рабочий день не могли.
За два года мы накопили много опыта в том, как интегрировать неопытных сотрудников. Ключевую роль в этом процессе играют два ментора: технический и бизнесовый. Бизнесовый ментор — это продюсер команды, в которую попадает стажёр. Продюсер проводит первичный онбординг, и в течение всей стажировки помогает распределить приоритеты задач, провести задачи через тестирование, погружает в подробности продукта и вместе со стажёром разбирается в бизнес-требованиях к задачам.
Технический ментор — это один из наших специалистов, который работает в той же компетенции, что и стажёр, и к которому стажёр прикрепляется как к наставнику. Технический ментор помогает с установкой окружения, проводит код-ревью, отвечает на вопросы, рассказывает о технологиях, разбирает ошибки и помогает их не совершать.
Экзамен по основам программирования
Боевого опыта работы у студентов пока нет, а оценить их навыки как-то нужно, поэтому мы решили проводить экзамен. Всё проходит в два этапа. Первый — письменный: студенты отвечают на три теоретических вопроса и решают 1–2 задачи на алгоритмы. Второй — устный, где мы общаемся с кандидатом. Человек рассказывает, почему пошёл в разработку, говорит о своих увлечениях и о том, куда хочет развиваться. Так мы оцениваем навыки общения, взгляды на профессию и формируем своё мнение о кандидате. Весь экзамен длится 30–40 минут, приёмная комиссия состоит из трёх человек: тимлид Ruby-команды Константин Ермольчев, сооснователь и технический директор Эллин Толстов, а также руководитель HR-департамента Вера Осокина.
Всем выдаются листки А4, с одной стороны теоретические вопросы и немного места, чтобы ответить на каждый из них. На обороте листа — пара задач. Можно написать алгоритм, псевдокод решения. Как и на собеседованиях, мы не требуем, чтобы люди писали рабочий код, который запускается, — нам важно понять, как человек мыслит, а не то, какой он код напишет на собеседовании.
После собеседования приёмная комиссия обсуждает кандидатов и даёт краткое резюме по каждому. Все данные вносятся в таблицу. По итогу получается рейтинг стажёров на основе обоих этапов. Так мы понимаем, кого можем взять на стажировку, а кому вынуждены отказать. Каким бы ни был результат, обратную связь получают все.
Задачи для начинающих
Стажёры выполняют небольшие задачи, которые легко проконтролировать. Например, помогают делать интерфейсные улучшения: добавляют фильтры в поиски или новые элементы на страницу отеля, перерабатывают меню в шапке сайта. Или чинят баги и пишут юнит-тесты. На таких атомарных задачах начинающие разработчики могут разобраться в продукте, поработать с готовым кодом, который пишут другие, и даже «потрогать» и протестировать краевые ситуации, которые могли не предусмотреть.
Стажёр становится полноценным членом команды. Мы работаем по SCRUM и проводим ежедневные встречи, где каждый рассказывает, что делал вчера, какие возникли проблемы и что он планирует делать сегодня. Команда всегда готова помочь и ответить на вопросы.
Мы спросили тех, кто прошёл у нас стажировку, чем они занимались в первый месяц работы, и вот что они рассказали.
Не только опыт: что ещё дает стажировка и какие у неё есть недостатки
Для большинства стажировка оказывается первым местом работы. Ребята узнают, как устроена ИТ-компания, учатся работать в команде и прокачивают soft skills.
Мы внимательно относимся к процессу отбора, поэтому работать в компании остаются больше половины стажёров. После окончания стажировки и перехода в штат задачи младших специалистов становятся более ответственными. Через несколько месяцев работы младшего специалиста обычно можно без боязни подключить к крупной продуктовой задаче, например, проработке нового сервиса или поддержке целого инструмента. Так, один из наших бывших стажёров, а сейчас DevOps-специалист, в течение года практически в одиночку поддерживал инструмент, с помощью которого оптимизируются процессы бронирования туров в клиентском сервисе.
Некоторые за время стажировки понимают, что хотят попробовать себя в другом направлении, и мы стараемся найти возможность пойти навстречу.
А кто-то наоборот понимает, что не сможет остаться работать в компании. К примеру, Даша после нашей стажировки ушла работать в Mail.ru, поскольку работа в стартапе и работа в корпорации — это разные миры, и интересно побывать в обоих, чтобы понять плюсы и минусы каждого.
Рекомендации для тех, кто хочет прийти на стажировку в ИТ-компанию и остаться там работать
Будьте готовы разбираться в новом. Не ждите, что вам дадут задание на один цикл, как учат в университете обычно) Код будет сложный и весьма вероятно не связан ни с чем тем, что вы учили в универе. Дарья Лабзунова
- Узнавайте больше о компании, куда хочется устроиться, мониторьте основные вопросы на собеседованиях у знакомых. Не бойтесь действовать! Оказывается, найти работу не так уж сложно — было бы желание. Анастасия Васильева
- Не бойтесь и пробуйте свои силы в интересующих областях. Это важный опыт, который сложно получить в университете. Тимофей Курохтин
- Будьте смелее и не бойтесь получать опыт в условиях реального проекта. Из-за динамичности сферы необходимо пробовать решать реальные пользовательские задачи. И стажировка как раз даёт возможность получить опыт работы с актуальными и востребованными инструментами. Марина Сысолятина
- Старайтесь подбирать для себя такие стажировки, которые могут вам понравиться и принести пользу. Не тратьте время на легкие задачи вроде сидения в приемной комиссии — они не принесут вам пользы и никак не прокачают вас как профессионала. Лучше выбрать серьёзную стажировку в ИТ-компании, а не получать практику в стенах университета. Эдуард Булгару
- Начинайте работу с небольшой компании – тут больше пространства для роста и проще понять, что нравится. В большой компании всё решают за тебя, и вырасти в 2–3 раза за 1–2 года будет тяжело: никто не будет вам давать большие серьезные проекты. Николай Кубаров
- Заранее расспросите о своих обязанностях и решите, сможете ли вы уделять достаточно времени стажировке. Планируйте свой день и обязательно переключайтесь с работы на отдых, чтобы не перегореть. Дарья Глибченко
- Если вы хотите попробовать свои силы в traveltech, напишите письмо на [email protected]. В письме расскажите о себе и приложите примеры своих работ.
Стажеры за еду работают или еще и на пивко платите?
Молодому организму вредно пить. ЗОЖ!
есть ему тоже вредно судя по всему) ну по крайней мере так считают в этой компании)
Ожирение серьезная проблема в некоторых странах.
но недоедание и голодание гораздо более серьезная проблема в глобальном плане
Столовая в офисе должна спасти от голодной смерти
редко в каких столовых кормят за спасибо
Обычно субсидируют какую-то сумму в месяц.
таких компаний в рф по пальцам можно посчитать, в основном из своего кармана все платят
Надо стараться работать в таких и не работать в не таких )
я уже давно не питался в корпоративных столовых и в целом вполне доволен) и вам того же желаю)
Из-за ковидобесия многие не питались уже 1.5 года.
ну у меня не только из за этого, после переезда в другую страну первые полгода только по ресторанам питались, потом на домашнее питание перешли
Одними ресторанами сыт не будешь, а, если семья с детьми, то по любому будешь переходить на домашнее питание.