{"id":10771,"title":"\u0411\u0435\u0441\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u044b\u0439 \u0430\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440 \u0434\u043b\u044f digital-\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=10771&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/349044-korotko-zapustit-pilot-i-poluchit-novyh-klientov-s-pwc&placeBit=1&hash=784bba4e4e7bbdd70a9f4ae7dbba83bdf662dd17da42e7eeb734d693a784bfa7","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Ivan Kuznetsov

Роли и структура организации в IT-компании

Photo by engin akyurt on Unsplash

Никогда не думал что осенью 2021 года мне придется писать такой текст, но он будет экономить мне кучу времени, потраченного на повторение одного и того же на разных видеозвонках.

Почему я об этом пишу?

Часто я сталкиваюсь с описанием вакансий и запросами вроде «нам нужен CPO в стартап». После вопроса сколько в стартапе людей и продуктов, выясняется что продуктов один или два, сотрудников — не более 30, а под CPO подразумевается просто опытный менеджер продукта, который должен работать руками (в то время как роль CPO — это роль стратега, управленца и ментора).

При этом рекрутеры покрываются холодным потом от поисков, а стейкхолдеры кричат, что им нужен именно CPO и «почему его до сих пор нет». Когда же CPO найден, оказывается, что он совсем не решает текущие задачи компании, потому что, например, отвык работать руками.

Такое несоответствие реальной потребности и воображаемой я встречаю повсеместно.

Кто все эти люди?

Корпоративные иерархии и HR-отделы оперируют набором красивых слов, и вот некоторые из них:

  • Head of Product
  • Chief Product Officer
  • Senior Product Manager
  • Senior Product Owner
  • Product Manager
  • Project Manager
  • Product Owner
  • CTO
  • CIO
  • Tech Lead
  • Team Lead
  • Architect
  • Head of PMO
  • Chief Architect
  • Project Lead
  • Business Owner

Значения этих слов варьируются от компании к компании, где-то случайно, где-то намеренно: «Мы называем нашу кнопку унитаза велосипедом потому что это подходит нашей компании», «Мы к этому пришли исходя из своего опыта».

Напомню: использовать слова вопреки словарным определениям еще любят употреблять психически нездоровые люди. Вы можете называть велосипедом кнопку унитаза, но это не значит что у нее есть колеса и педали. В большинстве проектов, в зависимости от их масштаба, есть набор устоявшихся ролей. Роль можно называть по-разному, роль могут нести на себе несколько человек, но у каждой роли есть своя функциональность.

О ролях и функциональности я и хочу поговорить ниже.

Некоторые из определений выше это терминология из Agile, скажете вы. Но Agile лишь дал определение уже существующим ролям, поэтому от того, Agile у вас или нет, ничего не меняется.

Начнем с технической иерархии.

CTO

Отвечает за развитие технологической части компании.

Размытое определение? Уточним: — В стартапе на 10 человек CTO обычно выполняет функции тимлида, но получает красивое название по двум причинам: чтобы потешить собственное эго и в расчете на то, что в будущем он займет эту роль. Объясняется это тем, что человек отвечает не за конкретную команду, а за развитие всей технологической части сейчас и в будущем.

— В компании на 100 человек основная задача CTO — отвечать за выполнение технической части продуктовых планов компании, развивать компетенции технического отдела, синхронизировать подходы разных команд к разработке, способствовать устойчивости технической части бизнеса.

— В компании на 1000+ человек частью задач предыдущего блока (синхронизация подходов разных команд к разработке, поддержание единого стэка и архитектуры) занимается Chief Architect. Фокус CTO уходит на найм и развитие руководителей, управление техническими лидерами направлений, и ответственность за выполнение технических планов.

— В компании на 10 000+ CTO отвечает за долгосрочное техническое видение компании и выполнение стратегических планов.

Chief Architect

Роль имеет смысл в сложных продуктах, когда начинаются проблемы с рассинхронизацией команд, появляются несовместимые или трудно совместимые архитектурные решения, плодятся стэки и подходы к решению одинаковых задач.

Отвечает за синхронизацию подходов разных команд к решению задач, выбор технического стека для решения задач, поддержание и передачу знаний об архитектуре систем.

CIO

Роль имеет смысл в нетехнологических компаниях, которые работают на готовых решениях с обширной сетевой/железной инфраструктурой, либо в крупных технологических компаниях с обширной сетевой/железной инфраструктурой. Отвечает за отказоустойчивую работу сетевой и железной инфраструктуры, процедуры для ее поддержания, найм и развитие сотрудников, отвечающих за эту инфраструктуру.

Tech Lead

Можно найти много определений, но мне ближе всего следующее: человек, отвечающий за техническое развитие определенного направления/проекта в работе, над которым участвует несколько технических команд. CTO направления. С ростом компании единственный способ выполнять технические планы — делегировать эту функцию от CTO. Когда над проектами начинают работать несколько технических команд, их работу надо синхронизировать, технические компетенции развивать, и эта роль становится актуальной

Team Lead

Технический лидер команды. Отвечает за выполнение планов на уровне команды, организацию ее работы, найм и развитие членов команды, развитие технической части проекта/проектов, над которыми работает команда, в соответствии с принятыми в компании правилами.

Как это выглядит вживую:

Задача тимлида — выполнить планы команды, на это завязана его мотивация. Когда в компании одна команда, тимлид — то фактически CTO, у него много свободы и ответственности.

С ростом количества людей и делением их на команды, каждая команда начинает (и должна) переживать только о своих планах. Чтобы синхронизировать их работу появляется CTO, человек который отвечает за все команды.

Со временем выделяются отдельные направления, и в помощь CTO приходят техлиды и Архитектор. Роль CTO фокусируется на людях и стратегии, Архитектор занимается синхронизацией подходов к разработке, а техлиды отвечают за выполнение конкретных планов.

Цели спускаются от CTO к техлидам и затем в команды. Цели архитектора отделены от «выполнения планов» и сводятся к обеспечению единого подхода к выработке решений архитектурных задач. Власть архитектора в праве вето на технические решения, а основная задача — своевременная разработка решений вместе с командами, которые будут при этом устраивать другие команды и не мешать продуктовым/проектным планам.

Чтобы было понятнее: CTO нанимает руководителей, участвует в постановке проектных целей, отвечает за согласование и выполнение планов и за стратегическое развитие технической части. Архитектор создает стратегическое архитектурное видение и делает так, чтобы команды в погоне за своими планами его не сломали.

Перейдем к продуктовой иерархии.

CPO

Зеркало роли CTO в продуктовой части. Если компания маленькая, то CPO по сути будет единственным менеджером продукта, а роль — это просто красивое слово.

Конечно под словосочетание Chief Product Officer можно подвести что угодно — и роль единственного продакта в том числе, он же главный по продукту, главнее нет. Но реально эта роль существует в больших компаниях с разными продуктами и командами, когда появляется необходимость синхронизировать продуктовое видение разных менеджеров продукта так, чтобы в погоне за своими целями они не разорвали продукт на части.

Вдобавок к этому его задача — обеспечивать отбор специалистов и поддерживать уровень экспертизы среди менеджеров продукта.

Senior Product Manager

Здесь тоже существуют разные интерпретации, но мы обратимся к слову Senior. Когда видишь такую приставку хочется спросить senior to whom. Очевидно, что в погоне за блестящими значками и бантиками просто опытных менеджеров продукта стали называть Senior, но если следовать логике, то старший менеджер продукта появляется, когда есть младшие.

Соответственно основной задачей старшего менеджера продукта является продуктовый менеджмент направления, где представлены несколько продуктов со своими менеджерами.

Senior Product Owner

Такой роли не бывает. У продукта есть владелец. Постарше он или помладше — это никак не влияет на продукт и его развитие. Продакт оунеры не подчиняются друг другу, владелец продукта — это роль, а не должность.

Здесь мы подходим к классическому квартету Product Owner / Product Manager / Product Manager / Business Owner и разделению ролей.

Product Manager

Менеджер продукта отвечает за стратегическое видение продукта, роадмап, анализ рынка/продукта и генерацию гипотез в соответствии с приоритетами бизнеса.

Product Owner

Владелец продукта отвечает за приоритизацию бэклога и полученный результат перед бизнесом. В организационной диаграмме вы не найдете «владельца продукта». Владельцем продукта обычно выступает представитель со стороны бизнеса или заказчика, который отвечает непосредственно своей шкурой за продукт. Например: владелец продукта «автоматизация бухгалтерия» может быть CFO, так как именно он согласует с менеджером продукта «автоматизация бухгалтерии» роадмап.

Ответственность разделяется соответственно: если из-за некачественных вводных владельцем продукта были приняты неверные решения — это ответственность менеджера продукта. Если были выбраны или согласованы неверные приоритеты — это ответственность владельца продукта. Если продукт оказался не востребован рынком — ответственность зависит от того, предупреждал ли менеджер продукта об этом владельца. Если владелец был предупрежден — то это его ответственность.

Project Manager

Менеджер проекта отвечает за реализацию бэклога в оговоренный срок и бюджет.

Business Owner

Отвечает за результаты капиталовложений в разработанный продукт перед советом директоров/акционерами.

Владелец продукта и бизнес-оунер — это роли, а менеджер продукта и менеджер проекта это еще и профессии.

В небольших командах роль владельца продукта, менеджера продукта и менеджера проекта обычно лежит на одном человеке. С ростом команды и продукта эти роли разделяются.

Business Owner редкая роль — поскольку именно Product Owner обычно выступает со стороны бизнеса. Но в некоторых ситуациях, которые должны существовать только в больном воображении, а не реальности, появляется еще один уровень абстракции в виде человека который отвечает за продажи.

Например, есть владелец продукта «кассовый терминал», который коммуницирует с бизнесом по всему миру. Есть менеджер продукта «кассовый терминал, который развивает этот продукт. А есть бизнес-оунер из Мексики, который отвечает за развитие бизнеса в этом регионе. Он не влияет напрямую на бэклог, но отвечает за бизнес-показатели в регионе и общается с владельцем продукта.

Недавно Scrum Inc стала продвигать альтернативное видение роли Product Owner как человека ответственного за тактическую реализацию стратегического видения менеджера продукта. Я буду придерживаться оригинальных идей Agile, а для еретиков приведу цитату преподавателя Гарвардской школы бизнеса: “I’ve trained dozens of teams who are using SAFe and I have never seen this work well.”

Head of Product, Product Lead

Красивое название для менеджера продукта. Иногда применяется в ситуации когда в продукте есть несколько менеджеров продукта и кто-то из них чуть главнее других.

Head of PMO

В проектных компаниях это человек ответственный за реализацию всех проектов компании, альтернатива CPO в продуктовых компаниях с одним отличием: если в продуктовых компаниях фокус на продуктовых командах и их планах, а CPO просто «разнимает дерущихся» и синхронизирует планы, то в проектных компаниях руководитель проектного офиса отвечает за результаты работы всего проектного офиса. Если у CPO в портфеле не взлетает один из продуктов — это ответственность менеджера этого продукта. Если не работает delivery в одном из проектов — это ответственность руководителя проектного офиса.

Project Lead, Head of Project

Красивое название для менеджера проекта. Иногда применяется, когда в продукте есть несколько менеджеров проектов и кто-то из них чуть главнее других.

Надеюсь эта короткая шпаргалка будет вам полезна и поможет искать людей которые соответствуют вашим задачам.

Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я публикую короткие заметки о финансах, обществе и управлении продуктами

Об авторах

Статью написал Иван Кузнецов, отредактировала Надежда Коротченко

0
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Georgiy Lessar

Заголовок вводит в заблуждение. Перечисленные роли актуальны не только для ИТ-компаний. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

Частично да, но мне сложнее говорить за не-IT. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Alla Beatris Felises Ganpantsurova

Проблема не только в том, что компании, мягко говоря, не совсем ориентируются в ролях. Подавляющее большинство компаний просто не рассматривает кандидатов с меньшим опытом. Например, если ты опытный продакт, но никогда не был CPO, то хер тебе :) Только вот на своем опыте все больше и больше вижу подтверждение своей гипотезы - если на позицию брать человека, который уже делал то же самое больше года, то выхлоп намного меньше, чем если взять человека с меньшим опытом, потому что у опытных кандидатов просто нет стимула доказать кому-то или себе, что такая работа ему под силу. Но компании пока не хотят давать шанс людям с меньшим опытом, и поэтому если ничего не изменится в этом подходе, даже четкое определение ролей не поможет.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

это вопрос мотивации, он находится за рамками ролей и структур. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

на мой взгляд опыт в конкретной области (не роли) очень сильно влияет на производительность.Погружение в предметную область требует существенного обучения. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

опыт в той или иной роли слишком зависит от компании из-за разных взглядов на роль, о чем я и пишу. Вместо названия роли стоит смотреть на компетенции человека и на реальные задачи которые ему придется решать. 

Кто-то пытается решить это "картой компетенций" но я не видел случаев когда в карту писали действительное а не желаемое. А вот задачи которые человеку нужно будет решать завтра — подделать сложно, если не уходить в абстракции (а вот придет супер новый человек и тогда мы этим займемся! Нет, не займетесь, у вас бэклога на полтора года вперед, вы будете разгребать бэклог) 

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

но это как раз "жизнь в будщем" vs "жизнь в моменте" 

Ответить
0
Развернуть ветку
common sense preacher

 использовать слова вопреки словарным определениям еще любят употреблять психически нездоровые люди
хм... а кто любит называть психически нездоровыми обычных невеж?

а вот про кнопку унитаза и велосипед - очень хорошо. позаимствую :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

невежество это когда ты не знаешь, а когда знаешь и путаешь понятия это уже отклонения другого рода.  

Ответить
0
Развернуть ветку
common sense preacher

так ведь и путают они оттого, что не знают. а какое именно психическое заболевание вы подразумеваете, кстати?

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

Тут нужна более точная диагностика конкретного случая. Это может быть как вербальная парафразия так и психоз. 

Ответить
0
Развернуть ветку
common sense preacher

)))
вы ж понимаете, да, что установленная распространенность и того, и другого во много раз ниже частоты, с которой встречается путаница в понятиях?

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

В шутку я бы сказал что очень многие компании живут в состоянии коллективного психоза. Иногда продуктивного, чаще — нет. 

Регулярно путаться в понятиях имея гугл и википедию можно только имея такое намерение (или определенные проблемы), а гордиться своей уникальностью в использованию понятий, тем более странно. 

Ответить
0
Развернуть ветку
common sense preacher

говорите так, будто справочник по клин.психологии для чайников в самолете полистали ))
невежество и узкий кругозор - это и есть неосознаваемая проблема. эффект Даннинга-Крюгера. гордиться невежеством как собственно уникальностью - нонсенс, согласна. а еще у нас есть дороги ))

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

только в самолете и успеваю читать в последнее время ( 

Ответить
0
Развернуть ветку
Anna Belyaeva

Мы тоже постоянно в работе с нашими клиентами сталкиваемся с тем, что в каждой компании под той или иной должностью в ИТ понимают что-то свое :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

Вот и пытаюсь стандартизировать терминологию, насколько могу.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 17 комментариев
Вы ВТБ или календарь праздников?

Зачем в мобильном приложении ВТБ каждый день показывают клиентам, какой сегодня день в истории? Нет, я очень уважаю Эйзенштейна, Сезанна и Винни-Пуха, но вам не кажется, что клиенты заходят совсем не за этим?

«Холакратия, любимые мемчики и прозрачность»: программист о работе в Точке, моделинге и запуске треков на Spotify

Точка — это про людей. Про сотрудников, которые создают удобный банк для бизнеса. Мы запускаем серию интервью с нашей командой, чтобы рассказать, как у нас всё устроено.

Статус бота Veles
SMM-кейс: бар Сайгон (г. Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна)

Бар Сайгон радует петербуржцев уже 5 лет. Часто его принимают за одноименный советский бар, который посещал еще сам Виктор Цой. Однако это, скорее, дань старому Сайгону.

«Общность условий жизни — вот что необходимо для воспитания нового человека»: почему на заре СССР появились дома-коммуны Статьи редакции

В «машинах для жилья» власти пытались воспитать человека, который бы отбросил личное и сосредоточился на общем деле. Теперь люди объединяются в коливинги, потому что хотят вместе веселиться, развиваться и получать поддержку.

«Инновации — это поле для сражений»

Как фуд-ритейл внедряет новые технологии.

Субботний самопиар на vc.ru

Делимся в комментах ссылками на свои проекты и скидками для висян!

Окупаемость рекламного бюджета 781% в нише обуви с простой маркетинговой связкой
Как я накопила на финансовую подушку?

У меня был план: я знала, что в этом году расстанусь с моим основным клиентом. Он был моим кошельком на текущие расходы.

Вот сам процесс, чтобы приучить себя копить:

В Москве появился фонд, инвестирующий в перспективные транспортные проекты

Фонд развития московского транспорта будет поддерживать стартапы, разрабатывающие прорывные технологии.

Как пандемия изменила рынок онлайн-страхования

Выяснили и рассказываем, как изменился онлайн-спрос на услуги страхования с начала пандемии.

null