«Мой личный “Тинькофф”, панк-кабаре, остаётся в прошлом»: воспоминания бывшего сотрудника о культуре проданного банка Статьи редакции
Рассказывает бывший руководитель контент-маркетинга в «Тинькофф» Илья Александров.
Оригинальная публикация автора.
Раз уж я завел «Telegram-канал про деньги», а вчера Олег Юрьевич продал банк, где я проработал три классных года, давайте я скромно, в стороночке, возьму слово.
1. Я пришел в «Тинькофф» из «Сосьете Женераля» (там «Интеррос» тоже совершает шопинг сейчас, кажется), ипотечного банка. Мое рабочее место было на 26 этаже в башне на Водном. Приемная Олега и Олегов кабинет были за моей спиной.
Перед глазами на стене висела картина модной художницы Янковской (там, где лежит мужик в костюме и смотрит вверх между ног красотки, мы видим только ее ярко-красные туфли). За спиной, через стекло, во всю стену в приемной Олега было полотно Терри Ричардсона с оргией.
Меня спросили, мне нужен Mac или PC. Я, привыкший к строгим корпоративным стандартам, уточнил: «А что, можно Mac? Он совместим с системами?». «Просто скажи, какой комп купить, мы тебе купим, не душни».
Мимо прошел Олег с каким-то комментарием вроде «очередной хипстер без носков... я вас уже не запоминаю всех». Мне казалось, что я устроился на работу не в банк, в панк-рок-кабаре. Я чувствовал себя потрясающе. В первый день и во все последующие дни в «Тинькофф».
2. Однажды на тренинге для руководителей мы обменивались рабочими проблемами. У кого что не получается, где затык, какие варианты. И один чувак, из тимлидов разрабов, пожаловался: «слушайте, у меня в команде парень работает, не полный рабочий день, ну ему 16 лет вообще, он программист, очень талантливый, но не могу разобраться, как его мотивировать».
При этом тот малыш делал не какую-то мелочь, а реально сложную задачу.
3. Чувак, который для моего отдела разрабатывал лендинги спецпроектов, для души сделал браузерную версию игры «Герои меча и магии». Такое хобби.
4. Меня научили в банке, что время, затраченное на задачу, ничего не стоит, если вышло говно. «Надо выпустить хоть так, я старался и потратил 50 часов. Жалко времени, надо уже что-то релизить».
Не надо.
Нет причин выпускать говно.
Нет причин делать то, чем не будешь гордиться.
5. Я редко выступал (и редко выступаю) на конференциях. В годы в «Тинькофф» у меня был стандартный пошлый скрипт, я его очень любил, отвечая на вопрос о KPI. «Кипиай? Так. Есть в зале маркетологи других банков? Есть? Ребят, мой КПИ — чтобы вы ненавидели меня и мой отдел».
Детский сад, конечно — но мне нравилось выпендриваться. Лучше, когда ты приходишь в бар и во время разговоров о работе хочешь выпендриться (проектами, а не баблом, статусом и прочей дребеденью), чем грустно молчишь и смотришь в стакан.
6. «Надо тестить» — самая частая фраза моего босса. В России ненавидят ошибаться. Ненавидят пробовать. В корпорациях гораздо важнее «не обосраться», чем сделать кайф. Это американец думает, что завтра будет лучше, чем вчера. Русский думает, что завтра будет пи****, а послезавтра, скорее всего, не будет вообще — и не то чтобы для такого мышления нет поводов.
В «Тинькофф» была абсолютно другая культура — стартапная, долинная, хз какая. Делай, пробуй, прошибай. Можно обосраться, если получил знание. Больше тестов, больше обсеров, больше знаний. Пока другие банки боятся, мы станем умнее.
Не бойся.
7. Но и в Долине есть лимит на невзлетевшие стартапы. В «Тинькофф» была невероятная свобода — я из тысяч (буквально, тысяч) блогерских интеграций согласовывал с юристами хорошо если штук 10, все остальное было на доверии.
Но и отвечаешь ты тоже за все. Медаль босс и коллеги не отберут, но и люлей, выписанных тебе, ты не делегируешь.
8. Фантастически короткая дистанция между «обычными» и «топами». Оливер (CEO) сидел в стеклянном кабинете с открытой всегда дверью, кабинет метра 2 на 3. Я в других банках у начальников отделов видел кабинеты пафоснее. Можно было постучаться и зайти со своим вопросом. Никто не бросался наперерез типа, как ты можешь отвлекать главного? Дураков нет, по пустякам никто дергать не будет.
9. Ну и я уже рассказывал, как после пятничных посиделок в «Торро Гриле», Саша Рай, издатель Т-Ж, после бокалов 4 пива говорил — так, ну я пойду еще в офис поработаю, ночью клево и нет никого.
Такая атмосфера вообще ассоциируется с бедламом, «творчеством» и креативностью вместо эффективности. Но в «Тинькофф» все были чокнутые на цифрах — воронка, стоимость контакта, клика, заявки, утилизации, стоимость всего.
«Нужно тестить». Когда протестили — «нужно строить процесс».
Потыкались, попробовали, получилось — все, масштабируйте и стройте конвейер.
10. Я пришел в банк в декабре 2016. Тогда рекламу в СМИ (нативная реклама с пометками и спецы), у блогеров и в другом «контенте» все считали только охватами. Ну, точно все крупные бренды. Здесь было так: вот есть стоимость привлечения на карту, 100 рублей, вот ты хочешь потратить миллион, дели мильён на сто и получай свой кпи. Как это не получится? Да камон, получится.
Иногда не выстреливало.
Но чаще получалось.
Почти всегда получалось.
11. Пункт 10 был немного «еб**торг», но объективно — это все вообще было бы невозможно без крутых продуктов и топового сервиса. Лучший пример — инвестиции. Вы помните этих классических брокеров с их терминалами, гик-аналитикой и сайтами-памятниками интернету 90-ых?
Олег сказал — сделайте, чтоб можно было Apple купить как кроссовки в интернет-магазине.
Теперь десятки моих друзей смотрят на зелененькие и красненькие цифры в «Тинькофф Инвестициях», не зная термина «биржевой стакан» и не читая книжек по тех.анализу.
P.S.
Этот пост не некролог. В «Тинькофф» продолжают работать тысячи талантливых людей, среди них есть мои друзья. Я желаю удачи им, я желаю удачи банку, я желаю удачи новым владельцам.
Может, новый «Тинькофф» с другим названием будет круче. Может, и новый «Тинькофф» еще сыграет свою роль в моей жизни, кто знает.
Но — мой друг и учитель, издатель Т-Ж, Саша Рай умер. О.Ю. продал долю. Оливер, судя по лентам, планирует что-то в Юго-восточной Азии. Мой Тинькоффский босс Кирилл Бобров занимается своими проектами. Я уволился в 2019.
Мой личный «Тинькофф», мое панк-кабаре, остается в прошлом. Жить прошлым нельзя, ценить прошлое нужно.
Я ценю.
"Это американец думает, что завтра будет лучше, чем вчера. Русский думает, что завтра будет пи****, а послезавтра, скорее всего, не будет вообще — и не то чтобы для такого мышления нет поводов."
как думаете, по этому у них финтех в жопе?
у кого?
В США. Банковский сектор застрял в средневековье.
А Cash App? А десятки криптокошельков, в том числе со стейкингом? Вы просто не разбираетесь, как живет США - там уживается лютый консерватизм с самыми новомодными технологиями. Кстати, не в последнюю очередь, что технологии двигают там в основном приезжие.
*Cash App is a financial services company, not a bank. Banking services are provided by Cash’s bank partner(s).
криптокошельки к банкам то вообще никакого отношения не имеют.
Формально не банк, а по сути предоставляет банковские услуги. Это юридические тонкости. Тот же Рокетбанк так у нас работал долгое время, причем однажды они даже банк поменяли.
Криптокошельки замещают часть банковских услуг, поэтому я и привел их.
так то у нас есть СБП которая объединяет все банки и никакие левые приложения не нужны.
Как Вы ловко с Америки соскочили..
так то изначально было сравнение РФ и США
Zelle у банков в США появился раньше, чем СБП в РФ
это опять таки сторонняя шляпа.
Сервис несет все тот же функционал практически, что и СБП. Надо понимать, что ФРС в США не занимается системами переводов платежей, а другого ЦБ просто не существует. Но местные банки без всякой палки ЦБ смогли обеспечить аналогичную систему, которой сейчас пользуются десятки млн.
Zelle интегрирован во все платежные системы более или менее крупных банков и кредитных союзов США
Хз про какие криптокошельки ты говоришь, везде для крипты комиссии на все + холд, а ещё в США самая парашная система банков, половину из них - (BofA, WF и другие) вообще живут на дизайне 2005 года, стырили деньги - звони, приезжай, ругайся, объясняй тупым сотрудникам спустя тысячу вопросов что и как. Даже не додумались СБП как у нас сделать, все для переводов используют: Zelly, Cash App и тому подобные, при открытии счета вообще будешь назначать аппойнтмент - ждать 30 минут действий сотрудника и карту получишь только через 10 дней) , открывать кредитку - инвестиции и другие продукты тоже займут неделю для проверки, круто!
Открытие счета дистанционное уже давно предлагают все крупнейшие банки. Пионер CapitalOne это делает с 90-х, когда счёт открывался по телефону.
Амерские банки давно научились бороться со скамом. Карточки блокируются и транзакция оспаривается либо через дбо, либо по телефону.
Zelle интегрировано в большинство систем денежных переводов банков, сторонних аппов не требуется
Человек просто не понимает, что финтех намного шире, чем ДБО
А финтех тут при чем?
Банковский сектор определяется тем, что ему позволяет местное регулирование
Финтех - это намного более широкое понятие, чем ДБО банка. Платежные системы и решения, крипта, финансовые инструменты (страхование, инвестиции кредитование), API сервисы, банки и т.д.
США - лидер финтеха само собой в мире
хомячки думают, что крутость финтеха заключается в способность влететь в кредит по нажатию 1 кнопки в гламурненьком приложении
У них же