{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Начальник - манипулятор. Как распознать и противостоять?

Представьте, что все вакансии содержат только правду об организациях, которые их размещают.

Тогда вместе с «дружным коллективом, интересными задачами и квартальным бонусом» в 60% вакансий была бы и приписка «токсичный руководитель, манипулятор и агрессор».

Именно такова статистика.

60% сотрудников сталкивались с токсичным руководством

Такие бывают и в гос. секторе, и в крупных коммерческих структурах. В мелком бизнесе тоже встречаются, там это чаще всего — собственники компаний.

Главная особенность таких руководителей — на них тратится очень много энергии и времени.

Они поглощают день подчиненного, засыпают его задачами, втягивают в бессмысленные разборы, меняют вводные, когда задача уже почти сдана и «качают лодку».

Хуже всего приходится руководителю среднего звена, когда над ним токсичный шеф. Среднее звено и так часто перегружено, а тут еще и нестабильный директор, от которого не знаешь, что ждать.

Каковы же признаки манипулятора и как с ними бороться?

У каждого манипулятора свой фирменный почерк, но можно выделить 5 векторов их «развития»:

1. Манипуляция «агрессия и шантаж»

Может угрожать чем угодно: от пересмотра личных KPI до увольнения. Фразы: «не выход в выходной — это предательство», да тут таких, как Вы — очередь», у «кого другое мнение — пишите заявление».

Можно ли противостоять?

Прямые угрозы — записывать на диктофон; на шантаж не поддаваться, а лучше не давать поводов в виде некорректных высказываний. Прогноз на будущее неблагоприятный, лучше обновить резюме и оглядеться в поисках лучшего места.

2. Манипуляция «плохой сотрудник»

Вы все время не дотягиваете до хорошей оценки, постоянно недостаточно хороши. И, вообще, ваш шеф один справлялся за десятерых ваших сотрудников.

Ваш вклад не важен. Если бы начальство вовремя не подсказало, не исправило ошибку, не позвонило, то и проект бы загнулся.

Такие руководители очень быстро «выжигают» мотивацию.

Можно ли противостоять?

Хвалить себя и подчиненных начинайте сами. Говорите о своих достижениях вслух, делитесь идеями и успехами. С обесценивающим шефом можно «жить», если не ждать его одобрения.

3. Манипуляция «единственное мнение»

Есть только одно верное мнение, и оно не ваше.

Когда в кресле директора сидит бронзовый памятник самому себе, то какие-то изменения внедрить невозможно. Такой босс легко заблокирует любую инициативу.

Можно ли противостоять?

Да, можно. Нужно стать полной противоположностью такого памятника, но не вступать в конфликт. Скорее всего, он противится всему новому, чтобы не брать на себя ответственность.

Поэтому, инициатива и ответственность — это ваши помощники. Они помогут не утонуть в болоте вместе с «бронзовым» шефом.

4. Манипуляция «великий критик»

Самая маленькая ошибка становится большой трагедией. Дополнительно вам припомнят все ошибки за последний год.

Отчет летит в мусорное ведро, а вам в спину — оценки умственного развития. Он критикует все и придирается к каждой детали.

Придирки часто абсурдные. Согласовать шрифт в презентации и цвет графиков почти невозможно, а вы еще не переходили к цифрам. У них форма всегда важнее содержания.

Эти же руководители не уважают чужое время. Задача может прилететь к вам в пятницу вечером с дед-лайном в субботу утром.

Можно ли противостоять?

Можно, но перед этим запаситесь успокоительными.

Превращайтесь в такого же «буквоеда». Переспрашивайте, уточняйте, советуйтесь каждые 5 минут. Прогноз на будущее неясный: ваш шеф опытный критик, и победить его можно только долгой осадой.

5. Манипуляция «сплетни, интриги и неуважение»

Для подтверждения собственной значимости необходимы оскорбления, слухи, скандалы. Эффект «пауков в банке» его вдохновляет и поддерживает.

Может обсуждать и унижать в личных беседах, прилюдно или без ведома обсуждаемого. После увольнения о вас будут говорить только плохо.

Профессиональные качества не ставятся в приоритет, только готовность участвовать в этом хаосе. Даже, если вы на его стороне и демонстрируете лояльность, это не значит, что вас ценят.

Все может измениться в минуту. Такому управленцу нужны «эмоциональные качели». Он легко увольняет (или доводит до увольнения) любого, кто перестал быть нужен.

Можно ли противостоять?

Нужна поддержка вышестоящих. Старайтесь держаться максимально удаленно, насколько это возможно и не вступать ни с кем в обсуждения.

Лучше, если он дает задачи письменно. У вас всегда должны быть доказательства его слов.

Давно ли он на своем месте? Чаще всего существование таких руководителей возможно только на благодатной почве корпоративной культуры. Он ее часть.

Долгое взаимодействие боссом-манипулятором может серьезно подорвать не только уверенность в себе, но и здоровье. Его основная цель, чтобы вы делали больше, а просили меньше.

Он так устроен.

Продолжать ли борьбу или увольняться — вопрос вашей готовности к долгому и сложному конфликту.

К тому же, вам могут испортить рекомендации при дальнейшем трудоустройстве, если не расстанетесь по-хорошему (а это происходит в 99% случаев).

Вы у себя одни, поэтому в любой ситуации думайте только о себе и своих интересах!

0
4 комментария
Егор Ярко

Не мог не скинуть *простите*

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Denisov

Кабан Кабаныч, когда узнал, что в каком-то из отделов отвлеклись от работы на 0.00002 секунды

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Denisov
Ответить
Развернуть ветку
Dima Malyavkin

Интересно, а что бывают руководители, которые никак не влияют на подчиненных? Всё человеческое общество построено на том, что мы друг на друга влияем, и взаимно манипулируем. Всё детское воспитание в основе своей содержит эти приемы "шантажа" и мотивации. Бывают, конечно, самодостаточные и высокомотивированные профессионалы, которых не рекомендуется дергать для большей эффективности рабочего процесса, но это не распространенный случай.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда