С трудом хантятся, вечно всем недовольны, сбегают из компаний. Что вообще нужно этим странным разработчикам?
Рынок разработчиков — это рынок кандидатов. Хорошие разрабы нужны всем, и за ними идет настоящая охота. Компании готовы на многое, чтобы привлечь/удержать технарей: предлагают им достойные зарплаты, хороший офис, экстравагантные «плюшки». Но они все равно ходят угрюмыми и при первой же возможности сбегают к конкурентам.
Что вообще этим разработчикам нужно, и как исправить ситуацию?
Денежная мотивация — не вечный двигатель
В сфере ИТ текучесть кадров одна из самых высоких на рынке: в среднем сотрудник работает на одном месте 3,6 года, в больших компаниях — на 30% дольше. А разрабов поколения Z и вовсе можно сравнить с колобками, которые постоянно перекатываются с места не место.
Казалось бы, плати больше — вот и все решение проблемы! Безусловно, как и любому нормальному человеку, разработчику нужны деньги. Увеличение гонорара может стать хорошей мотивацией для эффективной работы, но только на время.
Первые два-три месяца после увеличения зарплаты сотрудник испытывает эйфорию и с большим энтузиазмом работает. К концу этого периода новый уровень дохода становится нормой и перестает мотивировать. У разработчика вновь снижается интерес к проекту, а эффективность его работы становится прежней.
Деньги — не единственный способ заинтересовать разработчиков и не единственная причина их ухода из компаний. Есть и другие факторы, которые заставляют технарей увольняться и отправляться в поиск.
Нет возможностей для развития — разрабы сбегут
Согласно исследованию Stack Overflow 2020, 75% разработчиков либо находятся в активном поиске работы, либо открыты для новых возможностей. В качестве причин программисты назвали:
- Низкую зарплату (65%).
- Желание осваивать перспективные технологии (39%).
- Стремление улучшить баланс между работой и отдыхом (36%).
- Желание найти новые возможности для роста и лидерства (35%).
Как видно, на второе место после денег айтишники ставят возможность работать с новыми технологиями, т. е. расти профессионально. IT-сфера развивается быстрыми темпами, поэтому вполне понятно желание программистов оставаться в теме и быть востребованными специалистами. Если проект находится на стадии стагнации и новых задач в нем не предвидится, разраб понимает, что никаких hard skills он не получит и со временем окажется «за бортом».
Для некоторых работодателей технари — низшее звено креативной цепочки: менеджер разрабатывает идею, дизайнер наделяют ее красотой и эстетикой, а разраб «всего лишь» воплощает эту идею в жизнь. По сути, к технарям относятся как к роботам на сборочном конвейере: получил задачу, написал модуль, протестировал, сдал, и работа вновь движется по кругу. Но многие разработчики — люди творческие, которых рутинная работа может демотивировать. Они нуждаются в увлекательных проектах, хотят создавать новаторские и оригинальные решения.
Если разработчик надолго застревает в компании с убогим стеком, то он перестает понимать свою профессиональную ценность. Со временем у него появляется страх самозванца, а после — огромное желание его преодолеть, сменив место работы. Так из компаний уходят ценные кадры, опытные разработчики-старожилы.
«Куда ты лезешь? Это не твоя зона ответственности. Жми себе на кнопки и помалкивай!»
Игнорирование идей, инициатив разработчиков — мощный демотиватор, снижающий их увлеченность проектом, эффективность в решении рабочих задач. Отсутствие контакта между начальством и сотрудниками — признак компаний с жесткой иерархией, в которых работает «солдатский» менеджмент:
- Принимает решения только руководитель.
- Все остальные — безоговорочно выполняют команды.
- Начальнику не по статусу выслушивать идеи того, кто стоит ниже по иерархии. Также он не обязан отчитываться перед сотрудниками, объяснять им, почему он принял то или иное решение.
Технарь, которого не слышат, перестает чувствовать свою причастность к общему делу, востребованность, уникальность. Со временем у него пропадает интерес к генерации новых идей, желание улучшать продукт.
Технарь, которому ничего не объясняют, не понимает цели своей работы, каким должен быть конечный результат. Компании, не дающие разработчикам полной информации о проекте, сталкиваются с большой текучкой. Айтишникам просто неинтересно работать над «черным ящиком», пилить код бесцельно.
«Сгоревшие» разработчики и желание уволиться
Результаты исследования «Моего круга» показывают, что уже в молодом возрасте (25-35 лет) большинство разработчиков сталкивается с профессиональным выгоранием. Только 25% «сгоревших» сотрудников сохраняет свое место работы, остальные — меняют компанию.
Профессиональное выгорание — совокупность негативных эмоций, связанных с работой. У айтишников оно развивается примерно так:
- Разраб работает на износ, набирает «шабашки» на выходные, в свободное от работы время изучает новые фреймворки.
- У сотрудника пропадает интерес к работе. Айтишнику приходится делать над собой усилие, чтобы приступить к ней. А главное — ему становится понятно, что если подвернется новый проект, то он уволится.
- Появляется хроническая усталость, эмоциональное истощение. Работа вызывает раздражение, ненависть. Это печальный финал, когда разработчик или сбежит из компании, или работодатель сам его уволит: «сгоревший» разраб = бесполезный сотрудник.
Немецкие ученые проанализировали данные многих исследований и выяснили, что выгорание могут вызывать внутренние и внешние факторы. Основные внешние факторы (связаны с работодателем) — напряженный режим работы, недостаток времени или ресурсов для выполнения задач.
Во время пандемии COVID-19 многим компаниям пришлось диджитализировать бизнес-процессы, и на плечи программистов легла дополнительная нагрузка. По данным Checkmarx, во время пандемии 46% разработчиков сталкивается с жесткими дедлайнами, 56% — с возросшим объемом работы. Все это приводит к увеличению числа «сгоревших» разрабов, а значит и к повышенной текучке кадров.
«Мой комфорт разработчика»: как технари выбирают новую компанию?
Агентство Signal by ONY провело исследование среди российских разработчиков и выяснило, что их запросы к новому работодателю можно разделить на 6 групп. Это основные факторы, влияющие на выбор инженеров.
1. Условия
У каждого разработчика свои запросы к условиям работы (зарплате, соцпакету, формату сотрудничества). Но, начиная с 2020 года, большинство программистов стремится работать удаленно. И дело здесь не только в пандемии COVID-19, но также в желании улучшить work/life balance — баланс между работой и личной жизнью.
В связи с этим у компаний, готовых поддерживать дистанционку, гораздо больше шансов создать сильную команду. К тому же у них широкая география найма: найти программистов можно как в соседней области, так и далеко за рубежом.
2. Оргструктура: вертикальная/горизонтальная иерархия
Запрос некоторых разработчиков — работа в компании с горизонтальной системой управления (холакратией), в которой полномочия, ответственность за принятие решений распределяются среди всех сотрудников и отсутствует связка «руководитель-подчиненный».
Холакратия — баззвордом в мире IT-бизнеса. В Силиконовой долине на горизонтальную систему управления перешли такие гиганты как Medium, Zappos. В России ее внедрили группа компаний Neti, сеть супермаркетов «ВкусВилл», банк «Точка».
3. Команда
Многие разработчики стремятся попасть в крупные компании, где работают знаменитые айтишники, запускаются сложные и интересные проекты. Программисты хотят быть частью мощной команды, у которой грандиозные идеи/цели/задачи.
Работа в больших компаниях дает понимание, как функционируют изнутри крупные проекты. Такой опыт вполне может пригодиться в будущем, ведь многие разработчики со временем становятся управленцами.
4.Культура общения
Программисты уже при первом посещении офиса компании обращают внимание на то, какая в нем царит атмосфера, насколько сотрудники напряжены, как они взаимодействуют друг с другом.
Большое значение имеет, как проводят собеседование эйчары. По их культуре общения вполне можно судить об особенностях коммуникации внутри компании. Если эйчар смотрит на соискателя свысока или от него нет четкой обратной связи, то разработчику становится понятно, что в компании царит жесткая иерархия, а к сотрудникам не прислушиваются.
5. Технологии
Программисты обращают внимание на качество кода и актуальность технологий. Они хотят работать эффективно, создавать нечто стабильное, цельное, долгосрочное, а не возиться с legacy, проблемами, накопленными в программном коде, архитектуре.
6. Продукт
Для большинства разработчиков важно, что продукт был полезным: им хочется не просто пилить код за деньги, а видеть результаты своего труда, создавать решения, которые будут улучшать жизнь людей.
Рекомендации работодателям
Как удержать разработчиков:
- Платите айтишникам достаточно, но не делайте зарплату главным мотиватором.
- Поддерживайте перспективный технологический стек, с которым айтишникам будет интересно работать.
- Не применяйте диктаторский стиль управления. Работа не должна носить роботизированный характер или напоминать армейский строй.
- Не игнорируйте идеи программистов, поддерживайте с ними обратную связь.
- Действуйте в открытую и объясняйте сотрудникам, почему вы приняли то или иное решение. Не перегружайте программистов задачами, не устанавливайте жесткие дедлайны. Полное отсутствие дедлайнов — плохо, так как это расслабляет сотрудников и затрудняет координацию между командами. Но дедлайны должны быть гибкими и пересматриваться в каждом спринте.
- Регулярно исследуйте, насколько программисты довольны работой. Например, это можно сделать с помощью метрики NPS, которая подходит для измерения лояльности не только клиентов, но и сотрудников.
Как привлечь разработчиков:
- Развивайте технологический бренд. Размещайте информацию о своих технологиях, задачах в блоге компании, мессенджерах, на сайтах для программистов.
- Работайте над описанием вакансий. Что-то вроде: «Мы — крутая компания, бросай все и иди к нам, если кодишь на Java» — не прокатит. В вакансии нужно четко указывать задачи, обязанности, рабочие инструменты.
- Общайтесь с соискателями на равных, не игнорируйте их вопросы.
- Если у вас перспективный стек, крутые проекты, полезный продукт, рассказывайте об этом на собеседовании.
- Внедряйте/поддерживайте удаленный формат работы.
Отвергнутому кандидату давайте развернутую обратную связь, которая полезна как для него, так и для компании. Соискателю обратная связь поможет трезво оценить свой профессиональный опыт, узнать свои слабые стороны. Польза для компании — формирование у программиста положительного впечатления о работодателе, доверия к бренду. Кто знает, возможно в будущем вы будете заинтересованы в работе с этим разработчиком.
Пишу для CIO/CTO/CDTO. Процессы, персонал, мотивация и другие не технические особенности работы ИТ-руководителей. https://t.me/vroderabotaetno
"Хочу много денег — не хочу никакой ответственности"
"Хочу влиять на продукт и предлагать свои решения — не хочу отвечать кошельком, если мои решения говно"
"Хочу писать новое — не хочу исправлять старое"
Я сам разраб, и, имхо, описанные в статье люди — эгоистичные инфантилы.
Он наемный сотрудник, какая у него отвественность?)
Комментарий недоступен
Профит тоже частный - но владельца=)
Обожаю такой подход - мол давайте введем переходящий вымпел как в СССР, но вот по деньгам - давайте по рыночку ,а лучше ниже рыночка.
Комментарий недоступен
Ответ очевиден - наемный труд стабильный по заработку, но зато нет супер дивидентов.
Рисков тоже нет, кроме того если на рынках обвал и тебя просто увольняют ради экономии ФОТ.
Или фирма прогорела (фичу запилили,а сейлзы не продали или сейлзы продали, но фичу не смогли запилить) - то тоже тебя на морозец.