{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Держать в офисе нельзя релоцировать

В постковидном мире, где многие IT-компании так и не вернулись с «удалёнки», запрет на работу из-за рубежа выглядит как минимум необоснованно.

Почему некоторые работодатели в 2022 году всё ещё не позволяют сотрудникам релоцироваться (даже за свой счёт) и работать дистанционно?

В первую очередь в голову приходят нюансы налогового и трудового законодательства РФ. Но на самом деле IT-сектор уже успел приспособиться к новой реальности — в сети подробно описан не один вариант «белого» оформления уехавших сотрудников.

В августе мы в NEWHR тоже провели прямой эфир о релокации сотрудников с приглашённым юристом трудового права.

Если осенью 2022 года IT-компания всё ещё отказывается отпускать людей за границу и нанимать новых дистанционных сотрудников, скорее всего, дело не в сложности оформления.

О двух главных причинах нелюбви работодателей к релокации — в этой статье.

Проблемы безопасности

Зачастую корни запрета на работу из-за рубежа в российских IT-компаниях кроются в информационной безопасности. К «удалёнке» (особенно трансграничной) обычно негативно относятся банки, телеком-корпорации, сервисы безопасности, криптопроекты.

Для бизнеса в этих сферах банальный взлом рабочего компьютера сотрудника — огромный риск. Одно дело защищать от продвинутых атак рабочие компьютеры в офисе компании, совсем другое — обеспечивать безопасный доступ для дистанционных сотрудников по всему миру.

Обоснованы ли эти страхи работодателей? К сожалению, да. Показательный пример — один из крупнейших в истории взломов криптосектора, произошедший в марте этого года:

  • Хакеры от имени несуществующей компании предложили работу senior-инженеру игры Axie Infinity.
  • «Наниматели» провели с «кандидатом» несколько собеседований и пообещали ему щедрое вознаграждение.
  • В конце концов инженер получил на почту PDF-документ с «оффером» — с его помощью взломщики и перехватили управление проектом и вывели со счетов Axie Infinity эквивалент 540 миллионов долларов в криптовалюте.

Можно ли минимизировать риски, отпуская сотрудников с рабочими ноутбуками из офиса? Разумеется, да.

Как минимум имеет смысл усилить отдел InfoSec. А в идеале — начать проводить регулярные тренинги для сотрудников: не только по информационной, но и по физической безопасности (например, «Как оценить ситуацию в гостиничном номере на предмет возможного физического взлома компьютера?»)

Идеологические причины

Есть и другая проблема, помимо безопасности: нам только кажется, что пандемия приучила всех к «удалёнке». На самом деле она временно вынудила компании работать дистанционно — это не повлияло на устоявшиеся парадигмы.

Зрелые компании с децентрализованной моделью управления легко перенесли переход в онлайн — и многие из них не планируют возвращаться к очному формату. Но более авторитарные работодатели предпочли вернуть сотрудников в офисы, как только это стало возможно.

Как выглядит компания, готовая к постоянной дистанционной, гибридной и даже асинхронной (когда сотрудники находятся в разных часовых поясах) работе?

  • Работодатель понимает, что люди по разным причинам могут предпочитать работу в офисе, полную или частичную «удалёнку» — и это не делает их хуже как специалистов.
  • Руководители умеют делегировать, оценивать сроки, описывать желаемый результат и «отпускать» сотрудников.
  • В компании отлажена система контроля с помощью реперных точек (промежуточных результатов).

Напротив, если руководитель хочет видеть сотрудников в офисе, потому что «они не могут работать без присмотра», дистанционный режим в этой компании в ближайшее время точно не приживётся.

Интересно, что консервативный подход часто встречается в отраслях IT, где «удалёнка» и так под запретом из соображений безопасности: в банках, телеком-сервисах, системах безопасности.

Перспективы развития IT-рынка

Несмотря на все риски, к 2022 году многие IT-компании окончательно перешли на полную «удалёнку» и даже асинхронную работу в рассредоточенных по миру командах. Хотим мы того или нет, норма на рынке смещается в сторону как минимум гибридных режимов.

Системы командной работы и информационной безопасности в ближайшие месяцы и годы будут стремительно развиваться и постепенно нивелировать риски удалённой работы. А значит, будет появляться всё больше вакансий для дистанционных сотрудников.

Что вы как работодатель в IT можете сделать прямо сейчас, чтобы обеспечить себе стабильный найм в перспективе?

Не сопротивляйтесь тренду на релокацию и удалённую работу — лучше возглавьте его:

  • Начните обучать команду удалённому взаимодействию.
  • Организуйте удобный софт для асинхронной работы.
  • Усильте информационную безопасность.

Какой бы ни была специфика вашего бизнеса, такой подход однозначно даст лучшие результаты, чем попытка удержаться в рамках устаревшей офисной парадигмы.

  • Чтобы не пропускать наши исследования и статьи, следите за анонсами в канале NEWHR

  • Много полезного для тех, кто нанимает людей, мы пишем в «Доказательный Рекрутинг»

  • Если вы находитесь в анонимном поиске работы — приходите в GeekJob

  • Ещё у нас есть канал с мемами про рекрутинг в IT (конечно же, с котиками) «Рекрутинг и жизнь»

  • А видео про рекрутинг, карьеру и зарплаты в IT смотрите на нашем канале в YouTube

  • Приходите читать, смотреть и комментировать

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Anna Smirnova

Странный пример взлома. Сейчас большинство взломов идут через социальную инженерию. Сотруднику пишут под видом отдела безопасности, hr или просто коллеги и запрашивают данные или просто ссылку кидают. Если компания большая, ты можешь и не знать свой он или нет. И не важно в офисе сотрудник или нет. Если офисе, то это чуть сложнее, но суть та же.
Нужно не только усилять информационную безопасность, но и обучать сотрудников не кликать в левые места и не скачивать сторонние файлы

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nosov

А как тогда работу искать на стороне?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Казань

Странная статья. То есть тема актуальная но посыл странный. Рынок труда все таки рынок свободного волеизъявления сторон: работодателя и работника. То есть работодател сам исходя из требований к работнику, требований продукта, да пуст даже детской психологической травмы определяет условия работы. Работник абсолютно по тем же основаниям либо принимает условия, и трудоустраивается, либо просто ищет следующую вакансию. Что за инфантилизм: "Меня устраивают з/п и набор моих обязанностей, но вы ещё ДОЛЖНЫ разрешить работать удалённо, это МОЁ право"?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Казань

На стадии приёма на работу безусловно. Если он принял все условия при приёме и существенно вырос профессионально, внёс какую-то лепту в организацию, в которой работает, то может тоже начать выдвигать условия. Здесь, судя по комментариям в статьях про релокациии работники-пешки, выполняющие рутину на рядовых должностях, начали выдвигать условия. Не пишу "джуны" и "мидлы" потому, что ещё претензии пошли от "копирайтеров", юристов и пр.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кириллов

Выглядит как крик обиды сотрудника компании, которого попросили вернуться работать в офис.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда