Женщин невыгодно нанимать из-за риска декрета? Развенчиваем миф
С каждым годом и в России, и в мире становится всё больше успешных девушек-карьеристок. Если раньше термин «яппи» обязательно означал молодого мужчину из топ-корпорации, теперь можно с лёгкостью употреблять его по отношению к девушкам. Показательная цифра: из 1400 подписчиков Your Career и Your Job, прошедших наш опрос, почти 550 – девушки (то есть почти 40 процентов).
Тем не менее, в русскоязычном интернете регулярно появляются посты о том, как те или иные работодатели опасаются брать на работу женщин из-за рисков ухода в декрет. Вот пример. Автор поста пишет следующее:
«Допустим, меня наняли построить отдел маркетинга, у нас план на год, пять и десять. Нужно найти маркетолога, его учить полгода, год сопровождать. Берём мы толковую барышню, через год она заявляет, что беременна, и сваливает в декрет. Даже если после родов быстро вернётся, есть вероятность, что ребёнок начнёт болеть, а мать, физически находясь на работе, будет думать только о нём. Ухудшатся ли показатели при таком раскладе? На 99% уверен, что да».
Пост набрал больше 30 тысяч просмотров и сотни одобрительных комментариев. Несмотря на то, что вся наша редакция состоит из мужчин, у нас, как говорится, бомбануло.
1. Мы не видели нигде точной статистики о том, как часто в среднем женщины на высоких должностях (тех, которые сложно заменить) уходят в декрет, но по опыту это происходит не так уж и часто. Многие женщины-карьеристки вообще не рожают детей, другие рожают, но выходят из декрета достаточно быстро. Также напоминаем, что во время декрета женщине платит НЕ работодатель, а государство (из фонда социального страхования), так что единственный ущерб для работодателя – это потенциальные проблемы из-за невозможности заместить должность.
2. В любой эффективной корпорации HR-политика налажена так, что при уходе любого сотрудника на его должность быстро находят либо человека из компании, либо внешнего кандидата. То же самое и при декрете. Сложности могут возникнуть только с топовыми должностями уровня С-Suite, но их достигают обычно люди минимум за 35-40 лет, и вероятность декрета в этом возрасте уже достаточно маленькая. Впрочем, хороший руководитель сделает так, чтобы его подчинённые смогли его заместить на несколько месяцев, и подключаться удалённо.
3. Небольшой риск убытков для работодателя в случае декрета сотрудницы всё же есть. Но вот что есть с другой стороны:
3.1. мужчины по статистике чаще уходят к конкурентам в поисках более высокой зарплаты и амбициозной позиции и т.д. Можно долго рассуждать, связано ли это с разницей в гендерной психологии или с большим социальным давлением на мужчин по сравнению с женщинами (в плане необходимости достижения финансового и социального успеха для социального одобрения), но факт остаётся фактом
3.2. мужчины по статистике получают более высокую зарплату по сравнению с женщинами на таких же должностях (феномен gender pay gap). Даже в самых передовых компаниях – вот неплохой материал от Bloomberg на тему. Разрыв по зарплате легко может достигать 10-30 процентов, а то и больше.
Причин у этого факта много: от сексизма со стороны работодателя до позиции общества, которое в меньшей степени «пушит» женщин завышать свои зарплатные ожидания по сравнению с мужчинами. С проблемой gender gap борются и пытаются выровнять этот разрыв, но пока он, безусловно, существует. И несмотря на то, что мы не одобряем такую дискриминацию, сумма этого разрыва однозначно «окупает» возможные расходы в случае ухода женщины в декрет. Так что единственный рациональный аргумент против найма женщин оказывается не соответствующим действительности.
4. Комментарий про то, что «если женщина выйдет из декрета, но ребёнок будет болеть, она будет думать только о нём и не сможет работать» даже комментировать не будем – как будто мужчина в такой ситуации не будет переживать и как будто женщины хуже мужчин абстрагируются от личного на работе. По нашему опыту, женщины-карьеристки, наоборот, зачастую намного лучше управляют своими эмоциями, особенно успешные карьеристки, которым пришлось неоднократно сталкиваться с сексизмом и закалять свой характер, карабкаясь по карьерной лестнице в обществе, считающем женщин глупее мужчин.
В общем, с таким же успехом можно не брать на работу молодых людей, потому что они по статистике тяжелее переживают расставания с партнёрами, чаще совершают самоубийства, болеют раком, получают инфаркты, разбиваются в автокатастрофах и так далее – список можно долго продолжать.
Надеемся, со временем все работодатели всё это поймут и дискриминации станет меньше. А пока, согласно отчёту PricewaterhouseCoopers, мировая экономика ежегодно теряет 5 триллионов долларов из-за недостаточной представленности женщин на рынке труда.
Команда телеграм-каналов Your Career, Your Job и Your HR
Не знаю, все рассматривают какие-то суперкорпорации с невероятно эффективным HR. Но там почти и нет таких проблем.
А что с малым бизнесом?
А давайте посмотрим.
0. Вы нанимаете девушку, она полгода вникает в процессы. Полгода после - всё супер. Но вот она уходит в декрет.
1. Работа не стоит, надо нанимать ещё человека.
Вы нанимаете человека на эту позицию. Она называется декретная.
2. Как много хороших спецов пойдут на декретную позицию? Ответьте для себя сами.
3. Если позиция не декретная, и вы берёте хорошего спеца и он работает. Да, вы снова его полгода учите. Но куда деваться? Могла ведь и просто уволиться.
4. Декретница возвращается!
5. Уволить её? Получите от государства. Уволить нового сотрудника? Плати неустойку + порти себе репутацию (если мы говорим, что позиция не декретная). Тащить обоих? Может не быть такого бюджета.
6. Получаешь спеца с устаревшими знаниями, которого зачастую надо учить снова. И который будет часто брать больничные. И которого нельзя отправить в командировку.
7. Зачем мне, как собственнику, такие риски?
Ps В отделе две молодые девушки, прошу сообщать о беременности где-то на 0 месяце.
Тут работодатель тоже виноват, сам создает рынок, где ценится непрерывный стаж
6. Получаешь спеца с устаревшими знаниями, которого зачастую надо учить снова. И который будет часто брать больничные. И которого нельзя отправить в командировку.натянуто, если человеку нравится его профессия, он будет следить за новостями в отрасли, да и не так быстро все меняется в большинстве сфер. Даже после анонса каких-то новых технологий, до их внедрения могут пройти годы.
Я работаю в ИТ. И дело не только в технологиях, а в клиентах, в моём конкретном портфеле продуктов, в законодательстве, ещё в чём-то. В маленькой компании это меняться может ежемесячно. Да и сидя в декрете не так много у тебя времени (по моим наблюдениям).
По первому вообще не понял, чем я там виноват. Я могу взять и 3е курсников.
я обобщаю по поводу непрерывного стажа, это касается больше классических профессий, с айти ты всегда можешь сказать, что фрилансер...
замени в своих рассуждениях женщину на мужчину, а декрет на увольнение с уводом клиентов
и это будет более вероятная ситуация для малого бизнеса чем декрет
А ты замени в своих рассуждениях мужчину на женщину, остальное оставь.
До какого абсурда ещё дойдём?
Уж не говоря о том, что это нельзя сделать так уж просто не потеряв деньги, ибо всё контролируется на нескольких уровнях.
просто ты переживаешь из-за события у которого маленькая вероятность, низкий ущерб и много времени на смягчение этого ущерба, вместо того чтобы переживать о более важных вещах, имеющих большую вероятность и больший ущерб
нет, я с декретами столкнулся дважды.
с твоим кейсом - ни разу.
Моя статистика нерепрезентативна, но я знаю, о чём говорю.
Ты апеллируешь к воздуху.
воздух, в данном случае, это твои два кейса
в моём мире по-прежнему 2>0,
не вижу смысла ещё спорить
у меня так друг умер, и в его мире тоже 1>0
"В отделе две молодые девушки, прошу сообщать о беременности где-то на 0 месяце."
Диалог с утра:
- Александр Петрович, у меня вчера был незащищенный секс. Результатов пока нет, но хочу чтобы вы были в курсе.
- Спасибо за информацию Светлана.
Где обещанная статистика, мастридер? Единственная ссылка на статью блумберг. Я могу иметь любое мнение по вопросу, но что основная статья, что дисс в виде этой статьи это личное мнение авторов без статистики, пруфов и с одними только умозрительными рассуждениями. Зашквар.
ЗЫ:И хайпожорство на теме феминизма, простите, но это булшит бинго какое-то.
Браво!
Вся эта статья это очень хорошо, но в реальности в школах нет половины учитилей, потому что женщины перед тем как забеременеть устраиваются в школу учителем, совершают зачатие, работают пару месяцев и уходят в декрет, и им совершено насрать на то что у детей не будет учителя в разгар учёбы, и естественно они об этом никого не предупреждают и поиски нового учителя в зависимости от города могут затянутся на пол года, а то и больше.
Почему тогда в школу не идут мужчины работать? Им насрать, что дети у детей не будет учителей?
Вы прекрасно знаете, что учителей нет потому, что работа трудная, а денег очень мало, работа неблагодарная.
А если я не карьеристка? Если хочу баланс между жизнью и работой?
Твои проблемы
На высокооплачиваемой работе таких проблем и не возникает. Т.к. у таких женщин есть финансовая возможность зааутсорсить весь быт и нанять няню / выбрать хороший садик и т.д.
Эмм... Любой сотрудник может уволиться за две недели. Об уходе в декрет известно минимум за пол года обычно. Если компания не может разрешить проблему о которой известно за пол года, как они собираются существовать в случае тупо увольнения ради более привлекательной зарплатки? И да: папеньки по закону могут уйти так же в декрет и жаль что закон не обязывает их брать на себя часть декрета.
Проблема не в том, что уходит. Проблема в том, что делать, пока нет этого человека и\или что делать потом, когда он вернётся. Для маленьких компаний это боль.
Острая тема, конечно, попахивает шовинизмом и старыми стереотипами, и, как мне кажется, от подобных инцидентов мы никогда не избавимся. Женщины рожать не перестанут, а мужчины слишком любят тешить свое самолюбие)
Ну могут папашки например начать ходить в отпуск по уходу до года или трех. И проблема сама по себе решается
1 200 000 абортов в год + от 670 000 рожденных детей в год отказываются мамашки. Роженицы вы наши, мундиальщицы
фи, какая грубая реакция на комментарий девушки) видимо самолюбие чье-то я явно задела)
Второй комментарий — и второй о самолюбии. Очевидно, только категориями самолюбия фемки и думают.
утибатюшки) обидела сильную сторону воинственных мужчин, которые так и норовят поставить на место охамевших противных вредных девушек) дай бог сил вам хватит отстоять свою честь перед столь грозным врагом)
Автор заменяет тему разговора переводя его на неких "карьеристок" с которыми уж точно не будет проблем.
Ну прекрасно, почему бы не написать пост о домогательствах на рабочем месте где основным аргументом за то что их не бывает будет то что "настоящий джентльмен" так не поступает?
И где черепомерка чтобы определять в каждую конкретную секунду "карьеристка" ли перед нами и не передумала ли она позавчера?
спасибки что взяли мои комментарии из оригинального поста и сделали из них пост
мы даже не видели ваших комментариев) дайте линк на них, что ли - посмотрим
вдруг он гений, чьи комментарии мы можем превращать в статьи на VC
пост откуда брали цитаты для статьи откройте и почитайте, там всё то же самое написано.
про разницу в рисках увольнения, про социальные фонды, про кадровую политик и пр
nope, sorry
"А пока, согласно отчёту PricewaterhouseCoopers, мировая экономика ежегодно теряет 5 триллионов долларов из-за недостаточной представленности женщин на рынке труда."
Вот это и объясняет откуда такое поощрение государством феминизма и других движений за права)
В общем мастридер левак, укурышь (может ещё и гей?).
Гнать ссаными тряпками
Какой вы смешной)
Это сарказм, еп...., шутка юмора, прикол, стёб.
Хотя...
"мужчины по статистике получают более высокую зарплату по сравнению с женщинами на таких же должностях"
Опять эта ахинея, покажите хоть одну компанию где на тех же должностях у мужчины и женщины разная зарплата...
практически во всех компаниях это есть (и в России, и за рубежом). Смотрите материал Блумберг по ссылке из текста
Эта статистика не бывает откалибрована до конца и почему-то всегда берет невероятно широкими мазками.(у Блумберга "одинаковой работой" считаются все "профессионалы" и все "менеджеры", например, что бы это ни значило)
По хорошему нужна статистика по KPI и зарплате.
По какой-то аномальной причине за десятилетия гендер стадиз так и не произвели нормальных исследований где бы замеряли именно продуктивность сотрудников именно по установленному работодателем параметру и приходили к выводу что вот за пошитую пижаму мужчине за швейным станком платят больше чем женщине даже когда все все остальные факторы кроме пола исключили.
Дружище, в росее зарплата либо от отработанного в месяц времени зависит, либо от сметной стоимости выполненных тобой объектов/проданных товаров и услуг. Смекаешь, почему бабы получают меньше?
Фокус в том, что на одни должности с мужчинами бабищ плеткой не загонишь. Не, они хотят в столовке в вахтовом поселке работать, а получать как инженер на буровой