Как руководителю настроить себя и рабочий коллектив на 2023 год Статьи редакции
Лучше готовиться к самому негативному сценарию, но не подавать его штату в упадническом ключе, считает директор сервиса по подбору психологов Alter Рамиль Альшин.
Ретроспектива: с какими проблемами обращались к психологам в 2022 году
С чем приходили чаще всего
Спрос на услуги психологов в Alter вырос: по сравнению с 2021 годом число сессий на платформе увеличилось на 62%. Самые заметные численные скачки пришлись на март и октябрь — месяцы после начала конфликта в Украине и объявления о частичной мобилизации.
Среди наиболее частых запросов, которые пользователи указывали для подбора специалиста, Альшин выделяет четыре:
- Семейные и партнёрские отношения. Например, в одних случаях клиенты пытались понять, как поддерживать связи с родственниками иных политических взглядов. В других — хотели построить более здоровые отношения с любимыми на фоне всеобщего эмоционального напряжения.
- Принятие решений и мотивация. Пользователям приходилось реагировать на неожиданные изменения, планировать будущее, думать о возможном переезде. Многим для этого приходилось оставлять что-то позади и разрывать связи, а это всегда непростая задача.
- Сильные эмоции, с которыми сложно справиться. Стресс и тревожность на работе и дома, гнев, чувство вины и другие.
- Самооценка и уверенность в себе. Это, вероятно, могло быть связано с общими упадническими настроениями и неопределенностью текущей ситуации.
Кто приходил в терапию чаще всего
С марта по октябрь число сессий с психологами у корпоративных клиентов в Alter выросло в 4,5 раз по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Если говорить о специальностях клиентов Alter, одной из основных аудиторий остаются айтишники от 25 до 40 лет. Причин несколько, полагает Альшин:
- Они хорошо зарабатывают и потому могут безболезненно позволить себе то, что некоторые считают «дорогим удовольствием».
- А ещё они более осознанные и прогрессивные — понимают, что терапия может, например, помочь найти баланс между работой и личной жизнью.
Как в компаниях помогали сотрудникам
Частичную «подготовку» к эмоциональному кризису руководители получили ещё в 2021 году — во время пандемии Covid-19. Тогда сотрудники находились в постоянном стрессе из-за страха заболеть, невозможности отвлечься, так как всё было закрыто, а также необходимости привыкать к удалёнке, которую на тот момент практиковали далеко не все.
2022 год заставил начальников стать эмпатичнее, ведь психоэмоциональное состояние штата напрямую влияет на его работоспособность. Кто-то проводил подбадривающие мероприятия для тимбилдинга — в том числе выездные. Кто-то организовывал группы поддержки внутри всей компании и отдельных команд, где сотрудники могли поговорить на любые темы в неформальной обстановке.
Часть работодателей выдавала коллективу дополнительные отпуска и отгулы.
Перспектива: чем поддержать коллектив в 2023 году
- Не отказываться от того, что хорошо работало в 2022-м
Но важно обсуждать любые поддерживающие инициативы с сотрудниками и действовать в зависимости от обратной связи.
Узнать об отношении сотрудников к выездам, праздникам и тематическим созвонам можно через анонимные опросники или менеджеров на местах — если в коллективе привыкли открыто друг с другом коммуницировать.
- Предлагать то, что отвечает текущим потребностям
Например, сохранять вариант удалённой работы, пока это возможно, или помогать с переездом: билетом на самолёт, временным жильём, деньгами на первое время — если у компании есть на это ресурсы.
- Делать то, что приносит пользу для общества
В 2022 году многие поняли, что зарабатывать деньги — хорошо, но в конечном счёте они могут быстро обесцениться. Лучше считать деньги инструментом, а сконцентрироваться на социальной ответственности. Это способ как оказать поддержку другим, так и одновременно повысить лояльность сотрудников.
- Руководителям и HR-менеджерам — не забывать о себе, помогая другим
И помнить хотя бы о базовых вещах: достаточном количестве сна, правильном питании, спорте и отдыхе — в том числе на свежем воздухе.
Трансспектива: как морально настроить штат на грядущий год
Для начала важно убедиться, что коллективу в принципе нужны напутствия от руководителя.
А после — наметить относительно долгосрочный план: не на десять, но хотя бы на пять лет. При его составлении нужно отталкиваться от мысли, что за эти условные пять лет ничего не изменится, а ещё лучше планировать действия и политику компании с расчётом на самый негативный сценарий.
Подавать негативный сценарий в упадническом ключе, впрочем, не стоит. Нужно пояснить сотрудникам, что это новые константы — условия, которые, скорее всего, не поменяются, зато могут помочь компании найти точки роста, как бы банально это ни звучало: например, способы сократить затраты и оптимизировать процессы — или попробовать что-то новое.
В марте 2022 года основательница Alter Ольга Китаина советовала читателям vc.ru ограничить поток новостей и просматривать ленту один-два раза в день, а не в режиме реального времени.
Рамиль Альшин рекомендует также ограничить источники новостей и выбрать несколько приоритетных. Многие каналы всё равно дублируют друг друга и не пишут ничего нового, но перегружают мозг и истощают силы, которых и так порой совсем не остаётся.
Дорогое коллеги! Ура, в 2023-м мы все умрем!!!! ))))
Прямо вижу, как руководители разных уровней и отраслей 7 января бросились читать инструкцию "что делать в новом году". Тайминг для ЦА просто идеальный )))
Вы смешные, честное слово. Единственная подготовка, которую надо делать, это релоцировать мужскую часть коллектива (как минимум). Все остальное автоматически решится.
Редакция советует не читать VC так и запишем
Лучше заняться спортом на свежем воздухе и поменьше негативных новостей, если ты не можешь на это повлиять... Укрепить свою нервную систему ещё возможно 🤣
так холодно жуть
Мне кажется, сейчас компаниям важно все это делать осознанно и структурированно - а еще лучше well-being программы вводить.
Well-being программы не все могут себе позволить :) И не все видят в этом смысл.
Если не видят смысл - это уже проблема с управлением. А вообще можно начать с бюджетного варианта - well-being опросы, например.
Не слышала о таком, а есть на российском рынке такие решения?
Да, от таленттех, например. Мы изначально их внедряли, а потом уже по готовой аналитике корректирующие мероприятия.
Спасибо:)