Основы менеджмента для сына, часть первая: что делать
Написанное тут — не панацея, но если не умеешь никак, можно делать, как написано (проверено, это работает!), а потом уже менять, дополнять, получив на выходе удобную для себя систему.
Краткое предисловие
У меня есть сын, ему 18 лет, достаточно предприимчивый мальчик с живым изворотливым умом. Очень похоже, что он хочет быть предпринимателем, но опыта и знаний у него маловато (и это нормально в таком возрасте).
Я, его папа, в той или иной форме занимаюсь менеджментом с 1996 года, и мне захотелось сконцентрировать свои компетенции в простом структурированном тексте, чтобы к нему можно было обращаться как к шпаргалке.
Когда я спросил сына, кто такой менеджер, он ответил, что это те ребята, которые продают смартфоны в «Евросети». Нет!
Менеджер, о котором мы говорим, — человек, который организует и управляет процессами, синоним управляющего. Тот, кто планирует, считает бюджеты, набирает команду, взаимодействует с ней, продвигает и развивает продукт.
Менеджер в команде — самый главный, больше всех рискует и больше всех зарабатывает. Примеры: Илон Маск, Билл Гейтс, Стив Джобс и Роман Абрамович.
Написанное ниже больше ориентировано на онлайн, хотя применимо и в офлайне. Про отдельные направления (маркетинг, SEO, реклама) не пишу: и так уже объёмно и за пределами темы.
Прежде чем писать текст, я написал план, он получился вот таким:
Что делать.
- Подрядчики и работники.
- Деньги.
- Минимальный набор инструментов.
- Безопасность и приватность.
- Этика и этикет в сети.
- Бонус.
Всего будет семь статей, эта первая. Её содержание:
Информационное поле
Перед тем как что-то делать, важно как можно больше узнать об этой области и получить максимум информации, это убережёт от нелепых ошибок, подкинет новых идей, поможет оптимизировать и удешевить работы.
Как же это сделать? Хорошая новость — интернет уже придумали! Как это делали люди в доинтернетном мире, не хочу даже представлять.
Набросали список вопросов — нагуглили, результаты аккуратно разложили по папочкам в закладках. Подписались на блоги, форумы, группы в соцсетях и читаем с утра до вечера. Изучаем истории успеха и неудач. Через недельку-другую голова переполнится знаниями и новыми идеями.
Поэтому, конечно, надо заниматься тем, что нравится и захватывает, иначе будет очень скучно.
Идеи
Когда идеи приходят, их нужно сразу, не откладывая, записывать. Буквально через 30 минут её можно и не вспомнить. Я пользуюсь менеджером задач Todoist, там у меня в проекте «Идеи» — 145 идей.
Не все они хорошие, конечно. Когда записываешь, кажется, что это гениально и миллионы уже в кармане, через неделю посмотришь — говно-говном. Ну и стираешь её.
Ещё время идет, какие-то твои суперидеи воплощают транснациональные корпорации и стартапы. Смахиваешь скупую мужскую слезу и вычёркиваешь.
Перебираю их раз в год-полтора, без особого графика, что разонравилось — тру, что хочется делать — отмечаю и поднимаю на первые позиции.
Важно записывать идеи понятно, раньше я писал их очень кратко, через год смотришь на них и думаешь: «Что этот парень имел в виду?»
В итоге всегда есть пять-десять интересных направлений, которыми можно заняться.
Изучение рынка
Собираем максимум данных о конурентах, складываем их сайты в отдельную папочку в закладках и тщательно изучаем.
Желательно не ограничиваться отечественными компаниями, смотреть и на зарубежные — больше разнообразия, больше фишек и хороших примеров.
Смотрим на ориентировочную посещаемость, SimilarWeb в помощь. Грубо прикидываем продажи — «пусть конверсия 1%, за день пришло 1000 человек, значит 10 продаж есть». Это дико неточно, но на этом этапе сойдёт.
Смотрим, что делают конкуренты в соцсетях, какую рекламу и сколько дают, по каким запросам. В рунете есть сервисы помогающие с этим разобраться.
Но! Не зарывайтесь слишком глубоко, точной информации всё равно не получить, чем точнее информация, тем она дороже, и точная информация не особо нужна, за пару дней вы получите общее представление о нише, конкуренции, объёме. На практике всё равно всё пойдёт не так.
Итогом этой работы должен стать отдельный документ с кратко выписанными полезными сведениями:
- Обязательно сделать отзывы на сайте отдельной страницей.
- Сделать каталог с ценами на странице в Facebook.
- Polylang — двуязычный плагин для Wordpress.
- Продажи через Pinterest.
- На главной сделать рубрикатор с иконками.
Смысл понятен: ищем хорошие работающие идеи и тянем их себе в закрома. Заодно смотрим, может, конкуренция такая дикая, что и ввязываться не захочется, или станет понятно, что слишком объёмно и дорого.
Бюджет
Надо твёрдо запомнить: безбюджетных проектов не бывает! Совсем никогда. Сайт, который я недавно делал бесплатно и самостоятельно на бесплатном движке, обошёлся больше чем в 40 тысяч рублей. Совсем бесплатно можно сделать только страшную корявую хрень, которая работать не будет.
Бюджет надо планировать и считать: постараться максимально подробно представить весь путь продукта от начала и до конца, выписать все нужные действия и рядом написать цену. А в конце сумму.
Не надо транжирить деньги, но и не надо жадничать: разумные вложения в проект всегда окупаются. И пока рядом скупой конкурент восьмой месяц мучается с сайтом на Wix, вы давно вернули свои $300 на программиста, веселы и беззаботны.
Когда бюджет посчитан, надо найти деньги. Кажется, это очевидно, но частенько вижу, что этого не делают. Вроде «главное начать, а там оно как-то само, поднатужимся, придумаем». Мне кажется, проще поднакопить или взяться за проект поменьше, чем потом бегать в панике и срочно искать бабло.
Бизнес-план
В интернете можно найти множество инструкций, как правильно писать бизнес-план. Там будет SWOT-анализ, план производства, маркетинговый план, финансовый план, анализ рисков, организационный план, юридический план.
Хорошие новости: если у вас маленький проект, который вы делаете самостоятельно, не привлекая инвестиции, вам это всё не нужно.
Да, не нужно.
Нет, совсем не нужно.
Достаточно таблицы с бюджетом. Можете разбить эту таблицу на этапы и написать рядом сроки.
Всё, больше ничего не требуется, не занимайтесь фигнёй.
Тестирование
У нас есть идея, которая выглядит перспективной и прибыльной, мы много знаем по вопросу, представляем весь процесс, посчитали, сколько и когда нужно денег, деньги накопили. Но наш риск высок, мы отдаём деньги, иногда немалые, а вдруг ничего не получится?
Большинство идей можно протестировать очень недорого (помним, что бесплатно у нас ничего хорошего не выйдет). На эту тему написано множество статей и книг, но я кратко опишу процесс: делаем лендинг за 500 рублей на Tilda или аналогичном конструкторе, размещаем там товар или услугу и начинам лить туда трафик с контекста.
Ничего страшного, что товара или услуги у нас нет: смотрим на отклик и интерес. Получили 10–20 заказов, воодушевились, извинились: «Ой, а всё закончилось, обязательно напишем вам, когда появится». И со спокойной душой можем пилить продукт, хоть как-то он продаваться будет.
Примерно то же самое можно делать на досках объявлений.
Иногда проще и дешевле сделать пробные товар или услугу и не тратить силы на эксперименты, тесты не обязательно делать всегда.
Режим дня
Очень важная штука. Когда ты свободен, предоставлен самому себе, работаешь дома, очень легко впасть в две крайности: прокрастинировать без конца и края, vc.ru читать, Pikabu, Facebook или, наоборот, пахать с утра до ночи, почти не спать, забыть про выходные.
Мы работаем, чтобы жить, а не живём, чтобы работать. Нужен баланс. Мой идеальный день:
- Встаю около 9:00 без будильника.
- Около 10:00 начинаю что-то делать.
- Перекусы, перекуры (иногда немножко vc.ru), но без особого расслабона.
- Около 17:00 начинаю заканчивать.
- Ложусь спать в час или два ночи.
Почему всего семь часов? В реальности мы работаем гораздо эффективнее наёмного сотрудника и мотивация у нас куда выше, да и оплата за работу. Проработать в таком режиме 12 часов можно, но недолго, мозг расплавится, и ты умрёшь.
Конечно, не всегда выходит прям именно так, иногда делать нечего или яростно не хочется, иногда так увлекает процесс, что остановиться не можешь. Но в идеале стремимся к такому.
По поводу выходных и праздников: заказчик позвонил в два часа ночи — в жопу заказчика, неважно, сколько он денег приносит. От тебя требуют работать в выходные — прощаемся. Надо любить себя, потому что жизнь короткая и нечего её портить самому себе.
Знаю, что режим дня очень спорная тема, вот у меня за годы выработался такой. Буду рад, если своим поделитесь.
Список дел
Утро должно начинаться со списка дел. Как писал выше, у меня этот список в Todoist, очень удобно, мультиплатформенно, брал платную версию пару лет, потом перестал: бесплатной достаточно.
Простые правила:
- Нельзя несделанные дела отмечать как сделанные.
- Дело с датой выполняется лучше, чем без даты.
- Если не успел что-то сделать или не хочешь — перенеси, не оставляй висеть 100 дел за прошлый месяц. Каждый день должен заканчиваться чистеньким: или сделали, или перенесли.
- Хорошо расставлять делам приоритеты, в Todoist можно красить в четыре цвета. Красные дела делаются быстрее серых.
- Не надо разделять работу и быт: и на то, и на то нужно время, план на день включает в себя обе стороны.
Несделанные дела
Казалось бы, мы ведём список дел, чтобы ничего не забыть и не пропустить, значит всё несделанное должно быть, кровь из носу, выполнено любой ценой. Но нет.
Просматривайте раз в неделю-две свои дела и просто удаляйте ненужные. Даже если они важные, но вы понимаете, что не будете это делать. Или очень не хотите, а без них можно обойтись.
Уничтожение дел из собственного списка — очень приятный процесс и освобождает массу времени для других полезных активностей.
Цель
Часто цель представляют как что-то очень конкретное вроде «вот таким будет мой продукт, вот так я буду его продавать и вот столько получать, всё это сбудется ровно 20 января через пять лет, это написано у меня в плане».
Нет! Цель — вектор, она просто указывает направление движения. Разумный менеджер смотрит на неожиданно изменившиеся обстоятельства, изменения конкурентной среды, новые факты и меняет, трансформирует цель с их учётом.
Мы только примерно знаем, куда хотим прийти, если по пути найдём место получше, то вообще там и останемся!
Практические задания
Подумалось, что к каждой статье неплохо будет прилагать практические задания, чтобы на практике пощупать всё это.
- Создать в Todoist проект «Идеи» и начать их туда записывать.
- Посмотреть на «Идеи» через недельку и вычеркнуть откровенный бред.
- Внести все свои домашние дела в список дел. Там где надо — расставить даты.
- Выбрать одну идею и провести по ней исследование.
- Найти конкурентов и посмотреть, как у них дела.
- Составить бюджет.
- Составить план работ и занести его в список дел.
- Попробовать соблюдать режим дня.
Продолжение, вторая часть — о подрядчиках и работниках.
P. S. Сначала думал написать это всё в приватном документе, только для сына, но вдруг ещё кому-то понадобится. И редактор тут очень удобный, приятно писать. И ссылку можно дать.
Буду очень рад поправкам, замечаниям, мнениям. Заранее спасибо!
Мечты папы о прекрасном идеальном исправленном будущем своего ошибочного устаревшего опыта для идеального сына, который будет по отмытой мощеной мостовой скакать к своему счастливому сытому будущему. Фантазии короче.
Примерно так же пытались мне рисовать будущее мои родители но из их опыта было ценным ровно нихера, поскольку на 4 курсе появилась википедия и ютуб.
Имхо нужно детям дать как RL нейросети поле, дать деньги на игру и следить за самообучением на собственных ошибках немного подсказывая какие очевидные независимые от времени и технологий можно попробовать избежать.
Предприниматель который первые свои шаги делает не с мыслей о бабле и собственном эго, а о тудуисте и рисерчах обречен. Будет постоянный когнитивный диссонанс с реальностью и тудуистом-рисёрчем в итоге будет много пердежа в лужу и мало действий.
Да, Иван, ничего не получится, зря я это затеял, пошёл всё стирать. 😁
ошибочного устаревшего опытаМой опыт не устаревший, а работающий и деньги приносящий.
Понимаю Вашу мысль, но я, всё же попытаюсь.
Сначала сам проходишь грабли, потом смотришь как сын ходит по граблям, а ты за это платишь. Тру логика.
Да нет там никакого сына, просто додумал, чтоб глаз цепляло. Неужели люди из сферы этого не видят?
Не губите мальчику жизнь - отдайте его в менты или попы. 😇
Тебя не остановить
Отец иногда рассказывает про свои бизнес приключения в начале 90х и с одной стороны с информацией/коммуникацией было сложновато, но с какими то вещами проще.
Например приехал ты в Москву на старенькой шестерке, погулял по ВДНХ разговорился с торговцами вискасом/педигри и вот через пару часов ты уже в представительстве Марс тебя вводят в дело снабжают горой раздаточного материала ты грузишь свою шестерку под завязку кошачьим копмом и едешь в свой город в котором ты теперь первый официальный "дистрибьютор"!
)))
а потом появился этот дол**ый "интернет" и всё испортил. теперь даже на доставке этого корма покупателю при заказе с сайта толком не заработаешь :(
Теперь для этого есть конфы, бизнес-завтраки и прочее. Спрашиваешь проблему - предлагаешь решение - профит. Изменилась форма, суть осталась
Супер круто и полезно написано)
Если бы я в 18 лет бы осознал все это, то уже к 20 можно было бы купить крузак и ауди ку5 для жены)))
Реально отличный материал, без шуток.
😂😂😂
Ещё в 18 лет неплохо бы осознать, что не надо жениться в 20 лет)
Жизаааа.
Я в свое время придумал прообраз покемон гоу и еще кучу вещей.
Мои никто не реализует. Тут 2 варианта
I know that feel, bro )
Мальчик
Вы ему надеюсь так не говорите? )))
Я его ещё и «ребёнком» называю. 😁
Как ещё закалить волю будущего менеджера?
Дочитал до слов «говно-говном», сразу стало неприятно читать дальше , стало понятно культурное амбре автора этого опуса. Когда желания не совпадают с возможностями, в данном случае литературными. Если уж претендуешь на умную статью то надо и общаться как воспитанный человек! Интересно а с незнакомыми дамами, например, автор тоже употребляет такие выражения?!)
Ооо сноба порвало
Да.
Это ты еще статью про ассенизатора не открывал.
Душнота
А мне кажется канбан-доска должна быть в довесок (для дел в процессе)
Думаю mind map будет получше. Но и так информация довольно структурированно подана.
Не пользуюсь. Хотя в прошлом большой фанат разных планировщиков и перепробовал почти всё до чего ручонки дотянулись. На небольших проектах (3-5-7 человек) мне не требуется, достаточно списка дел, документов и чего-то для совместной работы.
Из попробованного могу отметить:
https://basecamp.com/ — шикарно, но стоит $100 в месяц для 3-5 человек будет дорого. Раньше были планы для маленьких групп.
https://todoist.com/ — ну про него я писал, пользуюсь постоянно и там есть совместная работа. Очень нравится.
https://worksection.com — одно время там сидел, неплохой.
https://asana.com/ — эффектный сервис с очень тяжёлым интерфейсом, сначала кажется, что это мелочи, но через 2-3 дня эти тормоза утомляют.
https://twist.com/ — очень нравится идея, хочу его попробовать в работе.
Ну и всякие Google Docs, разумеется.
Пап, а тестирование это когда писаешь на тестер?
P.S. Извините, не удержался, уж больно сообразительный у вас отрок)
Насколько отрок сообразительный мы увидим через годик по финансовым результатам. 😁
Хех, знакомо
Вообщем из личного опыта, бросил я все эти дела со списками и прокрастинацией и просто начал фигачить где то выйграл где то проиграл, где то согласился на меньшую прибыль, а иногда удалось больше профит получить, просто пашешь и не тратишь время на списки. Семья, быт, отдых само разумеющееся. Если появляется свободное время значит я опять ввязался в долгие бесполезные рассуждения, сейчас например. Но то как написана статья - понравилось)
Посмотрел — у меня полсотни дел, часть из них регулярные. Просто не смогу столько держать в голове.
Сообразительный сын пусть идёт и работает в Связной
Хороший опыт кстати.
Понравилась статья! Интересная манера подачи. Очень зашло про заказчика, звонящего в два часа ночи.
Хотелось бы прочитать всю серию до конца :)
Это реальный заказчик, он реально звонил, причём в субботу. Мы мило поговорили пару часов о перспективах и развитии его бизнеса. В понедельник прекратили сотрудничать.
"Через недельку-другую голова переполнится знаниями и новыми идеями."
Сейчас в интернете столько информации, что в голове образовывается каша и не всегда можешь иметь конструктивный подход и реализовать идеи.
Комментарий недоступен
Статья хорошая, понравилась, внутренне перекликается с моим подходом. Скорее всего сыну это не пригодится, всё равно пойдет свои шишки бить 😁 У него есть время на это
Всего за год мы это проверим. 😊
Ну не без этого.... если бы все учились на чужих ошибках, а тож бывают ситуации, когда принимаешь решение и не всегда в пользу...Важно, чтобы хоть какая то часть советов пригодилась!
Отличная статья. Какая нибудь бизнес молодость, продавала бы это чек-лист.)))
"Когда записываешь — кажется, что это гениально и миллионы уже в кармане, через неделю посмотришь — говно-говном. Ну стираешь её."
Раннее утро, пара часов до будильника на работу... менеджеру Роскосмоса видится сон где первая ступень возвращается на Землю и используется повторно. Просыпается, записывает и идёт на работу где всё проверяет, просчитывает и выясняется - идея говно говном. Стирает её. А через полгода такой Илон Маск свою трубу с двигателем туда-сюда с посадкой на платформу в океане сгонял :)
А я считаю, такому учить нельзя. Это подход эгоистичный и несправедливый по отношению к клиентам и вообще обществу. Я, например, обычно перестаю работать с подрядчиком, который выключает телефон на выходные или слишком часто "уезжает в горы" без связи - когда он вернется, есть высокая вероятность, что проблема будет уже решена без его участия, а значит его услуги больше не нужны.
Объясню почему. Работа в силу разных факторов строится либо так, что клиентам во выходным что-то периодически нужно (и в этом случае руководитель просто не может игнорировать их потребности, это сознательно совершаемое преступление в первую очередь против своего бизнеса), либо - если клиентам, как правило, не нужно ничего, - звонить они будут только в экстренном случае, а следовательно, у руководителя нет вообще никакого морального права игнорировать этих клиентов.
Я не говорю сейчас про неадекватных клиентов, которым нужно до оплаты бросить все и кинуться что-то делать посреди ночи, я говорю про нормальных клиентов и ситуации, в которые они могут попасть прежде всего по вине поставщика товаров/услуг (Вас).
Я просто вот эту Вашу мысль - "наплевать на всех, если я на отдыхе" - наблюдал в отношении себя неоднократно от доморощенных предпринимателей и не хочу, чтобы кто-то этому кого-то учил. Это мерзко, неправильно, некрасиво и вредно для бизнеса. Если хочется "уехать в горы" - попроси коллегу подменить тебя на случай ЧП. В конце концов, сделайте так, чтобы заказчику было куда позвонить в 2 часа ночи.
Я понимаю, что материал был написал для сына, но если уж Вы выложили его на всеобщее обозрение, несите социальную отвествтенность за пропагандируемые идеи :)
нормальных клиентов и ситуации, в которые они могут попасть прежде всего по вине поставщика товаров/услуг (Вас)
Это мерзко, неправильно, некрасиво и вредно
Есть рабочее время, Вы метро обвиняете, что оно в 3 часа ночи не работает? А если что-то по выходным закрыто? У меня есть полная свобода выбора регламента своей работы, так вот — я работаю с клиентами в рабочее время. Т.е. я уже давно с клиентами не работаю, и Вы вот сейчас очень живо напомнили почему. 😁
В конце концов, сделайте так, чтобы заказчику было куда позвонить в 2 часа ночи.Пусть звонит кому угодно, но не мне, я сплю в это время.
Я понимаю, что материал был написал для сына, но если уж Вы выложили его на всеобщее обозрение, несите социальную отвествтенность за пропагандируемые идеи :)Думаю, что если бы все посылали заказчиков, которые звонят им в 2 часа ночи — мир стал бы лучше.
Комментарий недоступен
На мой взгляд даже в SEO базовые принципы не особо поменялись, скажем, за 10 лет. Хотя эта область появилась совсем недавно. Так что говорить про менеджмент, которому, по сути, тысячи лет.
Кладут или нет — посмотрим. Мне интересно попробовать.
Делают может и правильно - но отношение это неправильное (но это уже другая тема).
Если парень с головой - разберется. Никто, думаю, не требует его сидеть со шпаргалкой и тупо следовать указанным шагам. Его направляют (я так это воспринимаю - отец направляет сына, делится опытом), пусть внимает, изучает, думает, советуется, но делает сам. А там успех или провал - в любом случае опыт. Вот и все...
Зачем нам бумеранг?-у нас свои грабли есть))
К сожалению так живет большая часть населения.У меня два сына 28 и 23 опыт родителей-не не слышали,вот их жизненное кредо.
Но это не повод сдаваться-и как мама,я свой опыт транслирую,а они его игнорят))
Если бы они его применяли-однозначно их жизнь была бы другой.И конечно однозначно не хуже....
За статью спасибо-зашла.
Если бы я свою мать слушал всегда, до сих пор жил бы в деревне в хрущевке.
"Нормально, все так живут"
Комментарий недоступен
Разумеется, Вы же его лучше знаете.
Может сразу до сына и не дойдут советы отца, может будет и ошибки (куда ж без этого), да только с возрастом придет понимание отцовской заботы!
Это Аяз Шабутдинов писал?
Нет, написано же - его отец...
Благородная цель, но мне больше нравится подход Джека Ма к взращиванию предпринимателей:
1. До 20-25 лет человек должен получить хорошее образование.
2. Далее необходимо устроиться на работу к успешному, масштабному предпринимателю на максимально близкую к нему должность. Проработать с ним до 30-35 лет.
3. Начать свое дело.
Ну мне хочется чтобы сын к 20 годам себя обеспечивал.
Ну вы же понимаете что универсальных рецептов вообще нет?
А рецепт мистераМа так вообще весьма сомнительный для многих.
Ну и солянка
Примерно так представляю себе конурентов :) А текст интересный, сыну удачи!
Проблема в том, что у них менеджер - управляющий, а у нас продавец.
Мощная серия статей, без иронии.
Конкретно эта статья напомнила детскую сказку Пантелеева про двух лягушек, угодивших в кувшин со сметаной.
Комментарий недоступен
Классная статья) мне бы кто такие советы давал в 18 лет)
Спасибо! Все по делу, приятно читать, полезно!
В ленте появилась последняя часть. Прочитала. Вернулась к началу👍
Автор пиши еще.
Мой сын хоть на 10 лет младше, но так же энергичен и предприимчив. Так что нам тоже очень заходит)
Мне понравился подход. Впрочем, есть хорошие книги по предпринимательству, которые доступны для ребенка в 18 лет. К примеру, Питер Тиль или Эрик Рис.
Большое спасибо, обязательно посмотрю. 😊
спорно...
Это просто мои принципы, на первом месте качество жизни, есть друзья и знакомые которые делают сосем по другому. И это нормально. Каждый выбирает для себя сам.
Поэтому никакой спорности тут нет: я делаю так, вы делаете иначе. Все счастливы. 😊
Думаю еще важно иметь ментора (наставника), успешного человека с опытом, который готов уделять тебе время. В нужное время посоветовать, подбодрить, покритиковать конструктивно, дать обратную связь. Если в данном случае сын получает такого наставника в виде отца - то думаю, что успех ему гарантирован.