{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

«За такие копейки сами дописывайте»: что делать и чего ни в коем случае не делать, если неправильно оценили свою работу

Часто авторы, особенно начинающие, не могут на берегу назвать справедливую цену за свою работу. Кто-то боится, что откажут, а кто-то просто упускает детали задачи, из-за которых текст должен стоить дороже. В результате работают за мало денег, пишут текст «на отвали» или вообще отказываются от работы и уходят в закат.

Привет, я Надя — редактор и ех-копирайтер. Раньше сама неправильно оценивала стоимость своих текстов и боялась просить больше, называла ожидаемую зарплату ниже рынка, а потом жалела и искала, где предложат другие деньги. Сейчас наблюдаю, как по-разному авторы и другие исполнители пытаются увеличить сумму гонорара уже после того, как мы начали работать.

Расскажу, какие методы лучше не использовать, а что может помочь получить больше денег и не потерять доверие. Ещё будут мемы с котиками, чтобы не мучить вас полотном текста.

Допустим, вы автор и взяли в работу статью. Сделали всё, как полагается: изучили ТЗ, уточнили детали, прикинули, сколько времени займёт работа. Назвали цену в 5000 рублей. Начинаете работать и понимаете, что продешевили — нужно было просить не меньше 7000. Например, не учли, что в статью нужно будет вставить ключи, взять интервью у очень своеобразного эксперта или информации по теме очень мало. Что уж, с кем не бывает. Придётся признать свою ошибку и рискнуть попросить доплату у редактора или клиента.

Чего не делать, когда хотите ещё денег

Первое и главное, что не нужно делать — это молчать и терпеть. Такой вариант прокатит только в том случае, если вы не планируете работать дальше и уверены, что этот клиент или редактор не будут вас кому-то рекомендовать. Иначе в будущем придётся объяснять, почему это вы решили так резко поднять оплату, если ещё неделю назад было дешевле. Кроме этого вы рискуете и качеством работы. За несправедливо мало денег стараться не хочется, совсем наоборот, хочется быстрее с этим закончить, сдать и забыть, как страшный сон. Поэтому стоит всё-таки аккуратно обсудить.

Вот, чего не стоит делать, когда ведёте разговор о доплате ↓

Намекать на повышение гонорара. «Ой, у меня так много времени на статью уйдёт, надо было больше денег просить ахах», «Кажется, я попросил маловато», «Ну, если бы мне бы предложили побо-о-ольше…», «А вот в компании N платят больше».

Такие заигрывания сработают разве что на очень добродушном клиенте. Остальные, даже если поймут ваш намёк, повышать гонорар по собственной инициативе вряд ли будут.

Ругаться и агрессировать. «Да за такие деньги скажите спасибо, что я ваще пишу», «Жесть, я отказываюсь это доделывать, копейки свои себе оставьте», «Мда, за такие деньги вы слишком много хотите». Агрессия, грубый сарказм и ругань не помогут договориться. Скорее всего после этого вам не только не заплатят больше, а быстренько подыщут автора на замену, которому и доплатят за срочность.

Винить редактора или клиента. «А чо вы не сказали, что инфы так мало? Я как работать должен?», «Ну вы же сами не предупредили, что там ещё ключи», «Чот правок многовато. … Ну и что, что я ТЗ невнимательно прочитал?». Даже если редактор или клиент действительно упустили какую-то деталь в ТЗ, бросаться на них с обвинениями, чтобы получить больше денег — плохая идея.

Пытаться попросить оплату обманом. «Чтобы добавить в статью ключи, нужно доплатить ещё 2000, вот счёт…», «У меня итерации правок платные, сейчас отправлю счёт и продолжим». Тоже по всем фронтам гиблое дело. Никто не любит узнавать о «скрытых платежах» уже во время сотрудничества. Только вспомните, как бесит, когда оператор списывает лишние 50 рублей с баланса за очередную ну очень нужную фичу, которая непонятно почему вообще подключена. Доверия со стороны клиента резко поубавится, а восстановить его будет очень сложно.

А что делать

Не поверите, что скажу. Совет всем советам, инсайт инсайтов. Нужно пойти и сказать словами, что вы ошиблись, неправильно оценили объём работы и хотите пересмотреть сумму гонорара. Это честно и по-взрослому.

Спокойно обсудите ситуацию и найдите компромиссное решение. «Привет, пишу статью и понимаю, что она потребует больше времени, чем я рассчитывал, потому что [аргументы и факты]. Давай обсудим повышение гонорара? Можем поднять на 2000 рублей?» — вполне жизнеспособный вариант.

После просьбы обычно следует три сценария: вы получаете веское «нет», переходите к обсуждению или клиент соглашается доплатить.

Если ваши аргументы убедили заказчика и он легко согласился на новую цену — кайф. Любите и храните его.

Если убедить не получилось и вы нарвались на отказ — смиритесь и сделайте выводы. Предупредите клиента, что следующая подобная работа будет стоить иначе, а эту закончите, как полагается, без «ну за такие деньги вот вам такой текст». Если отказ был мягким, можно попробовать снизить нагрузку до комфортной, например, попросить прислать больше фактуры или уменьшить объём текста.

Если клиент решает обсудить сумму доплаты — попробуйте найти компромисс. Например, заказчик может предложить тысячу, вместо двух, или попросит подробнее объяснить причины, чтобы решить.

Да, называть стоимость работы, просить повышения зарплаты или гонорара может быть страшно, неловко, а иногда неприятно. Но ещё неприятнее работать по 12 часов, а в это же время копить две недели, чтобы купить новые штаны.

Ещё про тексты, редактуру и авторско-редакторские отношения на канале: делюсь полезными ссылками для работы и историями из практики, рассказываю, как улучшить тексты, и показываю мемы по выходным.

Расскажите, как договариваетесь о повышении зарплаты или гонорара? Было, что работали за несправедливо мало денег?

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Илья Карбышев SEO бренд-медиа

Я постоянно заказываю тексты. Мой сценарий в такой ситуации: доплачу и больше с таким копирайтером связываться не буду. Цена - его ответственность и риски, а не мои. Ничего взрослого тут нет, это наоборот, начальный уровень, когда человек не понимает что такое бюджет проекта для заказчика

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Даже если копирайтер хороший и это разовая акция?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Карбышев SEO бренд-медиа

На практике это редко будет сочетаться. "Хороший" это ведь включает и сервис, а не только сам текст. Непредвиденные доплаты хороший копирайтер не выставит. То что акция разовая, мне никто не гарантирует, раз человек не умеет деньги считать. И ему пофигу, что я уже заложил бюджет и согласовал.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Кмк, хороший тож не застрахован от ошибок, бывает всякое. Но и клиенты бывают разные, кто-то, например, как вы прям против, и это окей, а кто-то может пойти навстречу, что тоже окей

Ответить
Развернуть ветку
Илья Карбышев SEO бренд-медиа

Бывает всякое, но зрелый исполнитель берет ответственность на себя. И за свои ошибки тоже. "Против-не против, нравится не нравится", это категории непрофессионала. У нас есть договор, как в нем написано, так и работаем. В нормальных проектах бюджет согласован, решение принимается несколькими людьми, есть смета, например, бюджет на дизайн и тд. И тут я такой пришел и говорю: "ой ребят, мы свами считали вот так проект, но тут копирайтер не рассчитал и просит больше". С такими работать никто не хочет, кроме таких же инфантилов

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

И проекты бывают разные, даже в работе с крупняком, где всё четко заранее согласовано, иногда можно предупредить, что в следующий раз будет иначе, чтобы этот же крупняк не рассчитывал на такую же сумму

Ответить
Развернуть ветку
Илья Карбышев SEO бренд-медиа

Так то про следующий раз, это совсем другая ситуация. И ключевое - предупредить. А не поставить перед фактом: "я уже облажался а ты за это плати теперь"

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Да лаадно, никто же не говорит, что нужно бежать и прям заставлять/требовать доплату. Суть именно в диалоге между двумя людьми

Ответить
Развернуть ветку
Илья Карбышев SEO бренд-медиа

Вот это и есть маркер новичка: считать что у вас "диалог между людьми". Нет, это деловые отношения. "Все мы люди, бывает, ну че вы, договоримся, простите, не рассчитал."
Отношения заказчик - исполнитель, или если хотите - партнеры, это другое. Те, кто это понял и вырастают до таких отношений, гораздо строже к себе становятся, потому что это уже не текстики, а бизнес. Вот с такими работать хочется. И зарабатывают они больше.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Человечность в этих отношениях никто не отменял, даже в серьёзных, когда текстики становятся бизнесом

Ответить
Развернуть ветку
Илья Карбышев SEO бренд-медиа

Это не человечность в данном случае, это жалость к себе, и попытка вовлечь в нее заказчика

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Вообще не вижу здесь жалости к себе

Ответить
Развернуть ветку
Илья Карбышев SEO бренд-медиа

А по какой еще причине я должен заплатить больше, чем в договоре, если не из жалости? Форс мажора не было. Никто не болел. Просто исполнитель не смог выполнить работу так, как сам запланировал и мне пообещал.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

тут счас скажу страшное, но далеко не все заключают договор к каждому тексту. Да, договор обязывает. И, например, трудовой договор обязывает, в нем тоже прописана сумма. Но это не значит, что до седых волос на попе сотрудник будет работать за эти деньги или ждать повышения по закону, например, какое-нибудь повышение в связи с инфляцией

Договор сразу такие моменты урегулирует и исполнитель тоже не дурак, не побежит просить больше, чем указано в подписанном обеими сторонами договоре, только потому что прочел статью в интернетах.

Сотрудничество может проходить иначе, например, есть условная компания, у которой NN авторов на фрилансе. Они заключают договор на старте, в нём не прописана конкретная сумма за статьи или другие тексты, они договариваются уже в процессе. И вот тут и есть вариант исправить свою ошибку, если об этом договориться. Потому что это долгосрочное сотрудничество, в котором может ошибиться и клиент, и исполнитель. Они не обязательно договариваются о доплате, но такой разговор - не преступление

Ответить
Развернуть ветку
Илья Карбышев SEO бренд-медиа

ну я и говорю, это 1) другой уровень, новичковый: работа без договора, по дружбе и тд
2) в кейсе "долгосрочное сотрудничество", как вы и сказали, и я согласен, уместно просить денег больше за следующий период.

За уже сделанную работу просить доплат непрофессионально. Такое бывает, сплошь и рядом, но я как заказчик к таким не пойду второй раз. Был миллион способов избежать такого риска - поделить работу на этапы, указать вилку, взять тестовую часть. Приходит с опытом, я и сказал это новичок, а новичок не = пока хороший копирайтер

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

ни, в таких случаях всё по договору, обе стороны защищены, в договоре не конкретный текст прописан, а условно формат сотрудничества и всякие-разные обязанности сторон

Вот, я и говорю, что отношение клиентов бывает разным. Я знаю и тех, кто относится так же, как вы, и тех, кто относится спокойно. Люди же разные и подходы к сотрудничество тоже могут отличаться

Но спасибо за идею для будущего контента - заберу в свой темник про способы избегать этого вообще

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васильева

Тут на самом деле сильно от специфики проекта зависит.

Во многом с вами согласна, считаю, что это тоже ответственность исполнителя.

Просто бывает, что предполагался один объем работы, а по факту вышел совсем другой. И не всегда эти нюансы можно проговорить.

Мне как исполнителю кажется, что выгоднее работать вообще по часам или даже знаки (хотя знаю, что это хрень).
Я все это к чему, что я как исполнитель тоже не люблю коней менять на переправе и доделываю обещанное до конца. Но считаю что и на заказчике лежит какая-то ответственность продумывать справедливую оплату. Иначе исполнители просто будут уходить.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Карбышев SEO бренд-медиа

Эм, я не понял, как я "продумаю" вам оплату? Назначайте справедливую цену сами.

"предполагался один объем работы, а по факту вышел совсем другой" - кем предполагался? Для этого есть тз

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васильева

Ну далеко не всегда получается как в ТЗ. У меня так часто: написано одно, а по итогу выходит совсем другое. С классическими SEO-статьями наверное проще, а с другими проектами выходит не так.

Ну я вижу что в ТЗ, сама это оцениваю, а по ходу работы становится например в два раза больше. И вроде все логично, но я тут жду что заказчик сам скажет, выходит фигня, давай по-другому договоримся. Может, я наивный человек, но есть заказчики которые так и делают.

А которые за те же деньги пытаются огромное количество работы пропихнуть, от таких отказываюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Чиняев

хороший копирайтер пусть наймет продавана, если все сам - значит копирайтер есть продаван. Чем лучше упакована услуга, тем больше профит.
Режим КЭПа включен - Условно берем крупняк, ему ваши +- x денег не сильно сыграют, его время на порядок дороже, он хочет тупо отдать задачу и получить быстро эффективно качественно результат без лишних телодвижений. Я веду к тому, что старайтесь заранее закладывать риски в сумму, а не просить встречу, так выгоднее для вас в перспективе.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Ну, вот как раз есть малышки-начинашки, которые только-только начинают понимать и оценивать все риски, пытаются заранее видеть детали, из-за которых нужно бы поднять цену. Все же через это проходили

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда