Что умеет суперприложение Mail.ru — и как мы его разрабатывали
Mail.ru объявила о запуске суперприложения на основе Почты для всех пользователей. В нем есть быстрый доступ к голосовому помощнику Марусе, Календарю, Задачам, Облаку и Видеозвонкам.
Создание почтового суперприложения — еще один шаг к объединению продуктов в рамках экосистемы компании. Обновленная Почта позволит решать повседневные задачи, быть в курсе новостей, управлять своими данными и аккаунтами внутри сервисов экосистемы.
О том, как шло создание новой версии, — в рассказе команды Mail.ru.
Зачем пользователям почты другие сервисы
Почта Mail.ru давно помогает людям решать личные и рабочие задачи. Сама работа с письмами — это ее ядро, которое воспринимают неотрывно от других инструментов продуктивности: Облака для хранения файлов или Календаря для планирования времени. В прошлом году мы запустили сервис Задачи, который помогает не забыть важные дела, и Видеозвонки, чтобы облегчить общение во время изоляции. Приложение, в котором эти сервисы удобно объединены, — очередной шаг в предоставлении нашим пользователям лучшего способа не упускать важные дела и управлять рутиной внутри экосистемы.
Веб-версия проектировалась как портал: человек открывает Mail.ru и видит количество новых писем, Новости, встречи в своем Календаре и другие сервисы. В приложении такого не было — и это разрывало целостность взаимодействия с продуктом. Люди сами это замечали и даже писали нам об этом.
Из этого вырос список задач для нашей команды:
- Выбрать сервисы, которые будут самыми полезными для пользователей приложения Почты, и сделать доступ к ним быстрым и простым.
- Дать каждому пользователю персональный инструмент продуктивности. Поэтому мы добавили возможность выбирать, какие сервисы и в каком порядке расположены в суперприложении.
Сохранить быстрый доступ к смене аккаунта. Многие наши пользователи имеют больше трех почтовых аккаунтов, и им важно быстро переключаться между ящиками.
- Постараться не менять интерфейс радикально и оставить возможность возвращения к предыдущей версии Почты, чтобы не вызвать дискомфорт у постоянной аудитории — ведь последний существенный редизайн нашего приложения был не так давно.
Больше всего я переживал о том, чтобы максимально сохранить паттерны, которые уже стали привычными для пользователей. Нашим продуктом пользуются миллионы людей, и многое в его интерфейсе они делают на автомате.
Исследования и подготовка к разработке
В Mail.ru Group большая юзабилити-лаборатория. Есть три исследователя, занимающихся исключительно Почтой. Это команда, которая помогает проверять гипотезы, тестировать новые интерфейсы и узнавать, как люди пользуются продуктом.
Приступив к задаче по расширению почтового приложения, мы не обошлись одним исследованием. Мы прошли полный цикл — от изучения пользователей до юзабилити-тестов. Анализировали потребности и ожидания людей, проверяли, какие решения лучше воспринимаются.
В формате интервью мы спрашивали, как респонденты представляют себе приложение-помощника и что думают об этой концепции.
Опросы показали, что только 5% респондентов не хотели бы видеть в Почте никаких дополнительных сервисов.
Кажется, что это не так много, но учитывая, что Почтой Mail.ru активно пользуются 50 миллионов человек в месяц, мы решили добавить возможность настраивать список доступных сервисов и порядок отображения — а еще возможность вовсе их выключить.
Гипотезы в интерфейсе и их проверка
В задачах с высокой степенью неопределенности один дизайнер не всегда может попасть в правильный для продукта результат. В таких случаях мы проводим хакатоны среди дизайнеров. Хакатон — это возможность дать волю самым абсурдным идеям, понимая, что большинство из них потом придется убить, но чем шире этап исследования, тем больше гипотез можно просмотреть.
В среднем в хакатонах участвует группа дизайнеров от четырех человек. Особенно хорошо показала себя практика привлекать к хакатонам дизайнеров из других команд. Они не знают продукт так досконально, не имеют привязанности к нему и часто предлагают новые или неожиданные вещи.
В этот раз мы сфокусировались на навигации в новом приложении. Нужно было в несколько раз увеличить его функциональность, не сломав при этом значимые пользовательские привычки и сценарии.
В этом хакатоне участвовало шесть дизайнеров, каждый из которых принес по несколько идей. Мы подробно разобрали каждую из них и выбрали фаворитов, над которыми продолжила работу команда дизайнеров Почты.
В финал попало две гипотезы по навигации: с расположением сверху и снизу. Возможность выбрать окончательный вариант мы предоставили пользователям — и снова пошли в юзабилити-лабораторию.
Чтобы изучить восприятие и удобство обеих версий навигации, мы провели серию юзабилити-тестов. Участники работали с прототипами и выполняли в них одинаковые задания, с которыми могли бы столкнуться в жизни: например, посмотреть свои встречи на сегодня, записать, что нужно не забыть купить антисептик, найти нужное письмо и так далее.
Технические характеристики выполнения заданий, такие как время и количество действий до результата, оказались более показательными.
Легче выполнялись в варианте с верхней навигацией. На мой взгляд это произошло потому, что все ключевые элементы интерфейса остались на своих местах. Написанием письма, быстрой сменой аккаунта и выбором папок ежедневно пользуется огромное количество людей, и им не придется переучиваться. Кроме того, переключение между сервисами в рамках сессии происходит реже, чем навигация внутри каждого сервиса. Таким образом мы добавили больше возможностей, не усложнив работу с приложением.
Юзабилити-тесты помогают определить, насколько наша логика понятна для других людей. Очень часто то, что кажется дизайнеру очевидным, на тесте оказывается проблемой для пользователя — и наоборот.
Мы ходим почти на все тестирования наших интерфейсов. Это помогает лучше чувствовать людей, для которых мы создаем Почту. Кроме того, прямо в процессе теста мы часто правим что-то в самом прототипе.
Во время второй итерации тестов мы сфокусировались на дополнительной проверке выбранного типа навигации: респонденты решали еще больше новых задач с ее помощью. Кроме того, во второй итерации мы более подробно тестировали каждую из частей приложения, пока твердо не убедились, что задуманный дизайн решает поставленные задачи.
Процессы и координация команд
Всего над проектом трудилось 75 человек: команда Почты и участники от других сервисов, вошедших в обновленную версию приложения, например, команда голосового помощника Маруси.
Команды, отвечавшие за вкладки, сами определяли, какие из функций их продуктов представляют наибольшую ценность для пользователя — а команда Почты следила за тем, чтобы эти фичи были консистентно вписаны в приложение. Это непрерывный итеративный процесс, который продолжается и после релиза.
Например, мы продолжаем межкомандные еженедельные встречи по проектированию решений и статусам задач.
Например, мы использовали легкий Trello вместо привычной Jira на этапах, когда скорость была важнее формализации процессов. Но самым сложным было перестроить подход к разработке в команде — теперь мы создавали не отдельное приложение, а платформу для интеграции нескольких сервисов, которой пользуются другие разработчики компании.
Приложение получилось сделать в рекордно сжатые сроки: от начала разработки до выпуска первой beta-версии для внутреннего использования прошло меньше двух месяцев.
Нашей основной целью было, чтобы получившийся продукт соответствовал жестким SLA Почты по Сrash Free, скорости запуска и другим техническим требованиям. Нам удалось распределить нагрузку между командами разработки и тестирования и выполнить основную цель на запуске: продукт был стабилен.
Мы стремились сделать запуск понятным для пользователей и одновременно иметь контроль над переходом на новую версию для всей пользовательской базы. Нам было важно обезопасить наши сервисы от непредвиденной нагрузки, а пользователей — от возможных ненайденных нами ошибок. Для этого мы научились гибко и без перевыпуска приложения, настраивать то, какие вкладки доступны для включения и покрыли всё приложение метриками, которые помогают нам понять как идет процесс перехода на новую версию.
Чтобы ускорить работу в условиях дефицита мобильных разработчиков, мы решили переиспользовать веб-приложения Календаря и Задач, а не создавать их в нативе с нуля.
Это позволило сделать почти нативный UX и, судя по отзывам, упростить жизнь многих пользователей.
На старте команды тестировали свои вкладки в изолированной среде, в тестовом приложении. Затем все вкладки собирались в одно приложение на основе Почты и проводилось регрессионное тестирование обеих версий, с выключенным и включенным режимом вкладок. Были написаны и запускались автоматизированные UI-тесты.
Мы осознанно пошли на дорогое тестирование в несколько этапов, поскольку для нас было крайне важно, чтобы пользователи не столкнулись с нестабильной функциональностью в повседневной работе в своей любимой Почте. Когда мы стали довольны качеством и выпустили суперприложение, мы разделили ответственность на несколько команд тестирования. Core-команды iOS и Android обеспечивают качество почтового клиента и отвечают за весь продукт в целом, команды сервисов отвечают за тестирование своих вкладок, но теперь в рамках единого приложения.
Команды постоянно работали и работают вместе над дополнением тестовой документации для того чтобы качество продукта было на высоте.
Что получилось
Мы дали каждому пользователю персональное пространство для личных и рабочих задач с возможностью настроить все сервисы под себя. Почта теперь помогает не упустить важную информацию и не забыть о важных делах. При этом она остается безопасной и технологичной: мы защищаем пользователей от спама, мошеннических рассылок и предупреждаем о небезопасных ссылках и подозрительных действиях.
Пользователи, активировавшие новую версию, остаются на ней, и их частота взаимодействия с продуктом растёт.
С учетом кардинальности изменений, это большой успех. Обычно люди не очень рады редизайну больших и часто используемых продуктов.
Мы продолжим развивать сервисы личной продуктивности вокруг Почты, опираясь на обратную связь во время бета-тестирования. Планируем выпускать обновления постепенно, чтобы у людей было время попробовать каждую функцию и привыкнуть к ней.
Улучшения и эксперименты в интерфейсах наших приложений происходят часто. Если хотите пробовать их первыми, присоединяйтесь к бета-сообществу Mail.ru.
"...только 5% респондентов не хотели бы видеть в Почте никаких дополнительных сервисов.."
Как приятно быть человеком, которому не хочется видеть в Почте никаких дополнительных сервисов.
Прямо как правило 95% с Луркмора )
и 95% хотели бы иметь возможность отключать то, что не требуется, персонализируя сервис под себя...
Ещё есть самая элита — люди, которым не хочется видеть в мессенджере ничего, кроме текстовых сообщений и голосовых звонков.
Помню одно время была тенденция разделять всё на разные приложения и нам рассказывали почему это круто. Теперь тенденция собирать всё в одно жирнючее приложенище - и теперь нам рассказывают почему круто делать так.🤷♂️
Комментарий недоступен
Вскрывать почту по запросу товарища майора , сливать данные, заливать тонны спама - вот что умеет mail.ru
Это все умеют. Но спамфильтр у мейла хороший.
Обманывайте и ограничивайте себя и дальше
Кто- нибудь прочитал весь текст?
Полагаю, что мог прочитать охранник в офисе мэйл.ру во время ночной смены.
Комментарий недоступен
Если задаться вопросом, то ответ на него можно найти в первом же абзаце))
«Это еще один шаг к объединению продуктов в рамках экосистемы компании. Обновленная Почта позволит решать повседневные задачи, быть в курсе новостей, управлять своими данными и аккаунтами внутри сервисов экосистемы.»
Продолжая развитие этой мысли — главный экран полностью настраиваемый. Вы сами выбираете то, чем пользуетесь на постоянке) И всегда есть вариант оставить только Почту)
вопросом "Зачем" занимаются продакты)
а "как" - это уже зона ответственности дизайнеров ux, ui и манагеров)
Страшно представить как они его разрабатывали 😁
надо не приложения переделывать, а клиентский сервис... :) mail.ru последняя почта к которой бы я "вернулась"
Комментарий недоступен
эх, вы
Самый темный час перед рассветом!
я тут подумал, а что если яндекс купит мейлру?))) это конечно невозможно с точки зрения фас но все же)
Да пофиг, усредняем. По мультипликаторам очень недорого
Комментарий недоступен
Нет, не под каждым.
Кроме того, любая компания, выпускающая огромных, неповоротливых монстров, заталкивающих пользователю в рот кучу ненужных ему сервисов, заслуженно получит свою порцию дерьма.
Тот ад, который Саши, Мити, и Даши самонадеянно называют "СУПЕРприложениями", никому не нужен.
Мейл.ру сами себе такую репутацию сделали, своими руками.
Лузеры самореализуются через хейтерство : ) Кому надо, тот возьмёт нужную информацию, не обращая внимания на леммингов — на первых и рассчитаны такие посты.
Так это общая черта Рунета, здесь никто лебезить не станет, обложки хуями любого, вне зависимости регалий)
Меня одного, дрожь пробирает, при словосочетании "приложение mail.ru". Ого, а тут ещё и супер приложение!!!
Главное, чтобы не эта)))
Комментарий недоступен
Вангую, что 9 из 10 пишущих комментарии не пользовались Mail.ru последние 3 года.
Скажите, а в какой момент Саша, Митя и Надя уже станут Александром, Дмитрием и Надеждой Ивановной?
Когда "СУПЕРприложения" начнут называть хотя бы МОНСТРОприложениями. А лучше дерьмокомбайнами.
Зря вы об этом сюда написали. Работа над супер-приложением - важная, сложная, нужная, но местная публика — это токсичные бездельники, мамкины эксперты и еще немного инфоцыган.
Комментарий недоступен
Если приложение умеет всё - это значит, что оно не умеет ничего! Да и зная, как мыло просирает любое свое приложение от этого нового "супираппа" можно ничего не ждать
Наше приложение не умеет все. Оно дает быстрый доступ к голосовому помощнику Марусе, Календарю, Задачам, Облаку и Видеозвонкам.
Есть же давняя мудрость - только ситхи все возводят в абсолют. Вот и мы сконцентрировались на почтовых сервисах)
Комментарий недоступен
Мне одному кажется, что маил отстал.
Хорошая попытка Мэйл.ру, в следующий раз у тебя получится
У вас столько продуктов, сервисов, а нет человека с мозгами, который бы все это собрал в одно целое.
Вау, сделали как у яндекса с их почтой 360. Все как всегда.
Комментарий недоступен
Надо такую - пятница же
Пользоваться чем то от меилру и доверять им хоть сколько нибудь важную инфу - нет, спасибо. Ну и товарищу майору там привет передавайте
Приложение кстати классное, по крайне мере симпатичнее и удобнее, чем gmail. Но это то, что связано с почтой. А вот все остальные сервисы экосистемы, такие как календарь, контакты и т.д. очень сильно отстают. Поэтому к сожалению пока нет возможности перейти на него.
Идея в целом хорошая, но реализация не лучшая.
Я бы узнал, что умеет это приложение. Но, Я никогда его не скачаю...
В принципе, во втором предложении все написано)
Вот, оказывается, почему некоторые знакомые сносят почту мэил.ру, говоря, что она стала тяжёлая и блоатворная.
Ну ок назвать это как-нибудь типа "Офис", но на "суперапп" это не тянет..
Странно что МРГ только сегодня здесь написала об этом событии, например Даша Спесивцева об этом писала на своей странице в fb еще 15 декабря.
Тогда это был тест на малый процент. Сейчас же это полноценный релиз)
отрыв от гмейл...а где статистику посмотреть?
Комментарий удален модератором
Хорошая попытка мэйлсру, но нет. После впаривания спутника и Амиго вам будет очень сложно отмыться, может только самыми дёшевыми услугами
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Лучше бы создали аналог Outlook для корпоративных клиентов на ПК. Цены бы не было. Толку от этого мобильного хлама в телефоне которого и так достаточно от других девелоперов.