{"id":3845,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u044f\u043d\u0435 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0438 \u0447\u0430\u0449\u0435 \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e \u043e\u0431\u044a\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f\u043c","url":"\/redirect?component=advertising&id=3845&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/253904-pochemu-rossiyane-stali-chashche-pokupat-tovary-po-obyavleniyu&hash=2822add0f2f58584913077a926246e1443f8539d559ee4499b70c9c3ebf35035","isPaidAndBannersEnabled":false}
Право
Михаил Михеев

Телематика — это сложно: какие нормы влияют на обработку данных с личных транспортных средств

Этот процесс регулируют законы, которые принимают в Европе, США, Канаде и других странах. Рассказываю об их опыте и ситуации в России.

ThisisEngineering RAEng / Unsplash.com

Все строго

С 2018 года в Европе действует Общий регламент по защите данных (GDPR). Он накладывает строгие ограничения на компании, собирающие и обрабатывающие персональные данные (ПД) резидентов ЕС. Например, организации должны разъяснять клиентам, для чего они собирают информацию и как ее используют, а также незамедлительно удалять ненужные для работы сведения.

Требования распространяются на все фирмы, использующие ПД граждан ЕС, — в том числе страховые компании — что оказывает влияние и на работу с телематическими устройствами. Получается, что страховщики могут собирать только абсолютно необходимые им данные и только с согласия клиента. Однако единый свод норм и правил на этот счет в Европе еще окончательно не сформирован.

В прошлом году Европейский совет по защите данных (EDPB) начал разработку особого свода рекомендаций по обработке ПД, генерируемых автотранспортом. С тех пор документ претерпел серию правок — некоторые из них были внесены по совету Европейского комитета по страхованию — организации, объединяющей десятки крупных страховых ассоциаций.

В начале марта EDPB опубликовал финальную версию своего документа. В нем сказано, что страховщики должны собирать данные геолокации с помощью мобильного приложения или телематических устройств только в том случае, если пользователь находится в автомобиле. При этом необходимо обеспечить возможность отключения трекинга в любое время по желанию пользователя, а первичная обработка телематических данных должна происходить локально — на борту личного транспортного средства клиента.

Строгие правила, касающиеся сбора персональных данных страховыми компаниями, действуют и в США. В частности, на территории Калифорнии, где принят один из аналогов GDPR — CCPA. В конце марта там вступил в силу Consumer Privacy Act. Он обязывает страховые компании отчитываться перед клиентами, какие данные и для каких целей они собирают.

В штате Нью-Йорк действует аналогичный закон, направленный исключительно на работу с телематикой. Он запрещает передачу персональных данных третьим лицам, и разрешает страховым хранить их не более 120 дней. Более того, собранную информацию нельзя использовать как инструмент для повышения стоимости полисов — исключительно для предоставления скидок клиентам.

Проще и сложнее

Однако есть и послабления — далеко не все вокруг «закручивают гайки» в отношении обработки телематических данных. В провинции Онтарио приняли закон, разрешающий страховщикам менять размер премий в зависимости от того, как часто водитель использует свой автомобиль. Так устроена новая модель usage-based insurance (UBI). Там, где эпидемиологические ограничения привели к существенному снижению частоты поездок на личном транспорте, ее встречают положительным образом, так как UBI помогает экономить до 25%, а в некоторых случаях — и до 70% от стоимости страхового полиса.

Телематические системы полезны и в других ситуациях. Известны случаи, когда они помогали поймать убийц и играли важную роль в судебных разбирательствах. Однако эксперты по информационной безопасности беспокоятся, что такие данные могут использоваться не только во благо, но и служить причиной незаконной слежки. Либо стать товаром на рынке рекламодателей, и в конечном счете послужить причиной нежелательной рекламы, спам-писем и SMS-рассылок, нарушающих спокойствие страхователей.

Что в России

Законодательная база в нашей стране пока не позволяет говорить о широкомасштабном внедрении подобных технологий. Хотя разработка государственных стандартов уже ведется. В 2019 году в Думу вносили законопроект, предусматривавший использование телематики в качестве фактора для оценки стоимости страхового полиса. Но он до сих пор не приобрел окончательной формы, а обсуждение отложили на неопределённый срок.

Несмотря на то, что некоторые российские страховщики уже предлагают услуги с телематикой, разработка регулирования и соответствующих норм потребует усилий от всех участников рынка — политиков, представителей страховых фирм, агентов и брокеров.

ThisisEngineering RAEng / Unsplash.com

Пока страховщики используют программные средства подрядчиков. Кто и как хранит персональные данные клиентов — в таких ситуациях понять не так и просто. Как и то, в каких целях используют эти данные и какое количество раз. Отчитываться об этом перед клиентами у нас не привыкли. Объяснять им, будет ли предоставлена скидка или повышающий коэффициент и в каком порядке, тоже не всегда успевают. Поэтому польза от такой технологии в глазах аудитории весьма призрачная, и она точно не готова менять привычный стиль вождения ради непонятных обещаний без каких-либо гарантий.

Если вспомнить ситуацию, которая была на нашем рынке около семи-восьми лет назад, Интач Страхование предлагали аренду заветной телематики и говорили о скидке в 5%. Всё бы ничего, если бы страховщики из ТОП-10 не предлагали тариф на 20% дешевле.

Поэтому сегодня нужно всем вместе разобраться: если использование телематики — это дополнительный контакт с клиентом, то каким он должен быть? Элементом геймификации? Стоит ли начислять какие-то баллы за аккуратное и безопасное вождение, чтобы применять их как промокоды у компаний-партнеров и тратить на скидки? Готовы ли страховщики поддерживать такую форму взаимодействия и подключать к ней агентов? О том, какой путь выберет российский рынок, нам ещё предстоит узнать.

Пишу о страховом рынке и работе агента на vc.ru:

{ "author_name": "Михаил Михеев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 4, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 243111, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 08 May 2021 13:04:12 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Блоги компаний

Комментарии
null