Законопроект о суверенном рунете принят во втором чтении: что изменилось после правок Статьи редакции
Депутаты считают, что итоговый вариант законопроекта «является компромиссным с учетом всех мнений».
Госдума приняла во втором чтении законопроект об обеспечении устойчивой работы российского сегмента интернета в случае отключения от глобального интернета. За документ проголосовали 320 депутатов, против — 15. Трансляция заседания велась на сайте Госдумы.
Законопроект внесли в Думу в декабре 2018 года сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, и депутат ЛДПР Андрей Луговой. Авторы предлагают создать инфраструктуру, которая, по их мнению, позволит сохранить работу рунета в случае отключения от международных серверов.
В случае принятия документ позволит российским властям контролировать точки соединения российского сегмента интернета с глобальным. Он обязывает всех операторов связи установить оборудование, которое будет фильтровать трафик и блокировать запрещенные ресурсы.
Законопроект прошел первое чтение 12 февраля 2019 года, но правительство потребовало учесть ряд поправок ко второму чтению — изменения в законопроект депутаты подготовили 9 апреля и дополнили 10 апреля.
Как изменился законопроект ко второму чтению
- Появилась дата вступления законопроекта в силу — 1 ноября 2019 года.
- Из-под действия закона выведены внутренние сети компаний и организаций, не подключенные к интернету.
- Законопроект наделяет правительство функциями регулятора — оно будет определять вопросы установки, эксплуатации и модернизации «технических средств противодействия угрозам» в сети оператора связи.
- Утверждением требований к обеспечению функционирования точек обмена трафиком будет заниматься Минкомсвязи совместно с ФСБ. Изначально планировалось передать эти функции вместе с функциями регулятора Роскомнадзору.
- Управление сетью в «критических» ситуациях будет брать на себя специальный центр мониторинга — подведомственная Роскомнадзору служба. Центр будет обладать информацией обо всей российской инфраструктуре связи, и будет создан к концу 2019 года, пишет «Ведомости».
- Оборудование для «противодействия угрозам целостности и безопасности рунета» теперь должны устанавливать только операторы связи. В законопроекте указано, что установкой будет заниматься Роскомнадзор «на безвозмездной основе». Как будут управлять маршрутизацией владельцы автономных систем (владельцы групп IP-сетей, такие как Яндекс) в законопроекте не уточняется.
- С операторов связи снимается ответственность за проблемы из-за внедрения нового оборудования. Если клиент оператора обращается в суд из-за плохого обслуживания, оператор связи может запросить у Роскомнадзора сведения «о функционировании технических средств противодействия угрозам» .
- Также операторы связи освобождаются от обязанности ограничивать доступ к сайтам с запрещенной информацией, если в их сети установлено оборудование для противодействия угрозам.
- Правительство возьмет на себя ответственность за определение моделей угроз и «критических ситуаций». В текущей редакции документа этих определений нет.
- В отдельном пункте законопроекта появилось требование блокировать сайты, на которых нарушается законодательство по обработке персональных данных россиян.
- Теперь использовать российскую криптографию обязаны только госорганы и информационные системы — «Госуслуги», сайт госзакупок и так далее. Срок вступления закона в силу — 1 января 2021 года. В первой версии закон обязывал использовать российскую криптографию организаторам распространения информации, таким как Яндекс, «ВКонтакте», Telegram и другим.
- Законопроект предлагает создание национальной системы доменных имен. Её созданием, правилам использования и предоставления доступа к информации займётся Роскомнадзор.
- Роскомнадзор определит группу доменных имён, которая составит российскую национальную доменную зону. С 1 января 2021 года операторов связи обяжут пользоваться национальной доменной зоной.
- Третье чтение законопроекта назначено на 16 апреля 2019 года.
Поработаю адвокатом дьявола (и оппонентом Фила Кулина) - есть реальная проблема, РФ активно развивает телематические службы (электронное правительство, госуслуги, СМЭВ, телемедицина, дистанционное образование, интернет вещей, электронное банковское обслуживание, цифровизация электроэнергетики и т д). Многие из этих сервисов критические, отказ в их работе приведет к существенным материальным потерям, а в некоторых случаях возможны и человеческие жертвы. Тема "кибервойск" в США, Британии, Эстонии, Литве освещалась в прессе. Логично предположить что есть потенциальная угроза и есть потенциальный объект агрессии/диверсии (см пример - Венесуэла). Вероятно кому то приходилось сидеть под конкретным DDOS - вспомните как тяжело с ним бороться, а когда атаку организует целое государство и это не простой DDOS (который тоже наверняка есть где то в арсенале), то сложно представить как отбиваться и обеспечить бесперебойную работу внутренних систем, если нет возможности выделить и изолировать внешний трафик.
Закон можно рассматривать двояко - и как средство контроля за неугодными, и как попытку решить реально назревшую проблему (когда критический трафик из Москвы в Питер ходит через Швецию или ФРГ - это не нормально), которая требует решения.
Проблема не реально назревшая. Проблему создали власти рф. Украина, новичок, хакерские атаки во время выборов в США, сети кремлеботов, наркотики в мид. Россия давно воюет против всего западного мира.
Да ладно вам, у вас слишком новая методичка, вся эта кибербодяга началась гораздо раньше:
6 сентября 2007 (Поджог Рейхстага)
"Конечно, сейчас я не могу утверждать, что кибератаками руководили из Кремля или российских государственных учреждений", - сказал министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо.
6 сентября 2010 (Подготовка почвы)
"Кибератаки весной 2007 года на Эстонию и летом 2008 года на Грузию по своему содержанию и форме были идентичны. Таково мнение научного сотрудника Центра компетенции НАТО в Таллине Райна Оттиса"
7 сентября 2018 (Легализация)
"На фоне скандалов с российскими хакерами, которые регулярно вмешиваются в избирательные и прочие кампании, в Эстонии объявили о появлении своих кибервойск. Их численность пока всего 300 человек, но командующий Андрес Хайрк уже заявляет о решимости противостоять более мощному киберпротивнику
...
в мае 2008 года, в Таллине был открыт Центр НАТО по сотрудничеству в сфере киберобороны (CCDCOE) — помимо Эстонии, в его работе участвуют и другие государства альянса. Это Чехия, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Словакия, Испания, Великобритания, США, Греция, Турция, Бельгия, Португалия, а из не состоящих в НАТО стран — Австрия, Швеция и Финляндия"
Какая методичка? путин на мюнхенской речь практически прямо объявил войну западу, сделав нефть и газ инструментом войны, а не взаимовыгодного сотрудничества? А это 2007. Просто до 14 года не было реальных жертв. Ну, не совсем не было. Была война 08,08. Были взрывы польского правительства. Но отдупляться хоть немного запад начал только после 14 года.
Перед тем как Путин выступил в Мюнхене, Буш-младший часто ездил в Грузию. Кончилось все это плохо, но надо отметить в Мюнхене акторов предупредили о последствиях.
Ездить в Грузию - это преступление? Или типа Россия не разрешает президенту США ездить в Грузию? Или что? Я не совсем понял, что вы хотели этим сказать.
Не прикидывайтесь идиотом. Связь событий очевидна:
Продлите мысль до сегодняшнего дня, пожалуйста. Добились власти РФ желаемого в итоге?
В качестве некоторой зарисовки: сейчас президент Грузии – Саломе Зурабишвили, человек с Запада, а грузинская молодёжь, как правило, не знает русского и не желает его знать.
Результативность внешней политики РФ: 10/10.
Результативность зависит от поставленных целей. Может и добились, мы же целей не знаем