{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Агентство запустило удачную кампанию и получило 700 000 штрафа. Как не попасть на штрафы за маркировку рекламы в сети?

Маркетологи нарушили закон, и компании «прилетело» от ФАС. Расскажу, как юристы «Патрикеев и партнеры» помогли оспорить наказание за маркировку рекламы и снизили риски, связанные с новым законом о маркировке рекламы

Меня зовут Павел Патрикеев, я практикующий юрист и сооснователь сервиса «Патрикеев и партнеры». Это мой пятый кейс, остальные читайте в моем блоге на VC:

С чего все началось: «Быстрее-быстрее! Подписываем и запускаем»

В начале лета 2023 года компания, предоставляющая услуги маркетинга и продвижения в Интернете, запустила удачную по их мнению рекламную кампанию в Телеграме.

Оформляла отношения с клиентом и запускала проект команда маркетологов. Они не смотрели в документы, а были заинтересованы как можно скорее подписать договор и получить оплату — пока инфоповод свеж, а клиент не передумал. Отмечу, что это просчет не конкретно этого клиента, а особенность всех небольших фирм и агентств в отрасли — как правило, у них нет собственного юриста, и практикуется подход: «Да ладно! Скачаем в интернете и сами сделаем».

Как итог, в июле 2023 года региональное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудило в адрес фирмы производство по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21, части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе».

Слово из семи букв: «реклама»

Маркировать необходимо всю рекламу, публикуемую в сети: новостную (медийную), контекстную и таргетированную.

Агентство обвинили, что реклама не промаркирована должным образом. В нашем случае, в таргетированных ТГ-креативах не было пометки «Реклама» и отсылок к рекламодателю. Это произошло из-за того, что маркетологи не имели представления о требованиях закона «О рекламе» и не знали, как этим требованиям соответствовать.

«Патрикеев и партнеры» чтут условия NDA, и я не покажу реальное объявление клиента, а приведу пример из сети, который также нарушает требования ФЗ 38 N 38-ФЗ «О рекламе».

Слева — маркировки нет, это нарушение, справа — маркировка уже появилась. Теперь еще и ERID надо добавлять

Сколько «стоит» неправильная маркировка рекламы?

После того как началось производство по делу, у директора «сыграли эмоции», и он начал «чистку рядов»: жестко отчитал маркетологов, срезал всем премии и сказал «выплачивать из своих». Маркетологи же в свою очередь отказывались оплатить штраф: «Мы на это не подписывались!».

Как позже увидел юрист «Патрикеев и партнеры», ни в одном из более десятка договоров не было прописано, кто несет ответственность за нарушение закона «О рекламе».

Всего за каждый креатив налагалось по одному штрафу. В сумме — шесть креативов, от 100 до 500 тысяч за каждый. Даже если считать по нижней планке, компании грозило около 700 000 рублей штрафа.

По рекомендации одного из учредителей директор обратился к нам за консультацией.

Как помог «Патрикеев и партнеры»?

В первую очередь мы должны были либо отменить штраф, либо сократить его размер, а далее работать над тем, чтобы подобная ситуация не повторилась.

В нашем случае согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за распространение рекламы несет рекламораспространитель, то есть агентство.

Шаг № 1. Готовим документы и обжалование

На проект был назначен юрист, который специализировался на работе с рекламой в Интернете больше пяти лет. После изучения определения и договора на распространение рекламы юрист приступил к обжалованию штрафа.

Он составил письменное пояснение по поводу вменяемого нарушения. Мы хотели если не отменить штраф, то хотя бы снизить его сумму и минимизировать размер наказания.

Вот какие аргументы привели:

  • Правонарушение совершено в первый раз.
  • Внесли ясность, что некоторые из креативов не являлись рекламой, а носили лишь информационный характер, поэтому маркировке не подлежали.

Обжалование и все письменные пояснения с документами: договором, актом выполненных работ с платежными поручениями, подтверждающих оплаты таргетированной рекламы направили сразу в два ведомства: в ФАС и Роскомнадзор. Выслали на официальную электронную почту и продублировали заказным письмом.

Шаг № 2. Превенция

Юрист «Патрикеев и партнеры» провел аудит текущих договоров на предоставление рекламных услуг, чтобы понять, какие риски еще возможны.

Убрали потенциально опасные и нежелательные формулировки, внесли правки, и по итогу маркетологи получили выверенный шаблон договора.

Как вы помните, у агентства не было инхаус юриста, а процессы не были отлажены, и, чтобы у сотрудников сложилось понятие о предмете: что можно, а что нельзя рекламировать в сети, наш юрист провела онлайн-конференцию для команды продажников и маркетологов. Их ознакомили с базовыми требованиями ФЗ «О рекламе» и штрафами за его нарушение.

Отзыв владельца агентства Юрия Владимировича: «Патрикеев и партнеры» подошли к делу не как «бюрократы», а помогли, во-первых, оспорить штраф, а во-вторых организовать процесс, так что и неспециалистам стало легче разобраться в теме. Рекомендую всем, кто занимается бизнесом в сети»

Итог: штраф снизили, новые не приходили

В настоящий момент не допустили штрафа компании по верхней планке.

В определении мы увидели, что ФАС «возбудилось» по обращению от физического лица и управления Роскомнадзора (РКН). Последнее начало рассмотрение также после «сигнала» от физического лица о наличии признаков нарушения. О чем это говорит? О том, что к осени 2023 года сложилась устойчивая тенденция, когда компании, работающие в одной неширокой нише, «топят» друг друга в честной конкурентной борьбе.

В сети с лета обсуждается дело о штрафе компании по наводке «неравнодушного гражданина». Это значит, что всем, кто продвигает услуги в Интернете, желательно быть готовым к запросам и претензиям со стороны ФАС и Роскомнадзора, а лучше не допускать таковых вовсе.

К тому же маркировка рекламы с сентября начала подчиняться новым правилам: изменения в законодательстве уже вступили в силу. Это значит, что физические лица (в том числе самозанятые), и компании столкнутся с новыми штрафами.

Штрафы за нарушение закона о маркировке рекламы c 1 сентября 2023

Согласно Федеральному закону № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» рекламодатель или рекламораспространитель будет оштрафован минимум на 200 000 рублей за:

  • непредоставление информации о рекламе в РКН;
  • нарушения сроков передачи сведений;
  • направление неполных, недостоверных или устаревших сведений;
  • распространял рекламу без специального токена-идентификатора или неправильно его разместил.

Потолок штрафа — 500 000 рублей. Стараться его достичь не нужно, скорее всего штраф присудят по верхней планке, а вот юрист может постараться эту сумму снизить.

Наши рекомендации: как бизнесу защититься от штрафов за неверную маркировку рекламы?

Ситуация выше произошла из-за того, что договоры на услуги «Продвижения в сети Интернет» заключали без должной юридической проверки. Что можно сделать сейчас:

  • Ознакомьте исполнителей и руководителей направлений с законом «О рекламе» и новыми требованиям по ее маркировке. Вам в помощь свел в памятку базовые понятия и шаги по минимизации рисков.
  • Наймите юриста, который проверял бы договоры и консультировал исполнителей, особенно творческих «рекламщиков». Если не хотите тратиться на инхаус сотрудника, закажите разовую консультацию. Или, к примеру, аудит и разработку хотя бы одного модульного договора. Это в разы снизит вероятность привлечения вашего бизнеса к ответственности и защитит вас от штрафов.

Остались вопросы? Пишите нашей команде или напрямую мне в Телеграм @Pavel_Patrikeev.

Больше кейсов из юридической практики «Патрикеев и партнеры» читайте в нашем журнале.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Некто

В методичке не разобран важный кейс: баннер или акция на собственном сайте и на собственный товар - реклама или нет? Прокомментируете? Ибо «Реклама — информация, распространенная
любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,
адресованная неопределенному кругу лиц и _направленная на привлечение
внимания_ к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса
к нему и его продвижение на рынке».

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Спасибо за вопрос, согласно разъяснениям ФАС материалы на собственном сайте не считаются рекламой

Ответить
Развернуть ветку
Alex Klime

Как показывает практика, разъяснения ФАС и других официальных органов не стоят даже бумаги, на которой пишут.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Алекс, спасибо за комментарий, поделитесь ссылками на дела из практики, было бы полезно взглянуть

Ответить
Развернуть ветку
Некто

а эти разъяснения даются в виде какого-то документа? Суд принимает во внимание, прецеденты были? И по отсутствию каких признаков они не считаются рекламой?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Разъяснения даны на официальном сайте ФАС России: https://fas.gov.ru/news/32269

Основной признак - размещение на оф сайте производителя или офиц корпоративных аккаунтах компании.

По суду - нет информации

Ответить
Развернуть ветку
Некто

оттуда же: "Однако, если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нём даётся избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой, в таком случае на нее распространяются нормы статьи 18.1 Закона о рекламе." - соответственно, ответ на вопрос "баннера на своем сайте" остается открытым. С учетом того, что "В частности, рекламой не считается информация о товарах..." т. е. просто информация, такая, как карточка товара или таблица характеристик не считается рекламой, а привлечение внимания - считается, то получается, что баннер на собственном сайте - это реклама. С учетом того, что этот закон такой же идиотский, как и все за последние 20 лет, предлагаю коллегам воздержаться, а в моем случае пришлось просто отключить баннеры и акции на сайте магазина.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

"С учетом того, что этот закон такой же идиотский, как и все за последние 20 лет, предлагаю коллегам воздержаться, а в моем случае пришлось просто отключить баннеры и акции на сайте магазина."

Спасибо за уточнение и рекомендацию + есть опасность, что закон - рычаг для конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
Некто

кстати, да...

Ответить
Развернуть ветку
Вадимов Вадим

А есть юридическое определение "официальности" сайта?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Владимир, отличный вопрос! Есть ряд признаков: адрес сайта практически совпадает с именем компании, на сайте есть реквизиты и контакты компании^

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Верно, спасибо. Информация об этом пользователю не всегда доступна) Говорю о внешних косвенных признаках

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда