Агентство запустило удачную кампанию и получило 700 000 штрафа. Как не попасть на штрафы за маркировку рекламы в сети?
Маркетологи нарушили закон, и компании «прилетело» от ФАС. Расскажу, как юристы «Патрикеев и партнеры» помогли оспорить наказание за маркировку рекламы и снизили риски, связанные с новым законом о маркировке рекламы
Меня зовут Павел Патрикеев, я практикующий юрист и сооснователь сервиса «Патрикеев и партнеры». Это мой пятый кейс, остальные читайте в моем блоге на VC:
- Как мы удалили фейки о владельце бизнеса
- Проверили 38 договоров и уберегли клиента от семи миллионов штрафа. Но это не точно
- Что делать, когда умирает учредитель? Хаос, конфликт и упадок бизнеса: вот, что не случилось в этом кейсе
- Генеральный директор «отжал» компанию, а мы помогли собственнику её вернуть. Семь шагов к возвращению бизнеса
С чего все началось: «Быстрее-быстрее! Подписываем и запускаем»
В начале лета 2023 года компания, предоставляющая услуги маркетинга и продвижения в Интернете, запустила удачную по их мнению рекламную кампанию в Телеграме.
Оформляла отношения с клиентом и запускала проект команда маркетологов. Они не смотрели в документы, а были заинтересованы как можно скорее подписать договор и получить оплату — пока инфоповод свеж, а клиент не передумал. Отмечу, что это просчет не конкретно этого клиента, а особенность всех небольших фирм и агентств в отрасли — как правило, у них нет собственного юриста, и практикуется подход: «Да ладно! Скачаем в интернете и сами сделаем».
Как итог, в июле 2023 года региональное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудило в адрес фирмы производство по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21, части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе».
Слово из семи букв: «реклама»
Маркировать необходимо всю рекламу, публикуемую в сети: новостную (медийную), контекстную и таргетированную.
Агентство обвинили, что реклама не промаркирована должным образом. В нашем случае, в таргетированных ТГ-креативах не было пометки «Реклама» и отсылок к рекламодателю. Это произошло из-за того, что маркетологи не имели представления о требованиях закона «О рекламе» и не знали, как этим требованиям соответствовать.
«Патрикеев и партнеры» чтут условия NDA, и я не покажу реальное объявление клиента, а приведу пример из сети, который также нарушает требования ФЗ 38 N 38-ФЗ «О рекламе».
Сколько «стоит» неправильная маркировка рекламы?
После того как началось производство по делу, у директора «сыграли эмоции», и он начал «чистку рядов»: жестко отчитал маркетологов, срезал всем премии и сказал «выплачивать из своих». Маркетологи же в свою очередь отказывались оплатить штраф: «Мы на это не подписывались!».
Как позже увидел юрист «Патрикеев и партнеры», ни в одном из более десятка договоров не было прописано, кто несет ответственность за нарушение закона «О рекламе».
Всего за каждый креатив налагалось по одному штрафу. В сумме — шесть креативов, от 100 до 500 тысяч за каждый. Даже если считать по нижней планке, компании грозило около 700 000 рублей штрафа.
По рекомендации одного из учредителей директор обратился к нам за консультацией.
Как помог «Патрикеев и партнеры»?
В первую очередь мы должны были либо отменить штраф, либо сократить его размер, а далее работать над тем, чтобы подобная ситуация не повторилась.
В нашем случае согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за распространение рекламы несет рекламораспространитель, то есть агентство.
Шаг № 1. Готовим документы и обжалование
На проект был назначен юрист, который специализировался на работе с рекламой в Интернете больше пяти лет. После изучения определения и договора на распространение рекламы юрист приступил к обжалованию штрафа.
Он составил письменное пояснение по поводу вменяемого нарушения. Мы хотели если не отменить штраф, то хотя бы снизить его сумму и минимизировать размер наказания.
Вот какие аргументы привели:
- Правонарушение совершено в первый раз.
- Внесли ясность, что некоторые из креативов не являлись рекламой, а носили лишь информационный характер, поэтому маркировке не подлежали.
Обжалование и все письменные пояснения с документами: договором, актом выполненных работ с платежными поручениями, подтверждающих оплаты таргетированной рекламы направили сразу в два ведомства: в ФАС и Роскомнадзор. Выслали на официальную электронную почту и продублировали заказным письмом.
Шаг № 2. Превенция
Юрист «Патрикеев и партнеры» провел аудит текущих договоров на предоставление рекламных услуг, чтобы понять, какие риски еще возможны.
Убрали потенциально опасные и нежелательные формулировки, внесли правки, и по итогу маркетологи получили выверенный шаблон договора.
Как вы помните, у агентства не было инхаус юриста, а процессы не были отлажены, и, чтобы у сотрудников сложилось понятие о предмете: что можно, а что нельзя рекламировать в сети, наш юрист провела онлайн-конференцию для команды продажников и маркетологов. Их ознакомили с базовыми требованиями ФЗ «О рекламе» и штрафами за его нарушение.
Итог: штраф снизили, новые не приходили
В настоящий момент не допустили штрафа компании по верхней планке.
В определении мы увидели, что ФАС «возбудилось» по обращению от физического лица и управления Роскомнадзора (РКН). Последнее начало рассмотрение также после «сигнала» от физического лица о наличии признаков нарушения. О чем это говорит? О том, что к осени 2023 года сложилась устойчивая тенденция, когда компании, работающие в одной неширокой нише, «топят» друг друга в честной конкурентной борьбе.
В сети с лета обсуждается дело о штрафе компании по наводке «неравнодушного гражданина». Это значит, что всем, кто продвигает услуги в Интернете, желательно быть готовым к запросам и претензиям со стороны ФАС и Роскомнадзора, а лучше не допускать таковых вовсе.
К тому же маркировка рекламы с сентября начала подчиняться новым правилам: изменения в законодательстве уже вступили в силу. Это значит, что физические лица (в том числе самозанятые), и компании столкнутся с новыми штрафами.
Штрафы за нарушение закона о маркировке рекламы c 1 сентября 2023
Согласно Федеральному закону № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» рекламодатель или рекламораспространитель будет оштрафован минимум на 200 000 рублей за:
- непредоставление информации о рекламе в РКН;
- нарушения сроков передачи сведений;
- направление неполных, недостоверных или устаревших сведений;
- распространял рекламу без специального токена-идентификатора или неправильно его разместил.
Потолок штрафа — 500 000 рублей. Стараться его достичь не нужно, скорее всего штраф присудят по верхней планке, а вот юрист может постараться эту сумму снизить.
Наши рекомендации: как бизнесу защититься от штрафов за неверную маркировку рекламы?
Ситуация выше произошла из-за того, что договоры на услуги «Продвижения в сети Интернет» заключали без должной юридической проверки. Что можно сделать сейчас:
- Ознакомьте исполнителей и руководителей направлений с законом «О рекламе» и новыми требованиям по ее маркировке. Вам в помощь свел в памятку базовые понятия и шаги по минимизации рисков.
- Наймите юриста, который проверял бы договоры и консультировал исполнителей, особенно творческих «рекламщиков». Если не хотите тратиться на инхаус сотрудника, закажите разовую консультацию. Или, к примеру, аудит и разработку хотя бы одного модульного договора. Это в разы снизит вероятность привлечения вашего бизнеса к ответственности и защитит вас от штрафов.
Остались вопросы? Пишите нашей команде или напрямую мне в Телеграм @Pavel_Patrikeev.
Больше кейсов из юридической практики «Патрикеев и партнеры» читайте в нашем журнале.
В методичке не разобран важный кейс: баннер или акция на собственном сайте и на собственный товар - реклама или нет? Прокомментируете? Ибо «Реклама — информация, распространенная
любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,
адресованная неопределенному кругу лиц и _направленная на привлечение
внимания_ к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса
к нему и его продвижение на рынке».
Спасибо за вопрос, согласно разъяснениям ФАС материалы на собственном сайте не считаются рекламой
Как показывает практика, разъяснения ФАС и других официальных органов не стоят даже бумаги, на которой пишут.
Алекс, спасибо за комментарий, поделитесь ссылками на дела из практики, было бы полезно взглянуть
а эти разъяснения даются в виде какого-то документа? Суд принимает во внимание, прецеденты были? И по отсутствию каких признаков они не считаются рекламой?
Разъяснения даны на официальном сайте ФАС России: https://fas.gov.ru/news/32269
Основной признак - размещение на оф сайте производителя или офиц корпоративных аккаунтах компании.
По суду - нет информации
оттуда же: "Однако, если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нём даётся избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой, в таком случае на нее распространяются нормы статьи 18.1 Закона о рекламе." - соответственно, ответ на вопрос "баннера на своем сайте" остается открытым. С учетом того, что "В частности, рекламой не считается информация о товарах..." т. е. просто информация, такая, как карточка товара или таблица характеристик не считается рекламой, а привлечение внимания - считается, то получается, что баннер на собственном сайте - это реклама. С учетом того, что этот закон такой же идиотский, как и все за последние 20 лет, предлагаю коллегам воздержаться, а в моем случае пришлось просто отключить баннеры и акции на сайте магазина.
"С учетом того, что этот закон такой же идиотский, как и все за последние 20 лет, предлагаю коллегам воздержаться, а в моем случае пришлось просто отключить баннеры и акции на сайте магазина."
Спасибо за уточнение и рекомендацию + есть опасность, что закон - рычаг для конкурентов.
кстати, да...
А есть юридическое определение "официальности" сайта?
Владимир, отличный вопрос! Есть ряд признаков: адрес сайта практически совпадает с именем компании, на сайте есть реквизиты и контакты компании^
Комментарий недоступен
Верно, спасибо. Информация об этом пользователю не всегда доступна) Говорю о внешних косвенных признаках