{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Удалили фейки о владельце бизнеса, сохранив репутацию, деньги и клиентов. До суда, без паяльника и схематозов

Поделюсь случаем из юридической практики: как общались с филиппинским интернет-провайдером и защитили доброе имя клиента. Инструкция, как бороться с фейками, приложена. Этой статьей начинаю серию публикаций успешных кейсов сервиса «Патрикеев и Партнеры».

Рассказывает практикующий юрист в сфере IT, основатель и руководитель компании Павел Патрикеев.

Кто клиент?

Это молодой хостинг-провайдер, чье имя называть не буду, так как уважаю условия NDA. Компания предоставляет услуги по всему миру, пять лет в бизнесе, состоит в Ассоциации интернет-регистраторов, а ее услугами пользуются почти 30 000 клиентов. Репутация для владельцев важна, так как они активно развиваются и привлекают инвесторов.

«Патрикеев» работает с такими компаниями по юридическому аутсорсингу: составляем договоры, отбиваем претензии госструктур и контрагентов. В этот раз они обратились, чтобы защитить доброе имя перед клиентами и партнерами.

Что мы сделали, кратко

  1. Выяснили владельца и регистратора зловредного сайта.

  2. Подготовили обращение регистратору доменных имен, хостинг-провайдеру.

  3. Направили претензии в адрес владельцев ресурса.

  4. Направили претензии в адрес Роскомнадзора.

  5. Вели переписку с хостинг-провайдером.

  6. Добились удаления клеветы.

Ситуация клиента, и чем она была вызвана

В декабре 2022-го один из сотрудников хостера обнаружил, что на платформе telegra. ph неизвестные опубликовали ложные сведения, порочащие руководство и саму компанию.

Недоброжелатели позаботились не только об обвинениях, но и разместили персональные данные основателей и сопроводили их фотографиями с домашними адресами.

Сведения были размещены анонимно, никаких контактов на странице не значилось, а источник распространения так до сих пор и не установили.

Ситуация осложнялась тем, что злоумышленники предусмотрели высокие результаты поисковой выдачи. То есть, когда потенциальные клиенты забивали в Яндекс запрос с наименованием компании, то зловредный сайт был одним из первых в списке. Это влекло для бизнеса значительные репутационные риски, и действовать необходимо было оперативно.

Обычно подобные ситуации рассматриваются как безнадежные — удалить клевету можно через суд, но оперативно это сделать невозможно. Мы покажем, что если верно определить стратегию и порядок действий, задействовать нужные инструменты — все не так уж и плохо.

Пару слов о том, почему удалить информацию из сети — сложно

«Плохую» информацию в Интернете можно поделить на противозаконную — реклама наркотиков, насилие, призывы к нехорошему и на спорную — клевета, порочащие деловую репутацию сведения, персональные данные или чужая интеллектуальная собственность.

С первой категорией работать значительно проще, так как реакция на такие жалобы отработана, и правоохранительные органы во всем мире стремятся откровенный «криминал» удалять как можно быстрее.

Со второй — «все сложно», особенно если информация опубликована на сайте зарубежной организации и в зарубежной же доменной зоне.

Не все иностранцы готовы разбираться в вопросах защиты чести, достоинства или персональных данных по правилам российской юрисдикции.

В нашем случае информация была опубликована на платформе telegra. ph в доменной зоне Филиппин, да ещё и с иностранным хостингом. Сама страница не содержала ссылок на политику работы с жалобами или намеки на возможность обратной связи.

Пишем в Спортлото

В нашем случае основатель и сотрудники не знали, как защитить себя в такой ситуации и удалить порочащие сведения. Собственных профильных юристов у компании не было. Сначала сотрудники пробовали самостоятельно обращаться к правоохранителям и в администрацию telegra. ph. Вреда это не принесло, но и пользы от такого обращения не было.

Костяк нашей команды долгое время работал в юротделе крупнейшего хостинг-провайдера России и рассматривал подобные обращения. По нашему опыту, подавляющее большинство жалоб на контент — немотивированы и неструктурированы

практикующий юрист в сфере IT, основатель и руководитель сервиса Павел Патрикеев

В лучшем случае это и последующие письма проигнорируют. В худшем — спешка и несдержанность выльются в еще больший интерес со стороны распространителей информации или СМИ и вызовут сопротивление от владельцев площадки. После такой жалобы положение заявителя усложнится. Поэтому к её написанию стоит подойти ответственно.

Самая распространенная ошибка — написать эмоциональное нетерпеливое заявление с требованиями и угрозами без обоснования своей позиции и ссылок на законы или внутренние политики площадки.

Сейчас мы все почистием

В первую очередь мы определили с клиентом целевой результат работы. Программой максимум от заказчика было опубликование опровержений от авторов кляузы. Мы же решили сначала «затушить пожар» и сфокусировались на удалении информации.

В приоритете — удаление негатива, чтобы не возбуждать нездоровый интерес СМИ и партнеров.

Вычисляем по IP

С помощью общедоступного сервиса WhoIs установили регистратора домена и хостинг-провайдера, предоставляющих услуги зловредному сайту. В нашем случае хостинг предоставлял Телеграм, https://telegram. org/.

Пример запроса на сервисе Whois. Строка name server выдает конечного регистратора (google domains), строка Registrar содержит сведения только об операторе реестра (dotPH).

Дальше юрист «Патрикеев и партнеры» организовал работу по сбору контактных данных и изучил политику работы с обращениями.

Составляем претензии

Было принято решение работать параллельно по всем направлениям. Мы написали обращения в адрес:

  1. Регистратора домена в лице Google inc (да, они также регистрируют домены).

  2. Оператора доменной зоны dotPH Domains Inc.

  3. Владельца площадки-хостинг-провайдера, Телеграм.
  4. Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами — ICANN.

Вот такой запрос подготовил юрист «Патрикеев и партнеры» в адрес хостинг-провайдера. Мы стараемся «бить» по нескольким местам одновременно, т.е. указываем сразу на четыре нарушения.

Чуть позже добавили в список Яндекс и Гугл с целью прекратить выдачу нежелательных ссылок. Обратиться в Яндекс можно через удобную форму обратной связи. Отдельное обращение составили в Роскомнадзор, ссылаясь на нарушение законодательства о персональных данных.

Юрист дополнил письмо доказательствами, почему информация о нашем клиенте — ложь, отправил пакет документов, и мы начали ждать.

Сложности

Спустя неделю пришли первые ответы. В связи с тем, что домен, на котором располагался сайт, был в иностранной юрисдикции, регистратор ожидаемо проигнорировал наш запрос. От оператора доменной зоны dotPH получили автоматическую отбивку с предложением обратиться к хостинг-провайдеру.

Оператор доменной зоны dotPH Domains Inc. отделался стандартной отпиской

Отписки нас не остановили, и мы переключились на владельца площадки — Телеграм. Наш эксперт искал зацепки, чтобы найти контакты не роботов, а живых людей, и переписывался с хостинг-провайдером в поисках нужных контактов.

В итоге нам удалось выйти на сотрудника службы обработки жалоб Телеграма. Он принял документы, уточнил пару моментов и через две недели рассмотрения контент был удален.

Администратор домена удалил сведения, порочащие нашего клиента, не дожидаясь решения суда.

Даже ICANN начал собственное формальное расследование по нашему заявлению и потребовал дополнительные доказательства нашей позиции, хотя мы не рассматривали их как первый рубеж обороны.

К сожалению, Роскомнадзор не мог помочь из-за иностранной юрисдикции домена.

В целом, задачу мы выполнили: удалили информацию, не обращаясь в суд. Поэтому не стали продолжать разбирательства с ICANN и регистратором домена.

Мы сопроводили наши требования документами, подтверждающими позицию клиента. Благодаря такому подходу убедили владельца площадки рассмотреть нашу жалобу по-существу и удалить противоправный контент

Павел Патрикеев.

Почему лучше решить до суда?

Судебное разбирательство — самый нежелательный способ защитить права компании в спорах о репутации. Только в районном суде процесс может длиться полгода с десятками заседаний, заявлений, запросами информации и последующим «отлавливанием» решения и исполнительного листа.

Далее исполнительный лист направлялся бы через судебных приставов в Роскомнадзор для блокировки страницы на территории России.

Через ВПН все-равно бы работало.

Так что, удаление информации через суд — последний аргумент, эффективный больше для споров с отечественными СМИ и контрагентами.

Результат

С момента написания жалобы до удаления информации прошло три недели. Тема не получила развития, на клиента не успели выйти ни СМИ, ни сомневающиеся партнеры. Компания продолжает успешно развиваться: открыла несколько дата-центров в России, нескольких азиатских и европейских странах.

В большинстве случаев подобные задачки так гладко не решаются. Здесь нам помогла удача, наличие в штате профильного эксперта по репутации и отраслевого юриста, который сопровождал IT-компании, и понимал, что такое сайт, и где искать его владельца.

Нашли фейки про себя? Наши юристы подготовили инструкцию как бороться с вредоносной информацией, забирайте здесь.

Команда отраслевых юристов «Патрикеев и партнеры» специализируется на защите и поддержке бизнеса в сфере IT более пяти лет. По нашему опыту, если претензия исходит от профильного специалиста, который владеет не только юридической, но и IT-экспертизой, шансы на удаление информации возрастают.

Если тема важная и деликатная — пишите напрямую в Телеграм @Pavel_Patrikeev, попробую помочь или дам дельный совет.

0
75 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

А если серьезно, то обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике.

Истец доказывает:

а) факт распространения сведений именно ответчиком;

б) аргументирует, что сведения несут порочащий характер.

Дальше уже суд должен взвесить предоставленные аргументы и позицию ответчика, вынести решение о том, является ли опубликованные сведения, например, все же субъективным мнением или информация отвечает признакам порочащей честь и достоинство.

Мы же как консультанты при анализе отталкиваемся от формальных признаков, установленных Постановлением Пленума ВС и контекста/документов, предоставленных клиентом.

Определить истину зачастую, конечно же, сложно, но как минимум определить по формальным признакам есть ли основания утверждать, что изложенная информация не соответствует действительности или является в том или ином случае обработка персональных данных правомерной - вполне возможно.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Simtu

Написали, что собрали доки о невиновности пациента. Справку об отсутствии судимости наверное

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Pavel Patrikeev
Автор

И еще по вашему вопросу о решении суда в пользу источника — согласно применимой позиции ВС РФ, не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях, приговорах и других процессуальных (официальных) документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок.

Так что, да, если такой факт всплывет в суде, то это несомненно может повлиять на решение суда о признании информации порочащей.

Но опять-таки, на практике очень часто содержащиеся в формальных документах выводы органов раздуваются и интерпретируются своеобразным образом для нанесения вреда.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Simtu

))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Павел Шкутко

Ну вы даёте, не за это платят тысячи баксов, чтобы сомневаться в таком шедеврально клиенте. Жаль не увидеть, что там было в кляузе, хотя я думаю просто неугодную инфу по бренду из первой десятки удалили а на странице 50-ой она есть, растасканная всякими парсерами-ботами

Ответить
Развернуть ветку
Станислав

Вообще то это просто сервис самого телеграмма. На нем можно делать интернет страницы простые. В основном текстовые. Сделано, чтобы можно было посты в телеграмм делать с ссылками на такие страницы. Так что нужно тут просто в телеграмм писать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

И ведь вычислили)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Labeling

У вас был серьезный косяк в переписке, вы начали ее с

"Dear sirs" это прямо недопустимое начало письма, лучше начинать по старинке "Dear Sir or Madam" или более формально-современно "To whom it may concern". И еще надо добавить любезность вначале письма, что-нибудь вроде "I hope you are doing well" и затем писать о сути.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Спасибо вам за внимательность, учту

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Оперативно сработали юристы, профессионалы 💪

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Котлов

Молодцы! отличная работа !

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Благодарю за высокую оценку!

Ответить
Развернуть ветку
Кира Щекотурова

А что делать, если к злоумышленникам попали компромитирующие фото , которые они разместили где то в сети, как быть? Алгоритм действий такой же?
Встречалась с таким в соц сетях, фото знакомых девушек рассылались в личных сообщениях, но гепотетически это может оказаться и за пределами соц сетей

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Pavel Patrikeev
Автор

В целом, такие действия могут иметь признаки ст. 137 УК РФ, а если получение информации сопряжено с незаконным доступом к компьютеру или почте - ст. 272 УК РФ.

А если кроме публикации угрожают вам вымогательством - ст. 163 УК РФ.

Это значит, что в ряде случаев правильной стратегией может быть работа с заявлением в правоохранительные органы (хотя, к сожалению следует признать, что в таком случае это не всегда самый эффективный инструмент).

На нашей практике в ряде случаев, грамотное доведение до злоумышленника серьезности намерений по обращению в органы (например, деанон такого распространителя) останавливало активные действия по дальнейшему распространению.

Конечно, такое сработает далеко не всегда.

В любом случае первое, что вам надо сделать — зафиксировать факт распространения таких данных и установить круг площадок, где они размещаются.

Если это рассылка - то кем и с какой страницы.

Дальше стоит обратиться в поддержку социальной сети и потребовать заблокировать аккаунт зловреда - на практике в большинстве случаев при грамотном запросе они идут на встречу.

Потом я бы проанализировал выдачу и попытался определить, где еще фото могли быть размещены и обратился к поисковому провайдеру для блокировки их выдачи и/или к владельцам/хостинг-провайдерам сайтов для направления требований об удалении подобной информации.

Попутно можно также попробовать направить обращение через электронную приемную РКН.

В целом, как и всегда в таких случаях, стоит совмещать любые доступные методы и действовать максимально последовательно, не поддаваясь панике и желательно советуясь с юристом.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Павел Савельев

Мне зашла)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Мерси! Это дебют, скоро будут новые разборы — подписывайтесь на наш блог!)

Ответить
Развернуть ветку
Яна Синдеева

А можно удалить анонимные отзывы на форуме ?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Бобков

Вообще зависит от форума и зависит от самого отзыва. Если это просто хейт ради хейта то должны удалить, если это обоснованный отзыв с фотографиями и доказательствами, но не думаю что удалят

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Обеляем, чистим, отмываем. Дорого

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Artemyev

А сделайте разбор о праве на забвение??? У меня однокурсник им воспользоваться, говорит

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Да, такая практика есть. Включу в план публикаций на рассмотрение, спасибо вам за предложение 👍

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Vladimir Ivanov

Чё это? Если ты облажался, то никто об этом нет должен знать? Типа наворовал с три короба и воспользовался правом?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Михальчук

Да, я бы тоже почитал бы про забвение

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ропот

Flawless Victory

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Patrikeev wins!))

Ответить
Развернуть ветку
LAPIN SECURITY

Получается какая-то борьба с тенью - злодей который распространяет данную информацию не найден, конечные цели его не понятны, конфликт не решен.

Что мешает злодею обострить ситуацию и перейти к более радикальным методам воздействия на репутацию или даже к физическому воздействию на объект?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Stepnov

контрольная по математике?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Vinitski

а бабло освоено

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва

Идеально 😂

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
sardelkin

вангую что это про pq.hosting

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

А я думал про Msk.host. Хотя скорее вы правы, у владельца pq.hosting скорее всего есть румынское гражданство.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Artemyev

Полезная и интересная информация

Ответить
Развернуть ветку
Станислав С.

Крутой кейс, поздравляю

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
David Daniilov

Если речь про Масте*хост (для анонимности поставил звездочку) и фотки с горячих вечеринок его владелицы с мужем и кучей мужиков, то там, насколько я понял с двачей, фотки выложил один из участников этих действа.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Ого! Как бывает))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Vinitski

Выглядит, как развод лоха на бабки.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Patrikeev
Автор

Что именно?

Ответить
Развернуть ветку
72 комментария
Раскрывать всегда