«Его как бы нет, но он есть»: пять фактов о договоре франчайзинга в России

На нашем портале вышел материал о договоре франчайзинга. Там - мнения экспертов, подробности о каждом из договоров и бухгалтерские вопросы. В этой же статье - 5 выводов, к которым мы пришли, по итогу исследования российских франшиз:

В закладки
Видео-версия исследования

Почему "договора франчайзинга" не существует

В Гражданском кодексе РФ термин "франчайзинг" не встречается ни разу. Соответственно, нет требований к компаниям, называющим себя франшизами, и к договору тоже. Поэтому и статья вышла длинной, и видео на 20 минут - в России в качестве договора франчайзинга используется как минимум 5 разных договоров: коммерческой концессии, лицензионный, агентский, возмездного оказания услуг и договор поставки.

Наиболее близким к зарубежному термину franchise agreement является договор коммерческой концессии.

25% счастливчиков работают по закону

По закону передача права на товарный знак должна регистрироваться в Роспатенте. А так как франшиза предполагает использование бренда и работу под ним, то логично, что франчайзор должен передавать франчайзи право на товарный знак, соблюдая все формальности. Т.е. подписывать с франчайзи договор коммерческой концессии (либо лицензионный, предметом которого будет товарный знак) и регистрировать передачу ТЗ по договору в Роспатенте.

Но до Роспатента дело доходит лишь в 25% случаев. Данные - из нашего рейтинга франшиз. Остальные 75% случаев - это либо передача ТЗ без последующей регистрации, либо другой договор, либо отсутствие у франшизы товарного знака. И такое бывает.

Среди причин, почему так мало франшиз делают все по закону:

  • Стоимость - 13500 за каждый договор. Т.к. обычно регистрацию оплачивает франчайзи, он может воспринимать это как лишние траты. А франчайзор может не настаивать.
  • Франчайзор создает "пути отхода". Франчайзи будет гораздо сложнее что-то доказать в суде, если договор не был зарегистрирован. Более того, если назревает конфликт, франчайзор может подать в суд на франчайзи за незаконное использование товарного знака. Не факт, что суд закончится победой истца, но рассмотрение дела затянется - и это может быть критичным для бизнеса франчайзи.

Отдельного налога на франчайзинг нет

В договоре должно быть прописано вознаграждение франчайзора - паушальный взнос и роялти. Особого налога на эти платежи нет, все зависит от налогового режима франчайзора. Однако, в некоторых случаях, например, если у него компания на ОСНО и платит НДС, полезно в договоре расписать, из чего состоит паушальный взнос. Возможно, какая-то часть предоставляемых прав, услуг или товаров, "вшитая" в паушальный взнос, облагается иной ставкой НДС - и франчайзор на этом сможет сэкономить.

Отрасль не имеет значения

Мы просмотрели более сотни договоров в разных отраслях и пришли к выводу, что принципиальной разницы между договорами в разных отраслях нет. Структура у всех примерно одинаковая. Только если франшиза связана с розничной торговлей, у нее практически всегда в пакете есть договор поставки, либо условия поставки являются частью договора коммерческой концессии.

Баланс важен

Одна из самых распространенных проблем российских договоров франчайзинга - их "однобокость". Обычно в пользу франчайзора. Во всех подробностях прописаны обязанности франчайзи, а у франчайзора - общие фразы. И наоборот, у франчайзора - права на 20 пунктов, а права франчайзи сводятся к возможности работать под брендом. Франчайзор может оштрафовать франчайзи за то, что тот опоздал с корреспонденцией - а франчайзи не может. И так далее.

Стоит ли говорить, что подписывать такой договор не стоит? Если франшиза вам очень нравится, можно предложить изменить договор под вас - некоторые на это идут. Но таких франшиз мало.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Владимир Игнашин", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0440\u0430\u043d\u0448\u0438\u0437\u0430","\u0444\u0440\u0430\u043d\u0447\u0430\u0439\u0437\u0438\u043d\u0433","\u0437\u0430\u043a\u043e\u043d"], "comments": 8, "likes": 6, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 92455, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 13 Nov 2019 17:34:53 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Маркетинг
«Жажда крови» в Instagram: SMM-кейс Migel Agency
Дарья Мигель, креативный директор и сооснователь Migel Agency, рассказала о коммуникационной поддержке открытия…
0
{ "id": 92455, "author_id": 275880, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/92455\/get","add":"\/comments\/92455\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/92455"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120, "last_count_and_date": null }
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Для большинства чем детальнее договор коммерческой концессии проработан тем лучше

Ответить
0

Одна из самых распространенных проблем российских договоров франчайзинга - их "однобокость".  

Правообладатель обладает ноу-хау и волен сам выбирать, на каких условиях его передавать. Если Пользователю что-то не нравится - он может предложить правку или не подписывать такой договор. 

Почему это проблема то?

Ответить
0

Потому что не все договор внимательно читают, а потом начинаются вопросы и конфликты. Понятно, конечно, что это проблемы франчайзи, и внимательно все прочитать - их обязанность, поэтому я и решил обратить на это внимание. Общался с франчайзорами, они рассказывали всякие истории, например, что франчайзи понравилась реклама, показалось. что норм франшиза, запросил договор, подписал - паушалку перевел. Т.е. хорошая франшиза, конечно, такого не допустит, а вот полумошенническая - может воспользоваться.

Ответить
0

Мы просмотрели более сотни договоров в разных отраслях и пришли к выводу, что принципиальной разницы между договорами в разных отраслях нет.

Как же нет, у торговли - договор поставки,
У общепита - контроль кассы, 
У обучения - система аттестации тренеров. 

Мне кажется, вы упрощаете.

Ответить
0

Согласен, но мы в статье не касаемся содержания договора, мы касаемся структуры. И в этом вопросе нашли эксперты были единогласны - структура одинаковая. А про договор поставки написано в статье по ссылке.

Ответить
0

Но до Роспатента дело доходит лишь в 25% случаев. Данные - из нашего рейтинга франшиз. Остальные 75% случаев - это либо передача ТЗ без последующей регистрации, либо другой договор, либо отсутствие у франшизы товарного знака. И такое бывает.

На моей практике регистрируются 100% договоров, потому что иначе по законодательству такая "концессия" не имеет силы.  

Это что же за предприниматель такой, что его смущает стоимость регистрации в 13 тысяч......

Ответить
0

Ну это и деньги, и время. Я лично участвовал в работе над нашим рейтингом и видел много франшиз, позиционирующих отсутствие необходимости регистрировать договор как свою фичу. Некоторые вообще не знают об этой необходимости. Грустно, но факт.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }