«Его как бы нет, но он есть»: пять фактов о договоре франчайзинга в России
На нашем портале вышел материал о договоре франчайзинга. Там - мнения экспертов, подробности о каждом из договоров и бухгалтерские вопросы. В этой же статье - 5 выводов, к которым мы пришли, по итогу исследования российских франшиз:
Почему "договора франчайзинга" не существует
В Гражданском кодексе РФ термин "франчайзинг" не встречается ни разу. Соответственно, нет требований к компаниям, называющим себя франшизами, и к договору тоже. Поэтому и статья вышла длинной, и видео на 20 минут - в России в качестве договора франчайзинга используется как минимум 5 разных договоров: коммерческой концессии, лицензионный, агентский, возмездного оказания услуг и договор поставки.
Наиболее близким к зарубежному термину franchise agreement является договор коммерческой концессии.
25% счастливчиков работают по закону
По закону передача права на товарный знак должна регистрироваться в Роспатенте. А так как франшиза предполагает использование бренда и работу под ним, то логично, что франчайзор должен передавать франчайзи право на товарный знак, соблюдая все формальности. Т.е. подписывать с франчайзи договор коммерческой концессии (либо лицензионный, предметом которого будет товарный знак) и регистрировать передачу ТЗ по договору в Роспатенте.
Но до Роспатента дело доходит лишь в 25% случаев. Данные - из нашего рейтинга франшиз. Остальные 75% случаев - это либо передача ТЗ без последующей регистрации, либо другой договор, либо отсутствие у франшизы товарного знака. И такое бывает.
Среди причин, почему так мало франшиз делают все по закону:
- Стоимость - 13500 за каждый договор. Т.к. обычно регистрацию оплачивает франчайзи, он может воспринимать это как лишние траты. А франчайзор может не настаивать.
- Франчайзор создает "пути отхода". Франчайзи будет гораздо сложнее что-то доказать в суде, если договор не был зарегистрирован. Более того, если назревает конфликт, франчайзор может подать в суд на франчайзи за незаконное использование товарного знака. Не факт, что суд закончится победой истца, но рассмотрение дела затянется - и это может быть критичным для бизнеса франчайзи.
Отдельного налога на франчайзинг нет
В договоре должно быть прописано вознаграждение франчайзора - паушальный взнос и роялти. Особого налога на эти платежи нет, все зависит от налогового режима франчайзора. Однако, в некоторых случаях, например, если у него компания на ОСНО и платит НДС, полезно в договоре расписать, из чего состоит паушальный взнос. Возможно, какая-то часть предоставляемых прав, услуг или товаров, "вшитая" в паушальный взнос, облагается иной ставкой НДС - и франчайзор на этом сможет сэкономить.
Отрасль не имеет значения
Мы просмотрели более сотни договоров в разных отраслях и пришли к выводу, что принципиальной разницы между договорами в разных отраслях нет. Структура у всех примерно одинаковая. Только если франшиза связана с розничной торговлей, у нее практически всегда в пакете есть договор поставки, либо условия поставки являются частью договора коммерческой концессии.
Баланс важен
Одна из самых распространенных проблем российских договоров франчайзинга - их "однобокость". Обычно в пользу франчайзора. Во всех подробностях прописаны обязанности франчайзи, а у франчайзора - общие фразы. И наоборот, у франчайзора - права на 20 пунктов, а права франчайзи сводятся к возможности работать под брендом. Франчайзор может оштрафовать франчайзи за то, что тот опоздал с корреспонденцией - а франчайзи не может. И так далее.
Стоит ли говорить, что подписывать такой договор не стоит? Если франшиза вам очень нравится, можно предложить изменить договор под вас - некоторые на это идут. Но таких франшиз мало.
Для большинства чем детальнее договор коммерческой концессии проработан тем лучше
Одна из самых распространенных проблем российских договоров франчайзинга - их "однобокость".
Правообладатель обладает ноу-хау и волен сам выбирать, на каких условиях его передавать. Если Пользователю что-то не нравится - он может предложить правку или не подписывать такой договор.
Почему это проблема то?
Потому что не все договор внимательно читают, а потом начинаются вопросы и конфликты. Понятно, конечно, что это проблемы франчайзи, и внимательно все прочитать - их обязанность, поэтому я и решил обратить на это внимание. Общался с франчайзорами, они рассказывали всякие истории, например, что франчайзи понравилась реклама, показалось. что норм франшиза, запросил договор, подписал - паушалку перевел. Т.е. хорошая франшиза, конечно, такого не допустит, а вот полумошенническая - может воспользоваться.
Мы просмотрели более сотни договоров в разных отраслях и пришли к выводу, что принципиальной разницы между договорами в разных отраслях нет.
Как же нет, у торговли - договор поставки,
У общепита - контроль кассы,
У обучения - система аттестации тренеров.
Мне кажется, вы упрощаете.
Согласен, но мы в статье не касаемся содержания договора, мы касаемся структуры. И в этом вопросе нашли эксперты были единогласны - структура одинаковая. А про договор поставки написано в статье по ссылке.
Но до Роспатента дело доходит лишь в 25% случаев. Данные - из нашего рейтинга франшиз. Остальные 75% случаев - это либо передача ТЗ без последующей регистрации, либо другой договор, либо отсутствие у франшизы товарного знака. И такое бывает.
На моей практике регистрируются 100% договоров, потому что иначе по законодательству такая "концессия" не имеет силы.
Это что же за предприниматель такой, что его смущает стоимость регистрации в 13 тысяч......
Ну это и деньги, и время. Я лично участвовал в работе над нашим рейтингом и видел много франшиз, позиционирующих отсутствие необходимости регистрировать договор как свою фичу. Некоторые вообще не знают об этой необходимости. Грустно, но факт.
В продолжение темы про Договор коммерческой концессии .
http://evst1gneev.ru/dogovor