Кот Виктор vs «Аэрофлот»: как по закону
«Пиарятся на коте!» — донеслось до меня из каждой публикации в Facebook.
Понятия не имея, о каком коте речь и как именно на нем можно пиариться, я стала поднимать вопрос. Для тех, кто не в курсе — 6 ноября пользователь Facebook Михаил Галин рассказал своим друзьям, как ему удалось обмануть Аэрофлот. Галин летел из Москвы во Владивосток вместе со своим котом Виктором — в аэропорту выяснилось, что лететь с хозяином кот не может. «Контрольное взвешивание показало, что животное отъелось до непозволительных для перевозки в салоне 10 кг», — пишет Галин. Недолго думая, хозяин кота бросил клич по друзьям и нашел похожую на Виктора кошку — операция по подмене прошла успешно, и хозяин с котом благополучно полетели вместе.
Кто в курсе, тот знает, что новость облетела буквально весь интернет (с новым рунетом, кстати, господа), раз десять успела всем надоесть и примерно столько же раз помогла другим компаниям вписаться в инфоповод и получить новую аудиторию. «Хайповать немножечко» я не планирую, но, как юрист, объясню, как летать с животными, не лишиться миль и почему Аэрофлоту хорошо бы обновить документы и правила. Сохраняйте.
Чем опасен кот Виктор на борту самолета?
К гражданской авиации я не отношусь, поэтому снова пришлось обратиться к бортпроводникам и инструкторам, которые консультируют меня уже не первый раз.
Мнения разделились — кто-то говорит, что 2 лишних килограмма не сыграют роли и, скорее всего, сотрудники АК просто не знали заранее, что у них на борту будет котик. С другой — правила пишут не просто так. Оказалось, что каждый килограмм на борту — это дополнительный расход топлива для авиакомпании. А каждый «незамеченный» килограмм — нарушение центровки.
Справедливо. Как-то раз перед одним рейсом, где я была пассажиром, в салон зашел представитель авиакомпании и попросил пассажиров пересесть на задние ряды — не рассчитали и забили багажом весь передний отсек самолета.
Животных ни в коем случае нельзя доставать из переноски, которая должна быть мягкой и сможет поместиться в стоящее спереди кресло. У пассажиров рядом может быть аллергия — её обострение может привести к летальному исходу. Животное может вырваться из рук, поцарапать пассажиров и все из той же оперы.
За что Аэрофлот может аннулировать мили?
6 марта 2018 года Аэрофлот решил лишать участников программы «Аэрофлот.Бонус», которые грубо нарушили правила, и элитного статуса, и привилегий, и миль. На официальном сайте авиакомпания объяснила причину — участились случаи вопиющего нарушения правил и грубого физического насилия по отношению к сотрудникам авиакомпании. Аэрофлот подчеркивает причины — грубость, хамство и откровенное насилие вплоть до побоев неприемлемы, и любой, кто позволит себе подобное, привилегий будет лишен.
Ни Михаил Галин, ни кот Виктор на сотрудников не бросались (насколько известно), русским матом не покрывали, ноги на стол на закидывали. Ищем дальше.
И находим в правилах программы «Аэрофлот.Бонус» (см. пункт 7.5). Авиакомпания может спокойно заблокировать ваш счет, аннулировать мили, уровень и привилегии, если вы:
- нарушили правила авиационной безопасности
- нарушили правила поведения при предполетном обслуживании и на борту
- не выполнили условия договора воздушной перевозки
- не соблюли правила воздушной перевозки пассажиров и багажа (именно это и совершил Галин)
- разместили публикации, содержащие заведомо ложную информацию или сведения, порочащие деловую репутацию авиакомпании (ну-ну)
- своими действиями оскорбили сотрудников — унизили честь и достоинство, выразив это в неприличной или негативной форме, либо коснулись внешности сотрудника и его качеств
Я — за котиков. Мне очень симпатичен и кот Виктор, и его любящий хозяин. Ежедневно пассажиры в мелкой форме нарушают все эти правила, и с этим ничего не поделаешь. Да, за это могут лишить бонусов. Законно ли это? Полностью. Любая бонусная / партнерская / призовая программа регулируется лишь правилами организатора, который, по своему усмотрению, может лишать участников их привилегий. Аэрофлот, по-хорошему, мог и не создавать никаких бонусных программ. Но создал, написал правила и абсолютно законно лишил пассажира его бонусов.
Прав и сам хозяин кота, который пишет:
Это, наверное, тот случай, когда с позиции закона все чисто, а вот с человеческой точки зрения — прям неприятно. Галин — обычный хозяин, любящий своего животного, который просто не мог отдать Виктора в специальный отсек. Да и я бы не смогла, особенно на долгое время. История с котиком могла бы вовремя закончиться, но Аэрофлот решил поступить мстительно и лишить Галина миль. Да, авиакомпания имеет полный карт-бланш на такие трюки, но все равно неприятно. Думаю, это было показательное выступление — на Галине с Виктором просто отыгрались, показав аудитории, что работают только по правилам. Возможно, для игры «в долгую» ход стратегически верный.
Как летать с животными?
Если есть возможность — животных лучше поездом. Раз на раз не приходится — Михаил тоже не рассчитывал, что Виктора подвергнут такому доскональному осмотру. Но без кота и жизнь не та, поэтому, если собрались лететь — посмотрите правила перевозки животных на сайте перевозчика. Да, эти правила каждая авиакомпания устанавливает сама, поэтому вам есть, из чего выбирать. Например, в Utair лететь в салоне может животное до 10 кг (Виктор вполне подошел бы), S7, как и Аэрофлот, разрешает животным путешествовать с хозяином, если они (животные) весят до 8 кг. В остальных случаях правилами предусмотрен специальный отапливаемый багажный отсек.
Что остается непонятным
Ни один из сотрудников авиакомпаний, с которыми я общалась, не смог объяснить мне, почему за вес животного, не входящий в норму, нельзя заплатить. Я могу лететь с двумя животными по 8 килограмм каждый, но доплатить за одного — нет. Прелесть в том, что никто (!) не знает, почему так. Многие из тех, с кем я говорила, уверены — авиакомпаниям пора переписывать документы. Иногда правила до абсурда противоречат друг другу. Кота Виктора я взять с собой не могу, зато лететь с тяжелыми бутылками виски из Дьюти Фри — вполне.
Общероссийское объединение пассажиров уже обратилось в Минтранс с письмом, в котором предлагают ввести для всех авиакомпаний общие нормы перевозки животных. Они же предлагают перевозчикам дать возможность заплатить за перевес животного (1-2 кг).
Играйте с котиками чаще и летайте только вместе :)
Вес кота в любом случае будет в самолёте - в салоне или в багажном отделении, роли не играет. Пассажиров не взвешивают, как много раз замечали выше, так что представления о суммарном весе у компании могут быть только очень приблизительными. Вес взрослого пассажира может варьироваться от 40 кг до 200 и даже выше. На фоне этого вес любого, даже самого откормленного кота - пшик. Котов (и вообще мелких животных) в самолётах перевозят не так часто, чтобы делать из этого проблему.
Здесь идет речь о центровке, то есть о месте, где этот вес будет находиться. Но спорить с тем, что 2кг кота вписываются в погрешность при вычислениях, конечно сложно.
Анна, просто признайте уже, что к центровке это не имеет никакого отношения и не нужно будет отвечать на каждый такой комментарий.
Я не специалист в области авиации, и не могу с точностью утверждать, что центровка действительно не имеет значения в этом случае. Хотя , если бы я не получила таких сведений от сотрудников АК, я бы даже не предположила, что это может иметь какое-то значение.
Этот ваш "сотрудник АК" даже про двух питомцев на одного пассажира пока ответить не может что-то.
Я только что получила ответ, и в нем говорится о том, что решающим фактором в этом случае скорее всего был не вес, а размер переноски, потому что переноска для крупного животного не поместилась бы под впереди стоящее сидение.
По количеству животных нормы у всех разные, зачастую это не более 1-2 животных на весь салон (который делится на эконом и бизнес, то есть не больше 2-4 животных на всём самолёте). Такие ограничения связаны с циркуляцией воздуха в салоне, потому что при большем количестве животных, у пассажиров может появиться аллергическая реакция.
Итого одно из основных утверждений "Я могу лететь с двумя животными по 8 килограмм каждый, но доплатить за одного — нет." - явная неправда. Статью-то обновите?
Уточните, пожалуйста, где вы видите несовпадение денных в моей статье и комментарии?
В посте вы утверждаете "Я могу лететь с двумя животными по 8 килограмм каждый, но доплатить за одного — нет.", а по факту это не 2 животных на пассажира (и тем более не на одну клетку), а на весь салон, что совершенно не одно и то же.