«Преследования за открытый код — это очень плохой сигнал сообществу программистов»: «Яндекс» о деле nginx Статьи редакции

В московском офисе nginx прошли обыски по уголовному делу после заявления Rambler Group о нарушении авторских прав.

Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов высказался о претензиях к разработчикам веб-сервера с открытым кодом nginx и обысках в их компании. Заявление отражает позицию всей компании, сообщил vc.ru представитель «Яндекса».

События последних дней заставляют нас заявить позицию по новостям вокруг проекта nginx. Мы в «Яндексе» считаем, что современный интернет невозможен без культуры open source и людей, которые инвестируют свое время в разработку программ с открытым кодом.

Судите сами: все мы используем браузеры с открытым кодом, получаем страницы с сервера с открытым кодом, который работает на ОС с открытым кодом. Открытость — не единственное свойство этих программ, но, безусловно, одно из важнейших. Собственно, большая часть свойств этих программ появились благодаря тому, что разработчики со всего мира могли прочитать их код и предложить подходящие изменения. Гибкость, быстрота и настраиваемость опенсорс-программ — это то, что позволяет современному интернету ежедневно совершенствоваться силами тысяч программистов по всему миру.

Опенсорс-программы появляются по-разному — иногда это дерзкий одиночка, который пишет код в свое удовольствие дома, а иногда это работа целой компании, поддерживающей открытость кода. Но и в последнем случае это всегда не только и не столько команда, но конкретный человек, лидер, создающий проект. Благодаря Линусу Торвальдсу появился Linux. Микаэль Видениус создал, наверное, самую популярную у веб-разработчиков базу данных MySQL, а Майкл Стоунбрейкер с командой из Беркли — PostgreSQL. В корпорации Google Джеф Дин создал TensorFlow.

В «Яндексе» тоже есть такие примеры: Андрей Гулин и Анна Вероника Дорогуш, которые создали первую версию CatBoost и Алексей Миловидов, который запустил разработку ClickHouse и собрал сообщество разработки вокруг проекта. Мы очень рады, что эти разработки сейчас принадлежат огромному сообществу разработчиков из разных стран и компаний. Таким же предметом общей гордости российского open source-сообщества является nginx — проект Игоря Сысоева. Сегодня nginx используется более чем на 30% интернет-страниц всего интернета и почти всеми крупными интернет-компаниями.

Сами по себе программы с открытым исходным кодом не приносят прибыли. Конечно, есть примеры построения бизнеса вокруг опенсорса: RedHat построил огромную публичную компанию на поддержке своего дистрибутива Linux, а MySQL AB оказывал платную поддержку открытой базы данных MySQL. Но все же главное в опенсорсе — не бизнес, а построение сильного открытого продукта, который улучшается всем миром.

Открытый код — основа быстрого развития интернет-технологий. Важно, чтобы у широкого круга разработчиков сохранялась мотивация выкладывать свои разработки в опенсорс и тем самым совместными усилиями решать сложные задачи. Преследования за открытый код — это очень плохой сигнал сообществу программистов. Мы абсолютно убеждены, что все технологические компании должны поддерживать и развивать опенсорс-движение.

Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса»

Обыски прошли 12 декабря 2019 года по уголовному делу после заявления Rambler Group: компания считает, что права на nginx принадлежат ей, поскольку создатель технологии Игорь Сысоев занимался разработкой во время работы в Rambler в начале 2000-х годов. Обыски проходили также дома у основателей nginx, рассказал один из них Максим Коновалов.

0
368 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Вы забыли, что Алиса игнорила их предложения о выкупе ТМ. Поэтому пришлось идти в суд, чтобы хоть там начался диалог 

Ответить
Развернуть ветку
Rudolf Cunningham

Так если компании не нужно продавать свою ТМ, почему бы и не игнорить предложения?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Потому что игнор - это неуважение. А есть бизнес-этика. 

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Оху*нная бизнес-этика: вы нам не хотите продавать свою собственность, поэтому мы подаем в суд.

Это рейдерство, а не этика.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Они подали в суд не поэтому. А потому что те не отвечали на письма. Суд был возможностью вывести на диалог.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Никто не обязан вести диалог с неприятными людьми

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Ну написать вежливое письмо с отказом занимает 30 минут.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Людям часто жалко тратить даже 30 минут своего времени на идиотов

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Ну теперь потратят несколько недель.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Это вот как в ситуации, когда какие-нибудь уроды докапываются до девушки. Она их игнорирует или посылает, а они ее избивают и насилуют. И занимать позицию уродов, мол, могла бы и вежливо ответить – это значит самому вписаться в эту компанию. Ну то, есть она конечно могла бы, но не факт, что это помогло. И причина не на том, что ответила девушка, а в том, что ей повстречались уроды

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

С таким отношением вам в бизнес противопоказано) Тк не надо вешать ярлыки и считать всех уродами.

Аналогия неверная. Верная аналогия следующая. 

В кафе Вы подходите к столику, где сидит человек и свободное место. Вы вежливо спрашиваете "Тут свободно?". Он молчит и еще рожу кривит. Вы еще раз спрашиваете "Простите, тут свободно, я сяду?". Он молчит. Вы садитесь.
И вдруг он начинает визжать, что это место занято и сейчас придут.
И кто здесь урод?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Действительно, тебя изнасилуют, но парни-то может хорошие на самом деле. Не надо ярлыков вешать. Зря юбку короткую надела. Иуду с точки зрения бизнес-этики кстати тоже можно понять

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Вы сколько угодно можете ныть и причитать. Но факт остается фактом: игнор это признак неуважения и высокомерия.

Кто-то такое проглотит. А кто-то с этим не смирится и будет искать другие рычаги воздействия. И обычно именно такие люди занимают руководящие посты в таких компаниях, как Яндекс.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Вы точно понимаете значение термина "факт"? Игнор – это означает, что я не хочу с вами говорить, просто потому, что имею на это полное право. Высокомерие и неуважение – это считать, что незнакомые люди тебе что-то должны, когда на самом не должны. Ну а руководящие посты разные люди занимают. Кто-то и на криминал пойдет, ментам деньжат подкинет, чтобы уголовку завели на ровном месте.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович
Игнор – это означает, что я не хочу с вами говорить, просто потому, что имею на это полное право

А я имею право подать в суд, п-что не получил ответа. Если вас устраивает такое развитие событий, то игнорируйте дальше.
По мне так лучше потратить 30 минут на вежливый отказ, чем потом гемороится несколько недель.

Высокомерие и неуважение – это считать, что незнакомые люди тебе что-то должны, когда на самом не должны

Ну во-первых, не незнакомые. Яндекс - это известная и уважаемая компания. Во-вторых, формально не должны, но реально должны. Бизнес-этика предполагает определенные обязательства во взаимоотношениях ради совместного процветания и взаимовыгодного сотрудничества.

Это как говорить "здравствуйте, спасибо, до свидания". Формально вы конечно не должны так говорить. Но если вы не будете, то с вами никто не будет иметь дел, тк будут считать высокомерным чмом. Поэтому получается, что должны.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Вообще случайно налетел на комент, и суть всего спора меня не касается). Но если вы подадите в суд на вашего собеседника за то, что он вам не отвечает, вы заплатите госпошлину, вас вызовут суд, где ваше заявление рассмотрят и откажут в иске. А ваш собеседник об этом даже не узнает, если вы ему не скажете конечно. Если скажете, то хоть поржёт.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Да, вы действительно имеете подать на меня в суд просто за то, что я существую, но как написал коллега, суд пошлет вас в задницу.

"Яндекс – большая и уважаемая компания". Да хоть английская королева. Закон един для всех. Или вы из этих, которые считают, что все люди равны, но некоторые равнее других?

Нет никакой бизнес-этики. Законы есть. А бизнес-этики как свода негласных правил нет. Но если бы этот свод был, то в нем обязательно было бы написано, что ничто не дает права на рейдерскую атаку, даже (о боже) игнор.

Не знаю как вам. Мне в почту за месяц падает около сотни разных предложений. Все неинтересные я игнорю. Вежливым отказом отвечаю только на те, где в перспективе еще можем посотрудничать. Если бы я отвечал на все письма и тратил пусть даже по 5 минут на ответ, то это лишало бы меня 500 минут жизни. 8 часов и 20 минут. Я лучше на vc поспорю с незнакомцами ))

Ответить
Развернуть ветку
365 комментариев
Раскрывать всегда