{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Убыток на Озон и +1 047 643 ₽ выручки на ВБ: сравнение маркетплейсов и самая прибыльная стратегия

В октябре 2023 года мы с партнером начали продавать на озон и яндекс маркете арома диффузоры собственного производства. В декабре сделали поставку диффузоров на вайлдберис. В этой статье рассказываю: какой товар продаем, какой опыт получили на разных маркетплейсах и какая стратегия продвижения оказалась самой прибыльной.

На фото слева наша первая крупная партия для ВБ, на фото справа вверху я, Снежана (в соцсетях меня можно найти по нику @snezone) рядом муж-помощник :) Снизу мой партнер Катерина @katyabezmata

Чтобы не терять время сразу перейду к итогам работы с каждым маркетплейсом:

Озон

Худший маркетплейс, продав товара на 300 тысяч мы остались должны Озону 15 тысяч.

Скрин ЛК на Озон с задолженностью

И такой опыт есть у многих знакомых селлеров именно с Озоном. Несмотря на то, что мы прекрасно знаем экономику продукта и маркетплейсов, именно на Озоне мы ушли в минус. Дело в том, что у Озона масса скрытых платежей и доп. услуг, которые начисляются спустя время (!) после продаж, эти платежи никак нельзя предусмотреть заранее, поэтому заложить их в экономику невозможно, обязательно изучите список всех доп. услуг и комиссий озон. И подумайте 10 раз, прежде чем начинать работу с озон.

Яндекс Маркет

Яндекс маркет — одна из лояльных и лучших площадок для селлеров, начиная от прозрачной экономики заказа заканчивая регулярными выплатами и ДРР (долей рекламных расходов) в пределах 3-7% в экономике заказа.

Скрин ЛК на Яндекс Маркете. Маркет не скрывает объем продаж за прошлые периоды, в отличие от Озон, чтобы посмотреть наглядный объем выручки на Озон, придется оформить платную подписку, без подписки придется качать Эксель файл и все считать вручную.

Еще на маркете удобно стартовать с FBS модели, сдать заказы можно в ближайшем пункте ПВЗ яндекс маркета, у ВБ такой возможности нет. Если вы выбираете с какого маркетплейса начать, это однозначно яндекс маркет.

ВБ

Маркетплейс на котором мы разместили товар позднее всего, потому что на ВБ нельзя работать по FBS, нужно сразу создавать партию для работы по FBO, это затратнее, поэтому сначала мы получили опыт работы по FBS на других площадках, а уже после планировали FBO на ВБ.

Скрин ЛК на ВБ

Здесь вас не удивлю, ВБ это единственный маркетплейс, который сейчас дает нам поток заказов каждый день, потому что это самый крупный и привычный для людей маркетплейс.

Краткий итог по каждому маркетплейсу

После теста продаж на большинстве известных маркетплейсов мы финально подбили экономику и выяснили следующее:

Озон — Самая высокая комиссия среди МП — 40% только на базовые услуги, если добавить рекламу итоговая комиссия получится 56-60% (так было у нас), расходы на оплату услуг Озон непредсказуемые, поэтому продажи на озон мы решили дальше не развивать.

Яндекс Маркет — Регулярные выплаты, прозрачная экономика, управляемая реклама, самая большая выплата на заказ среди маркетплейсов, однако для покупателя этот маркетплейс еще не самый привычный, объем продаж там меньше, чем на ВБ.

ВБ — Огромный покупательский трафик и привычный для покупателя маркетплейс. Выплаты на заказ чуть меньше, чем на Яндекс Маркете, но сопоставимы, можно планировать экономику и факт будет совпадать с планом, в отличие от Озон.

Поэтому сейчас мы решили сфокусироваться на ВБ.

Самая лучшая стратегия продвижения

Первые недели на ВБ показали, что органические (бесплатные) заказы есть, но их крайне мало: 4-5 заказов в день, чтобы выйти на планируемые обороты, у нас это 400-500 заказов в день, обязательно нужно планировать рекламу внутреннюю и внешнюю.

Запустив внутреннюю рекламы мы получали заказы, но они были дорогие, наш средний чек низкий — 500 рублей, поэтому стоимость заказа (CAC) более 200 рублей для нас неприемлемая, а ВБ с внутренней рекламы генерил заказы стоимостью от 300 рублей. Стало понятно, что с такой ценой внутренней рекламы масштабирование до планируемого объема продаж будет стоить нам очень и очень дорого.

Так мы начали поиск стратегии для внешнего продвижения, этой стратегией стала работа с блогерами, но сначала немного предыстории.

Что мы пробовали из реклам

Тематические каналы в телеграм

Опытные селлеры рекомендовали использовать тематические каналы с обзорами покупок и анонсом скидок на товары, закупив такие размещения мы не получили никакого ощутимого буста заказов. В таких каналах огромные охваты 30-60 тысяч человек, однако посты выходят каждый час и сложилось такое ощущение, что аудитория там напрочь выгоревшая, рассчитывать на продвижение товара через посевы в таких каналах — сомнительно.

Опубликованная реклама в тематических каналах

Блогеры анпакеры

Мы взяли платную рекламу у блогера, который распаковками в рилс набрал много аудитории. Каждый рилс у этого блогера набирает в среднем 30-40 тысяч охвата, были и рилсы с обзорами на миллион просмотров. Цена на рекламу у блогера росла по часам: ))

Охват рилс у блогера, стрелочкой отмечена наша интеграция 

Запросив цену на рекламу в сторис и спланировав закупку рекламы, через неделю блогер повысил цену на 40%, таким повышением мы были шокированы, тем не мене рекламу купили, так как тест был необходим.

Реклама в сторис стоила 6 тысяч рублей, эффект нам понравился и еще через неделю мы снова решили закупить рекламу у этого блогера, но уже в формате рилс, цена на формат рилс выросла на 100%!) )) стоила 12 тысяч, стала стоить 25 тысяч.

Взвесив за и против решили купить, ведь у рилс потенциал на сотни тысяч просмотров и вероятность что он наберет такую аудиторию у этого блогера высокий. В итоге формат рилс у блогера отработал хуже, чем сторис. Эта реклама не окупилась, хотя стоила в четыре раза дороже рекламы в сторис.

Увидев в рилс как другие бренды приглашают креаторов к сотрудничеству по бартеру, мы сделали такой же рилс, он набрал более 1000 комментариев и наши менеджеры начали писать микро-блогерам в две руки, договаривались на бартерное сотрудничество.

И такой формат оказался самой прибыльной стратегией продвижения!

Результаты сотрудничества с микро-блогерами

Скрины ЛК в приложении ВБ, даты можно увидеть внизу справа. 

Главное, что мы получаем от бартеров это буст заказов с рилс у микроблогеров, в среднем каждый бартер приносит 3-7 заказов, почему пишу в среднем, потому что мы не отслеживаем эффективность каждого бартера, это здесь не нужно, потому что работает стратегия массового охвата, а не замеры окупаемости платной рекламы. Сейчас у нас выходит 6-7 интеграций в день, которые дают общий буст заказов на 50-60 тысяч выручки в день.

Скрин вкладки рилс сделанных в соавторстве с микро-блогерами в нашем профиле 

Один рилс набирает аудиторный охват от 1000 до 4500 просмотров, каждый день у нас выходит 5-6 рилс, а это значит, что каждый день мы получаем охват 5-6 тысяч человек. Бывает рилсы выходят на холодную аудиторию, потому что многие начинающие блогеры стараются делать классный контент, так как сами заинтересованы в наборе подписчиков и классном контенте для своей аудитории.

Мы же ежедневно получаем огромное количество UGC (user generated content) от блогеров, так как публикации делаются в соавторстве, все выпущенные рилс отображаются в нашем профиле.

За пару недель такой стратегии наш аккаунт вырос на 500 подписчиков, без SMM-менеджера, сейчас сомневаемся, нужен ли он нам на этом этапе.

Фактически одна бартерная реклама стоит нам 107 рублей, а 100 бартеров 10 700 рублей. 100 бартеров это примерно 90-100 тысяч аудиторного охвата.

Нигде невозможно получить такой объем живой аудитории за 10 700 рублей. Поэтому мы хотим масштабировать эту стратегию и закупать в день не 10-15 бартеров, а 50-60 бартеров. Именно такая стратегия даст нам планируемый объем продаж в 300-400 заказов в день, она уже показала себя, ее нужно только масштабировать, но проблема вот в чем…

Проблема масштабирования стратегии

Сейчас наши менеджеры в две руки ведут переписки с блогерами, отправляют запросы, ведут таблицу выхода рекламы и даже на небольшом объеме бартеров это колоссальная ручная работа! Чтобы нам выйти на планируемый объем закупок бартеров, нужно подключать еще 2-3 менеджера, если посчитать их зарплату, то выгода от стратегии нивелируется количеством растущего фонда оплаты труда.

Поэтому мы стали думать как автоматизировать процесс работы и придумали! Сейчас создаем сервис для работы с микроблогерами, который откроет селлерам доступ к тысячам бартерных сотрудничеств, мы автоматизируем процесс поиска блогеров и контроль выхода рекламы, сэкономим бюджет селлера на найме доп. сотрудников на эту задачу, чтобы действующие менеджеры справлялись за полчаса и не тратили на это весь день.

Предвосхищая вопросы о том, насколько безопасен такой способ продвижения и не будет ли штрафов от ВБ:

Скрин новостей от ВБ, по поводу внешней рекламы и штрафов 

4 июня 2023 ВБ дал комментарий на портале новостей для поставщиков, в котором объяснил, что внешняя реклама не запрещена, штрафов за нее не предусмотрено. Запрещены механики организации самовыкупов. В нашем случае буст заказов идет не от якобы покупателей, а от настоящих покупателей — аудитории блогеров.

Такой сервис автоматизации и поисков бартеров прежде всего нужен нам самим. Мы уже разрабатываем такую автоматизацию и скоро запустим ее в тестовую работу.

Как использовать стратегию

Вы можете дать задачу своему менеджеру искать бартерные сотрудничества, или самостоятельно заняться этой задачей, либо можете поучаствовать в тесте нашего сервиса — Review by bloggers.

Мы набираем небольшую группу селлеров в бета тест сервиса, чтобы проверить логику сценариев, поэтому если вам интересно попробовать продвижение через бартеры — пишите мне в телеграм, добавлю вас в список тестовой группы, а также помогу посчитать, сколько будет стоить вам продвижение через бартеры.

Спасибо, что дочитали до конца, используйте эффективные стратегии продвижения для товаров, и не ходите на озон :) Если есть вопросы, буду рада ответить в комментариях.

P. S.Поделитесь статьей с друзьями, если они планирует выходить на маркеплейсы, они будут вам очень благодарны, что вы уберегли их от ошибок и кассового разрыва.

0
81 комментарий
Написать комментарий...
Tatyana

А мне, как покупателю, Озон на первом месте. На озоне порядок, доставка вовремя, отказы, возвраты- всё адекватно и доступно. ВБ шарагина контора. Сроки доставки не соблюдаются, товары теряются, упаковки чаще мятые, драные, вскрытые. Элементарную отмену заказа убрали, ошибся с заказом, помыкаешься. Сделать возврат брака- проблема. Потеряли 3 моих заказа перед НГ, срок прошёл, с меня 300 руб. содрали за обратную отправку несуществующих по факту товаров. Служба поддержки по несколько дней не отвечает. И многое другое. Постепенно ухожу от ВБ. Озон в приоритете однозначно.

Ответить
Развернуть ветку
Снежана Иванова
Автор

Каждому свое, как говорится :) встречала негатив от покупателей на озон, на VC статьи есть, судился кто-то даже. На ВБ мне никогда не приходил товар с порванной упаковкой и доставка 1 день, 2 максимум. Я пока люблю вб и как селлер и как покупатель, поживем увидим как дальше 😁

Ответить
Развернуть ветку
Smart Seller

Интересный материал. На Яндекс Маркете можно усилить продажи с бустом продаж, а для автоматизации использовать биддер.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Здравствуйте! Все расходы продавца на Ozon держим в открытом доступе, что вы и подтвердили, поделившись ссылкой на соответствующую статью в базе знаний. Перед тем, как начать работу на площадке, партнёры изучают все нюансы и закладывают будущие расходы в стоимость товара, чтобы получать прибыль с продаж

Ответить
Развернуть ветку
Снежана Иванова
Автор

Так то оно так, но только на озон мы ушли в минус и только на озон комиссия составила 56%, на остальных площадках совокупная комиссия 26%-30%

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Александр Никульцев

Это как договоры с мелким шрифтом.
Давай, "партнёр", штудируй базу знаний, прикидывай. Мы всё равно 3 раза в день меняем условия и правила. Так ты 3 раза в день всё и штудируй, и 20 уведомлений ежедневно внимательно прочитывай, тебе же заняться нечем больше.

Вы прячете все эти комиссии и зачем-то разбиваете на разные их виды. Зачем выносить отдельно и без того конскую комиссию за эквайринн, если не заплатить я её всё-равно не могу? То же самое с последней милей. Всё для того, чтобы незадачливый селлер увидел цифру "комиссия всего 25%"!, хотя на самом деле она 50%. И при этом вы умудряетесь из убытков не вылезать.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Forbson kane

У вас очень интересный опыт, правда сам торгую на озон, и при хороших вводных комиссия и прочие расходы не выше 20% мне даже любопытно стало посмотреть ваш кабинет. Если интересно могу посмотреть ваш Ексель файлик с отчётами, а кто вёл ваш кабинет? Сами или наёмный менеджер?

Ответить
Развернуть ветку
Снежана Иванова
Автор

18% комиссия за продажу, 17% комиссия за обработку и доставку, 4% процента эквайринг за прием платежей покупателей и вывод своей выручки итого уже 39%, если добавить рекламу 20% трафареты и продвижение в поиске, получается 59% и это в нашей категории где комиссия за продажу одна из минимальных, в других категориях комиссия за продажу еще выше

20% ну никак не получится 😁

Минус случился спустя два месяца, когда Озон еще какие то услуги насчитал за принятые заказы, я уже в этих платежах не разбиралась, потому что решили уходить с площадки.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Bosse

20% ??? 🤣🤣🤣

Два варианта:
1. Вы тролль, а не селлер (по крайней мере - на Озоне).
2. У Вас неверно посчитана юнит-экономика.

2,5 года назад мы с трудом вписывались в расходы 20%. И считали это прекрасным результатом. И это так и было!

С тех пор комиссия выросла в 4 раза, расходы на продвижение в 3 раза.
И, к сожалению, это стало нормой для ВСЕХ селлеров на Озоне.

Недавно довелось пообщаться с другим селлером (небольшим ИП). Девушка жаловалась на отсутствие прибыли от Озона и сетовала на "почти 30-ти процентные поборы". Что очень удивило - в её категории на Озоне это сейчас это приравнивается к успеху (нет - к Успешному Успеху!!!). После общения выяснилось, что в просчёте выручки не учитывалось много факторов (возвраты, уценки, убитый товар, выросшая цена Express-доставки [по rFBS], неучтённое продвижение и т.д.). "По мелочи" набралось до примерно 50-55% (а вовсе не 30). И только тогда-то у неё пазл и сложился 😆

После общения осталось стойкое недоумение - как можно год заниматься продажей товаров, но при расчёте выручки не посчитать ВСЕ расходы?

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Nikita Voronin

Чистая прибыль какая?

Ответить
Развернуть ветку
Снежана Иванова
Автор

~25% маржинальность, но она плавает, так как себес зависит от обьема закупки сырья, больше закупаешь - ниже цена себеса, выше маржинальность

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Максим Петров

очередные продаваны, которые пилят очередную фигню - то курсы, то офигенные сервисы:))))

Ответить
Развернуть ветку
Снежана Иванова
Автор

А вы в этой жизни ничего не продаете да? :) Как живётся в белом пальто, среди продаванов?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений В.

Похвастайся своим суперским проектом?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Снежана Иванова
Автор

Спасибо! )

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

В принципе ЯМ был первым и там из моего опыта покупателя меньше всего проблем с качеством, на втором Озон, а ВБ воспринимается как место где продается всё и 90% из этого какая-то хрень.
Но я старый и мне простительно)

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Мне нравится как несколько раз(!) упоминается, что ВБ - это огромный поток клиентов, там больше всего покупателей! Вот только почему автор статьи решил стыдливо умолчать, что разница с Озоном всего около 10%? И при этом на ВБ постепенно уменьшается количество покупателей.

Ответить
Развернуть ветку
Снежана Иванова
Автор

На вб совокупная комиссия 27%
На озон 59%

На вб с 1000₽ выплата 730₽
На озон с 1000₽ выплата 410₽ и еще догоняют спустя два месяца расходы, уводя в минус экономику

Почувствуйте разницу, как говорится )

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Карина Ф

Интересная статься, спасибо. Именно поэтому опасаюсь выходить пока на маркетплейсы, хотя все думаю об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Снежана Иванова
Автор

Главное на старте все правильно посчитать и выбрать продукт со сформированным спросом, тогда все упирается в подсчет цифр и поиск недорогих методов продвижения)

Ответить
Развернуть ветку
Фулфилмент ОператороФФ

При выходе на маркетплейсы в любом случае нужно понимать, какой товар и на какой площадке лучше будет продаваться. Необходимо проанализировать конкурентов, отследить все регламенты работы каждой площадки, сделать все расчеты.
Вы подробно описали свою структуру, а так же интересная тема продвижения товара через рекламу блогеров и то, как вы ее развиваете. Но и здесь, действительно, нужно проштудировать блогеров, понять. какая у них ЦА, отсмотреть охваты и т.п., чтобы заложенные расходы, а они в любом случае будут (товар, сама доставка до блогера) себя оправдали.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Komarov

Супер!Спасибо за статью.Расскажи потом что с сервисом, как продвигается работа)

Ответить
Развернуть ветку
78 комментариев
Раскрывать всегда