{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как сделать успешный ребрендинг веб-студии без миллионных бюджетов

Всем привет! Меня зовут Дима Мухин. 7 лет назад мы вместе с Колей Жерновым ушли из крупной компании и создали свою — ITFactory. Мы скрупулезно собирали команду, делали сложные проекты и очень быстро развивались для небольшой региональной конторы.

В 2021 году даже стали топ - 1 по мобильной разработке в Ростове, а в пуле заказчиков у нас появились клиенты из Испании, Китая и Мексики.

Вроде бы всё шло хорошо, но осенью 2022 осознали, что растём не теми темпами, которые нам нужны. Что-то мешало. Я посмотрел свежим взглядом на ITFactory, и понял, что есть четыре «болевые точки», которые нужно менять:

  • Слабое позиционирование компании. Когда 7 лет назад мы запускали бизнес, то всё было ок. Но в 2022 году дизайн из середины десятых, стерильный TOV и нейтральное название уже не работали. Клиенты всё чаще приходили по личной рекомендации, а не через сайт или рекламу.
  • Бизнес-процессы тоже съезжали с проторенной колеи. Если раньше мы небольшой командой бодро делали одно приложение в месяц, то в 2022 стало ясно — нужно расширяться и внедрять Scrum или другую гибкую методологию. А еще у нас появился целый пул постоянных клиентов, с которыми мы работаем по Time and materials без чёткого ТЗ с инициативой по созданию и внедрению новшеств от нас.
  • Нужно было изменить образ клиента — тех, с кем хотим работать. Лет 5 назад мы могли позволить себе разрабатывать digital-продукты заказчикам, у которых были проекты до 1 млн рублей. Но к 2022 стало понятно, что такой подход тянет нас назад. Команда на них не растет, а получать 300-700 тыс. за полгода разработки совсем невыгодно. А еще очень много времени уходило на подготовку коммерческих, детальное обсуждение и объяснение пользы нового сайта или приложения потенциальному клиенту. Тем более, у нас в портфолио накопилось уже больше десятка проектов с бюджетами от 2 млн рублей.
  • Тишина в публичном пространстве и околонулевая социальная активность. Было несколько статей на VC, небольшой тг-канал и на этом всё. Богатое портфолио и 7-летний опыт лежали и пылились без дела. Было обидно, когда коллеги на встречах рассказывали, как к ним приходят новые клиенты «после публикации постика в телеге». Хотелось также, но не совсем ясно, как это сделать.

Окей, проблемы определены, значит пол дела сделано. Поэтому я думал, что закроем все направления за несколько месяцев. Быстро внедрим Scrum, сделаем позиционирование и напишем бомбезные статьи во все возможные СМИ и Хабр с VC. Дальше сможем привлекать клиентов с нужными бюджетами.

В реальности всё оказалось иначе. Рассказываю, как перезапустить свою IT-компанию от этапа к этапу.

Бизнес-процессы — это база

Сперва нужно было отладить бизнес-процессы, которые начали немного сбоить. Вслед за ними упало и качество работы компании. Нужно было что-то делать.

Мы провели опрос и выписали все жалобы коллег. Выяснили, что главная проблема была в подходе и большом количестве клиентов с небольшими бюджетами. Их проекты съедали много времени, а прибыли почти не приносили. Да и коллеги быстро выгорали на однотипных и скучных задачах.

Поэтому мы установили нижнюю планку в 1 млн рублей для входящих клиентов. Не потому что, мы «такие мега крутые снобы», а просто нам так выгоднее. Что делать с теми, кто не вписывается в бюджет? Тут уже помогло позиционирование, и об этом расскажу ниже.

Наши спецы жаловались на загруженность, которая перетекала из проекта в проект по некоторым причинам. Например, из-за отсутствия ТЗ. Месяцы работы приводили к тому, что в конце приходилось что-то переделывать из-за недопониманий с клиентом. Эту свалившуюся дополнительную работу приходилось совмещать с другими проектами, что сказывалось на загруженности и времени выполнения задачи.

С начала года мы уже поставили цель нанять несколько дополнительных сотрудников в штат, а также прокачать аутстафф-направление. Над этими задачами работа уже идёт полным ходом — мы наняли HR-специалиста и аутстафф-менеджера. Ну и конечно теперь подключаем аналитика и работам над созданием подробного технического задания, согласовываем все моменты, чтобы конечный результат соответствовал ожиданиям клиента. Так начинается каждый новый проект. А также привлекаем сразу тестировщика, чтобы каждая доработка прошла через него. Пусть это и увеличивает срок разработки, но зато повышает качество. Тех кто справляется лучше всего, награждаем нашими внутренними баллами которые можно обменять на разные крутые штуки.

Еще одна ахиллесова пята нашей команды — отсутствие скрам-мастера или product owner. Раньше наши лиды справлялись, коммуникация в команде была стройной, а таски закрывались вовремя. Но чем больше мы росли, тем сложнее становилось управлять проектами, успевать писать код и тестировать его.

Вылечить проблемы мы решили так:

  • Расширили штат проджект-менеджеров и переработали их взаимодействие с командой. Проджекты получили чуть больше полномочий и стали глубже вникать в проекты.
  • Создали систему гайдов для разработчиков и тестировщиков, а еще ведем внутреннюю документацию в Notion. Например, полностью задокументировали регламенты работы по направлению Python, React и правила работы в Git.
  • Ввели регулярные код-ревью от старших товарищей, кроме самопроверки разрабами.
  • Создали систему автотестов, чтобы высвободить время тестировщиков для приоритетных задач.
  • Проводим двухнедельные спринты и заложили систему автоматических отчётов в них — не, чтобы наказывать кого-то, а для адекватной нарезки задач в спринте.

Если с внутренней кухней было понятно как работать, то с позиционированием — не совсем. И тут был выбор: или отдавать чемодан денег агентству и забыть про боли или рефлексировать и искать иной подход. Я решил совместить. Что из этого вышло — рассказываю ниже.

Else — новое видение

Сперва я обратился к Владу Савину из Max. Он провел ресёрч и указал на главные ошибки, которые тормозят наше развитие, как бренда. После дал дельные рекомендации и рассказал как их реализовать.

Главная — сменить нейминг и найти новые ценности компании.

Я сразу перешёл от стадии, «и чего, как придумывать блин?!», к «просто проанализируй, в чем мы круче других».

И тут все просто. За 7 лет у нас сформировалась своя культура, принципы и подход. Это не просто «красивые лозунги», а отношение команды к IT-индустрии, созданию продуктов и жизни.

Главная наша фишка: «мы делаем иначе, а бизнес клиентов тоже начинает работать иначе — прибыльнее и удобнее». А ещё мы часто сокращали ITFactory до IF. А как вы знаете, в разработке есть функция if — else. Отсюда и новое название — Else.

В июле 2023, мы обратились к агентству Crystal PR с сильной экспертизой в IT. Ребята провели исследование целевой аудитории с помощью опросников клиента и команды, сформулировали нам позиционированием, построили платформу бренда и разработали стратегию продвижения.

Благодаря этому мы нашли свою идентичность и уникальные особенности, среди других IT-компаний

Работаем иначе

Как партнёры. Работаем на одну цель и подходим к сотрудничеству, будто мы часть вашей команды. Сразу предлагаем разрабатывать функционал, который напрямую влияет на прибыль.

Как исследователи. Погружаемся в бизнес-процессы партнера — выдвигаем гипотезы, тестируем их и предлагаем внедрить в проект.

Как экспериментаторы. Изучаем новое и понимаем, как и где эффективно применять. Например, используем искусственный интеллект для скорости разработки и автоматизации рутинных задач.

Как пользователи. Работаем с точки зрения юзера и понимаем все его боли — проектируем качественный UX и UI, который вовлекает, удерживает и увеличивает конверсию в совершение целевого действия.

Как стратеги. Стратегически подходим к разработке — где нужно, запускаем MVP и поэтапно дорабатываем его. После релиза составляем план развития и поддерживаем продукт.

Как сервисный центр. Знаем, что вам важны гарантии, поэтому предоставляем их на все работы в течение полугода. Если за это время без вмешательства в наш код найдете баг, — исправим бесплатно.

Новое начало

В августе 2023 мы в боевом режиме проверили, как можем транслировать эти смыслы, сделать «иначе» и найти свежие идеи для ребрендинга.

Провели свой конкурс для дизайнеров с двумя задачами. Первая нарисовать логотип компания, вторая — придумать брендинг. В жюри позвали ребят из digital и IT — ведущих дизайнеров, креативных директоров и гуру коммуникации. Мы получили более 30 работ и нашли вариант, который точно отражают нашу идентичность.

Дальше больше — мы перезапустили наш ТГ-канал. Сделали его приятным для подписчиков — теперь рассказываем забавные истории из индустрии и делимся мнением по взаимоотношениям бизнеса и IT-команды. Например, написали в рамках нового TOV веселый пост о том, зачем тестировщику глушить вискарь на работе.

#Сотрудники #QA

Наши QA бухают вискарь на работе 🥃 — всё ради тестов

Тестирование — главный этап на финале разработки. Нужно проверить всё и вся, а это рутинно и скучно.

Обычно долго и муторно проверяешь функции продукта, делаешь запросы к бэкэнду, описываешь баг-репорты, пьешь ...

#Сотрудники #QA

Наши QA бухают вискарь на работе 🥃 — всё ради тестов

Тестирование — главный этап на финале разработки. Нужно проверить всё и вся, а это рутинно и скучно.

Обычно долго и муторно проверяешь функции продукта, делаешь запросы к бэкэнду, описываешь баг-репорты, пьешь кофе и повторяешь все это до победного 💪

А теперь представьте, когда QA нужно забухать, чтобы проверить, как реально работает продукт.

И у нас есть такой кейс 😏

Заказчик: научный институт;

Задача: создать приложение, которое будет оценивать здоровье и состояние водителей перед рейсом;

Пользователь: водитель, который в 5 утра собирается на своем такси/автобусе/карете скорой помощи мчать на смену;

Пользователь со звездочкой: тот самый Иваныч, который крутит баранку 30+ лет, но любит втихаря приложиться к бутылке перед работой;

Решение: приложение на смартфон для водителя и удобный кабинет в админке для врача — доктор оценивает состояние сотрудника перед рейсом.

Как работает: приложение замеряет температуру, давление и промилле алкоголя, а затем отправляет инфу в админку. Доктор оценивает состояние сотрудника перед рейсом и подписывает все через ЭЦП (электронно-цифровая подпись).

И вот наступают последние этапы тестирования. Наши QA понимают, что нужно проверить главную фичу — тест на алкоголь и корректность подсчета. А дальше все выглядело так:

— Так, я выпил 50 грамм вискаря. Что там в админке, док?

— Все ок, определило 0.25% промилле. Никуда не едешь.

— Окей, а если больше? 🌚

— … Ну давай🌝

Так в нашем офисе закончилась бутылка виски с прошлого корпоратива) Зато QA отлично справились с задачей — удалось отловить несколько багов на высоких значениях алкоголя и поправить их💡

Заказчик остался доволен продуктом, а мы убедились, что нетривиальные решения помогают делать крутые проекты)

Кстати, сейчас ищем еще одного QA-инженера.

Подробнеепо ссылке.

Ещё продумали, как перезапустить блог на родном VC. Теперь тут будут статьи про нестандартные кейсы, занятные кулстори и контент для тех, кто хочет заказать разработку, но мало что в этом понимает.

Также мы запустили собственную партнёрскую программу — это канал в Telegram, где мы делимся лидами с агентствами и веб-студиями с меньшими бюджетами, чем у нас. Получаем небольшую комиссию, а главное — никого не обижаем и помогаем ребятам из индустрии найти заказы.

Остается только рассказать про планы, ведь «план перезапуск» ещё не завершён.

Итерация за итерацией

Сколько нам стоил ребрендинг? Пока не добрались даже до затрат в 300 тысяч рублей. Вот так, а некоторые заносят и 5 миллионов + под полную переработку своей компании.

Конечно, мы не боимся тратить средства на прокачку компании. Просто не видим смысла вбухивать львиную долю в маркетинг, когда понимаем, что можем сделать «иначе». А ребята из Кристала помогают нам нехило сэкономить бюджет за счет партизанского маркетинга.

Мы всё ещё в процессе проведения ребрендинга — вот-вот будет готов новый сайт.

Ну а том, как мы запускали конкурс, и что из этого вышло — в следующем материале.

Подписывайтесь на нас тут и в Telegram. Тогда точно не пропустите новую итерацию перезапуска и другие статьи.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Макс Вещает. Про Агентство

С кайфом. Надо ещё слоган бахнуть💁

Esle
And nothing else matters 🤘

Ответить
Развернуть ветку
Дима Мухин из Else-digital
Автор

Звучит четко!)

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

И как вы бредовый трафик будете собирать в поисковиках с таким названием?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Мухин из Else-digital
Автор

Else digital

Else веб-сервисы

Ответить
Развернуть ветку
Антон Власов

Отлично вышло)

Ответить
Развернуть ветку
Дима Мухин из Else-digital
Автор

Спасибо, Антон)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда