{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Воронка продаж — опыт и ошибки создания правильной воронки для отдела продаж

• Как воронка продаж влияет на результативность менеджера?
• Чем воронка для продаж отличается от воронки для маркетинга?
• По каким принципам нужно строить воронку, чтобы она была мощным аналитическим инструментом?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво проанализировать опыт и ошибки создания воронки продаж

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Воронка — главный аналитический инструмент менеджера по продажам. Она прогнозирует продажи, фокусирует и направляет действия менеджера, помогает выйти на план. Все это возможно благодаря тому, что правильно сформулированная воронка продаж приближает менеджера к реальности.

Менеджер по продажам тем успешнее, чем ближе к реальности.

Реальность

Реальность можно представить в виде тонкой линии. Настолько тонкой, что можно быть лишь около нее, но не в ней.

Есть менеджеры, да и руководители, которые не заботятся, о том, чтобы быть ближе к реальности. Про таких говорят — витают в облаках. Кто-то наоборот демонстративно уходит подальше от нее. Это бунтари или оригиналы. Они готовы работать как угодно, только не так, как все. Но ирония заключается в том, что большинство менеджеров весьма далеки от реальности, и быть близко к ней — это и есть работать не как все.

Впрочем те, кто далек, иногда бывают ближе к реальности, чем кто-либо. Так получается по той же причине, по которой остановившиеся стрелочные часы два раза в сутки показывают время точнее, чем атомные (самые точные часы в мире).

Может сложиться ощущение, что если будильник с торчащей из него пружиной дважды в сутки оказался прав как никто другой, значит он и в остальном прав. Может быть он настолько прав, что это даже в голове не укладывается, поэтому звучит как-то странно, но на самом деле...

На самом деле сломанный будильник — это просто сломанный будильник. Действительно, на мгновение он может показать время, как и положено часам. Но лишь на мгновение, причем никому точно не известно когда именно. Следующие двенадцать часов это просто хлам на столе.

Примерно то же может происходить с менеджером. Когда он меняет траекторию, то на мгновение пересекает реальность. В этот момент может произойти что-то значимое. В остальное время — лишь борьба со здравым смыслом.

Здравый смысл в продажах

Здравый смысл, согласно толковому словарю, — это способность человеческого разума избегать заблуждений. Другими словами — не блуждать, а уметь дойти до цели кратчайшим путем. Кратчайший путь, он же срединный или царский путь, он же золотая середина — это и есть реальность. Разумеется, многие люди, далекие от реальности, называют именно свой путь золотой серединой и в этом главная сложность, но это уже философский вопрос. Мы так глубоко разбирать его не будем.

Остановимся на том, что целью менеджера по продажам являются продажи. Это значит, что при приближении к реальности продажи повышаются. Поэтому менеджеру и его руководителю нужно научиться объективно оценивать себя по отношению к реальности.

Если говорить про бизнес, то половина работы консалтинговых компаний заключается в том, чтобы определить где по отношению к реальности находится их клиент. Вторая половина — понять как к ней приблизиться.

Воронка продаж

Чтобы понять принцип действия воронки продаж, ее можно представить в виде ящиков с апельсинами. В первый ящик мы кладем собранные фрукты. Если какой-то апельсин из этого ящика помоем, то было бы логично не класть его обратно, а положить в другой ящик — с мытыми.

Таким образом, условием перехода из ящика в ящик или с этапа на этап в воронке должен быть какой-то факт. Чтобы апельсин попал в третий ящик, с ним снова что-то должно произойти, например, мы должны его почистить, а потом порезать и так далее.

Попробуем дать ящикам (этапам) названия. Поскольку нашей целью является перевод клиентов с этапа на этап, то и в названиях имеет смысл указать процесс, но так, чтобы была понятна цель. Чуть ниже я опишу подробнее как это сделать.

А пока альтернативный вариант — это когда указывают статус, а не процесс. Достаточно распространенный и вполне рабочий подход, за исключением тех случаев, когда статус не содержит цели. Например «Уточнение информации» и, — особенно «Переговоры в процессе».

Я не придираюсь, но названия этапов должны быть «говорящими». Это помогает сфокусироваться.

Главная проблема почти всех неуспешных менеджеров в том, что они не знают чего хотеть от клиента. Продажа — это метаморфоза: сначала клиент согласился, чтобы ему перезвонили через месяц, а потом он отправил миллион рублей. Это превращение возможно только благодаря постепенному изменению договоренностей. А чтобы их менять, нужно иметь четкую цель на каждый контакт, т.е. знать чего хотеть.

Правильное название фокусирует на конкретной цели — цели этапа. Для этого она (цель) должна быть понятна из самого названия.

Плюс к этому название желательно сформулировать в родительном падеже. Например: «Согласовываю ТЗ» или «Подписываю договор». В этом случае название этапа отвечает на вопрос: «Что конкретно я сейчас делаю по отношению к этому клиенту?»

Проспективная воронка продаж

Воронка может быть ретроспективной, либо проспективной. Другими словами, показывать прошлое или, соответственно будущее.

Ретроспективная воронка используется в маркетинге для анализа того, что было. Это как бухгалтерия, — «посмертный учет». Проспективная используется в продажах и показывает будущее. Она нужна в первую очередь для прогноза выхода на план. Ее можно сравнить с управленческим учетом.

Благодаря т.н. «индивидуальной форме воронки» мы можем вовремя понять, что сделок на определенном этапе не хватает, и предпринять необходимые усилия.

Индивидуальная форма воронки

По мере того, как конкретный менеджер по продажам работает в компании, накапливается статистика и становится понятна конверсия переходов с этапа на этап. Благодаря этому можно понять сколько сделок и на какой суммарный бюджет должно быть на каждом этапе.

Если эти сделки есть, то в конце месяца есть шанс выйти на план. Если на середину месяца есть отклонения от этих цифр в меньшую сторону, значит план под угрозой и нужно предпринять дополнительные активные действия.

Для того, чтобы распределение сделок по этапам происходило всегда одинаково и на воронку можно было положиться, она должна быть фактологической.

Фактологическая воронка продаж

Воронка становится фактологической, когда условием перехода с этапа на этап является какой-то факт. В управлении продажами, нужно опираться на факты, а не на ощущения. Что контролируешь, то и получаешь.

Требования к воронке продаж

Все требования к воронке я собрал в один список. Если сформулировать воронку в соответствии с ним, то получится важный аналитический инструмент, способный значительно приблизить менеджера к реальности.

1. Условием перехода с этапа на этап должен быть факт.

2. Переход осуществляется вне зависимости от планов на сделку, просто по факту достижения цели предыдущего этапа.

3. Воронка не должна быть слишком короткой — не меньше четырех этапов. Иначе она не покажет всей картины.

4. Также не должна быть слишком длинной — не больше семи этапов. Иначе она начнет ветвиться, превратится в чек-лист, не будет держаться в памяти и помогать фокусироваться;

5. Факт присутствия сделки на определенном этапе означает, что условия предыдущих этапов выполнены;

6. Воронка обратного хода не имеет. Если клиенту для выполнения условия второго этапа нужно повторно выполнить условие первого, то менеджер не переводит сделку назад по воронке, а просто делает все, что нужно, чтобы перевести на третий этап.

7. Название этапа должно быть в родительном падеже, содержать в своей формулировке цель этапа и отвечать на вопрос: «Что я, как менеджер, сейчас делаю по отношению к этому клиенту».

8. Этап является процессом, а не статусом.

9. Работа менеджера по продажам сводится к переводу сделки с этапа на этап.

10. Срок присутствия сделки в воронке неограничен.

11. У менеджера должна быть возможность в любой момент отказаться от сделки, переведя ее в архив;

12. Сделка — это намерение менеджера продать. Если намерения больше нет, — сделка уходит в архив.

Пример воронки продаж

В продажах пример проспективной фактологической воронки может выглядеть следующим образом:

Этап 1: Договариваюсь о первой встрече (условие перехода — факт проведения встречи)

Этап 2: Согласовываю ТЗ (условие перехода — факт согласования ТЗ)

Этап 3: Подписываю договор (условие перехода — факт подписания договора)

Этап 4: Получаю оплату (условие перехода — факт получения оплаты)

Этап 5: Передаю в работу (условие перехода — факт того, что производство приняло заказ в работу)

Частые ошибки

1. Карман

Карман — это этап, который используется как склад. Часто вижу такие варианты: «Думают», «Пока не нужно» и недавно увидел: «Ждут своего часа».

Проблема кармана заключается в том, что у менеджера по продажам нет задачи работать с этими сделками — отсутствует фокус.

В некоторых CRM в настройках по умолчанию есть этап «Неразобранные». Туда попадают лиды, сделки от других менеджеров, из архива, базы для обзвона и просто визитки с выставки. Их действительно нужно куда-то складывать. Но перед тем, как их складывать в воронку, я бы принимал решение — работать по ним или нет. Если нет, — их не нужно заводить. Если я планирую по ним работать, значит сделку нужно сразу отправлять на первый этап, у которого есть цель.

2. Нет цели этапа

Работа менеджера заключается в том, чтобы переводить клиента с этапа на этап. Для того, чтобы это сделать, нужно понимать чего добиться на текущем. А еще, и это главное, нужно знать ответ на вопрос: «Как я пойму, что получил от этого этапа все что нужно?». Другими словами, у этапа должна быть цель. Желательно, чтобы цель была понятна из названия.

В бытность работы менеджером по продажам я познакомился с воронкой продаж в одной консалтинговой компании, которая внедряла ERP-системы (комплексные системы управления). В воронке было три этапа: холодные клиенты, теплые и горячие.

Когда я переводил сделку с этапа на этап, мне приходилось доказывать руководителю отдела, что клиент действительно «теплый» или даже «горячий».

В случае с моим бывшим работодателем речь идет о нефактологической воронке. Другими словами, условием перехода с этапа на этап являются ощущения или экспертная оценка, а не конкретный факт.

Кстати однажды на мой вопрос: «Так как же переводить сделку?», мой руководитель так и сказал: «А это как ты чувствуешь...».

3. Этапы-статусы

Часто приходится видеть этап «Переговоры». Меня всегда занимал вопрос — а что, на других этапах переговоры не предусмотрены?

Это пример, когда указывают статус, а не процесс. Довольно распространенный, сложный, но рабочий подход. Он может быть нерабочим в тех случаях, когда статус не содержит цели. Например «Уточнение информации» и, — особенно «Переговоры».

Если этот вариант рабочий, то почему он видится мне ошибкой? Потому что для того, чтобы понять что делать со сделкой на текущем этапе, нужно посмотреть как называется следующий. В случае с апельсинами это выглядело бы так: на одном ящике написано «Мытые», и чтобы понять что с ними делать дальше, нужно посмотреть на следующий ящик, на котором написано «Чищенные».

Я не придираюсь, но названия этапов должны говорить сами за себя. Когда ты отображаешь всю воронку в режиме кан-бан, то можно увидеть название соседнего этапа. Но если ты в сделке, то видишь только текущий этап, а чтобы увидеть следующий, нужно открыть выпадающее меню (в amoCRM). Это все равно, что открывать спидометр по нажатию клавиши: вроде не сложно, но приведет к тому, что водитель просто перестанет на него смотреть.

4. Мяч на стороне клиента

Возможно я скажу крамольную вещь, но менеджера не должно интересовать что решил клиент.

Проиллюстрирую на примере. Познакомились мальчик с девочкой, сходили в кино. На следующий день он ей позвонил. Кратко изложу их диалог:
— Привет! Как дела?
— Хорошо. Как у тебя?
— Тоже хорошо. Слушай, что ты решила?
— В каком смысле?
— Ну, чтобы встречаться со мной...

Это очень странный диалог. Не могу быть уверен в том, что отношения сложаться. Хотя, конечно, бывает всякое.

С клиентами подобный диалог звучит так же странно:
— Что вы решили?
— Ничего, позвоните через неделю.

Менеджер перезванивает:
— Что вы решили?
— Ничего, позвоните еще через неделю.

Настойчивый менеджер звонит еще через неделю:
— Что вы решили?
— Мы уже заказали.
— Но ведь вы сами сказали перезвонить...

В обоих случаях нужно переводить на следующий этап, а не ждать решения. Тот, кто принимает решения по определению ближе к реальности. Даже, если он ошибается. Остальные не могут быть «правее» него, потому что они отказались от собственного мнения.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях как у вас построена воронка продаж.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
0
115 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Беликов

Спасибо, хорошая статья! Единственное, что лично для меня трудно воспринимается это названия этапов воронки, был опыт работ с внедрением crm несколькими партнерами, рекомендовали всегда указывать законченное действие, чтобы не было вариантов менеджеру додумывать. По вашему примеру это выглядит так, 1. Назначена встреча, 2. Встреча проведена, 3. ТЗ согласовано, 4. Оплата получена, 5. Заказ передан в работу. Менеджер видит уже факт этапа и может сосредоточится на следующем, либо выяснить проблемы с нынешним. Мне кажется данный способ проверен опытом и работает лучше😎

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Ильиных

Соглашусь с Вами. Мы как интегратор, тоже внедряем этапы, которые описывают уже совершенное действие над конкретным клиентом, т.к. так проще и правильнее анализировать конверсию продаж и управлять микроконверсией. Мы же должны понимать, после какого совершенного действия у нас падает конверсия. Мы не теряем клиентов во время "действующего процесса", поэтому воронки с этапами, которые описывают именно процесс, если честно, бред. Эксперты экспертов, которые придумывают какие-то странные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беликов

Именно так, законченное действие это факт, а в «процесс» может быть включено много всего и при анализе не понятно ничего, нужны дополнительные телодвижения…у каждого своя правда видимо) практика расставит все на свои места)

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Ильиных

Да всё так. Тем более, такая воронка, которая описана в этой статье, не будет работать, если процесс продажи не линейный. Тут описан самый простой линейный процесс, но зачастую так не работает и продажи имеют разные вариации процессов на каждом из этапов продажи.

Ответить
Развернуть ветку
112 комментариев
Раскрывать всегда