{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Семья Голиковых — очередные мошенники или реальный бизнес? Разбор популярной статьи на vc.ru про франшизу химчисток

На связи Игорь Голиков, владелец сети химчисток «Хозяюшка». Три недели назад вышла моя первая статья, которая собрала 88 000 просмотров, 700+ комментариев и тонну хейта. Мы с женой вернулись, чтобы ответить на самые острые вопросы и заодно рассказать, как устроен бизнес химчисток в России.

Можно считать наши ответы дополнением статьи, тем не менее, мы постарались сделать их интересными для всех.

Наш сын Марк, Маша и я

Чтобы избежать возможную предвзятость со своей стороны, я попросил команду отобрать 10 самых метких и популярных комментариев. Повторюсь, что на vc пишу сам и рекомендую смотреть в суть, а не на форму моих слов. Так у нас получится интересный, а главное полезный диалог. Также понимаю, что статью наверняка увидят авторы цитируемых вопросов. Поэтому начну с их перечня, чтобы вы могли начать читать сразу с того, что интересно вам:

1. Про цифры. Что означает подняли 54 000 000?

Самый ценный урок, который я усвоил здесь как автор: если взялся за историю своего бизнеса, пиши про деньги сразу. Тема прибыли действительно не была раскрыта, поэтому в этот раз начну с нее.

54 миллиона — не скам или кликбейт, а реальный оборот моей компании за 2023 год. Из них доля розничной сети составила 40 660 273 руб., а остальная связана с УК «Хозяюшка» и деятельностью Марии.

Выписка из банк-клиента за 2023 год

На момент написания статьи у меня работают 5 собственных точек. В 2024-м планирую открыть еще не менее 15 химчисток, без учета тех, которые мы запустим с партнерами по системе франчайзинга. Там прогнозы кратно больше, но планы я подробнее распишу под другим вопросом.

2. У прачечных с бельем нет маржинальности. Откуда миллионы?

Да, это действительно так. Более того, в своей первой статье я рассказывал, как начинал с прачки и почему в итоге сфокусировался на химчистках. Самая большая проблема такого формата в том, что он уже давно существует в России, но массово так и не прижился. По цене нет большой разницы между прачками и химчистками с полноценным сервисом. Проще переплатить 100 рублей, сдать вещи и получить их как новенькие из магазина. Как ни крути, но основная целевая аудитория прачек самообслуживания — сегмент эконом или даже ультра-эконом. Отсюда все вытекающие в виде низкого среднего чека, сезонности и сложности масштабирования.

Зимой моя прачечная могла выйти на 50 000 чистой прибыли. Но летом спрос падал, потому что у людей было мало вещей, которые нужно стирать и чистить. Проявлялся ужас любого предпринимателя — кассовый разрыв, когда бизнес уходит в жесткий минус. С этим нужно было что-то делать. Я добавил B2B-клиентов и начал расти. Но все равно видел потолок: бизнес-модель оказалась очень ограничена. Если ты хочешь большой оборот с прачкой, нужно расти до промышленных масштабов. А там можно заработать только на гигантских объемах, потому что борьба идет за каждый рубль.

2015 год, прачечная 40m2. Мы только начали добавлять b2b

3. Не хватило нюансов про клиентов. Кто ваша ЦА?

Одно из самых странных заблуждений, которое я слышу последние 12 лет — никто не пользуется химчистками. В базе Хозяюшки около 16 000 клиентов, а выручка распределяются примерно 50/50 между B2B и B2C. С бизнесом все более-менее понятно: мы давно сотрудничаем с гостиницами, фитнес центрами, массажными салонами и всеми, кому необходимо чистить текстиль и униформу сотрудников.

С B2C интереснее, потому что паттерны поведения у людей разные. Одни клиенты приходят раз в год почистить пуховик, а другие пользуются услугами раз в неделю. К нам обращаются с самыми разными запросами: почистить обувь, спасти любимую рубашку от пятна, привести в порядок габаритную вещь (например, шторы). Хозяюшку одинаково любят студенты, у которых нет стиральной машинки в общежитии и ведущие мероприятий, доверяющие нам уход за своими костюмами. Каждому клиенту важен уникальный подход и мне кажется, что со временем мы научились его находить.

Основные клиентские сегменты Хозяюшки

4. А чем объективно вы лучше конкурентов?

Мы делаем упор на оптимизацию скорости выполнения заказов. Часть вещей выдаем день в день, иногда даже за 2-3 часа. Диана является сетью классических химчисток. Это крупный игрок в Москве и области. Конечно, мы с ними делим клиентов. Но Хозяюшка — комбайн, который берется практически за все виды чистки: обувь, габаритные изделия, мебель, меха, кашемир, кожа и комбинированные ткани. Вы всегда можете посетить наши точки, точки Дианы и сделать выводы сами.

Я изучил множество химчисток в разных регионах России. Ощутимая часть либо динозавры по сравнению с Хозяюшкой, либо работают по классической модели, что делает их нашими косвенными конкурентами. И это не говоря про прачки, которым, кстати, мы предлагаем программу «прачка на прокачку» и помогаем переоборудоваться в химчистку. Конечно, на рынке есть и другие сильные игроки, но их доля очень мала. Бизнес химчисток консервативен, а уровень конкуренции здесь сильно отстает от ее уровня в других сферах.

Мария Голикова

К нам приходят как в супермаркет: а, у вас еще брюки подшить можно, и кроссовки почистить? У жены шуба или кашемир — клиент уже понимает, что вернется в Хозяюшку. Таким образом, частота касания с клиентом в разы выше. Это еще одно наше большое преимущество, потому что клиенты могут поддерживать чистоту своего гардероба в одном месте.

5. В чем ваша схожесть с Додо?

В бизнес-модели управляющей компании, которую я сформировал в конце 2023 года. Мы с командой вдохновляемся опытом Додо во всем, что касается масштабирования точек, принципов работы с клиентами и партнерами, да много чем! Как и Федор, я люблю открыто делиться опытом, показываю цифры и достижения бизнеса в своем блоге. На рынке есть отличный пример грамотного подхода к развитию бизнеса, почему бы не использовать лучшие практики?

А еще наша компания стала резидентом Иннополиса, что позволяет более предметно работать над цифровизацией бизнеса. В этом я вижу одно из наших главных конкурентных преимуществ в ближайшем будущем.

6. Какую технику используете в химчистках?

Если присмотреться, на наших фото можно найти оборудование Miele, которое считается роллс ройсом среди стиральных машин 🙂 На самом деле мы тестировали разные решения: американские, европейские, российские бренды. Почему тотально не работаем на российском оборудовании? Все просто — оно сильно отстает по качеству. Наша задача не портить вещи клиентов, которые мы берем в работу, а максимально приводить их в первозданный вид. К сожалению, в этом отечественные стиральные и сушильные машинки все еще далеки от совершенства.

Я верю, что этот рынок вырастет и сможет составить конкуренцию зарубежному. Но на данный момент мы вынуждены использовать то оборудование, которое удовлетворяет наши требования по а) качеству б) ремонтопригодности и в) гарантийности. Для бизнеса химчисток крайне важно, как долго техника проработает до первой поломки. Поэтому те машинки, которые вы видите на фото, прошли самую страшную проверку — временем. И на них можно положиться.

Мария Голикова

Все так и есть, но Игорь забыл упомянуть о гладильном оборудовании. Оно как раз в России производится на высшем уровне и мы с удовольствием используем его на своих производствах.

7. Комбайн-химчистка звучит интересно, но где найти столько специалистов?

Хороший вопрос. Конечно, на каждой линии не работают специалисты с узкими техническими навыками. За 12 лет работы мы поняли, что в этом нет необходимости: достаточно грамотно выстроить все бизнес-процессы и создать качественную систему обучения персонала. Сегодня мы готовы обучить человека даже с нуля и он сможет чистить любые вещи. Для этого не требуется степень магистра. Но будущий специалист проходит через полноценную траекторию обучения, в финале которой допускается к работе с дорогими вещами: кожа, меха, изделия ручной работы.

Мы с женой не просто так поставили на комбайн-химчистку и стали активно развивать это направление. Широкий профиль не только позволяет растить средний чек и выручку, но и помогает нашим сотрудникам больше зарабатывать, а клиентам — экономить время. Попадая к нам, сами специалисты хотят расширить свои навыки, чтобы брать в работу разные заказы и влиять на свой доход.

8. Вы продаете франшизу — ваш бизнес убыточен?

Так часто мыслят люди, у которых нет опыта создания прибыльного бизнеса. Не сочтите за грубость: все мы заблуждаемся в каких-то вопросах. Согласен, что модель бизнеса по франшизе сильно подкосили недобросовестные дельцы. Имея одну и часто даже убыточную точку, они видят во франчайзинге свое единственное спасение. Так не должно быть, потому что грамотно построенная франшиза — всегда прибыльный и стабильный бизнес. Он в первую очередь работает у самого основателя и его можно быстро и легко масштабировать. Франчайзинг лишь один из возможных способов.

Если говорить в разрезе франшизы Хозяюшки, то моя главная цель сегодня — предвосхитить ожидания наших партнеров. Я хочу дать им возможность запустить бизнес прибыльно и тем самым закрепить положение сети на рынке. Поэтому для меня фраза о том, что франшиза прибыльна только для ее владельца, звучит смешно и нужно быть очень недальновидным человеком, чтобы следовать данному принципу. Искренне не понимаю ребят, которые продают франшизу, заведомо понимая, что она не принесет прибыль новым владельцам. Звучит как путь в никуда и в этом я с вами солидарен.

Мария Голикова

Главная фишка нашей бизнес-модели заключается в оптимизации всех ключевых процессов. У большинства химчисток производство расположено в одном месте, а филиалы — это просто приемные пункты. У нас же производственные мощности расположены непосредственно на точках. Так мы экономим на всех логистических издержках и в компании нет раздутого штата. Недавно мы подключили новое направление — ремонт одежды — который также производится на месте.

9. Если все так хорошо, почему сами не развиваете сеть?

Ответ находится на поверхности: цели бизнеса. Сегодня цель команды, с которой я стою плечом к плечу каждый день — создать большую крепкую компанию и захватить не менее 30% рынка по обслуживанию физлиц в ближайшие годы. Это слишком амбициозно, поэтому нам приходится расти всеми возможными способами. Конечно, мы продолжим развивать и собственную сеть, но скорость открытия новых точек недостаточно высокая. Комментарий о том, что если бизнес классный, можно прийти в любой банк и получить миллиард, звучит довольно по-издевательски. Потому что для малого бизнеса нет ничего сложнее, чем получить кредит в банке на развитие.

Мы продолжаем открывать точки не только на свои деньги. Мы открываем их на деньги, которые привлекаем от частных инвесторов и инвестиционных фондов. В Хозяюшку верят и вкладывают ресурсы, что тоже помогает здорово набирать обороты. Я собрал сильную управляющую компанию, которая с удовольствием делится своей моделью с партнерами. Почему с удовольствием? Потому что наша бизнес-модель будет одинаково классно работать в любом регионе с хорошей инфраструктурой. Но пока мы дойдем до этого региона, пройдет слишком много времени.

Можно подумать, что я бездумно жертвую частью своей прибыли. На деле же я делюсь ею с партнерами во благо процветания всей компании. Поэтому вдвойне странно звучит претензия, что мы зарабатываем на своих партнерах: в моменте мы теряем часть денег. А в перспективе наоборот — чем успешнее будут наши партнеры, тем сильнее на рынке закрепится бренд Хозяюшки. Надеюсь, получилось раскрыть эту тему.

Мария Голикова

На самом деле, мы с Игорем в бизнесе уже 12 лет и могли бы развиваться намного быстрее. Если бы не вредное убеждение, что мы все можем сделать сами, а партнерство — это бред, потому что в нем же нужно делиться с кем-то деньгами. Но со временем я поняла, что владеть 1% миллиардной компании лучше, чем 100% от ларька с шаурмой. Поэтому сегодня мы открыты к сотрудничеству с теми, кто верит в Хозяюшку и готов вкладывать силы в развитие нашего общего дела.

10. ООО открыто в сентябре 2023. Как вам можно доверять?

Все очень просто. Крупный бизнес не может существовать на одном юрлице. Он постоянно развивается и при масштабировании появляются новые требования, в том числе со стороны государства. Наш розничный бизнес оформлен на ИП Марии, моей супруги. Он прекрасно функционирует в таком формате. Химчистка еще отлично работает на патентной системе налогообложения, что облегчает многие процессы. Но по мере развития и привлечения партнеров мы поняли, что это совсем другой вид деятельности, не связанный напрямую с прачечными и химчистками.

Под ООО мы занимаемся сопровождением, обучением, продажей оборудования, т.е. другой коммерческой деятельностью. Здесь совершенно другая история, и да, в сентябре 2023 года действительно было создано новое юрлицо. В него мы приглашаем наших партнеров и инвесторов, даем опционы ключевым сотрудникам. В формате ИП это просто невозможно сделать, поэтому здесь нет ничего компроментирующего.

Сложно остановиться отвечать на ваши вопросы! Но моя первая статья вышла довольно длинной и я учел пожелания читателей. Надеюсь, что мне удалось закрыть гештальт и сложить полноценную картинку своего бизнеса. Еще больше цифр и инсайтов про бизнес химчисток вы всегда можете почерпнуть в моем телеграм-канале, буду рад новым подписчикам.

Следующие статьи планирую посвятить более экспертным темам, потому что за нашими с Марией плечами гигантский опыт, которым хочется делиться. Вы можете помочь нам с выбором темы и оставить новые вопросы в комментариях.

А пока что скажете, тему цифр можно считать закрытой или чего-то не хватило?

Буду рад ответить на любые вопросы в комментариях к этой статье или пишите мне в Telegram.

0
436 комментариев
Написать комментарий...
Илья

(Не хочу быть хейтером, но за 14 лет в маркетинге и 80+ бизнесов, в которые погружался и с которыми работал, лично для себя сделал один вывод:
90% франшиз - это развод. Потому что почти всегда создание собственной франшизы - это от неспособности масштабировать свой бизнес самостоятельно. А эта неспособность только от одной причины - неприбыльность бизнеса и отсутствие денег для инвестиций в масштабирование. Проще говоря, обычно франшизу запускают те, у кого бизнес хрень и не окупается/не зарабатывает. Исключение тут в основном только одно: мировые гранды типа Макдоналдса или Медиамаркта, у которых франшиза это с разных сторон обоснованная финмоделью история с приправой юридических особенностей.

У меня до сих пор флешбеками перед глазами стоит выставка Buybrand 2019, (на которой я был от имени своего работодателя и тоже представлял сомнительную заведомо залипушную франшизу) где были десятки супер-выгодных франшиз со слов их продавцов. Прошло почти 5 лет и ни одного из тех названий я не вспомню и ни одна франшиза не стала успешной и действительно привлекательной.

А если франшизу еще и аргессивно рекламируют и впаривают на каждом углу (привет клиникам "Демократ"), то это не просто красный флажок, это огромное многометровое алое знамя о том, что франшиза убыточная и никто не хочет ее покупать. Потому что за хорошими франшизами (такие тоже есть) стоят очереди на освобождение территории и уже франчайзер проводит отбор, кому доверить свой бренд.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Golikov
Автор

Илья, вы очень четко подметили. Большинство франшиз - это пшик, который скрывает убыточный бизнес.

Мой бизнес развивается очень хорошими темпами, что мы поставили сверх амбициозную цель. Консолидация разрозненного рынка - это большая работа, с которой сложно справиться в одиночку.

Спасибо за комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Уточните пожалуйста... Если бизнес развивается очень хорошими темпами, то, наверное, есть приличная чистая прибыль, которую можно реинвестировать? Отсюда вопрос: почему нельзя нанять толкового регионального директора (территориального, директора по развитию и пр. - название не важно, важна суть) и масштабироваться самостоятельно, ни с кем не делясь? Если продукт хороший и развитие стабильное.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Golikova

Сколько по времени вы будете масштабировать бизнес на открытие одного филиала нужно 4,5 млн, чистая прибыль в мес с филиала 400к. А ещё хочется жить, путешествовать и ребенка учить в международной школе?

У нас есть управляющие в каждом регионе.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Если бизнес уверенно развивается, растет и дает приличную прибыль, почему не использовать деньги инвесторов и банков? Да и если есть положительная динамика, то сегодня 400, через месяц больше, через полгода еще больше, верно?
Сколько по времени - не знаю. Смотря что и как открывать. Мы открывали в разных проектах филиалы в среднем за месяц-два. Магазин бытовой техники в новом регионе с ремонтом, наймом, товаром и рекламой месяц назад открывали за 4-5 неделю с нуля.

От ваших комментариев еще больше вопросов и еще мутнее становится, извините.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Golikova

А мне по вашим комментариям все яснее становится, что вы работали только в найме и никогда не имели дела с привлечением инвестиций в проект и кредитов.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Как жаль, что вы заблуждаетесь. У меня в профиле даже написано, что я экс-владелец маркетингового агентства. И кроме него 2 бизнеса запускал.
Жаль потому что я бы тоже предпочел чтобы в моем опыте не было поисков инвесторов и обращений в банки. Нок сожалению были.
Я рад, что вы переходите на личности. Я про ваш бизнес, а вы уже дважды лично про меня. Переход на личности выдает многое и многое объясняет.

Ах да, у действительно успешного растущего бизнеса не бывает проблем с инвесторами. Бизнес-ангелы сами ищут такие проекты чтобы вложить суммы вплоть до безлимитных. Дать контакт человека?
Если у вас проблемы и сложности с этим делом, то вы снова подтверждаете мои слова о сути большинства франшиз.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Sinko

Здесь скорее модель озона - нахерачим точек с околонулевой рентабельностью, потом покажем охват рынка и втащим крупняк, ему впарим долю за свой экзит, а дальше он пусть пробует вытащить это в плюс

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Я вижу модель классической пустой франшизы: переложить всю ответственность на франчайзи, взамен дать почти ничего (ни в этой, ни в предыдущей статье я не увидел внятного описания того, что получает франчайзи по пунктам - никакой базовой информации и никакой конкретики), но в моменте заработать побольше на паушальных взносах и роялти первых месяцев.
То есть и рыбку съесть (деньги на Р/С прямо сейчас) и удобно устроиться, заявив через год что сеть представлена в 100500 городах 146 регионов (за счёт бедолаг-франчайзи).
Классика.
Озон и ВБ хотя бы открывают ПВЗ, давая свой бренд и приличную реальную поддержку. Тут вообще хз, что получит франчайзи кроме головной боли и имиджа основателей "а, это вот те, которые в интернете в комментах срутся?"

Ответить
Развернуть ветку
Igor Golikov
Автор

Интересно было бы почитать про нашу бизнес модель управляющей компании? Как мы работаем с партнерами, какие услуги оказываем?

Ответить
Развернуть ветку
Neuromarket (Алексей)

С этого и нужно было начинать. Пока- вода и никакой конкретики.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Golikov
Автор

Никогда не поздно что-то начать делать или писать. Однажды мы с женой летели из Италии и встретили дедушку, который начал заниматься бегом в 53 года. Мы встретили его, когда он летел с Олимпиады, где получил 3 золотых медали. Или вы сторонник, что раз написав за второй не берись?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Sinko

И за какую цену

Ответить
Развернуть ветку
Igor Golikov
Автор

и в пунктах озона тоже есть бизнес. Или вы же будете отрицать, что владельцы сетей выдачи зарабатывают деньги?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Sinko

Я не погружался в их проблемы, но судя по текучке пвз в округе - там как с игрой в казино, на этом зарабатывает только казино. И я больше про стратегию охвата рынка говорил, думаю она вам известна, давайте покажем инвестору красивую круговую диаграмму

Ответить
Развернуть ветку
Maria Golikova

Ну вот и хорошо, вам же и так все ясно-понятно было с самого первого комментария про наш бизнес и нас, соответственно 😉

Ответить
Развернуть ветку
Neuromarket (Алексей)

Научитесь корректно обрабатывать негатив. Пока у вас - только переход на личности и никакой конкретики.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Golikov
Автор

Алексей, ну нет же никакого негатива. Просто интеллектуальный диалог. Или все таки нужно обрабатывать ваш негатив?

Ответить
Развернуть ветку
Марина Власова

Интеллектуальный диалог - это когда адекватно приводятся аргументы, поясняются какие-то детали, ведется беседа по существу. А Ваша жена только истерит и хамит в комментариях. Извините, но интеллект не прослеживается в её сообщениях. Только позиция обиженки и жертвы.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Golikov
Автор

Столкновение субъективных мнений неизбежно ведет к вспышкам на солнце )
Спасибо за комментарий, Марина

Ответить
Развернуть ветку
Maria Golikova

После слова извините можно хамить, тогда это не считается? Я правильно поняла правила переписки в комментариях? 😅

Ответить
Развернуть ветку
Марина Власова

Ну я не знаю. Фирменно хамите всем здесь только Вы. Пониманию, хотели, видимо, прослыть здесь бизнес-"ледёй", вещающей про "успешный успех", но увы... ошиблись с аудиторией и площадкой.
Здесь людям интересны цифры, факты, а не семейные фото и Ваш душевный стриптиз.
И, кстати, Вам многое написали по делу. Вполне здравые мысли и адекватные сомнения.
Но Вы даже этого не поняли. И из-за своей ограниченности, глупости и слабости ударились в агрессию.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Golikova

Спасибо огромное аудитории за конструктивные комментарии, мы всегда их учитываем в своей работе. Обязательно ответим на все вопросы и детально опишем в следующих статьях.
Марина, слова «ограниченность, глупость» тоже является хамством, правда уже с вашей стороны) Не ударяйтесь в агрессию. Всем мир ✌️

Ответить
Развернуть ветку
Maria Golikova

Спасибо за совет!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Golikov
Автор

не каждый бизнес и не на каждом этапе ищет инвесторов. Инвестиции - самые дорогие деньги для основателя, не так ли?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya

Потому что наебалово, что вы как ребенок :)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Golikov
Автор

Ваша оценка очень важна для нас, оставайтесь на линии вам ответит первый освободившийся специалист!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Golikov
Автор

Давайте попробуем открыть 77 точек за один год с чистой прибылью даже 1,5млн. Что вам для этого надо?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Интересно ознакомиться с парой реальных отзывов тех, кто купил франшизу, сколько времени ушло, чтобы отбить инвестирование.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Golikov
Автор

Обязательно расскажем об этом в следующих статьях, Владимир

Ответить
Развернуть ветку
433 комментария
Раскрывать всегда